Старообрядчество в Австралии. Прошлое и современность

Главная Публикации Старообрядцы за рубежом Старообрядчество в Австралии. Прошлое и современность  

Темы публикаций

Старообрядчество в Австралии. Прошлое и современность  

Австралия — далекая страна-континент, омываемая Индийским и Тихим океанами. Часто Австралию называют страной кенгуру и страусов эму, так как даже на гербе страны изображены эти животные. В Австралии есть и леса, и пустыни (Большая пустыня Виктория), в южных районах Австралии может пойти снег зимой. Население континента в основном составляют потомки переселенцев из Великобритании колониального периода (самоназвание ozzies); коренные жители — австралийские аборигены живут в основном в своих поселениях вдали от городов.  

Австралия является многонациональной и многоконфессиональной страной, где представлены все традиционные вероисповедания, встречаются и последователи шаманизма (австралийские аборигены), Свидетели Иеговы (запрещенная организация в РФ. — Прим. ред.). Древлеправославные христиане появились на континенте с начала XX века, когда совершалась большая эмиграция из России. История появления первых старообрядцев в Австралии связана с Китаем. Старообрядцы Австралии часто в шутку зовут друг друга китайцами, так как первые поколения эмигрантов родились в Китае.  

Первые старообрядческие поселения в Китае, а именно в Маньчжурии, Трехречье и Харбине, сформировались из нескольких миграционых групп:  

1) уральские казаки, пришедшие на эти земли во время гражданской войны с остатками Белой армии; 

2) забайкальские старообрядцы, появившиеся в этом регионе в XIX веке; 

3) дальневосточные старообрядцы, развивавшие Приморский край.  

По воспоминаниям Ивана Кирпичникова (австралийского старообрядца, жившего до переезда в Китае), его прадед был яицким казаком (река Яик позднее получила название Урал) и жил как раз в тех местах, где Емельян Пугачев собирал войска. После усмирения бунта, его семью, как и многие другие семьи яицких казаков, отправили на поселение в Забайкалье. Там они жили, занимаясь крестьянским трудом: хлебопашеством, скотоводством — неподалеку от места, где жил в ссылке протопоп Аввакум в XVII веке. Когда началась революция, многие из Забайкалья бежали в Китай.  

Что касается Дальневосточной группы, то она образовалась в XIX столетии и состояла из общин старообрядцев, которых окормлял епископ Иосиф (Антипин). В начале 20-х годов XX в. на Дальний Восток пришла советская власть. Началась интенсивная эмиграция старообрядцев в Китай вместе с остатками Белой армии, туда, где не было жестокого преследования. На территории Китая стали заселяться город Харбин, Маньчжурия, Трехречье, где ранее существовали небольшие хутора старообрядцев.  

По рассказам Ивана Кирпичникова, граница между Китаем до 1929 года была открытой, и в случае обострения политической обстановки в России люди быстро покидали свои дома и переезжали. 

Старообрядцы в Китае объединились в общину, построив в Харбине собор в честь святых верховных апостолов Петра и Павла, кафедра владыки Иосифа была перенесена в Харбин. Окормляли новый епархиальный центр священники Иоанн Старосадчев и Иоанн Кудрин вместе с владыкой Иосифом.  

В чужой стране нужно прилагать большие усилия, чтобы потомки сохранили веру, язык. Поэтому отец Иоанн Старосадчев организовал для прихожан уроки Закона Божиего в школе при храме. 

Советская власть не сдавалась. Видя спокойную жизнь старообрядцев и вообще русского народа в Китае, она всяческими способами стремилась вернуть «изменников» обратно, обещав им всевозможные блага. Те, кто решили вернуться на Родину, в большинстве своем жестоко поплатились. Многим вначале дали работу, жилье, а потом через полгода приговорили к расстрелу или отправили в лагеря.  

В начале 20–30-х годов в Китай через Маньчжурию начала проникать советская власть. По этой причине старообрядцы вновь обратились в бегство, спасая веру и свои семьи. Они покидали территорию Китая целыми группами, переезжая сначала в Гонконг, а уже оттуда — в Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию, некоторые группы попали и в Северную Америку. Так продолжалось и в последние годы переселения — 1950-е, когда русских попросили уехать из Китая либо на родину, либо эмигрировать, и им пришлось уходить еще дальше на свой страх и риск, надеясь только на Промысел Божий. 

Те старообрядцы, которые нашли свой приют в Австралии, под руководством о. Иоанна Кудрина построили в г. Сиднее церковь во имя апостолов Петра и Павла с вывезенным из Харбина антимисом, освященным епископом Иосифом. Иркутско-Амурская епархия находилась в рассеянности. Кроме того, железный занавес делал связь с Россией крайне затруднительной. 

По рассказам Павлы Лелековой, правительство Австралии и организация Красного Креста не оставляли переселенцев без поддержки. Давали жилье в кредит, устраивали взрослых на работу, детей в школы, снабжали необходимыми продуктами и вещами.  И самое главное, поселили всех переселенцев в один район, что дало им возможность не разрывать общение между семьями, ведь было действительно трудно жить и работать в стране без знания английского языка. Старообрядцы не испытывали притеснений за веру со стороны власти, они смогли построить церковь и спокойно там молиться.  

Однако пожилые священники отходили к Господу один за другим, а христиане нуждались в пастырях, которые могли бы совершать литургию, принять покаяние, укрепить словом проповеди, покрестить, повенчать и т.п. Помня о своих исторических корнях в Иркутско-Амурской епархии, христиане написали письмо в Белокриницкую Митрополию, также возникшую в результате железного занавеса СССР, с прошением прислать им священников, которые будут совершать необходимые службы и требы. Путь в Московскую Архиепископию был закрыт — ни въехать, ни выехать. Через некоторое время стали приезжать священники, и очень скоро большинство старообрядцев перешло под омофор зарубежной старообрядческой Церкви.  

К 2000 году в Австралии было уже три прихода. Два в Сиднее — Христорождественский (оставшийся под омофором к тому времени уже Московской Митрополии) и Успенский и один, Покровский, в Мельбурне. Знание русского языка, по свидетельству прихожан, ослабевает. В семьях говорят на английском, но в храмах неизменно продолжают служить на церковнославянском языке. Это в некоторой степени создает проблему к пониманию богослужения для нынешнего поколения старообрядцев. А новым прихожанам, присоединившимся к Церкви, ничего не остается делать, как учить неизвестный язык и на новом малоизвестном языке обращаться к Богу. Отрадно, что более всех русский сохранился в Христорождественском приходе, но все равно зарубежные общины стоят перед выбором — либо возрождать русский язык и говорить на нем чаще английского, увеличивая этим понимание церковнославянского, заставляя новых христиан его учить, либо начать пользоваться переводами богослужебных текстов на английский, чтобы молиться на английском языке, как более понятном и родном языке, что будет также способствовать и одной из главных миссий христианства — «во всех народах спасение Твое». «Боже, ущедри ны (нас), и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси» (Пс. 66). 

Хотелось бы поговорить и о Христорождественском храме, как о наследнике Иркутско-Амурской епархии. Со смертью последнего священника до сегодняшнего дня уже более как 20 лет община вдовствует без постоянного настоятеля. Трудно сказать, с чем связаны затруднения в поиске настоятеля, однако за последние годы так и не был выбран кандидат на этот приход. Лишь с конца 2017 года в общине начинается движение в положительную сторону. Именно с этого времени по благословению Московского митрополита Корнилия общину начинает посещать о. Никола Егоров из Большого Мурашкина Нижегородской области. Для прихожан, которые принципиально отказались от перехода в другую Митрополию, это был настоящий праздник, так как многие из них смогли сходить на исповедь и причаститься.  

Старообрядчество в Австралии. Прошлое и современность  
Выступление прихожанина Австралии чтеца Владимира Кирпичникова на межстарообрядческом форуме в 2018 году

Надо отметить, что все прихожане общины имеют благообразный христианский вид — мужчины носят бороды, пояски, женщины в платках и юбках. Хранители христианского благочестия трепетно относятся к православным традициям благочестивой жизни, они не приемлют безумные обычаи общества, не курят, не пьют. Как уже было сказано, мужчины и женщины строго разграничивают свой внешний вид, тогда как в современном обществе, где господствуют иные законы, нежели христианские, людей стремятся уравнять не только в правах, но и во внешнем виде, а также в половой принадлежности.  

Среди христиан Австралии, «китайцев», сохранилось и чистое произношение русских слов. Их диалект скорее напоминает жителей Костромской или Владимирской области, чем иностранцев. 

Старообрядчество в Австралии. Прошлое и современность  

Старообрядцы города Сиднея не забывают свою историческую Родину и свои русские корни. Многие прихожане поддерживают связь со старообрядцами в России и по возможности стараются посещать многие приходы в России, обмениваясь традициями и опытом. Надо отдать должное австралийским старообрядцам: с их финансовой помощью возрождены и развиваются многие храмы. Христиане Австралии, несмотря на их удаленность от Родины, с чистым сердцем творят милостыню, помогая российским приходам. У них не принято афишировать свою благотворительность. В 2018 году наши приходы в Уганде посетил один христианин из Австралии, и с его помощью была сделана проводка в храме, кроме того, благодаря знанию английского языка, были установлены прочные молитвенные и дружеские связи между братьями и сестрами во Христе. Также зарубежные христиане помогают и московскому духовному училищу. 

Старообрядчество в Австралии. Прошлое и современность  
Отец Иоанн Шадрин — священник Иркутско-Амурской епархии в Харбине (Китай)

Во любом случае, этот самый удаленный от России очаг спасительной веры может стать пристанищем для многих народов, нуждающихся во спасении. Может быть, Промыслом Божиим и нашей молитвой о благоустроении святых Божиих Церквей, и в Австралии в скором времени будут создаваться новые и новые приходы, строиться новые Божии храмы, славя Пресвятую, Живоначальную и Неразделимую Троицу, просияют новые святые люди, своей добродетельной жизнью угодившие Богу, Ему же подобает всякая слава ныне и присно, и во веки веком, аминь. 

Поделиться: