Рожественское поздравление архиепископа Донского и Кавказского Зосимы

Главная Новости Новости общин Рожественское поздравление архиепископа Донского и Кавказского Зосимы

Новости по темам

Рожественское поздравление архиепископа Донского и Кавказского Зосимы

Поделиться:

Возлюбленные о Господе отцы духовные, иноческий чин, все право верующие и право славящие Бога братие и сестры, все боголюбивые чада Святой Церкви, сердечно поздравляю вас со всемирным спасительным праздником Рожества Христова!

Ныне наши сердца вновь исполняются радости о рождении во плоти Превечного Слова, Сына Божия, „нас ради и нашего ради спасения сошедшаго с Небес”.

За восемь столетий до пришествия в мир Спасителя пророк Божий Михей возвестил о том, что Христос родится в Вифлееме (Мих. 2, 5), граде Давыдовом, то есть в том городе, где увидел свет Его предок по плоти пророк и псалмопевец царь Давыд. Как повествует евангелист Лука, Пресвятая Дева „родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли” (Лк. 2, 7).

Несомненно, что Она первая вознесла Ему хвалу. Cвятая Церковь влагает в пречистые уста Богоматери следующие слова: „Боже Вышний, Царь Невидимый! Я вижу Тебя и дивлюсь таинству по причине безмерной нищеты Твоей: Тебя вмещает малый чужой вертеп. Сладчайшее Чадо, как Я буду держать Тебя на руках Моих, — Тебя, Содержащего рукою Своею все творение? Какое дивное и величайшее чудо! Как Я буду носить Тебя, носящего все Своим словом?” (из служб предпразднеству).

Вновь звучит над миром ангельская песнь: „Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. Более двадцати столетий отделяют нас от той святой ночи, когда впервые прозвучала эта ликующая ангельская песнь. С тех пор многое изменилось в жизни человечества: целые народы и империи сошли со сцены истории, возникали и вновь исчезали государства, наука расширила свой кругозор… В мире непрестанно чередовались социальные, духовные и военные потрясения, самый облик земли стал неузнаваем. Лишь одно осталось неизменным, как сама вечность, — это кроткий, но властный призыв, прозвучавший миру две тысячи лет тому назад.
Почему так волнует нас евангельский рассказ о Младенце, рожденном в убогом вертепе? Почему такая светлая радость озаряет наши сердца в праздник Рожества Христова?..

Вечная, неумирающая сила этого праздника — в его всемирно-духовном значении. Это не простое воспоминание о давно прошедшем событии. Рождение в мир Богочеловека, воплощение Сына Божия — факт вневременного значения. Таинство вифлеемского вертепа „совершается” вечно. Миру, погруженному во тьму, „возсиял свет Разума”, и сияние Его непреходяще. Как тогда, так и теперь люди по-разному встречают грядущего Богочеловека. Тогда, в далекой Иудее, мир обернулся к Нему всей своей многоликостью. С тех пор шествие Христа непрестанно повторяет эту встречу, преодолевая власть времени.

Перед многими закрытыми дверьми стучал Иосиф Обручник в надежде найти приют Пречистой Деве! Жители Вифлеема крепко спали, yтoмленные житейскими заботами и тревогами. Бесчувствие и страх, боязнь стеснить себя делали их равнодушными к мольбам Девы Марии, а если наконец и нашлись такие, что не отказали в убежище, то отвели место для Ее ночлега не в стенах дома, а в загоне для скота. Но разве так было только тогда, в далекие от нас исторические дни переписи кесаря Августа? Разве не повторяется то же самое из века в век? Сколько сердец испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них! Или равнодушно; а бывает, и с неприязнью!.. Одни боятся нарушить обывательский покой, стеснить себя, поделиться чем-либо; другие просто коснеют в маловерии и лености; духовная жажда погасла в них, огонь веры даже не тлеет.

Правда, встречаются и такие, которые не прочь отвести Богу некоторое место, но это место подобно забытым задворкам. Спросим и мы каждый себя: не ко мне ли это относится? Но вот перед нами другая картина. Окрестности Вифлеема… Пастухи, расположившиеся под открытым небом… С простотой детской веры принимают они ангельское благовестие! Это те люди, перед которыми Истина открывается во всей своей покоряющей силе. Это те люди, которые не ждут, не медлят, не рассуждают долго, когда нужно действовать. Пастухи не стали долго обдумывать слова Ангела и колебаться, они немедленно поспешили в Вифлеем, чтобы посмотреть, „о чем возвестил им Господь”. И придя, первые удостоились припасть к колыбели Спасения. В делах веры и христианской жизни будем, братие, подражать вифлеемским пастухам.

Но к этой колыбели ведут и другие пути. Навстречу Христу выходит древняя языческая мудрость. Жители Иеросалима, привыкшие часто видеть пеструю толпу путешественников и богомольцев, не обратили особого внимания на восточный караван, который двигался по улицам их города. Но вскоре все заговорили об этих чужестранцах, ибо стало известно, что они пришли поклониться новорожденному Царю Иудейскому. „Мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему”, — говорили они. Кто были эти люди, которых тогдашняя наука о звездах привела в сретение рожденного Христа, мы достоверно не знаем… Но мы знаем, что в течение многих столетий до рождения Христа среди древних народов шла медленная подготовка к восприятию света Евангелия. Смутная жажда истины, тоска по Богу Живому, предчувствие бессмертия ясно говорят во всех культурах и религиях древности…

Люди столетиями вглядывались в темное небо, прислушивались к голосу природы, и образ истинного Бога представал перед ними, еще неясный и несовершенный. „Философия вела греков ко Христу”, — говорил святой Климент Александрийский. Путь мудрости более сознательный, чем путь детской веры, но это был и более трудный, длинный путь.

Звезда вела волхвов сначала в Иеросалим и только потом указала путь к Вифлеему. Путь волхвов — тяжелый, длинный путь исканий, но они все же приходят к колыбели Богомладенца с драгоценными дарами в руках. Это путь всех „умножающих познание”, но ищущих и обретающих Бога, если их сердце бьется во смирении, а разум их — не превыше всего.

Но вот весть о рожденном Младенце доходит до престарелого царя Ирода. Жестокий и мнительный деспот с ужасом узнает, что чужеземцы расспрашивают на улицах города: „Где родившийся Царь Иудейский?” В тревоге мечется больной старик, на совести которого кровь любимой жены, сыновей, родных… Он вызывал волхвов, расспрашивал их о Рожденном, советовался со знатоками Писания. В помутившемся разуме преступника родился замысел новой кровавой расправы. Он готов был поверить, что Рожденный — обещанный Мес-сия, Христос. Но это не остановило его. „Пока я царь, — думалось ему, — никому не избежать моей руки, хотя бы и Мессии”. Что было этому безжалостному идумеянину до исполнения обетований Божиих?..
Последние дни Ирода сопровождаются новыми безумствами и злодеяниями. „Рахиль плачет о детях своих…” Но Того, Кого ищут палачи, уже нет в Вифлееме. И во все последующие века подобным образом „верующие” ироды горят злобой и лукавством. Они верят — и ненавидят. Верят — и кощунствуют над Рожденным Младенцем. В том или ином содержании или форме. Опять же, чада церковные, глянем на себя, заглянем внутрь своего сердца со всяким тщанием: нет ли в нас чего иродова?!

Звонят рожественские колокола, возвещая о великом таинстве рождения Искупителя мира. Вновь и вновь приходит Он в мир, вновь и вновь окружают верующие люди вифлеемский вертеп, и никто из них не может остаться равнодушным к этому великому и священному событию. Одни из них, будучи отягощены грехами и тесно связаны любовию к земной и греховной жизни, либо боятся Его и ненавидят, либо равнодушно поворачивают обратно, не желая познавать и исполнять Его Евангелие; другие же в радостном предвкушении благ Царства Небесного и вечного спасения присоединяются к ангельскому хору: „Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (Лк. 2, 14).
Да исполнимся же и мы, чада Св. Церкви, этой великой и в тоже время смиренной радости спасения, радости совершенной (Ин. 17, 13).

Итак, будем славить рождение во плоти Сына Божия, превечно рождающегося от Отца Небесного; с сокрушением о грехах, с чистым сердцем и любовию к Нему поспешим во сретение Ему, идущему с небес на спасение миру; чтобы дать нам средства и силу вознести себя на первое блаженство.

Поздравляю всех вас с высокоторжественным праздником Боговоплощения и явления Сына Божия во плоти на земли. Искренне желаю всем доброго и спасительного мира и благодати Божией в деле спасения душевного. Да дарует Богомладенец всем нам пронести до конца свой жребий, „без ропота и сомнений” (Флп. 2, 14), чтобы каждому из нас возрасти в меру возраста Христова (Еф. 4, 13) через дела любви и милосердия сердечными и горячими молитвами, истинным покаянием и достойным причащением Святых Тела и Крови Христовых. И тогда Христос сподобит и нас царствовать с Ним во веки.

Будем же, братие, следовать по пути исполнения заповедей Божиих, устремляясь „к почести вышняго звания Божия во Христе Исусе” (Флп. 3, 14); и благодать рождьшагося Богомладенца и мое архипастырское благословение да будет со всеми вами. Аминь.

Божиею милостию смиренный Зосима, Архиепископ Донской и Кавказский. 2021 г.

Поделиться: