К столетию старообрядческого села Старая Добруджа

Главная Новости Новости общин К столетию старообрядческого села Старая Добруджа

Новости по темам

К столетию старообрядческого села Старая Добруджа

Однажды на весенний фестиваль детского творчества «Дерзайте, ребята!» из далекого села Старой Добруджи привезли не только полный автобус активных, талантливых ребятишек, но и целые вёдра пурпурных роз. Такие роскошные букеты ещё никогда не получали в подарок руководители наших творческих коллективов.

Село Старая Добруджа расположено недалеко от большого промышленного центра Бельцы. Однако вот уже сто лет оно остаётся одним из загадочных центров русского старообрядчества на севере Молдовы. Русские старообрядцы, являясь неотъемлемой частью Русского мира, веками живущие на чужбине, уже давно не просто выживают, а живут полнокровно. И живя достаточно изолировано, они не только научились давать своим детям возможность реализовывать свои таланты во внешнем мире, но и создавать им условия нормальной жизни. Всё это можно увидеть и на примере села Старая Добруджа. Это богатое, успешное село, с которым стараются установить экономические связи не только предприниматели с Украины, но сюда зачастили и бизнесмены из Румынии, Италии… Даже недавно обосновавшиеся в Бельцах немецкие фирмы стараются зазвать на свои заводы добруджскую молодёжь. И вот мы, редакция газеты «Русское Слово» и Валерий Харченко из «Российского телевидения Молдовы» (RTM), приехали по приглашению примара села Виктора Рахманова на столетний юбилей села.

К столетию старообрядческого села Старая Добруджа

В старообрядческом селе ничего невозможно предпринять без согласования с сельской приходской общиной, с церковным советом, с настоятелем сельского храма. Сначала храм, служба, затем всё остальное. И в этот раз праздник села начался с торжественной службы в новом храме Успения Пресвятыя Богородицы. Это удивительный белокаменный храм, горящий в солнечные дни золотыми куполами. Издревле старообрядцы, строя что-то новое, стараются не разрушать старое. Тем более старый храм, в котором молились их отцы и деды. Вот и здесь в старом сельском храме устроили просторную трапезную на несколько сотен прихожан. И по праздничным дням в ней проходят важнейшие собрания сельской общины. Более того, старое здание укрепили, реконструировали, облицевали современными материалами.

Нужно отметить, что старообрядцы строго придерживаются старых литургических ритуалов и обрядов, рассматривая их как способ удержания общинного мира от хаоса, от греховного падения, как защиту от агрессивного греховного внешнего мира. На всех дорогах, ведущих в село, стоят освященные поклонные кресты. Все дворы села освящены, очищены каждением. У всех врат церковного двора также кресты и иконы. Все это защиает село от проникновения чуждых духовных сил. Да и сами старообрядцы часто сторонятся чужаков, порой изгоняют из церковного двора назойливых зевак и репортеров. Но уж если доверяют – готовы раскрыть всю душу, все двери.

Сегодня, в праздник Успения Пресвятыя Богородицы, на утренней службе в церкви, казалось, собралось всё село. На недавно выложенном плиткой крыльце устроились празднично одетые ребятишки. Женщины в нарядных платьях и в платках несуетливо накрывали столы в трапезной. Им помогали седовласые, подпоясанные старцы. Из дверей храма доносились песнопения хора и звуки литургической службы. Обычно посторонним вход в храм, тем более во время службы, запрещён, но в этот раз нам свободно разрешили снять проходящую службу в храме, только предупредили — не подходить к алтарю. Церковь была переполнена празднично одетыми прихожанами. Препоясанные мужчины в нарядных рубахах или косоворотках на правой половине зала собраний, женщины и девочки в ярких платках — в западной части зала.

Службу проводил владыка Евмений, епископ Кишинёвский и всея Молдовы, которому помогали настоятель местного храма о. Феодор, приехавшие на празднование села священники из Куничи, Кишинёва, Бендер, Тирасполя и Бельц. В старообрядческих селах редко проводят такие праздники. Зачастую в двунадесятые праздники, в день храма, в связи с приездом митрополита Московского и всея Руси. Однако первое столетие села решили отметить особо. До полудня село было во власти прихода, церковного совета, который организовал службу в церкви и общую торжественную трапезу после литургии. Во время общей трапезы выступил владыка Евмений, который отметил торжественность события — 100-летие православного села и 90-летие со дня освящения сельского храма. Это только начало исторической жизни села. Старая Добруджа — одно из самых молодых старообрядческих сёл. И оно уже переступило вековой порог. Вера держится людьми, люди крепки верой. 

Село основано старообрядцами из с. Покровки в 1918 году, в нём сразу поставили молельный дом и стали возводить храм. В 1928 году была освещена церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. «Только церковью держится мир. Она дарует надежду, она дает силы и уверенность прихожанам. В селе Сакаровка закрывают школу, а значит скоро уйдёт молодежь. Это нужно остановить. Мы должны сохранять наши сёла, иначе опустеют наши храмы. Это делали наши отцы, это должны делать и наши дети».

После владыки Евмения выступил о. Андрей, который высказал мысль, что жить в нашем теперешнем времени надо «с улыбкой без лукавства». С такой простотой, как у наших добруджан, и живут во Христе без этого самого лукавства. Приехавшие на празднование юбилея священники из других старообрядческих сёл, из Бельц и Кишинёва, подарили приходу иконы, освященную утварь для храма.

Во время трапезы прошла и презентация первой книги об истории Старой Добруджи. Житель села Василий Берёзов рассказал о том, как целый год собирали энтузиасты информацию для книги, о том, как его семья и все односельчане помогали собирать исторические сведения об истории родного села. В книге описаны обряды, традиции старообрядчества, рассказано о праздниках, отмечаемых в селе, об известных, оставшихся в памяти селян уроженцах Старой Добруджи. Как сказал один из авторов – в книге показана основная канва зарождения и становления села. Настоящие записки помогут определиться с некоторыми неясными моментами истории. Это история жизни тысячи русских людей, волею судьбы живших за пределами России. 

Поздравили юбиляров и приехавшие из других регионов Молдовы гости — честные отцы-настоятели храмов. А приехавший на торжества села представитель КСРС от имени РДЕ подарил приходу недавно изданный новый цветной альбом «Старообрядческие храмы и приходы Молдовы» о всех церквах и приходах кишинёвской старообрядческой епархии. 

Сидя за богатым, в несколько перемен блюд, праздничным столом, можно было услышать добрые слова в адрес местного примара, о. Епифания — предыдущего настоятеля сельского храма, воспитанника знаменитого архиепископа Московского и всея Руси Никодима, тоже когда-то долго жившего в Старой Добрудже. Добрым словом поминали и приезды в село нынешнего старообрядческого владыки митрополита Корнилия. Обсуждали скорое чествование 50-летнего священства владыки Евмения, сборы на Освященный Собор в Москве и возможный приезд митрополита Корнилия… Это памятные события в жизни села. Подсмеивались и над нынешними районными и столичными властями, которые обещали, но не приехали, и даже забыли поздравить село с юбилеем. Хорошо, хоть из Кишинёва гости приехали, от соотечественников… Детишки за столом посматривали на приезжих, иногда о чём-то перешептывались… И всё запоминали…

В завершение трапезы, как это принято у старообрядцев, общий хор клирошан в черных кафтанах, дьяконов и селян исполнил знаменитые старинные старообрядческие песни: неторопливые, духовно напряженные, почти молитвенные. Многие из них были поддержаны прихожанами. В общем хоре были слышны и чистые, пронзительные детские голоса. Староста церковного совета Александр Матвеев, сам коренной добруджанин, расторопный уважаемый прихожанин, по-хозяйски управлялся многолюдным застольем, привечал дорогих гостей, не оставлял без внимания честных отцов и владыку Евмения. Десятки помощниц в ярких платках и кичках старательно разносили по столам угощение, следили за чистотой столов. Было видно, что для них это привычное дело.

После общей торжественной трапезы центр празднования Дня храма и 100-летия села переместился в центр села: в парк возле примэрии из Бельц привезли сельским детишкам развлекательный центр, и они могли покататься с горок, на качелях, попрыгать на батутах. Примэрия села также приготовила подарок односельчанам: в центре села, возле дома культуры, администрация воздвигла из чёрного мрамора уникальный обелиск «Матерям-героиням села Добруджа». На стеле обелиска золотом выгравировано более 130 имён женщин, родивших и воспитавших пять и более детей. Среди них пять женщин воспитали 10 детей, 18 женщин — 7 детей. Секретарь примэрии Татьяна Павлова посетовала, что это в основном было до перестройки. Сейчас в семьях не больше троих детей: то ли жизнь стала трудней, то ли молодые хотят получше пожить сами… И было символично, что именно в парке вокруг обелиска власти села поставили для детей развлекательный центр…

Сельчане были добродушны, общались с представителями власти, делились с журналистами наболевшим. Так мы узнали, что в целом в последние пару лет доходы от основного бизнеса — продажи роз и черенков роз — упали вдвое. Если и дальше так пойдёт, через несколько лет этот бизнес станет нерентабельным. Придется осваивать новые промыслы. Однако сельчане надеются на лучшее, хотя и готовы «перестраиваться». Все-таки в Старой Добрудже выращивают лучшие в Молдове розы. И не случайно село называют розовым раем Молдовы. А на красивые розы всегда повышенный спрос. Отсюда прекрасные цветы, корни розовых кустов и черенки развозятся не только по всей Молдове, но и по югу Украины, что-то отвозится в Россию. В этом году было несколько фур из Румынии и Италии. Это пока только первые ласточки, но интерес европейцев к добруджским розам возрос.

Остается востребованным и прозводство лучших в Молдове лопат. Простое, казалось бы, дело, а вот, поди ты – не всякому оно по плечу. Тут и опыт нужен, есть и свои тайны мастерства. Без них лопата и месяца не выдержит… В селе это семейный промысел, со своими секретами.

Дьякон сельской церкви высказал мысль, что из его поколения только 10 процентов ходит в храм. И во многом здесь лежит вина на родителях, которые сами уже в храм не ходят. В свое время в них воспитывали отвращение к церкви, в школах на линейках осуждали ходящих в церковь. В итоге значительная часть взрослых добруджан не особенно активна в приходе. А детей нужно прежде всего воспитывать на собственном примере. И поэтому основная задача прихожан — изменить создавшуюся ситуацию.

Второй подарок селянам от администрации — праздничный концерт в Доме культуры, на который пришли практически все селяне. Было много пожилых, но что больше всего порадовало — очень много молодёжи, женщин с малыми детьми, учащихся сельской гимназии. Люди стояли не только в проходах и на галёрке, но были переполнены и балконы. И не случаен оптимизм примара села: всё-таки молодёжь из села не уезжает. Старается закрепиться на родной земле, найти себе занятие на всю жизнь. Но, только зная духовно-традиционные корни, можно передать следующим поколениям философию жизни своего народа, особо значимые символы, весомые события, известные имена.

Когда въезжаете в это богатое и успешное село, сразу обращаете внимание на красные, жёлтые и белые делянки, окружающие село. Это миллионы розовых кустов, бережно ухоженные талантливыми руками работящих добруджан. И когда проходишь по селу, то в каждом огороде — те же розы, та же весенне-летняя красота, та же ухоженность и проявление трудолюбия и устремленности в жизни. И это стремление зацепиться за землю, укорениться в ней, обрести через неё жизненную силу и уверенность в будущем разительно отличает старообрядческие села от запустения, которое царит в окрестных молдавских селах.

Каждый год село старается обновиться. Конечно, не как в Покровке, где отмечается даже рост числа жителей, но все-таки жизнь в селе кипит. В этом году в сельской гимназии новая директор — из молодых учительниц самой гимназии. Обновился и детский садик, в котором по-прежнему около восьми десятков детей. И на праздничном концерте они показали всё, чему их обучили воспитатели. Это были одни из лучших номеров. На концерте выступил местный уроженец примар Виктор Рахманов, поздравивший односельчан с юбилеем, рассказавший о достижениях села. В программе концерта были поздравления самым старым супружеским парам, которых поздравили с 50-летием супружеской жизни. Отметили и самых молодых, только недавно создавших семьи. Поздравляли и родителей новорожденных. Из разных стран приехали бывшие жители Старой Добруджи и поздравляли односельчан с юбилеем. От имени Координационного совета российских соотечественников, от Центра русской культуры и от редакции газеты «Русское Слово» всех присутствовавших на концерте поздравил приехавший из Кишинёва поэт Дмитрий Николаев, который поясным поклоном поблагодарил селян за воздвигнутый ими обелиск Матерям-героиням. Это такое же важное событие, как и реставрация воинского мемориала. Выступил старинный сельский коллектив «Веснянка», вокально-инструментальный ансамбль «Арго» (под руководством В. Антонюка). Администрация села вручила дипломы воспитателям детского сада (директор Александра Щербакова), учителям школы (директор Елена Бырсан), персоналу офиса семейного врача (руководитель Анна Василатий), руководителю отделения связи Любови Бельченковой. Примар села отметил, что в селе 17 юридически зарегистрированных экономических агентов. И некоторые из них внесли немалую помощь в организацию праздника села: это и Василий Березов (ООО Belatiscom, брат автора книги об истории села), и крестьянское хозяйство Culibaba Vasilii.

Весной 2010 года в Старой Добрудже проходила Международная научно-практическая старообрядческая конференция, организованная Петром Донцовым из ОД РДЕ и поддержанная настоятелем местной общины о. Епифанием Смирновым. Именно тогда широкая общественность впервые познакомилась с этим замечательным русским селом. Тогда на конференцию приехала целая делегация учёных из Москвы во главе с Ириной Поздеевой, доктором исторических наук, заведующей археографической лабораторией МГУ. К нынешнему юбилею села примэрия постаралась озеленить центр, привести в порядок Дом культуры, немного подреставрировали воинский мемориал. Привели в порядок гимназию, детский садик, офис семейного врача, отделение связи, ресторан. Торговые точки уже ничем не отличаются от столичных, кишинёвских: в них чистота, современный интерьер и дизайн.

Третий подарок администрация села преподнесла поздно вечером, после концерта. В чистое звёздное небо с грохотом и шипением взлетел праздничный фейерверк, который восторженно приветствовала сельская молодёжь, а особенно дети. Из личных подворий также доносились ружейные залпы и грохот петард. Вечером мы возвращались из командировки. За окном служебного автомобиля мелькали девственные кодры, проносились встречные грузовики и фуры. Часто мелькали таблички о частном владении участками леса. Дорогу перебегали лисы или черные дикие собаки… А на душе было спокойно: где-то в глубине лесов, далеко-далеко от России, живут и радуются первому вековому юбилею родного села русские люди, ничуть не тревожась за своё будущее, уверенные, что с Божьей помощью и своим талантом они справятся с любыми невзгодами. И потому неунывающие, готовые и напряженно трудиться, и весело отдыхать. Обычные русские люди, опора великого Русского мира…

 

Опубликовано в газете «Русское слово» №2 (651) 21 сентября 2018 г.

Поделиться: