Нравственная философия И. А. Ильина: идейные истоки и основные принципы

Главная Публикации Наука и вера Нравственная философия И. А. Ильина: идейные истоки и основные принципы

Темы публикаций

Нравственная философия И. А. Ильина: идейные истоки и основные принципы

В современном российском обществе нравственно-философские идеи известного отечественного мыслителя И.А. Ильина не потеряли своей актуальности, а приобрели еще большую остроту и значимость. Проблема существования зла в мире, особо исследуемая философом, принадлежит к вечным нравственным проблемам человечества.
Основной темой философского учения И.А. Ильина выступает нравственность как способ самосовершенствования человека, регулирования отношений с другими людьми на базе принципов, исходящих из ценности добра. Нравственная концепция И.А. Ильина базируется на главных заповедях Православия. Изложение своей нравственно-этической концепции он начинает с определения категорий добра и зла.

Нравственная философия И. А. Ильина: идейные истоки и основные принципы

«Зло, — пишет Ильин, — начинается там, где начинается человек, и притом именно не человеческое тело, во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир — это истинное местонахождение добра и зла» . «Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата» . Философ, пребывая в традиции отечественной нравственной философии, говорит о ситуации укоренения зла в мире. Зло берет свое начало от произвола.

Преодоление зла происходит только в условиях духовного воспитания личности. «Кто хочет подлинно воспротивиться злу и преодолеть его, тот должен не просто подавить его внешние проявления и не только пресечь его внутренний напор; он должен достигнуть того, чтобы злая страсть его собственной души из своей собственной глубины, обратившись, увидела; увидев, загорелась; загоревшись, очистилась; очистившись, переродилась; переродившись, перестала быть в своём злом обличии».

Далее обратимся к понятию «добро» в учении Ильина. Он говорит о двух стержневых признаках добра — любви и одухотворении. Существует два вида любви — мирская и духовная. Мирская любовь связана с предметом своей любви, зачастую она отражает и плохие качества человека. Противоположной является духовная любовь — это любовь к Богу. Именно посредством духовной любви человек может правильно любить других. Такая любовь должна гармонировать с любовью мирской.

Следующая характеристика добра — одухотворение. Человек, устремленный к истине, добру и красоте, одухотворяется, что помогает ему распознать добро и зло и сформировать свою систему ценностей. По словам Ильина, «настоящую силу и цельность одухотворение приобретает только тогда, когда несомо полностью (плеромою) глубокой и искренней любви к совершенству и его живым проявлениям. Без плеромы душа, даже с верною направленностью, раздроблена, экстенсивна, холодна, мертва, творчески непродуктивна» .

В итоге философ следующим образом определяет добро и зло: «Добро есть одухотворённая любовь; зло — противодуховная вражда. Добро есть любящая сила духа; зло — слепая сила ненависти. Добро, по самой природе своей, религиозно, ибо оно состоит в зрячей и целостной преданности Божественному. Зло, по самому естеству своему, противорелигиозно, ибо оно состоит в слепой разлагающейся отвращенности от Божественного» .

Усилившийся сегодня интерес к осмыслению насилия объясняется обострением в мире кризисных явлений, повышением социальной конфликтности, ростом агрессии в мире, активизацией таких глобальных угроз, как экстремизм, терроризм. В узком понимании, насилие — физическое принуждение, проявляющееся в телесных повреждениях. В широком смысле, насилие представляет собой ограничение личностного развития, посредством организации физических или психологических препятствий. Как известно, И.А. Ильин вначале находился под влиянием философии И. Канта. И. Кант анализировал насилие с позиций природы человека. Проблема насилия у него напрямую связана с категориями морали и справедливости. Там, где нарушается принцип человечности, нарушается и принцип справедливости. Философ отмечает, что эгоизм как природное свойство человека следует контролировать (поскольку он приводит к насилию) при помощи моральных, нравственных норм и правовой культуры. И. Ильин прорабатывает и определяет понятия «заставление» и «насилие». Заставление — «наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному видению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить ее или пресечь ее деятельность» .

Насилие всегда выступает противодуховным явлением. Насилие — это предосудительное заставление. Насилие, по своей сути, отрицательное понятие, приводящее к разрушениям, страданиям. В учении И.А. Ильина проблема насилия имеет религиозно интерпретированное, метафизическое значение. Употребление насилия в определенных границах обосновывается, с точки зрения христианского учения, с помощью многообразных ссылок на Священное Писание и учения святых отцов Церкви. Оппонент И.А. Ильина Л.Н. Толстой отождествляет насилие со всеми формами силы. Насилие — любое внешнее принуждение, противопоставленное убеждению, которому свойственно нравственное и духовное преимущество. Он выдвигает идею ненасилия, отвечающую основам христианского вероучения. По мысли русского писателя, насилие заключается в том, что «одни люди могут силой заставить других людей жить по своей воле». Насилие есть реальность бытовой жизни личности, воплощенная в виде таких понятий, как грехи, соблазны и пороки. Он учит об отказе от любой формы насилия, ссылаясь на одно из мест Евангелия: «Христос не говорит: подставляйте щеки, страдайте, а он говорит: не противьтесь злу. Слова эти: не противьтесь злу или злому, понятые в их прямом значении, были для меня истинным шагом, открывшим мне все. Тем, кто будет вас бить и обижать, все-таки делайте добро» . Таким образом, Л.Н. Толстой говорит о непротивлении злу силой, призывая отказаться от применения насилия, к аннулированию принудительных институтов государства.

Ильин признает, что насилие само по себе неприемлемое, негативное явление. «В самом слове ,,насилие” уже скрывается отрицательная оценка: ,,насилие” есть деяние произвольное, необоснованное, возмутительное» . У Ильина само слово «насилие» обладает отрицательным ценностным свойством. «Одно применение этого ценностно и аффективно окрашенного термина вызывает в душе отрицательное напряжение и предрешает исследуемый вопрос в отрицательном смысле». В концепции И.А. Ильина насилие, таким образом, имеет религиозно интерпретированное значение. Концепция И.А. Ильина о сопротивлении злу силой представляет собой попытку адаптировать моральные нормы христианства к противоречивой политической действительности России на-чала XX столетия. Пламенно переживая за судьбу Родины, философ решает одну из вечных нравственных проблем — противление злу и определение его границ.

И. Ильин говорит о внутреннем, духовном сопротивлении злу. Что касается внешнего сопротивления злу, физического понуждения, философ делает вывод, что человек, пресекаю¬щий внешнее зло оказывает помощь всем дру¬гим людям, помогает не попасть под воздействие зла. А. Ильин утверждает, что человек, сопротивляющийся злу, должен сначала употребить все возможные духовные средства для победы зла с помощью добра, но, когда таких средств уже не остается, единственный способ — это физическое принуждение, останавливающее зло. Рассматривая допустимость физического принуждения, Ильин высказал и некоторые замечания по его ограничению. Физическое принуждение будет иметь смысл только тогда, когда имеется настоящее зло, а не его подобие, когда явным выступает «злая человеческая воля, изливающаяся во внешнем деянии… духовно слепая злоба, ожесточенная, агрессивная, безбожная, бесстыдная, духовно растлевающая и перед средствами не останавливающаяся» . В таком случае зло должно быть уничтожено с помощью силы. Остановить агрессию может лишь употребление силы.

И.А. Ильин выделил ряд критериев при сопротивлении злу:
– человек, который сопротивляется злу, обязан формировать в себе бдительность при диагностировании зла и отличать его от похожих явлений. Данная возможность приобретается только в процессе долгого религиозно-нравственного очищения души человека, в личном духовном опыте;
– человек, который сопротивляется злу, должен стараться постигнуть законы, по которым развивается зло в душах людей, познать технологию внутренней борьбы со злом;
– человек, который сопротивляется злу, должен использовать при этом духовные средства, переходя к внешней борьбе, лишь когда духовные меры нереально осуществить.

Непротивление злу, считает Ильин, приводит к свободе и власти зла. Непротивление злу силой выступает абстрактным принципом, взглядом на жизнь со стороны, имеющим моральную, но не религиозную основу. И.А. Ильин утверждает, что позиция Толстого опасна проявлением безволия, эгоцентризма. Следствием принципа непротивления будет «отрицание родины, ее бытия, ее государственной формы и необходимости ее обороны» . В контексте полемики с Толстым, Ильин делает вывод: «не страшно временное отступление от праведности тому, кто не выходит из любви к Богу» .
По Ильину, к физическому принуждению, которое в некоторых случаях является правильным и спаси¬тельным, нужно обращаться, когда других средств не осталось. Следовательно, пойти по пути силы и меча является обязанностью человека, даже если это завершится смертью насильника. Но данный путь неправеден, поэтому удержаться на нем возможно только лучшим людям. Поэтому моральной трагедией человека выступают положения, ведущие к противоречию между благой целью и несовершенными средствами .
Применение силы против зла является не насилием, а нравственным деянием, по утверждению мыслителя. Как известно, Сам Бог совершает первый акт сопротивления злу силой: изгнание из рая первых людей, которых соблазнил дьявол, и низвержение Сатаны. Подчеркнем, что концепция русского философа о сопротивлении злу силой лежит в рамках отечественной христианской традиции и не противоречит ей.

В качестве главного примера философ указывает на взаимоотношения преподобного Сергия Радонежского и благоверного князя Дмитрия Донского. «Воин как носитель меча и мироприемлющего компромисса нуждается в монахе как в духовнике, в источнике живой чистоты, религиозной умудренности, нравственной плеромы: здесь он приобщается благодати в таинстве и получает силу для подвига, здесь он укрепляет свою совесть, проверяет цель своего служения и очищает свою душу. И самый меч его становится огненною молитвою. Таков Дмитрий Донской у св. Сергия перед Куликовой битвой» . Прп. Сергий благословил князя Дмитрия Донского на боевые действия и дал ему в помощь двух воинов-иноков.

И.А. Ильин, со ссылкой на Священное Писание, утверждает, что защита ближнего от насилия выступает основным долгом христианина. «Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека. Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественное, любовно сочувствовать одержимым растлителям душ» .
И. Ильин утверждает, что нельзя не сопротивляться народу, который пытается лишить нас «свободной самобытной жизни», поскольку это было бы «духовным самоубийством». По утверждению мыслителя, война призывает к защите своей жизни от насильственных действий врагов. Нельзя оказаться невольниками у врагов, а необходимо отстоять свободу своего народа. Чувство вины является для воевавшего и совершавшего грех убиения, стимулом для последующего покаяния, искупления, духовного очищения.
И.А. Ильин как приверженец христианской морали, считает убийство человека фактом нравственного падения. Но при этом утверждает: «Нельзя предоставить сильному угнетать слабого, нельзя быть щедрым в отдаче чужого блага или чужой жизни, нельзя дать поработить себя; нельзя дать истребить свой народ» .
Человек должен оказать сопротивление злу, посредством его пресечения. Сопротивление злу силой не противоречит принципам нравственного сознания православного христианина и в определенной ситуации является его прямой обязанностью. Необходимо посредством пресечения зла сопротивление ему, «ибо браться за меч имеет смысл только во имя того, за что человеку действительно стоит умереть: во имя дела Божьего на земле. Бессмысленно браться за меч тому, кто не знает и не имеет в мире ничего выше самого себя и своей личной жизни».

И.А. Ильин решает двоякую проблему, признавая убийство человека крайне противонравственным деянием, при этом заключает: «Физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека» . Но каким образом убийство может быть соразмерно стремлению к нравственному совершенствованию? Неужели совесть может признавать совершение человекоубийства? Это сложнейшие вопросы нравственного плана, и И.А. Ильин призывает быть честными с самими собой, подчеркивая, что в определенных ситуациях люди могут столкнуться с нравственным противоречием.
Нравственная концепция И.А. Ильина, изложенная в работе «О сопротивлении злу силой» стала объектом широкой полемики со стороны его современников — религиозных философов В.В. Зеньковского и Н.А. Бердяева.

