Образ человека в Православии как мировоззренческое условие становления духовной культуры личности

Главная Публикации Наука и вера Образ человека в Православии как мировоззренческое условие становления духовной культуры личности

Темы публикаций

Образ человека в Православии как мировоззренческое условие становления духовной культуры личности

Образование человека, становление его духовно-нравственной культуры всегда опирается на определенные ценностно-мировоззренческие основания. Духовно-волевая активность личности предполагает наличие той или иной мировоззренческой модели человека, которая определяет направление и содержание этой активности. Мировоззренческая модель человека, лежащая в основании возделывания человеком своей души, его духовно-нравственной работы над самим собой, обычно предполагает определенное понимание сущности человека, включает представление о цели и высшем благе, т.е. смысле человеческой жизни, идеале и содержании высшего духовного совершенства, путях и способах его достижения. Ответы, даваемые на эти вопросы той или иной мировоззренческой системой, определяют параметры, в которых будет организован процесс духовно-нравственного развития, воспитания и самовоспитания личности. Идеалы, ценности, смыслы, ориентирующие волевую и ценностную активность личности в этом процессе, определяют задачи, которые она ставит перед собой.

Образ человека в Православии как мировоззренческое условие становления духовной культуры личности
Фото: Серафима Смирнова

Очень важно, чтобы модель человека, в качестве мировоззренческого условия определяющая параметры духовно-практического нравственного становления личности — его цели, задачи, идеалы, принципы, максимально полно и адекватно выражала содержание глубинной природы человека, реальные онтологические, сущностные основания его личности. Только в этом случае философско-теоретическое понимание человека может служить основой становления его духовной культуры, мировоззренческим условием реализации задачи полного раскрытия сущностного потенциала человека, способствовать удовлетворению его базисных духовных потребностей. Требованиям, предъявляемым теорией и практикой становления духовно-нравственной культуры личности, всецело отвечает православное понимание человека.

Познание сущности человеческой личности и видение образа ее духовно-нравственного совершенства, который складывается на основе православного мировоззрения, духовного опыта православной веры, бесспорно, способствуют свободному сознательному ценностному самоопределению и разумному духовному творчеству человеческой личности. Этот образ позволяет увидеть и понять глубины и мощь духовного потенциала человека, найти адекватные пути его раскрытия, способы осознания духовных возможностей, пути пробуждения и укрепления присущих человеку духовных сил.

Православное понимание человека позволяет целостно, глубоко и непротиворечиво раскрыть природу человека, открывает возможность постичь тайну свободы духовной жизни человеческой личности. Православие дает возможность максимально полно ответить на вопросы о сущности человека, о смысле и задачах его жизни, о его главных сущностных силах, способностях и возможностях, об основных ценностях и целях его бытия. Православное мировоззрение позволяет понять и актуализировать содержание духовной жизни человеческой личности, максимально полно и глубоко удовлетворить потребность человека в свободе, полноте и устойчивости его духовной жизни, потребность в любви, в общении, понимании, самопознании и самовыражении, в осмыслениижизни.

В Православном вероучении о человеке как существе, сотворенном Богом-Духом-Любовью по Своему образу и подобию, полно, глубоко и действенно осмыслены и выражены высшие духовные чувства, духовные потребности, способности и возможности человека, их сущность и содержание. Антропология Православия дает непротиворечивый теоретический образ человека как лица — личности, несущей в своей сущности образ своего Творца и персонально ответственной за его хранение и творческое раскрытие. В этом образе человеку дарованы залог его духовной жизни и образ высшего духовного богоподобного достоинства и совершенства, свободы, любви, которые открываются совести человека и осознаются ею.

Образ Бога в онтологических глубинах человеческого бытия открывается самосознанию человека в его совести как образ и закон совершенства, полноты и устойчивости духовной жизни человека, как осознание высшей безусловной ценности человеческой личности.

Образ Божий, запечатленный в онтологических глубинах человеческой совести, открывается человеческому самосознанию сознанием свободы. Сознание свободы предполагает видение человеком безусловного, беспредпосылочного действия силы духовной жизни, которая делает человека «душою живою», и осознание возможности действовать из себя самого — из самой этой силы, а не только из внешних мотивов выгоды, пользы, удовольствия или страха. Действие этой самобытной живой духовной силы проявляется, в первую очередь, в способности человека оценивать свои мысли, желания, поступки как достойные или недостойные его высшего призвания, его духовной сущности, которая не сводится к материальным, земным условиям существования человека и не исчерпывается ими. В этом чувстве правды, или высшего достоинства, укоренён разум человека, его способность мыслить совестью, различающей добро и зло, достойное и недостойное человека как духовного существа, призванного к богоуподоблению. С сознанием свободы духа сопряжено чувство истины человеческого бытия, которое полагает самобытную живую силу Божественного духа в человеке высшей целью и содержанием всех его духовных устремлений. Это чувство позволяет человеку видеть свое бытие в свете истинной жизни Божьей правды и подлинного добра: бескорыстного, самоотверженного прославления человеком своего Творца.

Таким образом, православное учение о человеке, как созданном по образу и подобию Божию, обращает его к видению присутствия образа и энергии Творца в себе самом. Оно ориентирует личность на узнавание и раскрытие в себе тех сил и способностей, которые действительно, объективно принадлежат онтологическим основаниям ее бытия и являются реальным условием обретения человеком высшего духовного совершенства как его богоподобия.

Православная антропология максимально полно, глубоко, всесторонне и целостно выражает духовную сущность человека как созданного Богом-Творцом по Своему образу и подобию, несущего в себе залог безусловного добра и призванного раскрыть образ Божий в своей душе до полного уподобления своему Творцу в обретении совершенной любви и свободы благодарения.

Основой такого понимания человека служит образ личности и жизни Богочеловека Исуса Христа, в котором «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Христианское понимание человека ориентирует его на духовное преображение личности через соединение с Исусом Христом, следование Ему и вхождение в полноту радости жизни Святой Троицы. Оно раскрывает перед человеком направление его духовного развития, которое состоит в обретении совершенства вечной жизни, в осознании и реализации богоподобия.

Обретение человеком совершенной любви, в которой он соединяется с Богом-Любовью, возможно лишь в том случае, если антропологическая теория предполагает и утверждает в нем, в его сущности такие силы и способности, раскрытие и реализация которых дает возможность реального духовного преображения личности, обретения ею высшего богоподобного совершенства. Православное понимание человека как носителя образа Бога в его душе открывает ему такой путь самопознания, самоопределения и самореализации, который основан на видении человеком своей сущности как богоданной, обладающей качествами и элементами духовного совершенного божественного бытия. Эти качества и элементы онтологических глубин духовного бытия человека даны его духовному видению и самосознанию непосредственно. В силу этого его самосознание становится разумной творческой силой, которая лежит в основе духовного становления человеческой личности.

Без признания присутствия в душе человека онтологических оснований образа Божия и опоры на них в деле его духовного воспитания и самовоспитания невозможно пробудить в нем потребность свободного раскрытия этих сил духовной жизни, делающих человека подлинно духовно-разумным, нравственно-свободным и любящим существом. В этом случае воспитание человека лишается осознания личной ответственности, свободы самоопределения и самодеятельности. Оно становится управляемым извне, средствами внешнего принуждения превращается в дрессировку на основе принципа «кнута и пряника». Чтобы становление основ духовно-нравственной культуры личности стало действительно свободным и ответственным осознанием и раскрытием онтологических основ ее духовного бытия, необходимо, чтобы внутренняя самооценка личности, ее следования голосу совести, чувству правды и истинной жизни доминировала над оценкой внешней, а внутренняя сторона воспитания личности — над внешним управлением.

Другим важнейшим мировоззренческим условием становления духовно-нравственной культуры личности, основанного на осознании и раскрытии духовно-онтологических глубин души человека, является правильное понимание природы зла, которое человек видит в себе самом как страх страстей, и укрепление желания преодоления его.

На основе православного учения о человеке как созданном по образу и подобию Божию и свободно уклонившемся от своего первозданого изначально совершенного бытия, зло в человеке можно понять не как случайный недостаток, обусловленный условиями внешней социальной среды, обстоятельствами его воспитания и жизни, но как духовную болезнь, грех — свободное личное уклонение, отказ от добра вечной жизни, в котором человек создан и к которому изначально призван по своей богоданной сущности. В результате этого свободного уклонения человека от первозданного добра богообщения произошло глубокое поражение и искажение его духовной жизни, которое наследуется всеми людьми — потомками Адама. Только лишь благодаря искупительному подвигу Исуса Христа, который в Себе Самом исцелил пораженную грехом духовную природу человека и открыл ему вечную совершенную жизнь в Боге и с Богом, стало возможным ее исправление, преображение и спасение человека для этой вечной, совершенной жизни. Духовное становление и совершенствование человека в Православии, по сути, является постоянной личной борьбой с грехом. Сознавая личную ответственность за зло, которые человек видит в своем сердце в свете высшего богоподобного совершенства, данного богочеловеческой жизнью Исуса Христа, личность обретает надежду в освобождении от зла, укрепляется в решимости обрести вечную, совершенную жизнь. Эту жизнь человек осознает и принимает в таинстве покаяния и крещения как идеальную норму своего бытия, обещая Богу добрую совесть и свободную волю в следовании в жизни по заповедям любви к Богу и ближнему.

Видение зла как личного греха, как глубинной поврежденности духовной природы и покаяние в нем являются практически единственным условием духовно-нравственного становления личности, актуализации ее духовной жизни, обретения человеком духовного совершенства свободы добра и любви.

Ознакомление развивающейся личности со спецификой мировоззрения и духовного опыта Православия раскрывает возможность включения полученных знаний в личный духовный опыт самопознания и духовно-нравственного самовоспитания и совершенствования. Видение своего душевного мира в свете образа духовного совершенства человека, сложившегося на основе православного мировоззрения, дает возможность учащимся свободно ориентироваться в осознании и направлении опыта своих духовных исканий и духовной жизни. Они получают дополнительную возможность обрести четкие критерии для понимания содержания и духовного смысла нравственного добра, развить способность различения добра и зла, укрепить волю в противодействии злу и осуществить желание активного противления ему как на личностно-духовном уровне, так и в сфере своего социального служения. Изучение основ Православия создает реальные возможности для свободного мировоззренческого и ценностного самоопределения учащихся, так как знание основ мировоззрения и духовного опыта Православия ведет к осознанию и раскрытию ими сил личного духовного потенциала и пониманию путей его актуализации.

Поделиться: