Главная Публикации Наука и вера Изучение истории раннехристианской общины на основе апостольских текстов (посланий)

Темы публикаций

Изучение истории раннехристианской общины на основе апостольских текстов (посланий)

В современных условиях активизации религиозной жизни и неподдельного интереса общества к христианской культуре, сохраняются и укрепляются социальные корни религии, что побуждает к исследованию этих корней. Библейская тематика сегодня приобретает существенное социокультурное значение. Чрезвычайно важным становится изучение проблем раннехристианских общин, которые были организованы реальными историческими лицами — апостолами. Апостолы — единственные свидетели первоначальной церкви, основатели раннехристианской общины. Апостольские тексты, содержащие в себе основополагающие идеи и принципы христианства, сохранились до сегодняшнего дня.

Изучение истории раннехристианской общины на основе апостольских текстов (посланий)
Евангелист Марк, 1690-е гг.

Настоящая статья направлена на рассмотрение истории становления первохристианской общины, что наиболее полно представлено в Посланиях апостолов. Эти послания, по оценке Церкви, являются священными и соборными, поскольку устанавливают правила христианской жизни.

Данная тема представлена обширной источниковой базой. К основным источникам относятся книги Нового Завета, а именно Послания апостолов, которые представляют собой писания святых апостолов, оформленные в виде писем, включающие веро- и нравоучительные наставления. Апостольские Послания отражают важнейшие аспекты формирования раннехристианских общин, являются примерами абсолютного раскрытия христианских идеалов и ценностей.

Новый Завет включает 21 Послание:

Послание апостола Иакова, адресованное «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1, 1) — вызвано состоянием религиозно-нравственной жизни христианских общин. Основная цель Послания — устранить из жизни первых христиан нестроения и недостатки, утешить страждущих, указать христианам истинный путь нравственного совершенствования, устроить общину в соответствии с высшими христианскими началами (Иак. 2, 2–7; 5, 1–6).

  • два Послания апостола Петра; общая цель Посланий — утверждение членов христианских общин в вере и правилах христианской жизни, устранение некоторых внутренних нестроений, утешение христиан в скорбях, предупреждение от соблазнов со стороны лжеучений, в целом насаждение в жизни христианских общин истинных духовных благ (1 Пет. 5, 12).
  • три Послания апостола Иоанна — относятся к последним годам апостольского века. Главный предмет посланий не основание и первоначальное устройство христианских общин, а напоминание и утверждение в христианских истинах, борьба с лжеапостолами и лжепророками.
  • Послание апостола Иуды — написано вообще к христианам, но преимущественно к тем церковным общинам, среди которых появились изобличаемые апостолом лжеучения.
  • четырнадцать Посланий апостола Павла, которые называют «вторым Евангелием», что связано с их вероучительными и каноническими аспектами.

В научной литературе представлено немало работ, посвященных исследованию истории и становлению раннехристианских общин по Посланиям апостолов.

Большой вклад в исследование трудов апостолов внесли видные дореволюционные историки, библеисты В.В. Болотов , Н.Н. Глубоковский , А.П. Лебедев , А.П. Лопухин , А.А. Спасский и др. Изучение социальных вопросов первохристианских общин на основе апостольских Посланий проводится такими современными авторами как Р. Зом , В.Р. Кабо , Ю.А. Чуковенкова и др.

Представления о жизни и деятельности христианской общины апостолы изложили в глубокой связи с учением о Спасителе, о божественности Христа, о жизни человека по заповедям Христовым.
В Посланиях апостолов утверждается: «Мы теперь дети Божии» (1 Ин. 3, 2), так как «всякий делающий правду рожден от Него» (1 Ин. 2, 29). Первая христианская община поставила в основе своей организации коллективное представление о Христе как Представителе рода, Который принес искупительную жертву за свой народ. Понимая себя народом «освобожденным», христиане старались воплотить в своей жизни библейские идеалы народа как единой семьи. В первой христианской общине «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32). Христос обитает в церковной общине.

Члены христианской общины представляли себя как особый народ, полагали себя «пришельцами и странниками» в мире (1 Пет. 2, 11). Они считали добродетельным при путешествиях не употреблять ничего «от язычников», оказывая безвозмездную помощь друг другу (3 Ин. 1, 7). По утверждению апостола Павла, через Христа «мы получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5, 2).

Организация раннехристианских общин как объединений последователей первоначального христианства относится к апостольскому веку. Раннехристианские общины именовались экклесиями (т.е. собраниями). В Послании к римлянам апостол Павел утверждает, что община христиан состояла из нескольких больших групп, так называемых «домашних церквей».

С самого начала бытия христианской общины как организации в ней имелась определенная иерархия, поскольку изначально Церковь понималась как «тело Христово», то есть организация людей (Еф. 1, 22‒23).

Служение для первых христиан было основной составляющей повседневной жизни. В Посланиях апостолов служение трактуется как непосредственный призыв Бога (1 Пет. 2, 5, 9; Рим. 12, 1).
В первых общинах христиан наблюдается распределение функций между членами общины. У апостола Павла приведена широкая дифференциация внутри общины. Апостолы, пророки, учителя — первые должности церковного служения (Еф. 4, 11).

Важная часть раннехристианского служения — проповедь, главным образом как разновидность общественного служения. Проповеди читали пресвитеры, их основными задачами были: нравственное назидание (Еф. 4, 11–12), распространение христианской веры . Апостольская проповедь опирается на слова Христа: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 27, 18). Кроме того, «наиважнейшей из основ служения является отпущение грехов — конкретное, в настоящем времени, лично провозглашенное человеку через Слово и Таинство, установленное триединым Богом» .

В апостольских Посланиях отражается евхаристическая тема, говорится о Трапезе Господней (1 Кор. 10, 21), о Вечере Господней (1 Кор. 11, 20), которая совершается в христианской общине. У ап. Павла misterion имеет широкий смысл; говоря обобщенно, это тайны Божии, явленные в Сыне Божием (Кол. 2, 2–3; Еф. 3, 8–9; 5, 30–32) .
В Древней Церкви евхаристическая Жертва совершается в воспоминание о страданиях и смерти Христа — это принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Спасителем на Крест. В «Полном церковнославянском словаре» указано, что Евхаристия — «приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, а равно и самая жертва сiя, т.е. так называются: 1) литургiя, на которой приготовляются хлеб и вино (Св. Дары) и пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христа, Сына Божия; 2) сами Тело и Кровь Христовы. Св. Евхаристия есть 1) благодарственная жертва за святых, т.е. через нее мы благодарим Бога за то, что Он благоволил им во Христе, под знамением креста Его, победить врагов спасения и совершить течение веры непорочно, — что восприял их от нас в церковь первородных и упокоил в свете лица Своего, что даровал нам молитвенников и ходатаев и молитвы их дал нам в предстательство и помощь пред Своим престолом; 2) умилостивительная жертва об усопших; она приносится об отпущении грехов усопших в вере и надежде воскресения в жизнь вечную; 3) очистительная жертва о живых, т.е. о всех живых христианах» .

Божественная Евхаристия в первохристианской общине выступала основанием духовной жизни каждого верующего человека. Евхаристии принадлежит основополагающее место в жизни христианских общин. Невозможно быть членом Церкви Христовой без участия в таинстве Евхаристии, не причащаясь Крови и Тела Христова. Духовная жизнь человека неотделима от Евхаристии, так как Евхаристия — путь к спасению. Евхаристическое общение является одним из обязательных условий спасения христианина.
В раннехристианский период на Евхаристию указывали многие сюжетные композиции катакомб, мозаики первых храмов. Художниками целенаправленно использовались прообразы Ветхого и Нового Заветов, связанные с евхаристической темой: жертвоприношения Авеля (Быт. 4, 4), Авраама и Мелхиседека (Быт. 14, 17–20). В катакомбах встречаются изображения христианских трапез, где верующие располагаются вокруг стола, на котором лежат хлебы, рыба, стоят сосуды.

В раннем христианском искусстве содержится символическое изображение Евхаристии (в живописи катакомб III–IV вв.). Таинство Евхаристии часто символизировали изображения хлебов и рыбы. Корзина с хлебом и рыбы внятно указывают на чудеса Исуса Христа с умножением хлебов и рыб, но у этих образов есть более глубокий, иносказательный, смысл. Первые художники-христиане повествуют о важнейшем Таинстве Церкви. Насыщение пяти и семи тысяч людей пятью хлебами и несколькими рыбками во II–III вв. становится символом Евхаристии, потому что на Тайной Вечере Исус Христос дает преломленный хлеб своим ученикам.

Члены общин собирались на молитву и общие беседы обычно вечером, в воспоминание о Тайной вечере Христовой. Во время братской трапезы причащались. Трапезы собирались на общие взносы, к своему взносу многими членами общины добавлялись дары в пользу бедных. Милостыня и благотворительность являлись делом очищения души. Милосердие — неотъемлемая часть нравственной жизни первых христианин. Милосердие воспринималось ими как прямое следствие духа Евангелия, духа любви.

Представители первых христианских общин ориентировались на слова Спасителя о милосердии: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Истинное милосердие — это готовность к самопожертвованию. Те люди, которые способны искренне полюбить других, проявлять к ним милосердие, будут и сами помилованы Богом. Милосердие открывает путь к Божией благодати, поскольку есть предпосылка для принятия милости Божией. Милосердие отражает основную идею христианства: Бог есть Любовь, Боговоплощение выступает истинным милосердием. Обоснованием призыва к делам милосердия являются слова Исуса Христа о любви к ближнему. В христианстве любовь — способность человека пожертвовать самим собой ради других. Понимание любви как жертвы связано с Богом, который принес Себя в жертву, спасая человечество от власти греха и вечной смерти. Из жертвенного осмысления любви вытекает милосердие как готовность помочь нуждающимся.

Критерием эффективности церковно-общинного служения первых христиан являлась общественная польза. Так, старание апостола Павла по сбору средств для помощи Иерусалимской общине, с точки зрения общественной пользы, было эффективным. Нравственное благо, которое извлекли из этого христиане Коринфской и Македонской Церквей, состоявшее в укреплении духа братолюбия и милосердия, воплотилось в нравственных уроках апостольских посланий для первохристиан.

В раннехристианской общине проповедовался отказ от всего земного — имущества, собственности. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями и домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» . Так, Послание апостола Иакова проникнуто идеей отвержения богатства среди христиан. «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак. 5, 1–7).

В Послании к римлянам апостол Павел закладывает основу нравственных взаимоотношений внутри общины (Рим. 12–16). Он говорит о вере, затем плавно переходит к человеческим порокам, таким как злоречие, гордость, безрассудство, немилосердие и т.д. (Рим. 1, 29–31).

Члены первых христианских общин именовали друг друга «брат», «сестра». Такого рода обращение роднило и объединяло людей, невзирая на расовые, классовые отличия. Главной причиной общности между первыми христианами выступала взаимная братская любовь, которую дал им Спаситель (Ин. 13, 35).
В основе руководства общиной лежали демократические тенденции. Лидер-пастырь был наделен обязанностями отца семейства, никак не превозносясь над общиной. Христианская община проявляла сплоченность, единодушие и высокое нравственное качество жизни. В ранней церкви утвердился опыт взаимопомощи между общинами.
Немаловажное место в жизни христианской общины принадлежало женщинам. Женщины-христианки неоднократно упоминаются в апостольских Посланиях. Апостолом Павлом объявляется равенство между мужчинами и женщинами (Гал. 3, 28). В Первом послании к коринфянам (7, 12) указано, что в первое время существовали смешанные браки: муж язычник, а жена христианка, и наоборот. В собраниях христиан женщины получали дары пророчества (1 Кор. 11, 5).

Проповедь апостолов для первых христиан сопровождалась различными аллегорическими образами. Так, апостол Павел часто использует аллегорический, иносказательный, подход в объяснении норм и правил христианской жизни. Послание апостола Павла, адресованное галатам, содержит аллегорию библейских образов Сарры и Агари для доказательства того, что галатийская христианская община — духовные дети Сарры. Павел старается показать, что потомки Агари соотносятся с верованиями иудействующих, а потомки Сарры соотнесены с галатийскими верующими.

Апостол со ссылкой на Священное Писание Ветхого Завета указывает, что Авраам имел двоих сыновей (Гал 4, 22) — Измаила (старшего) и Исаака (младшего). Как известно из Священного Писания, Сам Господь обещал Аврааму, что его жена Сарра родит наследника. Данное обетование имело огромное значение для Авраама, вследствие того что Бог обещал ему и то, что «благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт. 26, 4; см. Быт. 12, 3).
Сарра долгое время не могла родить ребенка. По достижении преклонного возраста, потеряв уже всякую надежду на зачатие, утратив терпение, Сарра предложила мужу зачать ребенка от Агари — служанки-египтянки, которая жила в их доме (Быт. 16, 2–4). Авраам также не проявил должного терпения, его вера в какой-то мере ослабла. «Он вошел к Агари, и она зачала…» (Быт. 16, 4–5). Забеременев, Агарь стала превозноситься над своей госпожой, и их отношения значительно ухудшились. Сарра, таким образом, поплатилась за то, что ослабела в вере. Находясь в положении, Агарь была изгнана Саррой. Господь не оставил Агарь, ей был послан ангел, утешивший ее и побудивший вернуться к Сарре, обещая поддержку и Божье благословение для ребенка. В скором времени Агарь родила Аврааму сына Измаила, который впоследствии стал родоначальником арабских народов.

Однако по прошествии многих лет исполнилось обещание Бога о том, что Сарра родит сына: на свет появился законный сын Авраама Исаак. После чего статус Агари и Измаила в корне меняется, Сарра просит Авраама, чтобы он изгнал рабыню и ее сына, и Бог повелел Аврааму сделать это, сказав: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21, 10–13).
Описывая судьбы Авраама, апостол показал, что в Священном Писании говорится о включении языческих народов в христианскую общину (Гал. 3, 8–9). Согласно его учению, все люди, которые имеют веру в Бога, есть дети Авраама. Тем не менее те из них, кто полагается только на себя, на свои силы или заслуги как оправдание, попадают под проклятие Господне.

Галаты здесь изображены уже как взрослые наследники, способные оценивать происходящие события с позиций евангельского учения. Апостол напомнил галатам, что они долгое время находились в рабстве, были порабощены собственной прежней языческой обрядностью. Он пытается убедить их в том, что они уже являются сыновьями Божьими, а не рабами. Поэтому они не должны порабощаться системой, установленной иудействующими.
Апостолом Павлом опровергается учение иудействующих законников о том, что они Божии сыновья и дети Авраама, наследники обетований Божиих. Иудействующие постоянно указывали, что такие факты, как обрезание и следование еврейским традициям — основные знаки принадлежности к сынам Божиим. Ими осуждаются Агарь и необрезанный Измаил как не подлинный наследник Авраама. На что апостол Павел приводит свои аргументы, отмечая, что иудействующие законники тесно связаны с рабством, проводит параллель между ними и рабыней Агарью. По утверждению апостола, только вера дает возможность рождать свободных людей, а законничество, таким образом, приводит лишь к рабству.

В Послании к галатам показано, что с наступлением христианской эры закон уже не имеет такого значения, как ранее, что на первом месте теперь стоит Новый Завет. Образы Сарры и Агари — это два договора. Первый базируется непосредственно на божественном обетовании (Гал. 4, 23), следовательно Сарра имеет ассоциацию с небесным Иерусалимом. Второй образ теснейше переплетен с рабством, вследствие этого Агарь соотносится с законниками и представляет собой земной Иерусалим (Гал. 4, 24–26).
Таким образом, апостол Павел сравнил иудеев — приверженцев Закона с Измаилом — сыном рабыни, исходя из того что люди, пребывающие под Законом, находятся в рабском положении. Рабыня Агарь связана у Павла с «нынешним Иерусалимом», так как под «детьми в рабстве» им подразумевается весь израильский народ, испытывающий на себе рабство Закона (Гал. 4, 24–25).

Важно подчеркнуть, что рабство противопоставляется апостолом Павлом такому понятию, как духовная свобода. У него земной Иерусалим противополагается духовному Иерусалиму. Пришествие в мир Спасителя ознаменовало новую эру, теперь ряд старых правил и предписаний прекращают свое действие . Агарь и Измаил символизируют рабство иудеев-законников, а Сарра и Исаак символы христианской свободы . Христиане обретают праведность во Христе.

Итак, используя аллегорию, автор рассматривает библейских лиц и события как образы, символизирующие религиозные идеи, законы духовного бытия, нравственные категории. Сарра и Агарь представляют два противоположных завета — Синайский и Евангельский. Здесь отражен прообраз Закона и Благодати. Рабыня Агарь символизирует нынешний Иерусалим, а законная жена Авраама Сарра, свободная женщина — символ небесного Иерусалима. В аллегории Сарры и Агари выражены два подхода к вере: вера на основе закона и вера по благодати. Агарь прообраз Ветхого Завета, который не освобождал человека от греха, человек пребывал в рабстве греха, Cаppа — прообраз Новозаветного закона, дающего человеку совершенную и полную свободу от власти и рабства греха.
Апостол Павел констатирует новозаветную христианскую истину о духовной свободе. Верующие-христиане показаны истинными детьми и наследниками Божьего обетования, которое было дано патриарху Аврааму. Истинное исполнение ветхозаветного обетования совершается не в буквальном, а в духовном смысле. Апостол указывает, что галаты свободны, поскольку они потомки свободной женщины, Сарры. Здесь доказывается свобода, которую дал нам Христос. Эта свобода осуществляется в новой жизни по Духу, в подлинной Церкви. Христиане испытывают на себе благодать милостивого Господа, Спасителя.

Итак, представления о жизни и деятельности христианской общины апостолы изложили в глубокой связи с учением о Христе, о жизни человека по заповедям Христовым. В апостольских Посланиях выражено религиозное сознание о божественности Христа, описаны отношение апостолов к Нему как к Учителю и Мученику. Организация раннехристианских общин относится к апостольскому веку. С самого начала бытия христианской общины как организации в ней имелась определенная иерархия, поскольку изначально Церковь понималась как «тело Христово», то есть организация людей. Служение для первых христиан было основной составляющей повседневной жизни. В Посланиях апостолов служение трактуется как непосредственный призыв Бога. В первых общинах христиан наблюдается распределение функций между членами общины.
Первая христианская община не только приняла на себя модель семьи, но и поставила в основе своей организации коллективное представление о Христе как представителе рода, Который принес искупительную жертву за свой народ. Члены христианской общины ощущали себя особым народом, «пришельцами и странниками» в мире (1 Пет. 2, 11). Они считали добродетельным при путешествиях не принимать ничего «от язычников», оказывая безвозмездную помощь друг другу (3 Ин. 1, 7).

Итак, представления о жизни и деятельности христианской общины апостолы изложили в глубокой связи с учением о Христе, о жизни человека по заповедям Христовым. В апостольских Посланиях выражено религиозное сознание о божественности Христа, описаны отношение апостолов к Нему как к Учителю и Мученику. Организация раннехристианских общин относится к апостольскому веку. С самого начала бытия христианской общины как организации в ней имелась определенная иерархия, поскольку изначально Церковь понималась как «тело Христово», то есть организация людей. Служение для первых христиан было основной составляющей повседневной жизни. В Посланиях апостолов служение трактуется как непосредственный призыв Бога. В первых общинах христиан наблюдается распределение функций между членами общины.
Первая христианская община не только приняла на себя модель семьи, но и поставила в основе своей организации коллективное представление о Христе как представителе рода, Который принес искупительную жертву за свой народ. Члены христианской общины ощущали себя особым народом, «пришельцами и странниками» в мире (1 Пет. 2, 11). Они считали добродетельным при путешествиях не принимать ничего «от язычников», оказывая безвозмездную помощь друг другу (3 Ин. 1, 7).

Литература

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. — Тутаев, 2000.
  2. Библейский культурно-исторический комментарий / Сост. Крейг С. Кинер. Ч. 2: Новый Завет. СПб., 2005.
  3. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 2. — М.: Мартис, 2000.
  4. Глубоковский Н.Н. Благовестие апостола Павла по его происхождению и существу. Кн. 1–3. — СПб., 1905.
  5. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. — СПб.: Издательство Олега Абышко,2005.
  6. Кабо В.Р. Судьба общины // Человек. — №5. — М.: Наука, 2006.
  7. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей до Оригена включительно. СПб., 1877.
  8. Кузнецова В.Н. Комментарий на письмо церквам Галатии. М., 2003.
  9. Лебедев А.П. Братья Господни. Исследования по истории древней Церкви. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004.
  10. Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея. Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. — М., 2005.
  11. Полный церковнославянский словарь. М., 2004.
  12. Спасский А.А. Эллинизм и христианство. — СПб., 2006.
  13. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987.
  14. Чуковенков Ю.А. Генезис христианской православной антропологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. — М., 2004.
  15. Hoek A. van den. The “Catechetical” School of Early Christian Alexandria and Its Philonic Heritage // Harvard Theological Review. 1997. №90.