Главная Публикации Старообрядцы за рубежом История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке

Темы публикаций

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке
Храм святых богоотец Иоакима и Анны в Кампале (Уганда), алтарная часть

В современном мире, при большом многообразии вероисповеданий, распространении различных конфессий и религиозных течений, нельзя выделить древлеправославие (Русскую Православную Старообрядческую Церковь) как активную, с точки зрения миссионерства, религию.

Говоря о феномене старообрядцев в России — так принято называть последователей Церкви Христовой, древлеправославных христиан, оставшихся верными Священному Преданию и исповедующих христианские духовные и нравственные ценности, — хочется сказать не только о сохранении веры, но и о христианском укладе жизни. Для старообрядчества основным методом миссионерства является не столько проповедь, основанная на истории христианства как источнике знания о древней христианской вере в ее неизменности, сколько духовно-нравственный облик верующих, благодаря которому внешние люди начинают интересоваться древнерусской верой и происходит рост общин старообрядцев.

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке
Совместное богослужение в деревне Дурасове Костромской области

Древлеправославие появилось в Уганде не так давно. В 2013 году по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия состоялось присоединение протоиерея Иоакима Киимбы вместе с его супругой Маргаритой к Русской Православной Старообрядческой Церкви. В том же году присоединилась и община отца Иоакима в Кампале. Этот случай был едва ли не первым в истории старообрядчества, когда к Церкви Христовой присоединилась целая община не русскоязычных христиан. На плечи Московской Митрополии легла духовная ответственность за несколько сотен древлеправославных христиан Африки.

Надо отметить, что перед присоединением христиане Африки долго присматривались к Церковному Преданию русских старообрядцев. Большое содействие в этом диалоге оказала Комиссия по чиноприему инославных клириков нашей Церкви во главе с отцом Геннадием Чуниным, а также священники о. Алексей Лопатин и о. Никола Бобков, ставшие впоследствии кураторами православной миссии в Уганде. Передавая знания о богослужении и укладе жизни старообрядцев, отец Никола и отец Алексей во многом оказали влияние на развитие духовной жизни в Африке.

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке

Прихожане во время богослужения прикладываются ко кресту

В Угандийских общинах старообрядцев, так же как и в России, ныне совершается божественная литургия, происходят и крещения, и венчания, и другие таинства и требы. Кроме того, древлеправославная вера успешно интегрируется в местные традиции. Богослужение совершается на родном языке Уганды — луганде. Этим необычным этническим и религиозным явлением заинтересовались российские ученые.

Древлеправославные христиане Уганды выделяются в основной массе верующих страны. Давайте поговорим об этом подробнее.

 

Древлеправославная Церковь Христова и ее окружение в Уганде

Начнем повествование с начала прошлого века. К 1900 году в Уганде уже сосуществовали три «традиционные» конфессии: римо-католическая церковь, англиканская и ислам. В то время в Уганде о православной христианской вере (древлеправославии) не слышали. В начале 1920-х годов появились небольшие по сравнению с традиционными для Уганды конфессиями очаги новообрядчества. Надо отметить, что господство на территории страны трех религиозных конфессий было результатом большой осведомленности людей, в том числе благодаря активной миссионерской работе. Подавляющее большинство всех верований в Уганде относится к монотеизму.

В Уганде сегодня наряду с традиционными конфессиями существуют и другие, например адвентисты седьмого дня, пятидесятники и другие. Церковь пятидесятников продемонстрировала значительный прогресс за последние сорок лет как со стороны численности, так и со стороны проповеди, где большую роль играет призыв к молодежи обратиться к Богу. Этот прогресс следует за их скромным началом в 1970-х годах, когда вокруг была сплошная оппозиция по отношению к этому христианскому течению, как со стороны традиционных религиозных институтов, так и правительства. Пятидесятнические церкви пережили запрет на их христианские религиозные практики. Они используют ту же Священную Библию, что и другие христианские Церкви, но молитвы сопровождаются пением, танцами с использованием всевозможных современных и традиционных музыкальных инструментов, проводятся молитвенные конференции, ночные богослужения и т.д. Их подход к богослужению привлекателен для многих современных людей, что во многом и объясняет быстрый рост этой конфессии.

Древлеправославие в Уганде находится среди этих конфессий в количественном меньшинстве, однако незыблемо сохраняет свою идентичность. На долю древлеправославных христиан меньше всего приходится переходов в иные конфессии, тогда как в других конфессиях сохранение религиозной идентичности является первоочередной задачей в миссионерской работе.

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке
Отец Иоаким Валусимби совершает таинство Венчания

Старообрядцы Уганды считают, что древлеправославное христианство является самым древним, исконным среди других христианских верований в мире, а само слово «православный» означает соблюдение установленных обычаев и традиций Древней Церкви. Это означает, что преданный православной вере христианин должен считаться защитником и хранителем вечных и неизменных традиций восхваления Бога и поклонения Ему. Именно эта преданность помогает старообрядцам сохранить Церковное Предание и самобытность. Перед старообрядчеством, как истинным продолжением Древней Церкви Христовой, стоят задачи сохранения института семьи, попечения о молодежи, подверженной множеству современных искушений и неправых измышлений, которые могут увести от Бога. В том числе опасны веяния экуменизма о спасительности любой религии вне зависимости от догматических и канонических различий.

Говоря о секуляризации общества и своего рода вызове, который мир бросил Церкви, надо сказать: то, что происходит в Уганде, также происходит в других странах. «Перед нами стоит задача как можно раньше помочь нашим детям узнать о Боге, — говорит Маргарита Киимба, вдова покойного протоиерея Иоакима, — обучая их традициям и убеждениям древлеправославия, потому что, чем более меняется мир в худшую сторону, тем более он нуждается в чистой христианской вере».

 

Предпосылки и развитие старообрядчества (древлеправославия) в Уганде

Понимание древлеправославия среди христиан-африканцев, ближе к которому из всех конфессий Уганды (и России) стоит новообрядчество, ускорилось за счет тех осколков Предания Древнерусской Церкви, которые сохранила греко-российская Церковь. В первой четверти прошлого столетия в Восточной Африке (Уганда находится на экваторе и расположена в непосредственной близости от Восточной части континента) жил епископ Христофор (Спартас Мукаса). Именно он сыграл значительную роль в распространении новообрядного христианства во всей Восточной Африке. Он узнал о православной вере в 1914 году в России, когда был еще солдатом во время Первой мировой войны.

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке
Могила первого старообрядческого священника Уганды протоиерея Иоакима Киимбы

Однажды он пришел в российский храм на службу. Этот храм оказался греко-российским (господствующего вероисповедания). Даже будучи англиканцем, он решил помолиться в этой церкви, хотя раньше он никогда не слышал о православной вере.

Он внимательно наблюдал за тем, как совершаются молитвы, как устроено богослужение. Будущий епископ заинтересовался и почувствовал большую необходимость в этом. По возвращении из России он твердо решил принести эту веру в Уганду.

Вернулся в Уганду в 1921 году и проповедовал слово Божие на основе греко-российской доктрины в соответствии со старым календарем в Уганде и во всей Восточной Африке. Он совершал эту проповедь с помощью своего хорошего друга по имени Обадия Кабанда. Через несколько лет люди всерьез заинтересовались верой в Бога, и два проповедника стали выбирать кандидатов в священные степени. Таким образом, он выбрал кандидатов и отправил их в Грецию проходить обучение служению в греческой Церкви.

В 1924 году король Дауди Чва из Буганды передал епископу Христофору землю в местечке, названном Намунгуа, примерно в пяти милях от города Кампалы (столица Уганды). Именно на этом месте он построил и основал свой первый приход. Покойный король Дэвид Чва пожертвовал большие земли в разных частях Королевства Буганда, где епископ Христофор впоследствии построил церкви и школы. При главной общине церкви в Намунгуне он построил школу и назвал ее «Мемориальной школой Чва II» в память о короле Давиде из Буганды за его поддержку миссии Церкви. Вместе со своим другом Обадией архиерей продолжал упорно трудиться, чтобы его церковная миссия распространилась на другие восточно-африканские страны, в частности на Кению и Танзанию.

В 1939 году, во время Второй мировой войны, епископ Христофор (Спартас) вернулся в Россию и оставался там до 1945 года. Когда война закончилась, он вернулся в Уганду и снова продолжил проповедовать слово Божие. В течение этого времени многие ученики из Кении и Танзании приезжали в Уганду, чтобы учиться в школах, созданных епископом Христофором. Он продолжал посылать молодежь для обучения в Грецию. Угандийская церковь закрепилась за Александрийским патриархатом.

В 1960-е годы некоторые из молодежи, вернувшись в Уганду, стали проповедовать новые идеи (новостильный раскол) и учения, которые противоречили молодой церкви Уганды. Они уже решили перевести общину в Греческую Православную Церковь, то есть на новый календарь. Епископ Христофор не согласился с этой идеей, и его отказ принять новины вызвал много трений между ним и теми, кто был настроен изменить устроение угандийской церкви. Однако, как он ни пытался, но остановить эти новые веяния не удалось. В результате он был очень огорчен тем, что не смог воспрепятствовать новолюбным учениям. Наконец, в 1972 году угандийская церковь была объявлена ​​Православной Церковью Уганды нового календаря.

Спустя некоторое время, в 1982 году, епископ Христофор умирает от тяжелой болезни. Однако до своей смерти он успел научить некоторых молодых людей той вере, которую он хотел установить в Уганде, объяснив разницу между старой греческой верой и новой верой. Среди этих юношей, слушавших проповедь пожилого епископа, был молодой человек по имени Иоаким Киимба, который позже стал настоятелем миссии Русской Православной Старообрядческой Церкви в Каньяниа-Кампале.

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке
Отец Иоаким Валусимби (слева) активно участвует в ремонте храма

Сегодня православное христианство практикуется в Уганде, ведется проповедь в Танзании и Кении. Старания покойного епископа Христофора (Спартаса) в поисках древней христианской веры и ее проповеди продолжились в лице его ученика, а позднее, в 2015 году, уже ученика отца Иоакима Киимбы — о. Иоакима Валусимби.

 

Отец Иоаким Киимба и установление древлеправославной христианской веры в Уганде

Иоаким Киимба родился 28 февраля 1948 года. Он вырос в религиозной семье, его отец был священником в Православной Церкви нового стиля. Его семья была небогата, как и большинство угандийских семей. Его родители изо всех сил старались платить за обучение сына, несмотря на то что у них не было надежного источника дохода. Молодой Иоаким работал и получал некоторые деньги, чтобы платить за обучение. Он выполнял разную работу, например, мог мыть машины после школы и во время школьных каникул, также охранял строительные объекты в городе Кампале. Этот опыт сделал его трудолюбивым и сосредоточенным человеком. Вскоре Иоаким Киимба получил возможность выехать на обучение за границу по рекомендации епископа Христофора.

С детства Иоаким был общительным, ему нравилось делиться идеями с другими людьми. Он с уважением относился к людям, независимо от их возраста, происхождения, вероисповедания и положения в обществе. У него было мужественное сердце и сильный творческий ум, любовь к знаниям. Более всего он любил Бога. После своего обучения в семинарии по рекомендации епископа Христофора он с уверенностью и убедительно мог рассказывать об истории религий, его слова, обладавшие каким-то положительным настроем, прочно оседали в умах людей.

В 1970-х годах он оканчивает медицинский факультет и начинает работать в национальных больницах, включая Республиканскую больницу в Мулаго. Его медицинская карьера была успешной, потому что он работал профессионально и с Богом в душе. Будучи врачом, он имел частную медицинскую клинику, чтобы получать доход для поддержки Церкви. Однако часто он бесплатно лечил пациентов, поскольку у многих не хватало средств, чтобы оплатить лечение.

Доктор Иоаким был врачом от Бога — так считали многие, кто знал его. В 1999 году, когда он уже был священником, к нему был доставлен один мальчик с наркотическим отравлением и всеми признаками психического расстройства, а семье несчастного было нечем платить за лечение. Несмотря на это, отец Иоаким Киимба вылечил этого мальчика. Он рассказал родителям о том, как поддерживать здоровое состояние этого ребенка, запомнившего раз и навсегда свой опыт с наркотиками. Вскоре, спустя 6 месяцев, мальчик под присмотром доктора Иоакима Киимбы окончательно выздоровел. Он вернулся в школу, а через три года изучил механику автомобилей и стал работать в одном из известных автосалонов Уганды.

Добродетели, которые взращивал в себе угандийский священник, принесли свои плоды. Как-то раз у отца Иоакима в дороге сломался велосипед. Из остановившейся рядом машины вышел человек и назвал доктора Иоакима по имени. Отец Иоаким не смог узнать в нем своего бывшего пациента. Как выяснилось, когда-то давно отец Иоаким спас его, излечив какой-то недуг. Спустя некоторое время, Промыслом Божиим этот человек предстал перед ним и тоже оказал ему помощь, когда он в ней остро нуждался. Отец Иоаким с благодарностью в сердце прославил Бога, так устроившего эту чудесную встречу.

Отец Иоаким Киимба в своей жизни много рассказывал о епископе Христофоре. Он рассказывал своей общине истории из жизни своего учителя, в том числе как епископ Христофор до того, как он стал православным верующим, был англиканцем, но, вернувшись из России, он принес в Африку греко-российскую веру. Епископ Христофор с усердием изучал греко-российскую веру и старался во всем передать ее в Уганде. О. Иоакиму нравилась вера, поддерживающая христианскую культуру поклонения Богу. Он горел любовью к Богу, к людям. Будучи учеником владыки Христофора, будущий старообрядческий священник узнал много важного и интересного о церкви. Именно в это время покойный отец Иоаким Киимба остановился на традициях и доктринах на основе старого календаря.

Угандийская церковь в 70–80-е годы XX в. переживала новостильный раскол, и через некоторое время отцу Иоакиму пришлось взять ситуацию под свой контроль, так как люди уходили из церкви, духовная жизнь в общинах угасала.

Отец Иоаким Киимба был рукоположен в священники в 1992 году. Он твердо решил, что нужно придерживаться старостильного календаря, как того хотел его учитель. Он столкнулся с многими проблемами со стороны противоборствующих сил, но решил не сдаваться. Он успешно зарегистрировал общину в 1992 году, назвав ее Православной Церковью в Африке, в этом ему оказало поддержку и Министерство внутренних дел Уганды, в том числе и благодаря политике правительства в отношении религий и Конституции Уганды, которые предусматривают свободу вероисповедания в стране.

С 1992 года молодой священник активно трудился в деле развития православной веры, во многом его поддерживали друзья и неравнодушные к православной миссии в Уганде люди, но их поддержки было недостаточно. В процессе проповеди и управления церковными общинами он сталкивался с тратами, которые покрывались доходами от его основной работы врача. Кроме того, он был вынужден продать собственные земельные участки, чтобы собрать деньги для развития Церкви. Что касается проповеди, то он проповедовал слово Божие согласно старому календарю сначала в Кампале, то есть в Центральном регионе, а потом вышел и в Восточный регион, к городу Накабале-Бузога.

Его проповедническое делание продвигалось с большим трудом, так как у него не было транспорта. Прихожане вспоминают, как он ездил в Накабале-Бузога на автобусе из Кампалы в выходные, на расстояние более 70 км от Кампалы, чтобы провести церковную службу. Сезон дождей создавал наибольшие трудности в его передвижениях, и очень часто он приезжал насквозь мокрым. В конце концов, в новых общинах появились грамотные люди, которые стали помогать в проведении церковных служб в Накабале, особенно в те выходные, когда отец Иоаким возглавлял церковную службу в Кампале.

Позже, когда церковная работа расширилась настолько, что стала требовать еще большего внимания и сил, отец Иоаким решил сократить время, которое он выделял для своей медицинской практики в качестве профессионального доктора, и стал посвящать больше времени Церкви.

Отец Иоаким за 23 года своего служения провел значительную работу по привлечению людей к Богу. Число верующих за это время значительно увеличилось, и ему удалось обучить некоторых священников, чтобы те помогали в служении в других приходах.

Отец Иоаким Киимба рассказывал о периоде, когда он столкнулся с серьезными трудностями в убеждении материалистических умов некоторых священников, которые поставили Бога на уровень ниже, возведя в приоритет свои личные материальные потребности. В итоге некоторые из них отделились от него. Несмотря на это, он никогда не сдавался. Отец Иоаким всегда организовывал семинары для тех, кто занимал ответственные должности в Церкви, используя свои собственные деньги, чтобы взрастить в этих людях чувство самодостаточности, самопомощи и самообеспечения, а не зависимости от Церкви. Дело в том, что многие прихожане просили у него денег для решения своих проблем, таких как плата за обучение детей и пропитание семей. В некоторых случаях он мог поддерживать самых нуждающихся тем, что у него было, с целью побудить их приходить на церковные службы. Тем не менее, он продолжал взращивать в них осознание необходимости работать и поддерживать самих себя, молясь Богу в храме.

Наконец в конце 90-х годов пришло время построить церковь в Каньянии. Отец Иоаким серьезно подходил к выбору материалов для будущей церкви, хотя многие не понимали его стремления в постройке дома Божьего. Сегодня главный угандийский старообрядческий храм святых богоотец Иоакима и Анны в Каньянии выглядит весьма хорошо.

Нынешний настоятель храма (с 2016 года, после упокоения отца Иоакима Киимбы) отец Иоаким Валусимби вспоминает своего предшественника как великого человека Божьего. Это было его первое впечатление о нем, когда они встретились в начале 2000-х годов. Отец Иоаким Валусимби вспоминает время, когда он еще не был православным христианином и строил этот храм и как о. Иоаким Киимба относился к нему с любовью и уважением, что он был полон юмора, был простым и радостным человеком. Он вспоминает, что по мере того, как церковь строилась, о. Иоаким терпеливо учил его православной вере. Дружелюбие о. Иоакима Киимбы, его великая любовь к Богу и его подход в обращении к православию убедили Иоакима Валусимби принять православное христианство. Они общались друг с другом как отец и сын.

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке
Храм святых богоотец Иоакима и Анны в Кампале

Отец Иоаким Киимба — человек, который жертвовал многим ради Божьего дела. Он был тем, кто приносил в жертву все, чтобы развивать церковь. Было время, когда церкви нужны были средства для развития, и единственный вариант был таков, что необходимо было продать даже свой личный участок земли, чтобы собрать деньги для нужд строящегося храма. Он посвятил все свое время церкви и всегда думал о различных планах по развитию церкви.

После 2010 года, после того как епископ Иоанн, который рукоположил его, умер, о. Иоаким Киимба, имея, как и его учитель епископ Христофор, тягу к Древнему Преданию, отыскал такую Церковь, которая опирается на основы и Предание Древней Церкви. Церковный совет начал свои поиски в Интернете и наткнулся на Русскую Православную Старообрядческую Церковь. История РПСЦ была глубоко изучена церковным советом и о. Иоакимом Киимбой. Вскоре он рассказал членам общины о том, что его искания старых традиций наконец остановились на русских старообрядцах, хранящих древнее Предание Церкви Христовой, чего он и хотел с самого начала. Через некоторое время был вновь созван церковный совет, и главным вопросом обсуждения стал переход в Русскую Православную Старообрядческую Церковь. Начался длительный диалог между верующими России и Уганды о воссоединении, которое произошло в 2013 году. Вскоре у о. Иоакима Киимбы появилась возможность посетить Москву вместе со своей женой Маргаритой, чтобы присоединиться к Древлеправославной Церкви (РПСЦ) в России.

История древлеправославия в Уганде и роль иерея Иоакима Киимбы в основании древлеправославия в Африке
Памятная фотография на Рогожском после международного старообрядческого форума. Слева направо: отец Иоаким Валусимби, Анна Ивановна, матушка Маргарита (вдова покойного протоиерея Иоакима Киимбы), иерей Кирил Шахзад (Пакистан)

С этого времени он был счастлив видеть, что Церковь Уганды, созданная его наставником епископом Христофором, достигла своей главной цели — отстаивания древних христианских обычаев и традиций. Переход в древнюю православную веру, которая является спасительным светом в жизни людей, был для угандийцев осознанным, с твердой верой в то, что они приблизились к настоящему, чистому и правильному прославлению Бога по завету первого архиерея Уганды.

Умер отец Иоаким в 2015 году, передав общину под руководство Иоакима Валусимби.

 

«Мы рады, — говорит матушка Маргарита, — что Церковь находится под опекой Русской Православной Старообрядческой Церкви, под чутким руководством преосвященнейшего митрополита Корнилия. Велика и поддержка наших российских братьев и сестер. Большую роль сыграли о. Алексей Лопатин и о. Никола Бобков в укреплении и развитии нашей Церкви. Мы вспоминаем с любовью о. Леонтия Пименова, который приехал с первой российской делегацией (делегация старообрядческих священников в Уганду в 2013 году). Пусть Всемогущий Бог благословит нас всех».

 

По материалам, предоставленным матушкой Маргаритой Киимба.