Отношение к еретикам согласно Евангелию

Главная Новости Московская Митрополия Отношение к еретикам согласно Евангелию

Новости по темам

Отношение к еретикам согласно Евангелию

С самого начала истории Церкви в ней существовали еретики, которые не имели духовного разума, в тоже время по своей гордыни дерзали вносить ложные мудрования о предметах божественных. Минувший век во многом изменил устройство мира, поставил Церковь перед новыми проблемами. Появилось в начале ХХ века новое движение экуменизм, в основе которого лежит размытый подход  к Истине и равнодушие к ней.

Экуменисты, отрицая существование в наше время Единой Истинной Православной Церкви, считают истину разделившейся, расколовшейся по разным конфессиям. Идея экуменизма основана на вере язычников и атеистов создать на земле «механическое» духовное единство, как некогда римляне пытались создать пантеон языческих идолов.

Сегодня есть приверженцы, так называемой, «теории перегородок», которые считают, что земные перегородки, разделяющие вероисповедания, не доходят до неба. Их мировоззрение перевернуто «с ног на голову». Как раз на земле в царстве свободы, где действует покаяние, прощение и где Дух Святой собирает всех, стремящихся понять Истину, — нет абсолютно непроницаемых перегородок между людьми различных вероисповеданий. Гонители христианства благодатию Святаго Духа становились исповедниками, а христиане, увы, иногда впадали в ереси.

Иное дело на небесах, там «перегородки» абсолютны. Это мы можем увидеть из притчи о богатом и Лазаре. На небе царство свободы заменяется стеной необходимости, там нет возможности покаяния, которое дается на земле, где можно стереть эту перегородку.

Сегодня нашей Церкви дана качественно новая возможность свидетельствовать миру об Истине Христовой. Это возможно через проповедь, обращающую общество к православной вере и традициям, которые хранят старообрядцы. Но это стремление порой наталкивается у нас на враждебность и непонимание, а иногда и явную клевету, ложное обвинение в экуменизме и общении с еретиками.

Учитель христианской любви – апостол Иоанн Богослов говорил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 10-11). Но можно ли отождествлять это неприятие еретика с враждебностью к нему?

Нетерпимость и даже враждебность к инакомыслящим, осуждение в совокупности всех контактов с иноверными, противоречит самому духу православия, призывающего через апостолов протянуть руку каждому заблудшему. О терпимом отношении к еретикам и нетерпимом отношении к их ересям св. Иоанн Златоуст писал: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». (Св. Иоанн Златоуст «Творения» СПб, 1998г., т. 1, стр.766). Эти слова и сегодня звучат актуально.

Проповедь к заблудшим сектантам и еретикам не должна приобретать формы крайней враждебности, это противоречит духу христианской любви и евангельской открытости. В основном  духом нетерпимости к отпавшим заражены неофиты. Они, придя в Церковь, несут с собой дух атеистического метода борьбы с «оппозиционерами». Их «миссионерская» деятельность сводится к тому, чтобы собрать компромат на еретиков и общающихся с ними и организовать их травлю в СМИ.

Св. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах,  утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ними ничего общего. У нас ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного о того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, захотите разделить между собою заботу в спасении обитающих в городе, то последний скоро поправится весь…  Разделим между собою заботу о спасении наших братьев». (Св. Иоанн Златоуст «Творения» СПб, 1998г., т. 2, стр. 25).

Твердо храня всё преданное нам, мы призваны разъяснять людям пагубность лжеучений и ересей, однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений, мы должны молиться о просвещении одержимых ложными учениями.

Во времена, когда проповедовал Христос, были неправоверные, которые имели свое толкование иудейских законов, искаженное писание, отдельное место поклонения. И, хотя тогда не применялось слово «еретики», но, по сути, эти иноверные считались иудеями отступниками от истинной веры. Так группа евреев – самаряне – первоначально окормлялась иудейскими священниками, но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому.

Христос относился к самарянам как к отступникам от истинной веры Израиля. Отправляя своих учеников на проповедь, Он говорит им: «на путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите». (Мф. 10, 5). В беседе с самарянкой Он, отвечая на её вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (иудейская или самарянская), говорит: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (Ин. 4,22).

К тому же самаряне проявили агрессию по отношению к Сыну Божию, не приняв Его в свое селение. Нежелание с их стороны принять Христа вызвало резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна. Сии «сыны громовы» потребовали свести с небес огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Христос, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 54-55).

Иногда мы, христиане, действительно забываем, каким духом мы движимы, ведь Ветхий закон, руководивший суровыми пророками Ветхого Завета, стал иным для учеников Исуса Христа, которых учитель наставлял следующими словами: «Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 56).

Беседа с самарянкой в духе кротости принесла куда больший результат, чем нетерпимое отношение к самарянам Его учеников. Сказано: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины» (Ин. 4, 39).

Кроме прямого и ясного смысла — о любви ко всякому ближнему — притча о добром самарянине, по толкованиям святых отцов, имеет иносказательное и более глубокое и таинственное значение. В толкованиях святых отцов объясняется, что под образом самарянина в притче подразумевается сам Господь Исус Христос, заботящийся о спасении рода человеческого, но думаю, что эта притча в первую очередь воспринималась современниками как поучение о нравственности, милосердии, сострадании и любви к ближнему.

Господь в нравственном отношении ставит неправоверного самарянина выше правоверных священника и левита. Именно «добрый самарянин» оказался подлинным ближним для пострадавшего путника. Увы! И в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят выше своих богословских противников. Самаряне представляются в Евангелии и более благодарными по отношению к Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся к Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его, и это был самарянин» (Лк. 17,16).

Ни в коей мере не уступая самарянам первенство в вере, Христос, однако, часто ставит их в пример самим правоверным.

Наша проповедь только тогда будет услышана, когда мы постараемся насколько возможно отождествлять себя с тем, кому проповедаем. Апостол Павел говорит об этом: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона – как чуждый закона, — не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9,19-22).

Нам трудно понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими апостолом Павлом, который пишет: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3). Иными словами он сам был готов быть осужденным, только бы знать, что братья его находятся в раю. И сам Христос сошел во ад, приняв на себя грехи мира, «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3,19).

Проповедь заблудшим всегда носила жертвенный характер, так это было у Христа, так это было и апостола Павла говорившего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4, 16).

 По учению апостолов: «еретика после первого и второго вразумления отвращайтесь» (Тит. 3.10). «После первого и второго» — то есть, необходимо употребить в этом усилие и упорство. Апостол не рекомендует проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата» (2 Фес. 3, 14-15).

Ярким примером ведения проповеди по отношению к заблудшим может служить обращение кротостью в христианство языческого жреца Макарием Египетским, описанное в древнем патерике.

В заключение, хочу привести слова аввы Макария, который мудро сказал: «Слово худое делает добрых худыми, подобным образом доброе слово делает худых добрыми».

Митрополит Корнилий

Июнь 2007 г.

Поделиться: