Главная Публикации Старообрядцы за рубежом Cтарообрядцы Витебска в конце XIX — начале XX в.

Темы публикаций

Cтарообрядцы Витебска в конце XIX — начале XX в.

Впервые Витебск упоминается в летописи XI века как город славянского племени кривичей. Он расположен в устье впадающей в Западную Двину реки Витьбы. Первоначально Витебск являлся территорией Полоцкого княжества, а в XII веке стал центром Витебского княжества. С 1320 года Витебск входил в состав Речи Посполитой. В Российскую империю был включен в 1772 году в результате первого раздела Польши. Начиная со второй половины XVII века в результате жестоких преследований противники церковной реформы патриарха Никона начинают массово покидать Русское государство. Часть из них бежала в Речь Посполитую. Несмотря на трудности, с которыми здесь сталкивались старообрядцы, местное дворянство было заинтересовано в притоке рабочей силы, поэтому первоначально староверам предоставляли различные льготы, а польский король Ян Собеский издал специальный указ «О свободном жительстве раскольников в польских пределах».

Cтарообрядцы Витебска в конце XIX — начале XX в.
Витебск, 1904 год

Община белокриницких старообрядцев

Следует отметить, что во второй половине XIX — начале XX веков на территории Белоруссии проживали не только беспоповцы, но и старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии. В самом Витебске существовала община белокриницких староверов. Известно, что у общины не было постоянного священника, поэтому для исполнения духовных треб и богослужений в Витебск приезжал священник Иаков Варфоломеевич Никулин:

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. От витебских старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Благодарность его Высокопреосвященству Архиепископу Иоанну. Благодарим Вас, Преосвященнейший владыко, и молим за Вас Богу, чтобы дал Господь в нынешнем веце добраго здравия, а в будущем Царствия Небеснаго за то, что Вы нас не оставляете быть сирых во тьме неведения и присылаете к нам отца духовнаго Иакова, который нас питает душевным хлебом, то есть божественным писанием, и впредь Преосвященнейший владыко, просим Вас, будем прибегать к Вашему святительскому благословению, так как мы еще ни в чем не устроены и не совершенствованы и будем просить Вас, Преосвященнейший владыко, Христа ради не отказывайте на нашу просьбу, когда будем просить отца Иакова, так как отец Иаков изучил наш народ. Но мы знаем, что Вам, Преосвященнейший владыко, и отцу Иакову трудно, и леты его преклонны: но люди наши имеют глубокое впечатление ко отцу Иакову, и отец Иаков Божиею милостию устроит в нас все христианское дело, за то будем молить Бога за Вас и за всех благочестивых Преосвященнейших епископов и их презвитеров и диаконов. И просим Вас, Преосвященнейший владыко, всегда оставить на нас свое святительское благословение: Святый владыко заботимся о постоянной жизни у нас священника, пока еще не пришли к положительному заключению. Аминь, Зиновий Нижников» [1].               

На благодарственное обращение витебских староверов последовал ответ из Архиепископии:

«Православным христианам города Витебска, извещение. Благодарность вашу Архиепископ получил и прочел с удовольствием, поручив мне известить вас, что мы обещаем не оставлять вас духовною помощию и по возможности отца Иакова, по нашему благословению и разрешению своего епархиального епископа, [он] будет навещать вас, своих духовных чад. Но, к сожалению, по отдаленности его от вас трудно поспевать ему на дело исполнения у вас необходимых треб и богослужения, и сопряжено это с немалыми расходами. Поэтому вопрос о рукоположении своего священника должен стоять у вас на первой очереди вместе с приисканием и устройством помещения для богослужения. Надеемся, что при помощи Божией и вашем тщательном усердии все это осуществится у вас на душевную пользу всего христианства. Призываю на вас мир Божий и посылаю благословение. Москва, 18 июля 1909 года» [2].  

Старообрядцы Витебска желали иметь в своей общине постоянного священника и по этому вопросу неоднократно обращались к Московскому архиепископу. В архиве архиепископа Московского и всея Руси имеется переписка между христианами Витебска и Архиепископией по поводу назначения кандидата во священника в город Витебск.     

«Православным христианам города Витебска, извещение. Вы просите вызвать и проэкзаменовать избранных вами кандидатов и одного из них рукоположить во священники. Архиепископ Иоанн при отъезде своем в Казань и далее на вашем прошении надписал такую резолюцию: «пригласить кандидата с приговором». Поэтому потрудитесь составить Приговор на одного из намеченных лиц и убедите его принять сан священника и немедленно пришлите в Москву для рукоположения во священники. Молим Бога, да поможет Он вам утроить это доброе дело на пользу святой Церкви и на спасение православным христианам города Витебска. На что и посылаю свое благословение, призывая на вас мир Божий» [3].

«Преосвященнейшему Владыке Архиепископу Иоанну от Витебских старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, прошение. Просим Вас, Преосвященнейший Владыко Архиепископ Иоанн, Христа ради, не откажите на нашу просьбу, пришлите к нам священника отца Иакова докончить начатые им дела, то есть относительно храма и священника в нашей местности, для постройки храма мною куплены, и для кандидата в священники из нашей среды, от Вашего Преосвященства резолюция последовала, и оба дела лежат без движения во ожидании приезда отца Иакова. А почему мы просим непременно отца Иакова, потому что в нас есть люди, которые не присоединились к Христовой Церкви, а желание имеют, но мы видим, что если бы отец Иаков в нашей местности побывал большее время, то тогда с помощью Творца Небеснаго умножить стадо словесных овец и привнести в Соединение Христовой Церкви и устроить все благое и полезное дело, и почему мы просим сейчас, потому что наш народ теперь от занятий свободен и доходные средства все сейчас имеются в руках. Просим Вас, Преосвященнейший Владыко, прислать нам священника отца Иакова к 21 ноябрю, то есть ко Введению Пресвятой Богородицы. Многократно Вас просим Христа ради не оставлять наши просьбы и не забыть нас без назидания. Молим о Вас Творца Небеснаго, чтобы Он послал Вам в нынешнем веце долголетия и добраго здравия, а в будущем Царствия Небеснаго. Аминь. 9 ноября 1909 года. Савелий Акимович Матвеев, Андриян Агафонов Гладченков, Иринья Николаевна Сафронова, Зиновий    Игнатьев Нижников…» [4]  

Cтарообрядцы Витебска в конце XIX — начале XX в.

Пока в Витебск не был определен новый священник, местные христиане-старообрядцы обращались в Архиепископию, чтобы отца Иакова чаще отправляли к ним для богослужений и исполнения треб.

«Благоговейному священноиерею Поликарпу Никифорову извещение православных христиан города Витебска. По благословению архиепископа Московского Иоанна, сим извещаю, что на прошении, присланном вами относительно присылки отца Иакова, Владыкой Иоанном пояснена такая резолюция: «Ответить: отцу Иакову послана телеграмма». Посылаю ваш православным христианам низкий поклон, желаю быть здравыми и преуспевать во всех ваших делах» [5].

«Его Преосвященству Старообрядческому Архиепископу Преосвященнейшему Владыке Иоанну. Прости, благослови и помолись о нас, грешных и сирых, Высокопреосвященнейший Владыка! Неизреченно благодарим и земно кланяемся Тебе, Архипастырь Стада Христова, за Твои щедроты и великия милости, оказанныя нам, грешным, присылкой в наши одичалые, отставшие от всего края священника отца Иакова, который, благодаря своего ума, энергии, великой преданности служению Алтарю Царя Царей и Царствующих, своей образованности и учености, заслужил всеобщаго великого уважения, чем еще больше укрепил у нас основы и уважение Веры Христовой и Древлеправославнаго Благочестия. Да продлит Господь Бог долготу дней Твоих, Владыка! На славу и процветание Веры и Церкви Христовой и Древлеправославнаго Благочестия! Прибегаем к стопам твоим, Архипастырь! И еще слезно просим к нам на более продолжительное время священника отца Иакова, который, благодаря своим душевным качествам, уму и энергии, только и может положить прочную основу Веры Христовой и Древлеправославнаго благочестия, и, если возможно, Преосвященнейший Владыка, благослови отца Иакова приехать к Св. Крещению совершить крестный ход на Иордань, для чего благослови взять с собой отцу Иакову хоругви и выносной крест, ибо у нас ничего нет. Засим вручая себя святым твоим молитвам и прося твоего благословения, Высокочтимый Архипастырь, остаемся пасомыя: почетный гражданин Михаил Иванов Губин, стихарный Павел Михайлов Юдин…» [6]          

В 1909 году витебской общиной старообрядцев был создан Временный духовный совет, в обязанность которого входило решение вопросов общины:

«Витебских христиан Древлеправославной Христовой Старообрядческой Церкви постановление: мы, нижеподписавшиеся, собравшись сегодня в Доме Ефима Ананьевича Рыжкова и обстоятельно обсудив свое положение, пришли к такому заключению, что нам необходимо избрать из своей среды Временный Духовный Совет, который будет ведать все дела, касающиеся нашей религиозной жизни. Председателем Совета единогласно избран Ефим Ананьевич Рыжков, первым помощником его Иуда Устинович Устинов, вторым Савелий Акимович Матвеев. Членами Духовного Совета собранием избраны следующие лица: Никифор Ефимович Рыжков, Василий Ефимович Рыжков, Андриян Агафонович Гладченков, Зиновий Игнатович Нижников, Агафия Александровна Ивановская, Василий Петрович Сафронов, Евлампий Николаевич Левтов, Григорий Леонтьевич Рыжков. В чем и подписуемся 2 февраля 1909 года, старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии» [7].

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший и Боголюбивейший Архиепископ Владыка Иоанн. Мы, старообрядцы города Витебска, ходившие некогда во тьме и сени смертней, но по благодати Божией и Вашим Святительским молитвам воссиял свет велий в сердцах наших, когда, по неизреченному Промыслу Божию и способности христианского просвещения отца Иакова, нас присоединилось к древлеправославной святой Церкви 80 человек, еще согласных для присоединения в виду имеются 50 человек, которые остались неприсоединенными по слабости здоровья отца Иакова. Эти новые отрасли святой древлеправославной церкви требуют святого настроения христианской жизни, в силу сего просим Вас, Святый Владыка, не оставить нас и впредь Вашего Святительского благословения и да укрепят Ваши Святительские молитвы нас, юных, еще не утверженных в христианской вере. Поэтому, Св. Владыка, еще Великим постом пришлите нам подобного отцу Иакову священника, для исполнения христианского долга…»[8]

Диспуты с новообрядцами

22 февраля 1909 года в Витебске в образцовой школе при духовной семинарии состоялся диспут со старообрядцами по вопросу возникновения Белокриницкой иерархии. Диспут проводил новообрядческий миссионер священник по фамилии Борнуков. В диспуте также приняли участие преподаватели и воспитанники семинарии:

«Первым начал говорить Борнуков, изложив историю возникновения Белокриницкой иерархии в 1846 году, затем добавил, что Церковь Христова без епископа быть не может. Сослался на Игнатия Богоносца, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста и на 11-е нравоучение Златоуста, затем поставил вопрос, может ли Церковь остаться без епископа 180 лет и может ли то общество именоваться Церковью, в котором не было столь долгое время епископа? Со стороны старообрядцев в качестве оппонента выступал, как и на первой беседе, Е.Ф. Табаков, который подверг обстоятельной критике все положения о. миссионера. Особенное внимание оппонент уделил для разъяснения о судьбе Церкви Христовой… По учению св. Игнатия Богоносца, начальники Церкви суть епископы, и благодаря этому особенно выделяются следующие слова: «Начальники, епископы исполнятся беззакония, Дом же Христа — Церковь останется «столпом и утверждением истины, в пророки разумный учитель, в священники — достоинство служения», или проще: епископы, находясь в заблуждении еретическом, падут, Церковь останется одними священниками, и поручится другим епископам. Это и случилось на самом деле…»[9]

О минувшем диспуте написала газета «Витебские ведомости», указав, что диспут длился 6, 5 часов и на нем присутствовало достаточно много народу. Е.Ф. Табаков отправлял программы и содержания диспутов архиепископу Иоанну, чтобы владыка мог с ними ознакомиться и показать Ф.Е. Мельникову, чтобы тот счел возможным опубликовать материалы диспутов в журнале «Церковь» или издать в виде брошюры[10]. Кроме того, Табаков просил считать себя начетчиком: «…зачислить меня в Союз начетчиков, от которого, быть может, я бы имел хотя маленькое пособие… еще прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, помогите Христа ради книгами, у меня нет ни Феодора Студита ни истории Белокриницкой иерархии, ни блаженного Иеронима»[11].    

На это письмо Табаков получил ответ из Москвы 20 января 1911 года: «Его Высокопреосвященство архиепископ Иоанн, рассмотрев ваше письмо, о желании вашем быть начетчиком, положил такую резолюцию: «Написать: нужно вам приехать (в) Москву и познакомиться с нами; тогда будет видно, что нужно делать». Извещая Вас о такой резолюции Архиепископа, желаю здравия и спасения и посылаю благословение» [12].                                              

1 марта 1909 года в Витебске в образцовой школе при духовной семинарии состоялся очередной диспут со старообрядцами по вопросу о разборе учения защитников Белокриницкой иерархии о временном прекращении епископства в Церкви Христовой [13]. 7 марта 1910 года состоялся диспут «О Христовой Церкви». Инициатором диспута выступил епархиальный миссионер Федор Борнуков, а в качестве оппонента со стороны старообрядцев Белокриницкой иерархии — Е.Ф. Табаков, который проявил себя, как ревностный защитник святой Церкви Христовой [14]

Определение постоянного священника в Витебск

14 января 1910 года владыка Иоанн благословил витебских старообрядцев определиться с будущим настоятелем и отправить избранного кандидата в Москву для рукоположения:

«Принимая во вынимание духовныя нужды вашего довольно уже многочисленного общества и трудность удовлетворить оныя чрез временных священников, мое смирение в третий раз напоминает вам о необходимости рукоположения своего священника. Это тем более необходимо еще потому, что отец Иаков едва-едва оправился от серьезной болезни и только 12-го выехал на Родину, и едва ли скоро восстановит свое здоровье и может исполнять свои священнические обязанности по приходу. Поэтому рассчитывать на его приезд к вам нельзя; а посылать других священников, не знакомых с местными условиями, не полезно, да и трудно брать с прихода. Вследствие сего, по совету нашему с вашим духовным отцом — священноиереем Иаковом, благословляем вас, православные христиане, составить Общественный Приговор на одного из избранных вами жребием кандидата, а именно на Зиновия Игнатовича Нижникова, и прислать для рукоположения. А раба Божия Зиновия прошу не отказать послужить св. Церкви в сане священника, на который он Богом, чрез глас народа, и жребием пред избран. Молю Бога, да поспешит это благое дело на пользу св. Церкви и на душевное спасение православных христиан града Витебска и его окрестностей»[15].

Вскоре Зиновий Игнатьевич Нижников был рукоположен во священника в г. Витебск:

«Благоволите выдать сему подателю, благоговейному священноиерею Зиновию, все церковныя вещи, принадлежащие к походному храму, и вообще все оставленное отцом Иаковом. Все эти вещи должны находиться у вашего приходского священника Зиновия, который согласно общественного приговора и с одобрения духовнаго отца священника Иакова рукоположен Его Высокопреосвященством Иоанном архиепископом… Прошу вас всех вообще принять сего священноиерея Зиновия с должным к его сану почтением и обращайтесь к нему со всеми вашими духовными нуждами» [14].            

Тем не менее некоторые витебские старообрядцы священника Зиновия не приняли и выдвинули иных кандидатов в качестве священнослужителей: Никифора Ефимовича и Григория Леонтьевича Рыжковых[17]. На это прошение епископ Александр (Богатенков) Рязанский и Егорьевский отвечал следующее:

«Вы просите моего содействия пред архиепископом о рукоположении во священники желанных вами лиц, на что сим отвечаю: когда архиепископ Иоанн требовал от общества вашего приговор, то почему же вы не представили его своевременно, на одного из желаемых вами лиц? Зиновий Игнатович рукоположен по общественному приговору на Витебский приход архиепископом Иоанном, и им же он послан к вам, а не мной. Архиепископ Иоанн сейчас в отъезде в Крыму; возвратится к Цветной неделе. Прошу вас, православные христиане, оставьте неуместное ваше намерение о рукоположении к вам других священников. Не оскорбляйте этим архиепископа Иоанна, подчинитесь волей Божией и распоряжению своего архипастыря: обращайтесь с верою со всеми вашими требами к законно поставленному священнику Зиновию Игнатовичу. На что и посылаю благословение, призывая на вас мир Божий» [18].

Школа А.И. Устинова

В 1910 году витебский старообрядец Александр Иудович Устинов открыл в Могилевской губернии, в Романовой слободе, школу для детей по обучению Закону Божию, которую посещали как старообрядцы, так и никониане, всего около 70 детей: «Простите Христа ради, что до сих пор не написал Вам — было некогда, приходилось все устраиваться. Доехал я до места, слава Богу, благополучно. Это было 28 ноября. 2 дня занятия приготовления на открытие школы, а 1 декабря я уже открыл ее. Сразу мне поступило 70 человек, было бы и больше, да не стали принимать, в виду тесноты помещений, да, кроме того, одному и заниматься было бы с большим количеством учеников трудно. Из 70 человек поступивших старообрядцев будет человек 60, а остальные никониане. Старообрядцы, в свою очередь, делятся на наших, безпоповцев и беглопоповцев…» [19].

5 января 1911 года Устинов получил благодарность от Архиепископии: «Почтеннейшему господину Александру Иудовичу. Письмо ваше от 19 прошедшего декабря мною получено. За поздравление ваше и добрыя пожелания всякаго блага, благодарю вас: спаси Христос. Сердечно вам хорошаго успеха в начатом деле — обучения молодого поколения, на радость их родителям и на пользу святой Церкви, а вам на большую честь и славу. На что и посылаю мое благословение» [20].               

Обустройство молитвенного дома в Витебске

Александр Устинов активно участвовал в развитии и укреплении Старообрядческой Церкви в Витебске. При этом он продолжал трудиться в основанной им школе. Несколько раз в год Устинов отправлял в Архиепископию новости о жизни школы и старообрядческой общины в Витебске:

«Школой своей, как и жизнью, я пока очень доволен. Там на месте моего служения народ довольно хороший, с ними у меня установились отношения довольно хорошие, за шесть месяцев, которые я прожил там, в Слободе, я успел так привыкнуть, что не особенно хотелось даже уезжать на летние каникулы. Многие и из слобожан провожали меня домой, как своего родного человека. Занятия с ребятишками окончились у меня 30 апреля, как раз в субботу, ребята мои, выходя из школьного помещения, пустились в слезы, несмотря на мои утешения, что скоро приеду опять… Общественные дела наши в следующем виде: богослужения совершаются по-прежнему в доме отца Зиновия, который в настоящее время почти окончил постройку небольшого флигеля, находящегося на его дворе. Во флигель этот он в скором времени переедет жить, а в большом каменном доме будет помещаться походная церковь, она и раньше помещалась там же, но дом был разделен на две половины — церковь и квартиру священника, вследствие чего было много неудобств, а главное — тесно, особенно в двунадесятые праздники, когда собиралось порядочное количество народа. Теперь же это неудобство будет устранено, — вот перегородки уже выброшены вон, нужно разобрать и печи, стоящие посредине помещения, и поставить их в углах. Кроме того, необходимо в восточной стороне дома сделать пристройку для алтаря. Иконостас уже имеется — прошлою зимою прислали из Боровска. По размерам своим он к этому помещению вполне подходит. За дом этот общество решило уплатить отцу Зиновию 1000 рублей, но пока взносы подвигаются очень туго, и отцу Зиновию приходится при постройке флигеля рассчитывать только на свои силы. Он при этом (неразборчиво) ни средств, какия у него были, и, вероятно, отремонтировал бы и большой дом, как нужно, для приспособления его под храм, но силы материальныя у отца Зиновия в настоящее время крайне истощились… Святая Литургия совершается теперь у нас почти каждое воскресенье. К службе со священником привыкли все и теперь уже на возглас: «Заступи и спаси»… не запевают: «Тебе Господи», как иногда случалось раньше. Вообще церковно-общественная жизнь принимает более правильные формы. Земно кланяясь, прошу Вашего архипастырского благословения, мира, прощения и предстательства пред Богом за мя, грешнаго. Искренно чтущий Вас сын св. Церкви Александр Устинов»[21].

В сентябре 1911 года началась пристройка алтаря к молитвенному дому [22].

Архивные изыскания о дальнейшей судьбе молитвенного дома в Витебске продолжаются. Надеюсь, в скором времени станет известно, во имя кого был освящен молитвенный дом/

Список источников

  1. РГАДА. Ф. 1475. Д. 329. Л. 45.
  2. Там же. Л. 46.
  3. Там же. Л. 52.
  4. Там же. Л. 61–62.
  5. Там же. Л. 62.
  6. Там же. Л. 74
  7. Там же. Л. 75–76.
  8. Там же. Л. 76.
  9. Там же. Л. 90, 93.
  10. Там же. Л. 100.
  11. Там же. Л. 102.
  12. РГАДА. Ф. 1475. Д. 331. Л. 10.
  13. РГАДА. Ф. 1475. Д. 329. Л. 107.
  14. РГАДА. Ф. 1475. Д. 330. Л. 32.
  15. Там же. Л. 5–6.
  16. Там же. Л. 16.
  17. Там же. Л. 37.
  18. Там же. Л. 38–39.
  19. РГАДА. Ф. 1475. Д. 331. Л. 4, 5.
  20. Там же. Л. 6.
  21. Там же. Л. 25, 26, 27.
  22. Там же. Л. 41.