Так, В.В. Зеньковский высказал мнение о том, что книга «О соп-ротивлении злу силой» представляет собой уход от христианства . Он отрицательно отзывается о понятии «православный меч», полагая, что оно разнится с церковным словом «христианское воинство». Это две различные идеи, и их подмена непозволительна, поскольку приводит к искажению религиозного сознания. При этом В.В. Зеньковский отметил в работе И.А. Ильина много положительных аспектов: логическую стройность, формальную законченность. Он признал, что книга отличается актуальностью, насыщенностью проблемами, которые остро стоят в современном мире, и что внутренней религиозной темой книги является чисто христианская тема. В свою очередь, Ильин доказывает, что, когда он пишет о «православном мече», то имеет ввиду меч православно обоснованный, а не «оправданный, святой», опираясь при этом на Послания апостолов, где в отношении злодеев допускается смертная казнь как необходимая мера. Надо сделать все возможное, чтобы меч и палач оказались не нужны, и лишь после этого, если они все же будут нужны, принять их.

Согласно критике со стороны Н.А. Бердяева, И. Ильин смешал государство с Церковью, наделил государство функциями, которые принадлежат только Церкви. Только Церковь может побеждать зло . Про Бердяеву, Ильин стремится не столько к творению добра, сколько к уничтожению зла. Следует отметить, что выдвинутые Бердяевым возражения Ильину противоречивы. Рассуждая по поводу природы и задач государства, Бердяев, однако, признает, что общество не может жить без государственной власти, которая обязана силой ограничивать проявление зла. На самом деле, с нашей точки зрения, Ильин рассматривает отрицательные последствия употребления силы — последствия нравственного характера: «сопротивляющийся должен всегда искать умственно и практически тот момент и те условия, при которых физическое воздействие сможет быть прекращено, не повредив духовной борьбе, подготовив ей путь» . «Сопротивляющийся должен постоянно проверять подлинные, внутренние истоки и мотивы своей личной борьбы со злом в уверенности, что от этого зависит и предметное постижение побораемого зла, и овладение духовной техникой борьбы, и выбор средств, и осуществление самой борьбы». И.А. Ильин пишет: «Физическое воздействие допускается тогда, когда оно необходимо, а необходимо оно тогда, когда душевно-духовное воздействие недостаточно, недействительно или неосуществимо».

Иван Ильин проявил неподдельный интерес к теме войны. Подобное внимание было связано с историческим путем России, осмыслением будущего страны и духовно-нравственного возрождения России. Первая мировая война, Октябрьская революция обострили философские размышления на тему войны. Следует отметить, что изучение взглядов И.А. Ильина на тему войны обосновывается необходимостью осмысления проблем устранимости и недопустимости войны в мировом сообществе. В процессе понимания феномена войны сложился целый ряд религиозно-философских теорий. Именно от них во многом зависит решение практических и теоретических задач, стоящих перед российским обществом, государством и современным миром в целом.

Литература

  1. Бердяев Н. Кошмар злого добра // Путь. 1926. №4.
  2. Гусейнов А.А. История этических учений. М.: Гардарики, 2003.
  3. Зеньковский В.В. По поводу книги И.А. Ильина «О сопро¬тивлении злу силою»// Современные записки. Кн. 29. 1926.
  4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М.: Республика, 1993.
  5. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи // Собр. соч. в 10 т. М.: Рарог, 1994. — Т. 3.
  6. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М., 1998.
  7. Ильин И.А.: pro et contra. Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей: антология / Сост., введ. и примеч. И.И. Евлампиева. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманит. ин-та, 2004.
  8. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2007.
  9. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М.,1991.
  10. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Высшая школа, 1993.
  11. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. М.: Классика литературы, 2006.
  12. Толстой Л.Н. В чем моя вера? М.: Российская государственная библиотека, 1984.
Поделиться: