«В память об архипастыре»: на Рогожском прошел вечер памяти епископа Михаила (Семенова)

Главная Новости Культура, наука, искусство «В память об архипастыре»: на Рогожском прошел вечер памяти епископа Михаила (Семенова)

Новости по темам

«В память об архипастыре»: на Рогожском прошел вечер памяти епископа Михаила (Семенова)

9 ноября исполнилось 100 лет со дня безвременной трагической кончины епископа Михаила (Семенова) — одного из самых ярких апологетов православия начала XX века. В память об этом архипастыре и церковном писателе на Рогожском, в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоялся вечер памяти.

Вечер предварила заупокойная лития на архиерейских могилах Рогожского кладбища, которую возглавил предстоятель Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий. По окончании литии, стоя у могилы покойного епископа, митрополит рассказал участникам панихиды о владыке Михаиле и его трагической судьбе.

img_0158
img_0204
img_0248

Вечер памяти, который проходил в здании Московского старообрядческого духовного училища, открылся выступлением руководителя Музейно-архивно-библиотечного отдела Московской Митрополии иерея Алексея Лопатина. Он рассказал о малоизвестных ныне церковно-канонических аспектах биографии епископа Михаила Семенова.

В частности, он перечислил факты, связанные с его хиротонией во епископы, которая была единолично произведена Нижегородским епископом Иннокентием (Усовым).

Перед Освященным Собором епископов 1909 года стояла непростая задача — как реагировать на это единоличное рукоположение. С одной стороны, торжество старой веры: старообрядческим епископом стал известный публицист, ученый, профессор Санкт-петербургской духовной академии. С другой — вопиющее нарушение церковной дисциплины, поспешность этого шага, отсутствие выраженной необходимости…

27 августа 1909 года решение было вынесено: формальное, но, видимо, все-таки единственно возможное в той ситуации: в трехмесячный срок научиться служить и отправиться в назначенную епархию. Иначе — запрещение в священнослужении.

На следующий год, 31 августа 1910 года, Собор запретил епископу Михаилу священнодействие, да еще и признал, что ряд его публицистических произведений не соответствует святоотеческому учению.

Заметим, при этом Собор писать епископу Михаилу не запретил, косвенно тем самым признав полезность его трудов для Святой Церкви. Иными словами, всё было поставлено на свои места: епископ, не имеющий опыта церковного руководства и не умеющий служить, не лишался чести епископа, но от епископства фактически отстранялся. А выдающемуся духовному писателю было позволено оставаться тем, кем он и был — выдающимся духовным писателем.

img_0319

О. Алексей Лопатин высказал личное мнение, что и старообрядческое общество с его сложившейся духовно-нравственной парадигмой не вполне было понимаемо епископом Михаилом, ибо в эту парадигму часто не укладывались его особенно смелые суждения и поступки.

Поэтому автор доклада сделал вывод, что Церковь в лице ее Освященных Соборов способствовала сохранению мира, запретив епископу Михаилу священнослужение, и сберегла его как замечательного духовного проповедника.

Затем прозвучал доклад заведующего архивом Московской Митрополии Виктора Боченкова. Виктор Боченков на сегодняшний день является крупнейшим экспертом в области жизни и творчества еп. Михаила Семенова.

Докладчик коснулся наиболее интересных сторон личности и биографии епископа Михаила. Первые детские впечатления будущего епископа Михаила — страшный стекольный завод и непосильный детский труд на нем. Он на всю жизнь запомнил женщин, у которых были бледные лица с пятнами от длительной работы со свинцом, детей-подметальщиков.

В книге «Как я стал народным социалистом» владыка Михаил сравнивал этот завод с купринским Молохом — чудовищем, которому приносили в жертву людей. Епископ Михаил писал: «Я заглянул в царство Молоха, и он сразу раздавил своею богохульною мощью…» С этим детским впечатлением он жил всю жизнь и не мог мириться с этим Молохом. Не мог мириться, потому что, как он писал о себе, «центром моей веры был образ Христа, распятого за мир».

Он, как и многие люди того времени, читал Достоевского, увлекаясь его социальными идеями. В иерархии ценностей Достоевский, как известно, превыше всего ставил ценности христианские, православные, и этим был ему близок. Особенно близки ему были следующие слова Достоевского: «Вся глубокая ошибка их (революционной интеллигенции.  — Прим.) в том, что они не признают в русском народе — Церкви. Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм».

Взгляды еп. Михаила Семенова хорошо выражены в его книге «Христианство и социал-демократия». В этом труде он пытается ответить на вопрос, враждебны ли они друг другу. «Не мешают ли социал-демократической партии идеалы христианства? <…> Мы, к сожалению, должны сказать нет. К сожалению, с нашей христианской точки зрения.

Несмотря на то что социализм и христианство близки, их стремление стереть насилие, рабство, неравенство, их протест против беззакония собственности — однородны и в обоих мировоззрениях внешне много общего — средства их неодинаковы.

Христианство в чистом виде никогда не примет борьбы, насилия. Можно сколько угодно доказывать «неантиморальность» социал-демократической борьбы, в ней всегда будет чувствоваться измена христианскому принципу».

Затем перед собравшимися выступил известный старообрядческий публицист Димитрий Урушев. Он рассказал, что епископ Михаил сделал немало в области просвещения старообрядчества, стал автором ряда книг и учебников для самых разных социальных групп и возрастов. К сожалению, подчеркнул Д. Урушев, сегодня просветительской литературы такого характера в старообрядчестве издается непозволительно мало.

Традиционный гость подобных мероприятий игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ) сказал, что его всегда привлекала личность епископа Михаила Семенова: «В жизни владыки было много удивительного и поразительного: его национальное и социальное происхождение, множество встреч на жизненном пути, огромное литературное наследие, тонкая чувствительная душа, сострадательность».

Вечер закончило проникновенное выступление предстоятеля старообрядческой Церкви митрополита Корнилия, в котором он с прискорбием отметил, что масштабы личности епископа Михаила были недооценены при его жизни и только сегодня мы открываем для старообрядчества этого талантливейшего писателя и церковного мыслителя.

Владыка процитировал несколько фраз из книг еп. Михаила Семенова, содержащих необычайно яркие метафоры, которые могут тронуть самые глубины человеческой души.

«Если бы владыка Михаил дожил до 30-х годов, то он из-за своей прямоты пострадал бы и мы бы почитали его как священномученика. Он подсказывает нам, как жить по совести», — окончил свою речь митрополит.

Поделиться: