Главная Публикации Наука и вера Сущность и назначение человека в русской религиозной философии второй половины XIX века

Темы публикаций

Сущность и назначение человека в русской религиозной философии второй половины XIX века

Проблема природы человека, его духовного начала — одна из важных проблем, исследуемых в русской религиозной философии второй половины XIX века. Мыслителями были разработаны особые подходы к решению вопроса о духовной природе личности.

Сущность и назначение человека в русской религиозной философии второй половины XIX века

«В XIX столетии Россия произвела на свет целый ряд глубочайших мыслителей, которых по гениальности можно поставить рядом со светилами европейской мысли. Однако никто из них не оставил после себя цельной замкнутой философской системы, охватывающей своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла. Поэтому тот, кто ценит в философии, прежде всего, систему, логическую отделанность, ясность диалектики — одним словом, научность, может без мучительных раздумий оставить русскую философию без внимания», — писал А.Ф. Лосев, характеризуя важную особенность того времени.

Творчество русских религиозных философов второй половины XIX в. является глубоким и самобытным, в нем своеобразно преломляются ведущие идеи о духовности личности. Русские философы в своих изысканиях опираются на библейско-христианскую антропологию, которая наиболее точно и полно раскрывает сущность человека, пытаются осмыслить связь человека с Высшим началом.

Так, яркое отражение духовной сущности человека находим в размышлениях И.А. Ильина. Свою концепцию духовной личности он базирует на учении Нового Завета. Самое главное в человеке — дух. «Человек есть по существу своему живой личный дух» . У Ильина дух — «сила для самоутверждения человека, но только в ее предстоянии Богу и осознании своего достоинства. И еще одно необходимое качество духа — это ответственность и ее осознание. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа».

По утверждению И.А. Ильина, «духовный опыт делает человека духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство. Потому что последняя основа всего этого, творческий первоисточник всей духовной культуры есть Божественное в нас, даруемое нам в откровении живым и благим Богом, воспринимаемое нами посредством любви и веры и осуществляемое нами в качестве самого главного и драгоценного в жизни».

Для того чтобы реализовать и исполнить нравственный закон, человеку мало иметь одно нравственное самоопределение или желание, необходима сила, данная человеку Божественной благодатью в таинствах Церкви, сила, которая оживляет дух и устремляет человеческую личность к Богу, к своему Спасителю. Здесь речь идет о духовности, которая представляет собой благодать Божию, особую силу, оживляющую личный дух человека. Условие оживления духа заключается в нравственном самоопределении и нравственном перерождении личности.

Центральное положение в Новом Завете принадлежит не абстрактной морали, а Самому Христу, Его Божественной Личности. Становление личности происходит через внутренний, духовный опыт. Духовность раскрывается, по Ильину, через очищение души человека от греха посредством молитвы. «Молитва поднимается на истинную высоту: молится сердце, исполненное любви к Богу; молится созерцание как интенциональный порыв к Богу; молится разум, отдавший свои лучшие силы на подготовку молитвы; молится инстинкт, как чистая радость Божиим лучам; молится его воля, возносясь и домогаясь осуществления Совершенства. Молящийся, хотя бы на миг, становится «неопалимой купиной», поглощающей Божий огонь и посылающей свой свет в мир» .
Выделяя форму духовной жизни, Ильин обращается к категориям веры и любви. Только через веру и любовь, по его мнению, постигается и осмысливается реальность. Через любовь и веру постигается и осмысливается свобода, следовательно, свобода выступает самостоятельной, самобытной, представляет собой творческую любовь и веру. И.А. Ильин полагает, что путь к истине, к смыслу жизни человек может обрести исключительно сам, опираясь на силу характерных ему духовно-нравственных принципов и способностей.

Итак, концепция духовной личности И.А. Ильина базируется на учении Нового Завета. Мыслитель, рассуждая о духовном обновлении человеческой личности, концентрируется на таких этико-философских категориях, как вера, любовь, религия. Ильин обращает внимание на то, что только «в Боге» человек укрепляет свой дух, сохраняет достоинство, развивает нравственные качества, являющиеся проявлением духовности. Духовность представляет собой благодать Божию, особую силу, оживляющую личный дух человека. Условие оживления духа заключается в нравственном самоопределении и нравственном перерождении личности.
В философской системе Н.А. Бердяева человек рассматривается как явное свидетельство бытия «высшего мира» . Философ проводит мысль о том, что душу человека нельзя разложить на составные части. Человек — существо сложное и противоречивое. И чтобы понять его, надо признать связь человека и человечества с Высшим Разумом, Творцом.

Н.А. Бердяев выделяет значимость двойственной человеческой природы, подчеркивая его принадлежность к духовному и материальному миру. Это положение представлено в следующем соотношении:
– во-первых, человек является сопричастным бесконечности, где сопричастность выступает фактором самосознания;
– во-вторых, человек как биологическое существо конечен, его бытие разворачивается во времени, откуда и возникает постоянная неудовлетворенность таким бытием.

Философ отвергает современные ему антропологические учения, согласно которым природа человека есть «низшая» часть мира. Эти теории концентрируются на биологической природе, говорят о происхождении человека из мира животных. Н.А. Бердяев с таким положением вещей не согласен. Он убежден, что все эти теории принижают человека и его сущность, не ведут к пониманию и познанию истинных мотивов его поступков, хотя иногда адекватно описывают отдельные элементы его связи с миром природы. Философ не отвергает научное знание, хотя и говорит, что наука изображает человека в падшем состоянии и не показывает путь выхода из такого состояния. Наука только адаптирует человека к условиям существующей реальности.

Бердяев обращает внимание на то, что некоторыми теологическими концепциями человек описывается принадлежащим к двум мирам (земному и небесному). Однако эти теории возвышаю Бога, и принижают человека. Такого рода концепции присущи средневековым мыслителям, в частности уже упомянутому Фоме Аквинскому. По мнению Бердяева, человек здесь не был осознан в единстве с Богом, и был рассмотрен снизу, а не сверху, как полагает сам мыслитель.

Свой взгляд на природу человека Бердяев обосновывает зависимостью между собой Бога и человека, их взаимной эмоциональной необходимостью. Бердяев приходит к выводу о взаимовлиянии Бога и человека, которое осуществляется посредством Духа, Высшего разумного начала, определяющего смысл бытия. А исходя из того, что подлинное проявление Духа есть творчество — то посредством творчества. При этом Бердяев считает, что наиболее прогрессивным течением из существующих концепций о человеке является концепция свт. Григория Нисского, согласно которой человек должен стремиться к богоуподоблению.

С точки зрения Бердяева, трагедия грехопадения заключается в том, что душа и тело становятся предметами падшего мира и их воссоздание возможно только посредством обнаружения их истинной смысловой, духовной сущности. Таким образом, основная мысль Бердяева заключается в том, что для осмысления природы человека надо признать его органическую связь с Творцом. В человеке сильно творческое начало, поскольку он создан по образу и подобию самого Бога. Следовательно, основная задача антропологии, по Бердяеву, состоит в акте совершенствования души и тела на основе образов красоты и гармонии. Согласно концепции Н.А. Бердяева, человек — существо, наделенное искрой Божьей. Он не порочен и греховен по своей сути, и в нем не доминирует животное начало. Напротив, душа человека стремится к свету. Бердяев считает истинной христианскую антропологию и объясняет природу человека именно с позиций христианского учения. Итак, человек изначально был создан подобным Творцу. Но силы тьмы отводят часть людей от познания их истинной природы, а поэтому в мире существует зло. Добро и зло по Бердяеву есть категории вселенского масштаба, они изначально существовали и существуют параллельно, так же, как понятия — «рай» и «ад». Чтобы войти в рай, надо всем сердцем воспринять любовь, именно ту, которую несет в себе высшее начало. Любовь к личности — это иная форма любви, любовь к идее, Богу, истине, добру, свободе — высшая форма, познать которую должен человек, желающий стать личностью.

По Бердяеву, добро и зло — две основы мироздания. В человеке изначально заложены искра Божия и его тяга к добру. Важно вовремя обратиться к Создателю и всем сердцем принять любовь. Тогда добро в мире восторжествует. Н.А. Бердяев сосредоточился на познании человека, его личности и отстаивал принципы углубленного осмысления проявлений свободной человеческой личности, обоснования исключительности ее бытия как высшей ценности. Сущность личности состоит в проявлении индивидуальных качеств человека; в их развитии, в творческом преобразовании себя и мира.
В традиционной трактовке личность — это сам человек с его ценностными установками, привычками, характером. У Бердяева все иначе. Личность в его концепции — это категория духа. Личность выступает экзистенциальным центром, обладает аксиологическим, оценочным характером.

Н.А. Бердяев особое внимание концентрирует на идее духовности личности: «Этически нужно признать, что духовная жизнь и её ценности стоят иерархически выше социальной жизни и её ценностей. И сама социальная проблема разрешима только на почве духовного возрождения». Мыслитель пишет: «Кроме биологического понимания жизни есть духовное понимание жизни. Духовное же понимание жизни всегда предполагает не только человеческую, но и божественную жизнь. Духовная жизнь всегда предполагает другое, высшее, к чему она движется и поднимается. Не просто жизнь, а духовная жизнь, жизнь, поднимающаяся к Богу, не количество жизни, а качество ее есть высшее благо и ценность. Духовная же жизнь совсем не противоположна жизни душевной и телесной и совсем не отрицает ее, а означает их вступление в иной план бытия, приобретение ими высшей качественности, движения к высотам, к тому, что есть сверх-жизнь, сверх-природа, сверх-бытие, сверх-Божество». Личностью становятся, но не рождаются, утверждает философ: «Личность есть неизменность в изменении. Личность есть единство судьбы. Личность предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она подымается в своей реализации. Личность обладает способностью вмещать в себя универсальное содержание. Личность может быть понята лишь как акт, творческий акт всегда связан с глубиной личности, личность есть творчество». Творческая реализация личности связана с аскетическим образом жизни. Здесь надо отметить, что в поле зрения философа находится проблема Церкви в жизни личности. Для него Церковь выступает живым организмом, единством любви. Церковь познается и постигается только теми, кто пребывает в ней, кто является ее живым участником.

С учетом того, что человек — социальное существо, он имеет гораздо большую ценность, чем государство, по мнению Бердяева. Государство подавляет личность. Оно порождает войны, конфликты, держится на насилии. Поэтому заповеди Божии не применимы к государству, а применимы только к личности. При этом личности важно отстаивать свою независимость, свободу, индивидуальность, все то, что связывает ее с высшим началом.

Личное начало неразрывно связано с иерархией мироздания, с устройством Вселенной. Если иерархическое устройство в таких сферах, как государство, общество, культура, религия, разрушается, существует угроза возврата в первоначальное хаотическое состояние, разрушающее человека, который является высшим иерархическим чином во Вселенной. Возведение человека на столь высокий уровень, на наш взгляд, весьма спорно, но задача Бердяева была показать, насколько богат духовный потенциал человека.

Мыслитель подчеркивал самоочевидность свободы человека. Свобода в его учении есть, прежде всего, свобода духа человека и его самосознания. Совершенно очевиден тот факт, что в философии Н. Бердяева свобода отделена от человека, противопоставлена ему. Для него свобода есть высшая первичная сущность, которая лежит в основе мира. Свобода есть исключительное достоинство личности. Но человек всегда несет ответственность за свои дела. Таким образом, возникает проблема этического осмысления свободы. Человека нет там, где нет божественного, и эта искра света, дающая выход свободе, рождается из творчества. Понятие свободы у философа тесно связано с этическими категориями. Основным понятием этики для Бердяева является понятие «совесть». Для мыслителя совесть является основной составляющей частью души, совесть — «глубина личности, где человек соприкасается с Богом» . Совесть, в понимании Бердяева, является точкой соприкосновения с Богом. Совесть обладает особыми свойствами, являясь неким ощущаемым «подсказчиком добра». Именно совесть позволяет человеку делать шаг от «первой свободы» — ко «второй».

По Бердяеву, совесть — мерило добра и зла не только отдельных личностей, но и групп людей. Совесть имеет огромную силу, способную остановить любые массовые движения, в случае если они не соответствуют ее внутреннему критерию. Понятие «совесть» тесно соприкасается с понятиями этики, самосовершенствования. Н.А. Бердяев утверждает, что свобода человека очевидна, это свобода духа человека и его сознания. Свобода является исключительным достоинством человека, независимым и определяемым. Вся человеческая жизнь должна одолеть свободу. Свободному выбору он приравнивает доброе и злое, что показывает человеку слабость перед допустимым злом в душе. Свободу нельзя отождествлять с добром, совершенством и истиной. Свобода обладает самобытной природой. Принужденное добро, по сути, добром не является и трансформируется во зло. И единственное добро — это свободное добро, предполагающее и существование свободного зла. И в этом заключается трагедия свободы. Н.А. Бердяев приходит к выводу о том, что, человек должен осознанно и добровольно выбрать путь спасения — путь света, любви и гармонии, что и приведет его к жизни вечной. Именно в божественной любви и свободе заключается спасение человечества.

Центральная тема философии Н.А. Бердяева — проблема творчества. Он сам отмечает: «Проблема творчества занимает центральное место в моем мировоззрении» . Творчество для него выступает преображением всего мира, творением новой жизни и нового мира и напрямую связано с Богом-Творцом. Творчество у философа выступает рубежом между созиданием ценностей культуры и ростом личного совершенства человека.

Творческое естество человека Бердяев связывает с моралью. Именно мораль способна возвеличить человека, выделить его из остального мира. Только благодаря морали человек имеет способность творить. Смыслом и целью жизни человека, с точки зрения философа, не должно быть только личное спасение, человек являясь особенным существом, призван к творческой деятельности. Его действия должны быть нацелены на совершенствование мира, созданного Богом-Творцом, на продолжение творения, созидания мира.

Человек творящий развивается, человек, заканчивающий творить — на пути к регрессу, старости. Мир нуждается в обновлении, и обновить его могут люди. Поскольку в каждом из людей заложена частица света, в нем заложен колоссальный потенциал Творца реальности. Только от человека зависит, сможет ли он реализовать свой дар на практике или же отступит, отказавшись от движения вперед по пути прогресса и самосовершенствования.

Итак, согласно концепции Н.А. Бердяева, человек — существо, наделенное искрой Божьей. Он не порочен и греховен по своей сути, и в нем не доминирует животное начало. Напротив, душа человека стремится к свету. Бердяев считает истинной христианскую антропологию и объясняет природу человека именно с позиций христианского учения. Итак, человек изначально был создан подобным Творцу. Но силы тьмы отводят часть людей от познания их истинной природы, а поэтому в мире существует зло. Добро и зло, по Бердяеву, есть категории вселенского масштаба, они изначально существовали и существуют параллельно, так же, как понятия — «рай» и «ад». Чтобы войти в рай, надо всем сердцем воспринять любовь, именно ту, которую несет в себе высшее начало. Любовь к личности — это иная форма любви, любовь к идее, Богу, истине, добру, свободе — высшая форма, познать которую должен человек, желающий стать личностью. По Бердяеву, личностями не рождаются, а становятся. Человек, будучи личностью, должен бороться за право выражать свои идеи, быть самим собой, при этом быть угодным Богу и обществу, не идти против общества, а, напротив, способствовать его процветанию.

Антропологическая проблематика стала центральным звеном философии С.Л. Франка. Она тесно связана с другими проблемами, которые составляют целую философскую систему, в частности проблемами всеединства, местом человека в мироздании, гносеологией, проблемой теодеции и др. Очевидно, что нельзя разрывать, дробить философские взгляды Франка и рассматривать его понятие о личности изолированно, вне связи с другими аспектами его воззрений. Для мыслителя теория познания тесно связана с антропологической проблематикой, «ибо факт познания не только сам по себе составляет часть бытия, но это именно та часть, в которой метафизическая, надприродная суть человека проявляется наиболее отчетливо».

Для С.Л. Франка, понятие личности есть необходимое звено в «системе человека». Он неоднократно подчеркивал, что действительное осознание личности происходит только в христианстве и связывал его с именем Августина. Но для самого философа в понятии личности как самости заключен «единственный подлинный признак», отличающий человека от животного — это «таинственная способность человека… соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привлекать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить все её цели» . Поэтому разработке этого понятия мыслитель уделяет много места в различных работах на протяжении всего своего творческого пути.
Понимание личности как образа Божия, как сияния некоего первообраза Абсолютной Личности позволяет мыслителю уяснить смысл загадочной антимонии «тварной личности». Личность есть начало внеприродное, в человеке личность не выводима из его природы.

С вопросом о связи личности с Богом неразрывно связана проблема зла в человеке. С.Л. Франк был далек от идеализации человека. Он считал, что человек способен как к добру, так и ко злу. Прирожденная греховность людей делает неосуществимой идею равенства личностей. Выступая против идеи равенства личностей, он отстаивал принцип универсальности личности. В этом контексте мыслитель пытается понять истоки кризиса личности, которые он обнаруживает во всеобщем упадке религиозности, крушении традиционных устоев. Стремясь быть в целом последовательным выразителем духа православной антропологии, Франк, увязывал место человеческой личности в структуре реальности с её положением в качестве «образа Божия». Для него человек — это прежде всего, образ и подобие Божие. Франк писал о «нетварном» начале человеческого существа, о моменте связи с Богом, который констатирует само существо человека . Мыслитель отмечал двойственность человеческого духа, наличие в существе человека как бы двух разных инстанций, двух слоев человеческого сознания.

Далее рассмотрим проблемы духовности личности в творчестве С.Н. Булгакова. Известно, что он был одним из вождей русской интеллигенции того времени, жаждущей религиозно-философского обновления. Поначалу Булгаков был последовательным сторонником теории экономического материализма, но, пережив духовный кризис, он встал на новые мировоззренческие позиции и обратился к религиозному миропониманию. В центре его внимания оказались идеи о религии и вере, смысле человеческого бытия, назначении человека. Как пишет мыслитель, «…философия исследует данные опыта, однако данные низших видов опыта дополняются и получают свое окончательное значение только тогда, когда они сочетаются со своей высшей формой — религиозным опытом, лежащим в основе откровения» . Он заключает, что по своей сути они противоположны и несовместимы. Главные их отличия состоят в том, что: во-первых, философия основана на знании, а в основе религии положено откровение; во-вторых, сердцем философии выступает исследование истины, критический анализ и поиск, а душой религии принято считать переживания, чувство, веру. Поэтому духовность личности приближена к религии. Он убежден в том, что философия включает в себя компоненты веры и даже соприкасается с трансцендентным и запредельным. Религия воспринимает разум в качестве одной из сторон жизни духа . Большое значение С.Н. Булгаков придает особенностям религиозного сознания, стержнем которого он выделяет религиозную веру.

Подытожим: русскими религиозными философами были разработаны особые подходы к решению вопроса о духовной природе личности. В их учениях наука философия и религия соединяются, и тем самым синтезируется единое и цельное мировоззрение. Русские философы стремились к цельному мировоззрению, отстаивали необходимость дополнить рациональное познание личности и её духовных основ сверхрациональным компонентом.

Можно выделить две основные тенденции в трактовке понятия «личность», которые представлены в русской религиозной философии. Первая из них конкретизирует понятие личности в сущностном плане и определяет ее в качестве самовластного начала во внутренней жизни. Прежде всего, личность есть духовно развитый человек, живой член Церкви. Другая тенденция в понимании духовной природы личности связана с понятием субстанции. В данном варианте понимания личности не раскрывается в полной мере глубинный мир человека, фиксируется лишь поведение, не всегда выражающее сущность человека. В её основу положен мир объективных духовных ценностей, которые довлеют над человеком.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  2. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание: pro et contra. Кн. 1. СПб., РХГИ, 1994.
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  4. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994.
  5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Мн., 2006.
  6. Ильин И.А. Путь к очевидности. — М., 2003.
  7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Просвещение, 1991.
  8. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991.
  9. Титаренко С.А. Антропология Николая Бердяева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 1994. — №3.
  10. Франк С.Л. Русское мировоззрение. — Спб.: Наука, 1996.
  11. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии// Франк С.Л. Сочинения. — М., 1990.
  12. Франк С.Л. Реальность и человек. — М.: Республика, 1997.