Главная Публикации История старообрядчества Старообрядческий храм в городе Верее

Темы публикаций

Старообрядческий храм в городе Верее

Роман Аторин

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии

ФГБОУ РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

На юго-западе Московской области, в Нарофоминском районе, по берегам реки Протвы расположился самый маленький в Подмосковье, но один из самых живописных городов в регионе — город Верея.

Относящаяся к малым городам России Верея имеет богатую на события старообрядческую историю.

Для начала небольшая историческая справка. «Верея входит в десятку древнейших городов Подмосковья и считается самым древним городом на территории Наро-Фоминского района. В отечественной истории принято считать днём основания города, села, деревни и иной местности день и год первого упоминания их в первоисточниках. Поэтому многие историки и краеведы интересовались первыми письменными упоминаниями о городе и разыскивали летописи о Верее. Есть летопись 1159 года, где упоминается некое поселение Верейсча. Некоторые историки считают, что это и есть наша Верея. Если это так, то в 2014 году Верее бы исполнилось 855 лет. Почти ровесница Москве! Первые официально подтвержденные известия о Верее появляются на страницах летописи в конце XIV века, когда Московское великое княжество, энергично расширяя свои границы, вышло по реке Протве на Оку, захватив у Рязанского княжества еще одну обширную часть его заокских владений — «рязанские отменные места». Эти упоминания датируются 1371 годом. Поэтому принято считать 1371 год – официальной датой основания города Верея. В 2014 году город отпраздновал свои 643 года» (материал взят из источника http://vereya.su/gorod/istoriya/pervye-upominaniya/title.php ).

Так вышло, что Верея и её окрестности были традиционным компактным местом проживания старообрядцев. Жестокие гонения заставили староверов селиться подальше от столицы. А такая тихая гавань, как Верея, с её живописными улочками, склонами, красивою рекой, окружённая подмосковными лесами, являлась весьма привлекательным местом для старообрядцев. Экономический и культурный расцвет Вереи приходится на конец XVIII – начало XIX века. И это неудивительно, ибо этот город считался городом старообрядческого купечества (старообрядцы, гонимые в своём отечестве, всегда и повсюду притесняемые и лишаемые в правах, оказали способность к предпринимательству и коммерции). История города сохранила имена Томилиных, Глушковых, Шевелёвых, Мартьяновых.

До середины XIX века старообрядцам было официально запрещено строить собственных храмы с алтарём для возможности служения литургии. Разрешено было довольствоваться только молитвенными домами и часовнями, да и те предписывалось возводить без видимых наружных религиозных символов. Поэтому у старообрядцев были молитвенные дома, указывавшиеся в официальных бумагах как «часовни», однако нередко, использовав личные связи, возможность договорённости, или просто в тайне, внутри дома устраивался алтарь.

К сожалению, никаких письменных источников не сохранилось, историческое предание говорит о том, что до печально известного пожара 1812 года в Верее уже существовал деревянный старообрядческий молитвенный дом, освящённый во имя Рождества Христова. Пожар 1812 года, устроенный отступающей наполеоновской армией, уничтожил не только молитвенный дом, но почти все деревянные строения города. По другим данным, «в 1812 году, чтобы не дать наступающему врагу возможности использовать имущество и продукты, казаки подожгли торговые ряды, от которых загорелись другие городские постройки. В огне погибло много зданий, в том числе и эта моленная» (источник: http://www.starovereya.ru/about-church).

Старообрядцы, «закалённые» в гонениях, не унывали и уже через два года, в 1814 году, построили новую каменную часовню. «Особые усилия для строительства нового молитвенного дома приложили купцы Борис Петрович Томилин, Даниил, Михаил, Сергей и Андрей Глушковы, Иван и Георгий Шевелевы, Георгий Мартьянов. Улица стала называться Часовенной. Многие богатые и не очень богатые жители Вереи стали прихожанами этой церкви» (источник: http://www.starovereya.ru/about-church ).

Имперское законодательство не разрешало старообрядцам строить храмы с демонстрацией наружной религиозной символики (кресты, купола, колокола и т.п.). Поэтому многие старообрядческие храмы того времени с виду ничем не отличались от светских строений. Не миновал подобных «культурных условий» и старообрядческий храм города Вереи. Он как бы незаметно и органично вписывался в архитектуру верейских кварталов и был не особенно приметен. В «Очерках поповщины П.И. Мельников-Печерский пишет следующее: «В тридцатых годах в городе Верея значится молельная каменная, устроенная наподобие церкви и принадлежавшая всему местному старообрядческому обществу. При ней бывали беглые попы. В тридцатых годах был там поп Иван Петрович Сергиевский, беглый из Александровского уезда Владимирской губернии, о помещении которого на Рогожское кладбище хлопотали у правительственных лиц московские старообрядцы».

Как говорится, «небольшое одноэтажное кирпичное здание с одним куполом и небольшой колоколенкой было построено в Верее к западу от кремля, в глубине одного из центральных кварталов» (источник: http://wiki.starover.net/index.php?title). Однако внутри этого молитвенного дома было сделано всё по канонам, как то и подобает церкви. Здание было поделено на три части: отгорожен алтарь и есть притвор. Был поставлен иконостас и престол в алтаре.

Верейский старообрядческий храм, простой снаружи, преображался изнутри. Иконы были украшены богатыми серебряными окладами, у общины появилась главная святыня храма — Животворящий Крест Господень с 69 частицами мощей святых угодников. В 1897 году храм был капитально отремонтирован и переделан иконостас. С тех пор внутренний интерьер церкви практически не менялся. Неоценимую заслугу в украшении и благолепии храма внесли Иван, Илья и Филипп Хомутинниковы и потомки братьев Глушковых.

1905 год открыл старообрядцам новые возможности. Император Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», сообразно с которым отныне старообрядцы без всякого опасения, абсолютно свободно и открыто могли отправлять свои религиозные богослужения. Храмы и часовни возводить разрешалось, старообрядческое духовенство могло открыто передвигаться по территории империи. Этот период заслуженно называют золотым веком старообрядчества.

Не миновало оживление и старообрядческую верейскую общину.

Январь 1908 года был ознаменован тем, что после оформления необходимых документов и разрешения, на церковь были возведены глава и крест. А в феврале 1908 года было начато строительство храмовой колокольни. Под личным наблюдением архитектора Николая Егоровича Мартьянова, который решил построить старообрядцам колокольню безвозмездно, сооружение данного строения было закончено в 1909 году. Тогда же было приобретено семь колоколов. В 1910 году был построен дом причётников (не сохранившийся до сегодняшнего дня), а в 1911 — врата с выходом на Ново-Можайскую улицу (ныне 1-я Советская).

1917 год принёс в Россию революцию, ломку устоявшихся ранее порядков и безбожие. Для построения «светлого» атеистического будущего в стране был взят курс на уничтожение религии. Сотни храмов было уничтожено, десятки тысяч священнослужителей расстреляно или подвержено преследованиям. Однако…старообрядческий храм города Вереи в советское время никогда не закрывался и являлся единственным действующий православным храмом города, в котором богослужения не прерывались. (По некоторым сведениям, храму удалось избежать закрытия и, более того, уничтожения благодаря личному заступничеству всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина.)

Заслуживает внимания духовно-просветительская деятельность верейского старообрядческого священника Стефана Федоровича Лабзина, который прослужил настоятелем в этом храме очень долго, с 1891 года и до конца тридцатых годов XX века, то есть почти сорок лет. Именно с его именем связан расцвет верейской старообрядческой культуры.

Отец Стефан Лабзин является племянником известному в старообрядчестве епископу Арсению Уральскому (Онисим Васильевич Швецов), прославленному в лике святых Русской Православной Старообрядческой Церковью в 2011 году. Историческую и духовную ценность представляет переписка епископа Арсения Уральского и священника Стефана Лабзина, фрагменты которой выставлены в Верейском краеведческом музее.

Не менее известная личность старообрядческой общины Вереи – старообрядческий епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений, который до избрания на епископскую кафедру 36 прослужил священником в старообрядческом храме города Вереи. Отец Евгений Иванович Михеев (так звали будущего епископа в миру) снискал любовь и уважение не только среди своих прихожан, но и среди жителей города.

В Верее располагается к западу от города в сосновом бору уже ставшее историческим, но ныне действующее старообрядческое кладбище. «Здесь похоронены достаточно известные люди и их потомки, на чьи средства строилась и благоукрашалась старообрядческая церковь. Имеются захоронения рода Глушковых, рода Хомутинниковых и др. До настоящего времени на кладбище сохранились старые мраморные памятники и надгробия» (источник: http://vikimo.ru/w/index.php?title ).

Каждый год, согласно устоявшейся традиции, в старообрядческом приходе города Вереи происходит знаменательное событие. Старообрядцы Москвы, Московской области, гости из других регионов каждый год, в сентябре, собираются, чтобы пройти крестным ходом из города Вереи в город Боровск. Крестный ход Верея — Боровск совершается в память старообрядческих исповедниц боярыни Феодосии Морозовой и княгини Евдокии Урусовой, принявших мученическую кончину в Боровске. «В воспоминание подвига мучениц в Московской епархии РПСЦ с 2009 года ежегодно совершается крестный ход. Он начинается 23 сентября: в преднесении Креста паломники выходят от Покровского храма г. Вереи и направляются в г. Боровск Калужской области, где похоронены святые мученицы. В пути паломники молятся службу страдальцам за древлее благочестие. Утром 24 сентября в церкви Введения Пресвятой Богородицы служится божественная литургия. После службы по многолетней традиции верующие проходят малым крестным ходом по улицам Боровска к часовне, возведенной на месте острога боровского городища, где в ХVII веке в находились в заточении инокиня Феодора (Морозова) и ее соузницы» (источник: http://ruvera.ru/news/vosmoiy_krestnyiy_hod).