История и иконография старообрядческой церкви г. Яссы (Румыния)

Главная Публикации Старообрядцы за рубежом История и иконография старообрядческой церкви г. Яссы (Румыния)

Темы публикаций

История и иконография старообрядческой церкви г. Яссы (Румыния)

История русской общины в Румынии насчитывает около трёх столетий. Исток русских из России был спровоцирован рядом государственных постановлений. Так, 7 aпреля 1685 г. царевна Софья Александровна выдала закон, известный под названием 12 статей, в котором предусматривались строжайшие меры по отношению к староверам и помогающим им лицам (смертная казнь, приговор к сожжению во срубе, ссылка и пр.). Непоколебимость императрицы и пристрастие патриарха Иоакима, одного из самых ярых гонителей старой веры, привели к массовым передвижениям преследуемого населения по империи, а также к началу расселения православных вне России.

Более существенное переселение старообрядцев в Молдову произошло главным образом во время правления Михаила Раковицэ (Mihail Racoviță), который правил княжеством три раза между 1704 и 1727 гг., но отдельные староверы-беженцы были зарегестрированы и в более раннее время.

В рукописи, найденной историком Михаилом Ивановичем Лилеевым в библиотеке Черниговской семинарии, «Сказание о староверцах, живущих в Земли Молдавской»/ Relatare despre staroverii trăitori pe pământul Moldovei, говорится о том, что в 1721 г. представители данного меньшинства были приглашены господарём со всей Молдовы в Яссы, с целью рассмотрения особенностей их веры и времени их прихода в Румынские княжества.

В 1730–1731 гг. старообрядцы Ветки и Стародубья, вследствие ходатайств ясских старообрядцев, обратились к господарю Михаилу Раковицэ и к Молдавскому митрополиту Антонию с просьбой назначить им епископа. Вмешательство патриарха Константинопольского Паисия II, неожиданно приехавшего в Яссы, заставило господаря изменить свои планы: сформулированные им условия были неприемлемы для просителей.

Ясская община

В 1780 г. старообрядцы, проживавшие в г. Яссы, построили себе первую (деревянную) церковь, с престольным праздником Успения Богоматери. Вокруг этой церкви и организовался липованский приход, включающий всех исповедеющих эту веру, поселившихся в этой части города.

В 1830 г. деревянные стены старой церкви заменены кирпичными.

Летопись следующих лет включает перечисленные в дальнейшем события.

12/ 24 oктября 1846 г. произошла торжественная встреча в Белой Кринице митрополита Амвросия, при участии трёх делегатов Ясской старообрядческой общины — купца Никифора Панкратьева, Логина Андреева Богомолова, Виктора Иванова Железнякова.

В 1847 г. В.В. Борисов, автор «Поездки в Бeлокриницкий монастырь» и прототип героя Василия Борисовича из романов Мельникова- (Печерского) «В лесах» и «На горах», гостил в течение недели у Ясской старообрядческой общины, посещал церковь, в которой служил о. Алексий.

Никифор Панкратьев, бывший уставщик Ясской старообрядческой церкви, был избран общиной упомянутого города в священники. Хиротонию провёл митрополит Кирилл 15 июня 1847 г. в церкви Успения Богоматери в Яссах. 22 ноября 1849 г., священник Никифор Панкратьев получаил в качестве вознаграждения серебряный позолоченный крест и грамоту. 29 aпреля 1850 г. священник епархии Никифор Пантратьев был повышен в сан протоиерея находившимся в Яссах митрополитом Кирилом.

Данные о месте проживания старообрядцев в г. Яссы можно найти в мемуарной литературе. В 1857 г. в Плане г. Яссы инженера Петавена (Peytavin) числилась и липованская церковь 1. Будущая Липованская улица под названием «худица» (hudiță) упоминается писателем Дж. Сионом в «Воспоминаниях о путешествии в южную Бессарбию» (Бухарест, 1857 г.) 2. «Не могу сказать ничего больше об этой церкви», признавался автор, «ибо со стыдом признаюсь, что никогда не испытывал любопытства посетить её» 3. Возможно, подобные настроения владели и другими писателями, тем более что надо думать, что присутствие посторонних не поощрялось.

Храм находился на правом берегу реки Бахлуй, течение реки было отрегулировано позднее, в 1911–1913 гг.

В 1858–1862 гг. Василий Фомин, ясский купец-старообрядец и доверенное лицо, вёл переписку с митрополитом Кирилом Белокриницким. Фомин был в течение почти двух десятилетий посредником, через которого приходили деньги из Москвы (с Рогожского кладбища), предназначенные для поддержки белокриницкого старообрядчества. В одном из писем Василий Фомин жаловался митрополиту об упадке г. Яссы после переведения столицы в Бухарест и о задолжностях, собравшихся у липованской церкви (500 червонцев) по бедности прихожан.

В 1864 г. в г. Яссы издаётся известный текст Окружное послание, составленный Брэильским епископом Онуфрием (Парусовым) и старообрядческим апологетом Иларионом Георгиевичем Кабановым (Ксеносом) в 1862 г.

В 1866 г. в Яссах состоялся Собор по поводу вмешательства митрополита Кирила в дела Московской митрополии, при участии Евфросина, архимандрита монастыря Тисы.

В тот же год деревянная цекровь с колокольной сгорают в пожаре. Тот же пожар истребил архив церкви, книги, иконы и церковную утварь. На месте сгоревшей церкви для проведения служб был построен кирпичный параклис с престольным праздником свв. апостолов Петра и Павла.

Ценные данные о липованах, проживающих в г. Яссы, и об их храме можно найти в следующем отчёте, составленном в 1864 г., переданном митрополиту Молдовы того времени Софронию Миклеску, в ответ на анкету, потребованную епископом Нижнедунайским Мелькиседеком (Штефэнеску), относительно положения липован в стране. Текст этого документа приводится ниже, впервые на русском языке:

Высокопреосвященный Владыко!

В ответ на высочайщий приказ под № 1412, с глубочайшим уважением сообщаю Вам, что согласно заключению, осуществлённого под Протоиерейством в городе Яссы находится лишь одна Липованская Церковь, где служат один священник, диакон и два диака, и в церкви народу 107 семейств, из которых 204 лиц мужского пола и 183 женскоо пола. Они принадлежат секте поповцев и причащаются Св. Тайн. Дату их прихода в страну невозможно было установить, ибо Церковь недавно потерпела последсвия пожара, истребившего старую (…).

Из секты скопцов 92 лиц мужского пола, а сколько женского не было установлено, и следовательно, ни количества семейств, т.к. образ их семейной жизни трудно уточнить, и они живут в одном доме, либо только по два, либо по три, только лица мужского пола или и женского, но и это очень несистематически.

Они прихожаны Церкви с престольным праздником Св. Апостола Фомы, названной Тома Козма, а духовником им служит один из священников названной Церкви, и нет у них своей Церкви, — дату их прихода в страну, также затруднительно было установить.

Наконец, из беспоповцев не было найдено лиц в городе, а у вышеуказанных нет Монастыря или Скита.

Вашего Высокопреосвященства препокорнейший слуга

Протоиерей (подпись). Секретарь (подпись). №. 285. 1869 г. декабрь 31. Яссы

История и иконография старообрядческой церкви г. Яссы (Румыния)

В 1872–1882 гг. по планам местного архитектора Штефана Эмильана, профессора геометрии Ясского университета, начал строится новый храм, на общественные пожертвования и стараниями крупных дарителей из старообрядцев, проживавших в России. Так, из Москвы пришли крупные пожертвования, сделанные архиепископами Антонием и Иоанном, монахом Иларием и матушкой Евлампией, а также многочисленными мирянами. Были подарены также и колокола, иконы иконостаса, подсвечники и канделябры. В учебнике по рисаванию Штефана Эмильиана сохранились рисунки — чертёжи Успенской церкви и несколько указаний относительно месторасположения храма и несоблюдения строителями исходных размеров. Фотография приводится впервые в качестве иллюстрации к настоящей работе.

В 1882 г. было осуществлено освящение настоящего храма.

Исторические данные о двух липованских церквях, находящихся в городе Яссы, почерпанные из найденных в государственных и частных архивах и библиотеках позволяют составить настоящее — первое на русском языке описание центра духовной жизни общины русских-липован, жителей Румынии.

История и иконография старообрядческой церкви г. Яссы (Румыния)

Иконография церкви Успения Богоматери: предварительные замечания

Данные, касающиеся истории иконописи в церкви ещё более скудны, чем информация относительно истории самой постройки Успенского собора и второго храма, зимней Петропавловской церкви. Это положение обусловлено рядом причин общего и частного характера.

Во-первых, речь идёт об обстоятельствах жизни самой общины — относительной замкнутостью, а также её состредоточенностью на самой духовной жизни. Как и в случае богослужебных и других книг, состояние ежедневной практики людей разного вида занятий и интересов, образования и возраста не поощряет отвлечённого интереса к предметам (не)материального наследия, хранящимся в среде общины.

Второй причиной является отсутствие документов, частично сгоревших в пожаре, книг записей с указаниями на дарителей, церковной бухгалтерии. Местный филиал Госархива Румынии оказался также не способным помочь, фонда, касающийся Липованской церкви был вероятно утрачен или перемещён.

Итак, сведения, вкратце прокомментируемые в дальнейшем, далеко не полны. Предварительная инвентаризация икон на дереве и настенных росписей не может быть проведена, т.к. возможность сфотографировать была получена, насколько известно авторам, впервые.

Привезенные в нескольких волнах из России сами старообрядцами, купцами, присланные дарителями, заказанные священниками на исторической родине, иконы в Успенской церкви представляют стилистическую и техническую еклектику. «Абстрактный» византийский стиль, «натурализм», «наив». Тонкие мазки и прозрачные лики соседствуют с иконами более грубого — схематичного изображения.

Общее впечатление эклектичность иконографического состава продемонстрируется примерами трёхразрядов икон на деревянной основе и живопись в текнике альфреско, выполненной разными мастерами, находившейся на левой и правой сторонах нартекса и над южным, «мужским», входом, а также на примере настенного письма, представляющего трёхличную композицию, заказанную некоему мастеру Фаддею.

Иконографические стили можно предварительно распределить на традиционализм и неотрадиционализм — от Рублёва до Ветки; примесь барокко; местный наив (примитив). Традиция, принесённая из России, местное влияние в иконографической теме. Техника представлена всеми формами — чичные и масляные краски, доска, паволока, левкас. Настенная фреска. Наряду с высокими формами присутствуют массовые формы, приклеенная на деревянную основу икона на бумаге. Помимо указанных икон на доске, в церкви находятся икона в киоте, в окладе и фото.

Красочная гамма представляет все известные палитры, тёплые и холодные. Образы и композиция, иконография Спасителя и Божией Матери — храмовая икона, Иоанна Предтечи,св. Николы, святителей и подвижников, целителей. Сложные соборные композиции византийского происхождения, житийные и четырёхчастные, а также иконы для специальных целей (здравие, молчание-покой) и русских святых.

Многое пришло из Ветки, которая находилась на стыке России—Беларуси—Украины—Литвы. Великое княжество было более приветливым и толерантным, терпимым к разным конфессиям. Ветка развивала Рублёвскую линию — свои красно-золотые узоры, включение барокко (склонность к аллегории в собственной интерпретации), сад райский, цветы, травы и плоды, палатные композиции (сцены проходят в разных помещениях).

Своей историей и ценным художественным достоянием Церковь Успения Богородицы в г. Яссы представляет часть русского культурного наследия, свидетельствуя о постоянстве духовной жизни родственных традиций православия.

*Авторы статьи выражают глубокую признательность отцам священникам Василию и Корнилию Хушляг за беседы и разрешение фотографировать ясскую старообрядческую (липованскую) Успенскую церковь и иконы.

1V.A. Urechia, Din tainele vieței. Amintiri contimporane (1840–1882);

2G. Sion, Suvenire de călătorie în Basarabia meridională;

3 Сионе.

Литература

  1. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, СПб. Т. I. 1914. Т. II. 1915. Репринт: Elibron Classics, 2003.
  2. Ю.Г.Бобров Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. (Малая история культуры).
  3. Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. СПб.: Сатисъ, 2002.
  4. Бусева-Давыдова И.Л. Старообрядческая иконопись и её границы: материалы к дискуссии // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 4 / Отв. ред.  и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянских культур, 2010.
  5. О.Д. Нечаева, Г.Г. Баженова, Живая Ветка, Минск, Беларуская энциклопедия им. Петрися Броуки, 2012.
  6. Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993.
  7. Lista monumentelor istorice din județul Iași din anul 2015 – aprobată prin Ordinul nr. 2314/8 iulie 2004 al Ministrului Culturii și Cultelor și publicată în „Monitorul Oficial al României”, Partea I, an 172 (XVI), Nr. 646 bis din 16 iulie 2004.
  8. N.A. Bogdan — Orașul Iași (monografie istorică și socială) (1913; reeditată la Ed. Tehnopress, Iași, 2004), p. 245.
  9. Viorel Erhan – Mănăstiri și biserici din orașul Iași (Ed. Tehnopress, Iași, 2003), p. 259. Biserica Lipovenească.
  10. Mitropolia Moldovei și Bucovinei – Pelerin în Iași (Ed. Trinitas, Iași, 2000).
  11. Emilian, Ștefan, Cursul de desen. 1938, p. 39.
  12. Ep. Melchisedec (Ștefănescu), Lipovenismul, adică schismaticii sau răscolnicii și ereticii rusesci, dupre autori ruşi şi izvoаre naţionali române. București: Tipografia Imprimeria Naţională, 1871.
  13. G. Sion, Suvenire de călătorie în Basarabia meridională.
  14. V.A. Urechia, Din tainele vieței. Amintiri contimporane (1840–1882).
Поделиться: