Главная Публикации Богословие и культура Христианская духовная традиция и общество потребления: ценности и смыслы

Темы публикаций

Христианская духовная традиция и общество потребления: ценности и смыслы

Вступив на путь изменений социального строя и его идеологии, народы исторической России начали строительство национальных государств. Республики бывшего СССР превращаются в модернизирующиеся государства с постоянно обновляющимися параметрами социально-экономической, политической, идеологической, духовной сфер жизни общества и личности. В постсоветской России наряду с постоянными инновациями остаётся неизменным основной вектор движения. Этот вектор направлен в сторону создания и укрепления буржуазной, капиталистической экономики, которая требует соответствующего духовно-психологического строя личности и формирует его.

Лучше всего содержание и особенности этого строя выражены словами министра образования Российской Федерации (2004–2012) А.А. Фурсенко: «…Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» [1].

Изменения в ценностно-смысловом поле культуры современной России идут под лозунгом вхождения в культуру постсоветской России, равно как и республик бывшего СССР, общечеловеческих ценностей: любви, добра, свободы, личностного роста и совершенствования, счастья, наслаждения жизнью, удовольствия, комфорта, безопасности, стабильности. В идеологическом плане либеральной демократии это ценности личной свободы, или прав личности, власти и собственности, плюрализма, толерантности и политкорректности, содержание которых в силу особенностей исходных экономических и идеологических установок всё больше начинает осмысливаться в гедонистическом, потребительском ключе.

Трактовка общечеловеческих ценностей в потребительском смысле свидетельствует о личностной ориентации на потребительское отношение к жизни, культивирование состояния удовлетворённости и удовольствий как нормы духовного устроения человека. В потребительском смысле, под добром понимаются комфорт, счастье, стабильность, безопасность, власть и собственность. Понимание любви всё больше наполняется чувственно-эротическим содержанием. Свобода трактуется как свобода выбора и право личности на самоопределение, как безудержное своеволие субъекта свободной чувственности, стремящегося к власти, собственности, получению удовольствия от жизни.

Говоря о счастье как общечеловеческой ценности, большинство людей обычно понимают под ним радость, радостное состояние души. Радость, обусловленную различными внешними причинами и обстоятельствами. Можно сказать, что именно стремление к обусловленной внешними причинами радости определяет главную особенность потребительского понимания общечеловеческих ценностей и является свидетельством потребительской психологии.

Смысловое значение слова «счастье» как обусловленной, земной радости в русской православной культуре очень точно выражено поговоркой: «Глупому счастье, мудрому Бог даёт».

Мудрость русского народа понимает, что эти условия и обстоятельства, вызывающие радостное состояние души, обычно называемое счастьем, люди используют, потребляют для пробуждения этого радостного состояния, называемого счастьем. Народная мудрость ясно видит различия счастья — состояния радости, обусловленной обретением благ земных, тленных, преходящих, и блаженства дара безусловного блага вечной жизни славы Божией — благодати.

Логика стремления к счастью как обусловленной внешними причинами радости ведёт к тому, что человек утрачивает своё духовное достоинство, духовную свободу благодарения — бескорыстного безусловного дарения блага, которое не зависит от внешних обстоятельств и условий жизни. Человек лишается радости дарения, способности дара, поскольку все его отношения ориентированы на обмен ценностями в целях получения возможности испытать чувство радости, или счастья. У него исчезает способность к творчеству как свободному созиданию, движимому любовью и во имя любви, и заменяется изобретательностью, или, как теперь принято выражаться, креативностью, направленной в первую очередь на поиск всё новых средств удовлетворения витальных потребностей. Потребительская идеология, таким образом, культивирует в человеке бездарность и бессилие, меняет образ человека-творца, созидателя и дарителя на образ бездарного обессиленного потребителя-торговца.

Однако в современной русской духовной культуре, в духовном мире наших современников сохраняется понимание ценностей в смысловом ключе русской православной духовной традиции. Это понимание по-прежнему присутствует в духовной жизни людей, принадлежащих русскому миру, русской православной культуре, где ценности чтутся и сохраняются такими же, какими они почитались их предками много лет назад. Традиционные ценности (или традиционное понимание, осмысление ценностей) передаются от поколения к поколению неизменными на протяжении многовековой истории русского народа.

К этим традиционным ценностям относятся:

— добро, понимаемое как благодать, бескорыстный дар вечной жизни славы Бога-Троицы;

— совесть, как голос Божий в душе человека, охраняющий его жизнь в благодати Святого Духа, удерживающий человека от ухода с пути добра и любви, указывающий на различие добра и зла, достойного и недостойного и удерживающий человека от греха и страстей;

— правда как знание основ, корня, источника, ключа жизни;

— справедливость как утверждение братства и равенства всех людей перед Богом Живым;

— духовное совершенство, понимаемое как полнота жизни в мире и радости, жизни со Христом и во Христе;

— свобода, понимаемая как благодать, благодарение, свобода славы детей Божиих;

— самодержавие, понимаемое как смирение самобытности — жизнь в мире, покое и полноте радости благодати Святой Троицы.

В отличие от потребительски-бездарного понимания ценностей традиционное, истинное понимание ценностей имеет православное жизнеутверждающее (онтологическое) содержание и смысл и основывается на благодати — нетварной энергии божественной славы, самобытной, безусловной, самодостаточной целостности духа, активном равновесии бесстрастия богоподобной любви — любви к Богу и ближнему как к самому себе.

Традиционное, онтологическое понимание ценностей предполагает в человеке его причастность благодати творческой славы. Это развивает в нём способность и возможность быть активным субъектом свободы и ответственности своей духовной жизни, жить не по чужой, навязанной извне, а по своей воле, являющейся действительно свободной, если она совпадает с волей Бога Живого, согласуется с законом, который написан Творцом в сердцах людей — законом совести. Содержание и онтологические основания традиционных ценностей указывают на то, что русская православная духовная культура является культурой дара.

Одной из таких традиционных ценностей является доброжелательность как проявление благодатной духовной сущности человека, его призвания к богоуподоблению в любви как даре радости вечной жизни славы Божией.

В русской православной духовной традиции благожелательность выражается и передаётся такими словами:

«Спасибо» (спаси Бог),

«Благодарю» (дарю благо славы Божией, уподобляясь своему Творцу — подателю вечной жизни славы, радости и любви),

«Бог в помощь!» (для поддержки в различных благих начинаниях),

«Всего доброго», «С Богом!» (при прощании).

Вместе с тем в современном русском языке практически общеупотребимой формой пожелания добра становится пожелание удачи.

Что же означает слово «удача»?

В толковых словарях русского языка значение слова «удача» раскрывается как везение, желанная неожиданность, счастье, счастливое совпадение обстоятельств. Это слово указывает на такое совпадение обстоятельств, которое неожиданно, непреднамеренно приводит к желаемому благу — пользе, выгоде, удовольствию, такому исходу дела, который нужен, выгоден, полезен кому-нибудь.

Удача — это везение, т.е. случайная, неожиданная, но желанная выгода, для обретения которой выгодополучатель не затратил практически никаких усилий, поскольку получил её неожиданно для себя, случайно.

Часто слово «удача» по смыслу ассоциируется со словом «успех». Но если слово «успех» характеризует достижение поставленных целей, которые достигаются целенаправленными усилиями и упорным трудом, то слово «удача» подчёркивает неожиданный, случайный характер, не зависящий от сознательных деятельных усилий «удачеполучателя».

Иногда слово «удача» используется как синонимичное слову «успех» в значении — желаемый исход, результат дела, который не вполне зависит от сознательных усилий и стараний деятеля.

Значения этих двух слов объединяет то, что они указывают на земной характер обретаемых благ — выгоды, пользы, удовольствия. Причём слово «удача» подчёркивает нечаянный, случайный характер обретённых благ или ценностей, т.е. тех вещей, обретение которых выражается словом «счастье». В русском языке нет выражений «удачное спасение от греха и страстей для вечной жизни», «удачно помолиться», «успешная молитва», «успешный святой», «удачное покаяние».

Употребление слова «удача» для выражения благожелательности по отношению к ближнему свидетельствует о нескольких вещах.

1. О том, что люди, употребляющие слово «удача», не задумываются над смыслом сказанного, бездумно пользуются речевыми шаблонами для выражения своих добрых чувств.

2. Что эти добрые чувства стали уже не добрыми в традиционном, православно-онтологическом значении слов «добро», «благо», «дар», «любовь».

Всё это указывает на разрушение, подмену традиционных ценностей, когда под добром, благом в современном русском языке и ценностно-смысловом поле русского мира теперь понимается не радость и любовь благодати — дара силы славы Божией, а выгода, польза, удовольствие, счастье, успех или удача — благо, получаемое без напряжения трудовых деятельных усилий, случайно.

Является ли эта ситуация в речевой практике современников, мыслящих и говорящих на русском языке, выражением тенденции в их духовной жизни и свидетельством изменения духовной культуры русского мира в сторону духовной деградации, обессиливания и растления, или она уйдёт так же случайно, как и пришла, покажет время.

А пока можно пожелать соотечественникам более сознательно и осмысленно выбирать слова для выражения своих добрых чувств и тех ценностей, которые они чтут по-настоящему и которыми хотят поделиться с ближними.

Список литературы

1. http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm [Электронный ресурс]