Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Главная Новости Московская Митрополия Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Новости по темам

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

По милости Божией мы достигли середины Великого поста. Чтобы подкрепить и воодушевить нас к продолжению духовных подвигов, Святая Церковь обращает сегодня наши взоры к Живоносному Кресту Христову и напоминает нам о тех страданиях и подвигах, которые Господь наш Исус Христос понес ради нашего спасения. Воспоминания о страдании и распятии Христа призывают нас подражать и сострадать Христу, чтобы достигнуть участия с Ним в славе и радости Воскресения.

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Ныне читается Евангелие о ношении каждым из нас креста и о тех страданиях и скорбях, с которыми неразлучны христиане на крестном пути. Кто хочет идти за Мною ко спасению, — сказал Исус Христос Своим ученикам и народу, — отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь — тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою (то есть умертвит все страсти и греховные наклонности) ради Меня и Евангелия — тот сбережет ее. Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за свою душу?

С древних времен Крест был предвозвещен в виде образов, запечатленных в Святом Писании. Образ Креста являет нам высочайшую премудрость Божию, которая посрамляет гордую мудрость мира. Бесчисленные благодеяния явлены людям Крестом, им подавляется злоба и нечестие, один вид и изображение Креста с самого начала мира были предвестниками великих чудес. Так, Моисей жезлом, прообразуя Крест, единым ударом разделил море, другим снова соединил воды и таким образом потопил врагов и сохранил избранный народ; в другом случае Моисей поднятием рук в виде креста обратил врагов в бегство.

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Но если такова сила лишь образа Креста, то какова же сила в самом первообразе — Честном и Животворящем Кресте! После пришествия Христа в мир и распятия на Кресте Сына Божия великая и дивная перемена произошла в отношении ко кресту. Чем был крест до распятия на нем Христа? Он был орудием позорной смертной казни. В Иудею эта жестокая казнь на кресте проникла от поработителей римлян. Иудеи до прихода римлян знали казнь через повешение на древе и о казненных таким образом говорили: проклят всяк, висяи на древе (Втор. 21, 23). Распятие на кресте по жестокости превосходило повешение, так как оно сопровождалось нестерпимыми продолжительными мучениями. Можно представить, с каким ужасом и отвращением относились до Христа к этому позорному орудию казни. Но, после того как на Кресте претерпел смерть Господь наш Исус Христос, искупив Своим страданием грехи человеческого рода, Крест делается священным образом для христиан. Древо крестное приобретает честь и славу, которую никогда не имел ни один предмет, сделанный руками человека. Позорное оружие смерти стало предметом хвалы для апостолов — учеников Христа, предметом благоговейного поклонения и почитания для всех христиан, но, в то же время, — соблазном и безумием для иудеев и эллинов. Крест Христов, по слову апостола, для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1, 18), то есть источник Его силы, свидетель премудрого промышления о нашем спасении.

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную
Установка креста на крыше храма в угандийской старообрядческой общине

 Проходит время, но слава Креста не умаляется, не меркнет, а, напротив, растет и распространяется. Мы читаем слова святого Кирила Иерусалимского, в которых говорится о силе Креста:

С дерзновением да изображаем знамение Креста на всем: на челе, на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем, да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное нам, бедным и слабым, в дар без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных, страх для злых духов.

По этой причине ныне воздается поклонение Честному Кресту. Ныне чествуется древо, даровавшее нам жизнь, и весь христианский мир ныне празднует с радостью память трехсоставного животворящего древа. Еще во времена, далекие от христианства, люди при виде изображения Креста ощущали неизъяснимую радость, потому что в душе их происходило благое изменение. Созерцание Креста отгоняло дурные страсти, даровало благодать, мир, помощь и заступление. По сей причине пророк Давыд восклицает, прозревая благодатию Святаго Духа величие благословенного древа: Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс. 98, 5).

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

 Бесчисленные благодеяния дарованы нам Крестом, один вид которого источает высочайшую премудрость и силу, посрамляет мирскую гордость, подавляет злобу и нечестие. Святой Феодор Студийский пишет в «Слове на поклонение Честному и Животворящему Кресту»:

О великий дар, столь торжественно предлагаемый ныне! О неизреченное блаженство! Некогда умерщвленные дьяволом, мы ныне через древо получаем жизнь; прежде обольщенные древом, мы ныне древом же прогоняем древняго змия. Поистине дивное и преславное изменение! Вместо смерти нам даруется жизнь, вместо тления — нетление, вместо бесчестия — слава. И потому не без причины святой апостол Павел взывал: Мне да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Исуса Христа, им же мне весь мир распяся и аз всему миру (Гал. 6, 14). Апостол Павел, говоря: Мне мир распяся, призывает нас бежать от мира и греха, даже удаляться от близких по плоти, если они препятствуют нашему благочестивому образу жизни.


Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Распятие себя для мира состоит в очищении нашей души от страстей, в изгнании злых помыслов из своего сердца, что приносит нам духовное умиротворение и утешение. Один из богоносных отцов, поучая, сказал:

Приложи всякое старание, чтобы внутренняя твоя деятельность была в Боге, и тогда ты победишь внутренние страсти.

Апостол Павел добавляет: Духом ходите… и похоти плотские не совершайте (Гал. 5, 16). Господь призывает нас умереть для себя, то есть греху, и жить для Бога, то есть совершенствоваться в добродетели.

Прежде всего, нам необходимо осознать, что путь в Царство Небесное берется силою, отвержением от себя, лишениями и страданиями. Этот путь нам заповедал Исус Христос, вот что говорит об этом апостол Петр: Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1 Петр. 2, 21). И если мы считаем себя последователями Господа, Его учениками, то направим наш путь по Его стопам, распнем свою плоть со страстьми и похотьми. «Ибо, — как пишет святитель Григорий Палама, — тот, кто пригвожден ко кресту, тот не может иметь побуждений ко греху. Итак, необходимо взойти на высоту креста, чтобы не случилось, самому себя низринув, отделиться от распятого на нем Христа». Далее он рассуждает: «Если видишь в себе жестоко борющий блудный помысел, знай, что ты еще не распял себя. Как же распять? Борись со страстьми и поводами к ним; избегай соблазнительных взглядов и неподобающей близости с тем, кто вносит соблазн в твою душу; убавь материал, питающий вожделение — чрезмерное употребление вина, обжорство, многословие; с сокрушенным сердцем призывай Бога на помощь против страстей».

Итак, как нам не почитать и не превозносить Крест, который возвестил победу над грехом и смертью? Смерть Христа была священной и спасительной, и посему апостол Павел говорит: В смерть Его мы крестились. Таким образом, и мы, приняв подобие Его смерти, будем участниками Воскресения.

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Три условия поставил Христос для желающего по своему произволению следовать Ему. Первое — да отвержется себе, второе — возьмет крест свой и третье — вслед Мене грядет.

Что же значат слова отвержется себе? Это значит, что христианин решается за имя Христово, за исповедание истинной веры забыть все блага мира сего, а все напасти и беды переносить твердо и непоколебимо, всякого греха оберегаться и покаянием исправлять свою греховную жизнь и всегда быть готовым претерпеть досаждения, уничижения и самую смерть ради Христа.

Чтобы исполнить призыв Господа да отвержется себе, то есть отвергнется себя, мы, желая вечного спасения, непременно должны смирять свое греховное самолюбие, должны по заповеди Спасителя отвергнуться от своих греховных желаний, научиться отказываться от услаждения греховной плоти, ограничивая себя во всем, всеми силами стремиться обуздать нашу ненасытную, похотливую, столь трудно укротимую, лукавую плоть. А чтобы легче было отречься себя, не слушать и не исполнять своих греховных пожеланий, будем чаще взирать на Крест Христов, вспоминать, что Исус Христос умер за грехи наши, чтобы даровать нам прощение. За прощение грехов каждого из нас Христу надобно было сойти с неба, пострадать и умереть на Кресте. Будем представлять в мыслях своих, когда пытаемся бороться с грехами, какие мучения претерпел Исус Христос за грехи наши!

Господь, повелевая нам совершенно отречься от себя, то есть от греха, который в нашу душу вкладывает дьявол, призывает нас отречься от всех дел его, от служения ему, от всей гордыни его. Мы же, пристрастившись к жизни плотской, как бы сживаемся с грехом, привыкаем к нему. Вместо того чтобы начать решительную борьбу с грехом, навсегда порвать с ним, мы порой принимаем лишь полумеры, а по словам пророка Исаии: Грехи наши разлучают нас от Господа (Ис. 59, 2). Посмотрим на примеры многих святых, прежде бывших грешными людьми, которые с помощью Божией сумели решительно и бесповоротно вступить в борьбу со грехом, со страстями, с дьяволом. Как искренно они возлюбили Бога, отрекшись от плотской жизни для Христа и Евангелия! А мы, подчас любя свою плоть, любя блага грешного, суетного мира, забываем о неизбежности смерти, мечтая долгие годы жить в благополучии, в погоне за удовольствиями, забываем о бессмертной своей душе, о том, что она бесконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые пройдут как тень. Господь призывает нас отвергнуться себя, то есть отвернуться от себя, пройти мимо себя, следуя за Христом. Но отвернуться, отвлечь свое внимание от себя самого, можно только при том условии, что мы свое внимание привлечем к чему-то другому, более важному. Просто отвернуться, ни на что не направляя свое внимание и сердечные наклонности, нельзя. Как же исполнить заповедь Спасителя — да отвержется себе? Надо начать с простого и доступного каждому. Надо посмотреть вокруг: кто нуждается в нашей любви, милосердии, сострадании, помощи, заботе, жалости? Идя к этим обездоленным людям с любовью и помощью, мы одновременно пойдем и ко Христу, неся Его Крест, потому что Его Крест — это Его любовь, по которой Господь готов жертвовать Собой ради нас, и, следуя за Ним, мы в то же время забудем о себе, будучи поглощенными заботой о других — заботой не только нашей, но и Христовой!

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Второе: Да возьмет крест свой, — сказал Господь. Не указал на Крест Его, который Он понес за род человеческий, ибо для обыкновенного человека это не под силу, но на крест, который дан в жизненный удел всякому на земле. Человек должен терпеливо нести свой крест и непрестанно взирать на конечный исход от жития сего; укреплять себя мыслью, что, быть может, сотни и тысячи других несут еще более тяжкий крест. Все мы должны безропотно нести свой крест испытаний, бодрствуя духовно, подавляя свои плотские вожделения, побеждать искушения и не роптать в скорбях на Премудрый Промысел Божий, вся устрояющий для нашего спасения.

Путь нашего спасения непременно лежит через страдания, через скорби, через искушения, так как только через испытания укрепляется наша вера, потому что крестный путь, который заповедал нам Христос — это путь страданий. Страдание очищает нашу душу, возвышает ее, делает нас мудрее. Только через страдание человек может понять, что такое милосердие и любовь Божия. Крест Господень — это символ любви к нам, потому что любовь всегда жертвенна, всегда распинаема. Господь, Который есть любовь, на Кресте распростер Свои руки, как бы в крестной жертве любви желая обнять весь мир.

Наша любовь всегда должна быть жертвенна, потому что истинная любовь — это когда один человек жертвует собою, именно собою, ради того, кого он любит. Поэтому, если мы любим Бога, мы должны жертвовать собою ради Него и близких, как Он пожертвовал Собою ради нас. Господь любит нас таких, порой немощных и грешных, какие мы есть. Он, создавший нас, хочет, чтобы мы жили не по своеволию, а шли путем спасения, добровольно неся свой крест. Господь дает каждому спасительный крест по мере его сил, ибо Он знает, какие страдания в силах понести человек, чтобы очиститься от грехов и взойти на духовную высоту, ведь Христос, укрепляющий нас в крестном пути, сказал: Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Будем помнить, что временные мучения за Христа в течение нашей земной жизни освобождают нас от вечных мучений после смерти.

Нам нужно понять и признать: все то, что случается в нашей жизни скорбного, дано нам ко спасению, что путь христианина — это путь страдания. Христианин не должен роптать, страдая, а, напротив, должен благодарить Бога, признавая себя достойным скорбей и страданий во искупление своих грехов. Все святые жили в скорбях, ими укреплялись и очищались. Вспомним житие святого Алексия, человека Божия, который добровольно понес крест отречения от семейного благополучия, с кротостью, смирением и радостью терпя поношения и напасти.

Апостол Иаков говорит: Всяку радость имейте, братие мои, егда во искушения впадаете различныя (Иак. 1, 2). И эта радость в отношении скорбей и искушений дается христианину, если он, скорбя о своем несовершенстве, пытается очиститься от греха, вкладывает в свое сердце мысль о спасительности креста, спасительности страданий. Господь взошел на небеса через Крест, этот путь Он заповедал всем нам, христианам. Страдание — благо, утверждает Церковь, потому что мы восходим в Царство Божие только через него, только через несение креста. И наша молитва, когда мы пребываем в скорбях и страданиях, должна быть не о том, чтобы Бог избавил нас от них, а о том, чтобы Господь дал нам силы нести свой крест и облегчил его тяжесть.

Скорбь неразлучна с жизнью христианина, посему в заповедях блаженства, то есть духовной радости, говорится, что блаженны плачущие, блаженны терпящие поношения, блаженны гонимые. Христианство — единственная в мире вера, прославляющая страдания, мир же стремится к наслаждению греховными соблазнами и поэтому не принимает и отвергает крест, избегая страданий. Мы призваны, пребывая в этом мире, видя его красоты и соблазны, помнить, что это все временно, что нас ждет Небесное Отечество. Да, горек мир, где так много страданий, но и его любят и привязываются к нему, пленяясь его усладой, ища его радостей и утех, но мы должны знать, что тех, кто ищет одних радостей, ожидает скорбь, как об этом говорится в Евангелии в Притче о богатом и Лазаре.

Многи скорби праведным (Пс. 33), — говорит псалмопевец Давыд. Может возникнуть вопрос: а зачем Господь посылает скорби и несчастья праведникам? Этим Господь испытывает их веру и в тоже время показывает окружающим их великое терпение и смирение, их любовь к Богу. Сами праведники, преодолевая скорби, становились только тверже и сильнее, как дерево, которое открыто многим ветрам и бурям, становится мощнее и тверже, глубже пуская в землю свои корни.

Но добровольно искать искушений — это тоже грех, как и избегать скорбей и искушений. В молитве мы просим: Не введи нас во искушение, то есть просим, чтобы Бог не допустил нас до таких искушений, в которых может поколебаться наша вера и мы можем впасть в тяжкий грех. И если Господь дает нам очиститься посредством искушений, испытаний и скорбей, мы просим Его, чтобы в них Он не допустил нашего падения и отступления от Него.

Крестоношение — путь ко спасению нашей души. Время земной жизни нам дано Господом, чтобы с надеждой, стойкостью и решимостью научиться нести свой крест. Господь дает различные виды крестных скорбей — это мученичество, болезни, нищета и бедность, потеря близких, супружество и одиночество, уход за больными и старыми людьми; поношения и уничижения и много других различных крестных скорбей. Свой крест мы должны нести от юности со смирением и молитвой, которые облегчают несение креста. Всякий раз, когда мы сгибаемся под тяжестью креста, вспомним о том, как Господь наш Исус Христос нес Свой Крест. Точнее, как Он нес наш Крест, потому что за наши грехи Он пострадал и наши скорби и тяготы взял на Себя.

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Почему Крест и крестное знамение имеют такую устрашающую силу для бесовской, демонской силы? Потому что Крест свидетельствует сатане о величайшей силе Божией — силе смирения. Дьявол отпал от Бога через гордость, а Господь победил дьявола Своим смирением. Вид Креста, на котором Господь проявил Свое величайшее смирение и тем победил врага — невыносим ему. Мы подчас из-за отсутствия смирения с трудом переносим скорби, забывая об утешении в Царствии Небесном. Преуспеяние в смирении — и есть путь к Богу, ко спасению души, потому что образ смирения дан Самим Христом. Если мы идем путем смирения, то это путь на Голгофу, а через нее — к совознесению нашему на небо, путь к совоскрешению нашему со Христом.

 Господь Своей крестной жертвой помогает нам глубоко и прочно усвоить благодатную, спасительную истину, что нет другого пути на небо, кроме смирения и добровольного принятия страданий за Христа. Поэтому, чтобы войти в Царствие Божие, нам необходимо умалиться, потерпеть без ропота неприятные обстоятельства жизни, болезни и скорби, отсекая недовольство, преодолевая свои похоти и страсти, и так постепенно, шаг за шагом, год за годом учиться терпеть, а через терпение постепенно приобретать смирение, которое даст нам спасение. Мы должны научиться благодарить Господа за крестные страдания в нашей жизни, ведь за благодеяния благодарят и язычники. Нашим обращением к Богу во время скорбей и несчастий должны стать слова: «Слава Богу за все!» Святой Иоанн Златоуст говорит, что те, кто с благодарностью к Богу переносит скорби, получат равный венец с мучениками, и добавляет: «Одно слава Богу в скорби и несчастии более значит, чем тысяча благодарностей в счастье». Как виноград, когда его мнут и ставят под гнет, превращается в вино, так и душа наша, угнетаемая скорбями, достигает вечных селений, — говорят святые отцы о терпении.

Идя по крестному пути, мы можем познать плоды смиренного крестоношения: это победа над дьявольскими искушениями, исцеление от душевных и телесных болезней, очищение от грехов, обретение душевного спокойствия и долготерпения. Вкусив плоды креста, мы вместе с апостолом Павлом с радостью можем сказать: Уже не я живу, а живет во мне Христос. Безропотное несение скорбей особенно важно в наши дни, когда многие преисполнены уныния и ропота. В первые века христианства подвижники спасались перенесением гонений и телесных мучений.

Мучения за имя Христово, за правду Его, за святую и истинную веру возводят в достоинство святости. Ныне же, когда Господь по Своей милости избавил нас от подобных искушений, наше спасение заключается в покаянии и безропотном несении житейских скорбей. Святой Феодосий Великий в свое время предрекал, что в последние времена, когда люди будут чужды друг другу как звери, оскудеют ревность к Богу и иноческие подвиги. Господом будут попущены малые скорби, и те, кто устоит в этом испытании, спасутся.

Проповедь митрополита Корнилия в Неделю крестопоклонную

Но в то же время мы должны помнить, что не всякие мучения освобождают нас от вечных мучений, но только переносимые нами без ропота на Бога, как это было у благочестивого раскаявшегося разбойника на Голгофе.

Указал Господь на третье условие для желающих спастись: …и по Мне грядет, то есть вслед Мне идет. Только ради Спасителя подобает нам терпеть и иметь в напастях кротость, подвизаться на всякие добродетели, которые мы творим не ради корысти и величия суетного, но по своему желанию, решившись следовать за Христом и все терпеть Его ради. Следовать за Христом — это значит подражать Ему, стараться жить так, как Он заповедал, поступать так, как Он поступал.

Крест, которому мы сегодня поклоняемся, означает для нас Божию победу над злом. Крест — наше знамя, оружие и щит, он дается нам от святаго крещения. Вот почему мы должны относиться к нему с благоговением, поклоняться ему, себя с усердием осенять крестным знамением. Крестом мы побеждаем все темные силы, которые знают, что они были побеждены Христом на Голгофе. Вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы берем Крест Христов и решаемся следовать за Ним тем путем, который Он нам указал: Отвергнись себя, возьми крест свой и по Мне гряди.

Братие и сестры! Пусть жизнь наша будет несением креста, который для нас — знамение победы. Будем благоговейно с любовью и трепетом склоняться перед Крестом — символом нашего спасения, вспоминая те страдания, которые Господь наш Исус Христос перенес на нем ради нашего спасения, чтобы нам достичь Царствия Небесного, сораспявшись и умерев, вместе с Ним воскреснуть и войти в жизнь вечную. Будем отдавать свою жизнь в крестной жертве любви к ближним, пока не придет время отдать ее навсегда в руки Божии.

Взирая на Святой Крест, возлежащий сегодня посреди храма, и лобызая его, укрепимся в подвиге поста и молитвы. Поклонимся Святому Кресту всей нашей жизнью, душою и сердцем, чтобы победно достигнуть радостного и светлого дня Воскресения Христова, воспевая: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!

Поделиться: