Главная Публикации Богословие и культура Православие о личностном бытии человека. Свобода и ответственность

Темы публикаций

Православие о личностном бытии человека. Свобода и ответственность

Православная культура рассматривает человека в первую очередь как существо, чье бытие неразрывно связано с бытием Божиим. Причастность человеческого существа божественному бытию, сопряжённость человеческой сущности с самосущей божественной Личностью обуславливает наличие у человека особенных качеств, которые делают его не просто индивидуальным существом, индивидом, но личностью. Поэтому создание теории человеческой личности, имеющей творческое значение для русской культуры, невозможно без обращения к основным идеям и принципам православной антропологии.

Православие видит в человеке субъект богообщения, который призван к обожению, уподоблению своему Творцу, т.е. личность, стоящую лицом к лицу со своим Создателем и непосредственно общающуюся с Ним. Для православного богословия очевидно, что личностное начало в человеке определяется самосущим божественным Духом, нетварными энергиями залога благодати Святого Духа, которые образуют онтологическое ядро личности, составляют его духовную сущность. Дух Божий, заложенный Творцом в сердце человека (см.: 2 Кор. 1, 23; 5, 5) — это сознающая себя, самосущая, самобытная и самодеятельная живая сила творческой божественной славы. Эта живая сила славы Божией, образуя онтологическое, или сущностное, смыслопорождающее ядро человеческого существа, является основанием человеческого всеединства. Она составляет единую сущность всех людей и делает каждого человека, причастного ей, личностью.

Сущностная, онтологическая реальность личностного бытия человека в православной антропологии выражается концептами и понятиями духа, образа Божия в человеке, совести, разума, свободы, творчества, ответственности, веры, надежды, любви, Божественного Логоса.

Видение человека как личности открывается православной вере в том, что человек создан Богом-Духом-Любовью по образу и подобию своего Творца и является носителем божественных даров: залога вечной жизни творческой славы в её целостности и полноте, самосознания и совести, веры, любви, разума, свободы самоопределения и самодеятельности: деятельности из своей духовной, богоданной сущности — Божественного Логоса. Человек призван к общению со своим Творцом лицом к лицу, к зрению и познанию своего Создателя чистым сердцем, к уподоблению Ему в бессмертии вечной жизни, в совершенной божественной любви и свободе, к стяжанию благодати Святого Духа и обожению своего существа через искупительный подвиг Богочеловека Исуса Христа.

Бесспорно, свобода является одной их высших ценностей (если не главнейшей) человеческого бытия. Стремление к свободе, борьба за нее составляют сущность и содержание духовной культуры человечества.

Идея свободы как идеала духовных исканий, цели жизненных устремлений человека может появиться только у несвободного существа. Стремиться к свободе может только тот, кто переживает и осознает как свою несвободу, так и свое призвание к свободе, ощущает себя достойным свободы, но реально несвободным существом. Чувство свободы как призвания и нормы жизни и ее отсутствия — зависимости от чего-либо, связанности чем-то, т.е. несвободы, непосредственно переживается личным «я» человека в глубинной, базисной интуиции его персональной идентичности «Я ЕСТЬ».

Свобода — понятие негативное. Оно выражает отсутствие зависимости от чего-либо, мешающего, препятствующего осуществлению целей, желаний, хотений человека и основанных на них стремлений воли. В самом широком смысле, свобода — это способность делать то, что хочешь, действовать согласно целям, желаниям, хотениям, вытекающим из природы человека. Свобода — это независимость от препятствий и помех в следовании своей природе, в осуществлении своего бытия согласно его внутренней логике.

Свобода — это всегда свобода кого-то (субъекта деятельности, обладающего своей собственной природой и сущностью) для чего-то (беспрепятственного следования этой своей природе и связанным с ним целям, желаниям, устремлениям воли) от чего-то (факторов, препятствующих осуществлению деятельности, устремлений воли согласно своей собственной природе).

Стремится к свободе всегда кто-то, кто хочет беспрепятственно следовать своей природе, реализовать основные потенции, возможности, свойства, качества своего существа, вытекающие из его природы и определяемые ею.

Осмысливая свою свободу, человек отвечает на следующие вопросы о ней: «свобода от чего?», «свобода для чего?» и «свобода чья?». Ответы на первые два вопроса даются в соответствии с тем, какой ответ получен на вопрос «свобода чья?». Осуществляя желание бескорыстного дарения живой силы творческой славы, человек реализует себя как подлинно свободную личность.

Реализация сущностной свободы — это утверждение свободы воли человека, его способности осуществлять действия не только из мотивов выгоды, пользы, удовольствия, страха, самосохранения, но и находить источник и основание своих волевых устремлений в себе самом, в своей духовной сущности, совпадающей с божественным Логосом. Как субъект свободы воли, человеческая личность осознает и реализует себя как существо, сущностная свобода которого предстает как самодеятельность личности, которая в своем вхождении в вечную жизнь Царства Небесного не зависит от стихий тварного мира, не руководствуется ими в своих действиях. Она имеет основание и источник творческой активности живой силы духа не в этих стихиях, а в себе самой — в Божественном Логосе, в своем добровольном следовании Ему и в своем свободном подчинении Божией воле, открывающихся совести человека как образ Божий в нем.

Познавая себя в православном аскетическом делании, осознавая себя самого и свою сущностную, онтологическую свободу от тварного мира, христианский подвижник вместе с апостолом Павлом может сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить от любви Божией во Христе Исусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35–39). Эта сущностная свобода любви и славы Божией осознается совестно-сердечным созерцанием, духовным видением человека как жизнь без страха.

В православной культуре человек реализует и осознает свою свободу как возможность и способность жить согласно Божественному Логосу, определяющему его духовную сущность, как беспрепятственное осуществление желания жить в радости дарения живой силы творческой славы.

Сущностная свобода человека — это свобода от тщеславных привязываний им живой духовной силы славы Божией, дарованной ему Создателем, к стихиям тварного мира, свобода от греха, неведения, гордости, самомнения, страха страстей для безусловной божественной любви, для бескорыстного прославления Бога-Троицы, для благодарения в благодати Святого Духа.

Как личность человек наделен способностью самосознавания, даром творческой ответственности и даром самосозидания.

Личностное начало в человеке определяется самосущим божественным бытием, нетварными энергиями залога благодати Святого Духа, которые образуют онтологическое ядро личности, составляют его сущность. Дух Божий, заложенный Творцом в сердце человека — это сознающая себя, самосущая, самобытная и самодеятельная живая сила творческой божественной славы, которая, образуя онтологическое, или сущностное, ядро человеческого существа, делает его личностью. Она сообщает душе человека способность созерцания и осознавания себя в полноте жизни творческой славы, способность смыслопорождения разумного осмысления нетварного и тварного бытия, способность духовного самоопределения.

Содержание сущностного, онтологического ядра существа человека составляет живая сила духа творческой славы, которую человек получает в дар от своего Создателя и которою приходит в бытие. Это ядро является содержанием и целью духовной деятельности человеческой личности, определяет её высшие духовные или личностные качества: веру, разум, любовь, самосознание, творческую ответственность, свободу, свободу самоопределения и свободу воли. Хранителем вечной жизни онтологического смыслопорождающего ядра человека является совесть.

Личностное бытие человека характеризуется тем, что человек является субъектом свободы, способным осуществлять свою деятельность, исходя из себя самого. В этом качестве он способен действовать не только из мотивов пользы, самосохранения, удовольствия, страха, но и из своей духовной сущности, идеальной формы своего личностного бытия: не из выгоды и приспособления к среде обитания, а свободно, из глубинных оснований своего духовного бытия. Человек способен осуществлять такую деятельность, в которой будет исходить из себя самого — из сущностного ядра своей личности, и которая будет направлена на осуществление человеком себя самого как высшей цели и ценности, на творческую актуализацию своего сущностного ядра в самобытности, свободе и полноте живой силы творческой славы.

Со способностью творческого свободного созидания, самоактуализации личностью ее духовного потенциала связаны другие, не менее важные, духовные способности человеческой личности. Это способность самоопределения, свободного выбора качества духовного содержания своей личности, способность различения добра и зла, способность самопознания, способность творческого созидания, творения безусловного добра духовной жизни, свободным сознательным волевым усилием приобщения личного «я» к полноте и свободе живой силы творческой славы в Исусе Христе. Развитие и реализация духовных способностей человека ведут к актуализации его духовного потенциала, к осуществлению его духовных возможностей реализации идеальной нормы личностного бытия человека.

Творческое разумное созидание личностью своего духовного мира возможно благодаря интуиции и совестному сознаванию идеальной формы ее бытия, наличию образа Божия в человеческой личности. Главными проявлениеми абсолютного онтологического ядра личности, его живой силы свободной творческой славы являются разум и самосознавание.

Самосознавание — важнейшее духовное качество человека как личности, дар Творца его душе. Самосознавание — это способность сверхчувственного, совестно-созерцательного, сердечного видения Божественного Логоса — закона и образа богоподобного совершенства человека, образа замысла Творца о нем и своего соответствия этому образу. Самоосознание одновременно является условием, основой и результатом творческого преображения личности на пути ее богоуподобления.

Самосознанию человека дана способность одновременного видения со-знавания, со-знания: 1) персональной бытийности человека «Я ЕСТЬ», 2) образа его идеального, совершенного, богоподобного бытия и 3) реального соответствия своей персональной эмпирической бытийности Божьему замыслу о человеке, т.е. совестная самооценка себя как сотворца себя самого по образу свободы и любви Божественного Творца. Самоосознавание и оценка человеком себя самого есть действие его совестно-сердечного созерцания, действие Духа Божия в его сердце.

В своем творческом самоосознавании личность знает, что, во-первых, она есть, существует как уникальное, неповторимое существо, обладающее безусловной ценностью и целью для самой себя и своего Творца. Во-вторых, что она является субъектом свободы и творческой ответственности. Личность осознает себя субъектом свободы самоопределения, или свободы выбора образа своего бытия, обладающим даром персональной творческой ответственности за устроение своей жизни в благе богообщения, или в абсолютном добре свободного дарения живой силы славы Божией. Как субъект свободы личность осознает себя субъектом свободы воли, обладающим возможностью и способностью действовать, творить добро из своей собственной онтологической сущности, определяемой Божественным Логосом, или совестью. Действуя как субъект свободы воли, личность тем самым творит и осознает себя субъектом свободы духовной жизни, ничем другим, кроме своей собственной сущности, не обусловленной, самобытной дарительницей живой силы творческой славы.

В качестве субъекта свободы самоопределения, свободы личного творчества, свободы самодеятельности и свободы самобытной духовной жизни, который имеет жизнь в самом себе, человеческую личность можно осуществить и понять только лишь в плане ее соотнесенности с божественной творческой Личностью, которая обладает могуществом Своей собственной причины и достоинством Своей собственной цели. Человеческая личность осознает и реализует себя в богоподобной самобытной творческой свободе и любви через соотнесение с Богочеловеком Исусом Христом, причастие Его вечной жизни. Человек утверждает свое личностное бытие, свободно подчиняя свою волю Божественному Логосу, Который открывается сердечно-совестному созерцанию человека, видим его совестью как закон благодарения. Обретение личностного бытия в евхаристическом общении с Живым Личным Богом осуществляется как духовное преображение и обожение человека в опыте веры, покаяния, смирения и самопознания через отрешение от тщеславных привязанностей к стихиям тварного мира.

В духовном опыте православия самопознание человека есть в первую очередь осознание им своей духовной нищеты (см.: Мф. 5, 3; Гал. 6, 3), немощи, греха и страстей. Самопознание человека в духовном опыте православия дает ему возможность осознать богоподобие личности, обладающей достоинством высшей цели и ценности для своего Творца. Осознание человеком себя личностью — это осознание им себя самого в качестве субъекта свободы самоопределения, самобытного, самодеятельного субъекта персональной творческой ответственности за раскрытие в себе своего духовного потенциала, определяемого онтологическим ядром человеческой личности.

В основе осознания человеком себя уникальной, самобытной, ответственной, безусловно ценной личностью лежит его вера в себя как в созданного Богом-Любовью носителя образа своего Творца, призванного к уподоблению своему совершенному Создателю в свободе, вечности, неизменности Его жизни. Вера в высшее призвание, соединяясь с духовным чувством, или чувством духовного, личного (богоподобного) достоинства человека, дает импульс покаянию — сознательному волевому усилию деятельно-практического приобщения человека Божественному Логосу. Чувство духовного, личного достоинства человека является проявлением образа Личного Бога в его душе. Оно связано с деятельностью совести и является формой и способом прямого и непосредственного совестного самосознавания духа.

Соединяясь с волевым усилием покаяния, чувство духовного достоинства дает начало совестному самоосознаванию человеком образа его богоподобного совершенства. Самосознавание, или сознание духом самого себя, осуществляется через деятельность совести. Совесть открывает человеку образ самого себя как идеальную форму его личного бытия в свободе, полноте и целостности духовной жизни. Следуя этому образу и чувству своего духовного, личного достоинства, человек живет в мире, в ладу со своей совестью, или в ладу с самим собой. Сопоставляя свои реальные желания, волевые устремления, мысли, чувства, эмоции, поступки с этим идеальным образом себя самого, человек может быть честным с самим собой или лгать самому себе, оправдывая свой эгоизм, алчность, своекорыстие, тщеславие, трусость. Когда человек пренебрегает голосом совести, отворачивается от идеальной формы своей личности, он изменяет самому себе, предает самого себя, погрязая в гордости, тщеславии, самомнении. Каждый человек обладает свободой выбора следования голосу совести или отказа от себя самого, от идеальной нормы своего личностного бытия. От свободного выбора и деятельного напряжения воли человека к добру богообщения в конечном счете зависит, быть ему подлинной личностью или потерять самого себя, утратить свободу духа, свободу воли.

Принятие православным подвижником себя в качестве ответственного субъекта безусловного, бескорыстного прославления своего Творца в Духе Святом есть узнавание, осознавание себя причастником божественной самобытности, или свободы славы Божией. Это видение совпадает с осознаванием человеком самого себя ответственным субъектом своей истинной свободы, являющимся причиной своего следования воле Божией или отказа от неё.

Реализация истинной свободы славы детей Божиих была бы невозможной без дара личной ответственности человека за своё духовное состояние и волевые устремления, действия и поступки, которым наделил его Творец. Быть ответственным, отвечать за что-либо означает реально быть и осознавать себя, свои действия, поступки причиной возникновения, изменений, состояний объекта ответственности. Ответственность всегда субъектна, т.к. предполагает наличие хотений, замыслов и действий по отношению к тому, для чего субъект ответственности и его действия являются причиной.

По замыслу Бога-Творца, человек, будучи созданным по Его образу и

подобию, должен активно участвовать в своём обожении, свободно дав согласие на то, чтобы выступать в роли сотворца вместе со своим Создателем, творчески соучаствовать в деле своего богоуподобления. Поэтому ответственность человека за своё духовное состояние, присутствующая в Божием замысле о нём, носит сотворческий с Богом-Творцом характер, является творческой.

Греховное злоупотребление человека даром свободного согласия на творческое ответственное участие в собственном обожении или отказом от него привело к тому, что богоуподобление человека стало свершаться как его спасение от греха и смерти, которое стало возможным благодаря искупительному подвигу Исуса Христа. Осознание и принятие дара творческой ответственности человека в деле своего спасения и обожения, который не отнимается у него вследствие грехопадения, происходит в покаянии.

Дар творческой ответственности за своё духовное преображение, обожение и богоуподобление означает для человека, в первую очередь, возможность и способность наравне со своим Творцом быть причиной своего единства с Ним в процессе богообщения или причиной разрыва этого единства, быть причиной отказа от благодарения в Святом Духе славы Божией. Духовная ответственность человека предполагает у него наличие возможности и способности самостоятельного выбора следования воле Божией о нём или отказа от этого следования.

Реализация духовной ответственности означает для христианина возможность самостоятельно, свободно выбирать, обретать и хранить покой активного равновесия благодарения, осознанно его желать и отвечать за причастность ему в синергии богообщения.

Духовная ответственность личности предполагает способность различения доброго и злого, достойного и недостойного и возможность самостоятельно действовать на основании этого различения.

Духовная ответственность человека предполагает у него наличие способности видения причин и предвидения последствий своих действий и поступков, понимание природы и пагубности последствий греховной безответственности и самооправдания ошибок и духовных нестроений страстей и омрачения ума.

Способность человека самому быть причиной своих собственных состояний, действовать из себя самого, сообразуя свою волю с замыслом и волей Творца о человеке, является проявлением его богоподобного достоинства. Богоподобное достоинство человека проявляется в его способности самообладания: возможности и способности быть собой самим, отвечать за самого себя, действовать из себя самого, любить себя самого по заповеди своего Творца, самому быть причиной хранения своей самобытности в Боге-Троице.

 Обладание даром творческой ответственности означает для человека наличие возможности и способности покаяния — перемены, или возвышения, ума, возможности самому быть причиной активного равновесия жизни в благодати Святого Духа, желать этого равновесия и хранить его, т.е. самому отвечать за состояние и глубину своего богообщения.

Принимая и реализуя этот дар личной ответственности за своё духовное состояние и устроение, человек обретает способность и возможность с Божией помощью лично противостоять греху беспокойства, злу утраты пребывания в мире и целостности духовного равновесия благодатного богообщения. Духовная сотворческая синергийная ответственность человека означает возможность понимания того, что причиной греховного отказа от благодатного богообщения является он сам, осознавать этот факт, не прибегая к безответственному самооправданию. Это сохраняет возможность покаяния как самостоятельного осознания и исправления своих ошибок, причиной которых человек видит и признаёт себя самого.

Безответственное самооправдание своих ошибок и нестроений, искание для них внешних причин означает отказ человека от дара духовной творческой ответственности за своё богоуподобление, отказ от богоподобной творческой субъектности. Этот отказ человека от богоподобных способности и возможности самому быть причиной своих собственных духовный состояний лишает его богоподобного достоинства и превращает в звено причинно-следственных связей тварного мира.

Таким образом, осмысливая природу и сферу личной ответственности человека за своё духовное устроение и преображение, мы можем прийти к следующим выводам.

Только лишь наличие у человека способности и возможности самому быть причиной своей связи с Творцом и лично отвечать за следование Его воле о человеке делает возможным подвиг обретения истинной свободы славы детей Божиих и стояния в этой свободе, становится основанием и условием его богоуподобления.

Принятие и реализация способности отвечать за своё духовное устроение и состояние, понимать и принимать свою ответственность за свои ошибки и нестроения, способности и возможности самому быть причиной своих действий, поступков, духовных состояний и волевых устремлений, причиной пребывания в смирении покоя полноты Божиего присутствия или отказа от него, возможны только при наличии у человека воли к совершенству и Истине, самостоятельного хотения следовать воле Божией о человеке, которая открыта в Евангелии: «Бог всем людям хочет спастись и в разум истины прийти» (1 Тим. 2, 4) и о которой сказано: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Исусе» (I Фес. 5, 16–18)