Введение в церковь Пресвятой Богородицы

Главная Публикации Введение в церковь Пресвятой Богородицы

Темы публикаций

Введение в церковь Пресвятой Богородицы

Введение в церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых праздников, который совершается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

Введение в церковь Пресвятой Богородицы
Введение во храм, с житием Богоматери, Иоакима и Анны, XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

История праздника

Начало празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к IV веку, хотя письменные обозначения находим только в месяцесловах VIII века. Начиная с IX века появляется ряд сочинений христианских авторов, повествующих о данном событии: это творения Георгия Никомидийского, Феофилакта Болгарского, Германа, архиепископа Константинопольского, и других. К середине XVI века эти сочинения были переведены на славянский язык и помещены митрополитом Московским Макарием в Великие четьи-минеи. Церковные историки считают, что в число двунадесятых праздник Введения вошел только после XIV века.

Наиболее полно богословское толкование праздника Введения во храм Богородицы дано у святителя Григория Паламы. Он написал поучение «Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы», где раскрывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии Матерью Исуса Христа, объясняет причину введения Её во Святая Святых Иерусалимского храма:

Избранная из всех от века, явившаяся Святейшая святых и имеющая тело более чистое и божественное, чем добродетелью очистившие себя духи, как не образом лишь бывшая приятелищем Божиих слов, но как приявшая и Самое Воипостасное и Единородное Слово Пребезначального Отца, Она помещается сегодня в Святейших сокровенных местах храма, словно некое Сокровище Бога, имеющего применить его в свое время, которое и наступило, для обогащения и украшения всего сущего в мире и выше мира: и, таким образом, Он и этим прославляет Свою Матерь и прежде чем родился от Нее, и после Рождества.

Событие праздника

О рождении, детстве и юности Пресвятой Богородицы мы узнаем преимущественно из Священного Предания, потому что в канонических Евангелиях не упоминается о событиях земной жизни Божьей Матери. Священная история нам повествует о том, что святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю Дочь в Иерусалимский храм. Сделано это было во исполнение обета посвятить жизнь Марии на служение Господу. Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников. В храм вела лестница в 15 ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла взойти по этой лестнице. Но, укрепляемая силой Божией, Она самостоятельно преодолела все ступени и вошла в храм. Затем первосвященник, по внушению Божию, ввел Пресвятую Деву во Святая Святых, куда из всех людей только раз в году мог входить первосвященник с очистительной кровью. Вот как говорится в праздничном богослужении об этом необыкновенном, исключительном событии: «Ангели введение Пречистыя зряще, удивишася: ка́ко Девая входит во Святая Святых» (Ангелы, увидев введение Пречистой Богородицы, удивились: как Дева входит во Святая Святых).

При храме Преблагословенная жила с благочестивыми постницами, посвятившими себя на служение Богу, молилась, читала Священное Писание, трудилась и дала обет Богу пребывать всегда Девою.

Преподобный Иероним Стридонский, однако, указывает:

Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её.

Богослужение праздника

Богослужение праздника установлено в честь священного события — введения Девы Марии во Святая Святых. В стихерах на праздник Введения изображается это событие — шествование со светильниками, встреча в храме первосвященником, а также выясняется значение праздника и цель введения во храм Святой Девы. Она приводится в храм, чтобы воспитаться в Божие жилище и уготовать Собою Престол Божий и затем примирить с Богом нас, «обожить» нашу растленную грехом природу. Два канона празднику, повторяющие мысли стихер, составили Георгий Никомидий и Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский.

Введение в церковь Пресвятой Богородицы

Русский перевод: Сегодня предызображение благоволения Божия и предвестие о спасении людей. Дева открыто является в храме Божием и всем предвозвещает о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Введение в церковь Пресвятой Богородицы

Русский перевод: Пресвятая Дева — пречистый Спасов храм и многоценный чертог, священное хранилище славы Божией, сегодня вводится в дом Господень и вводит с Собою благодать Божественного Духа. Ее воспевают Ангелы Божии: Она есть селение небесное.

Задостойник празднику:

Яко о душевнем Божии киоте, да не коснется никакоже рука неверных. Уста же верных Богородице немолчно глас Ангелов воспевают, радостию вопиюще, радуися, Обрадованная Господь с Тобою.

Русский перевод: Рука непосвященных отнюдь да не дерзнет касаться Тебя, одушевленнаго киота Божия; уста же верных да воспевают неумолчно воззвание Ангела, в радости восклицая: Господь с Тобою — получившая радость (от Господа).

Проповедь митрополита Корнилия на праздник Введения в церковь Пресвятой Богородицы (читать)

Престольный праздник отмечают в старообрядческих храмах в г. Боровске Калужской области, в г. Симферополе (Республика Крым); в селе Новая Некрасовка и г. Балта Одесской области, с. Липованы Черновицкой области (Украина); в г. Браила (Румыния); в г. Бишкеке (Киргизия), в Славском женском старообрядческом монастыре (с. Русская Слава, Румыния). В честь Введения освящен один из храмов Николо-Улейминского женского монастыря (Ярославская область). Также это местночтимый праздник в селе Пристань Свердловской области: Свято-Троицкий храм до пожара в 1980-х г. был освящен в честь Введения во храм.

Иконография

Самые ранние изображения праздника Введения во храм Богородицы на иконах — это фрагменты эпистилиев XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае. Центром композиции является маленькая фигура Девы Марии в Иерусалимском храме. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник — праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. На иконах IX–XIII веков рядом с Марией изображаются её родители, праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках.

Введение в церковь Пресвятой Богородицы
Введение во храм. Из праздничного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Введение в церковь Пресвятой Богородицы
Введение в церковь Богородицы с избранными святыми, нач. XIX в.
Поделиться: