Митрополит Корнилий посетил обитель известной таежной отшельницы Агафьи Лыковой. В этот небольшой скит, расположенный на реке Еринат, на границе Горного Алтая и Хакасского заповедника, владыку Корнилия сопровождали духовный отец Агафьи иерей Владимир Гошкодеря, священноинок Евагрий (Подмазов), некогда живший в сибирских краях присоединившийся от часовенного согласия, и секретарь митрополита протодиакон Виктор Савельев.
8 апреля 2014 г. делегация митрополии прибыла в город Горно-Алтайск, где ее встречал настоятель местного храма иерей Александр Вершков. Визит владыки начался с посещения местного храма Смоленской иконы Богородицы, где владыка помолился вместе с прихожанами.
Рано утром 9 апреля на вертолете, предоставленном директором компании «Алтай-Авиа» С.В. Пищуриным, делегация совершила полет над заснеженными горными вершинами Алтая и Хакасии и прибыла на берег реки Еринат, где расположена заимка Агафьи Карповны Лыковой.
Сразу после приветствия Агафья сказала, что уже с сентября с нетерпением ожидала приезда святителя. Визит митрополита Корнилия случайно совпал с днем рождения Агафьи, в этот день ей исполнилось 69 лет. Владыка подарил ей большую литую икону свт. Николы чудотворца, лицевые издания книг «Григорьево видение» и «Страсти Христовы», меховые сапожки, белый пуховый платок, варежки, носки и другие необходимые вещи.
Семья Агафьи Лыковой принадлежала к выходцам из староверов часовенного согласия, присоединившимся к белокриницкой иерархии. Дед Агафьи служил священником белокриницкой иерархии и пострадал от советской власти, быв до смерти замучен безбожниками. Лыковы смогли скрыться от гонений в дремучих лесах Сибири, где впоследствии и родилась Агафья.
В 1978 году заимка Лыковых была обнаружена геологической экспедицией, и с тех пор жизнь этой семьи привлекает общественное внимание, идет изучение быта и традиций, сохраненных в этой семье. К сожалению, вскоре после контакта с внешним миром умерли все члены семьи кроме Агафьи.
В 2011 году иерей Владимир Гошкодеря (г. Оренбург) совершил поездку в тайгу к Агафье Лыковой. Тогда, впервые за время пребывания Лыковых в тайге, священник Русской Православной Старообрядческой Церкви посетил место, куда много лет назад пришли староверы, чтобы спасать свои души. В течение своего пребывания у Агафьи о. Владимир, по благословению владыки Корнилия, принял ее на исповедь, совершил довершение, после чего она сподобилась принятия Святых Христовых Таин. И в нынешний приезд, после совместной молитвы, священноиерей Владимир вновь принял исповедь девицы Агафьи и преподал ей Святые Тайны.
Агафья глубоко убеждена в истинности белокриницкой иерархии. Как она сказала, у нее сохранилась старинная «епистолия» о поисках священства, она хорошо знает книги св. Арсения Уральского о том, как принимали митрополита Амвросия. Рассказывая о спорах с сибирскими беспоповцами, Агафья говорит: «Если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия».
Хотя Агафья не имеет монашеского пострижения, она старательно следует наставлениям для иноков, исполняя иноческое молитвенное правило, и совершает в праздники полный богослужебный круг по старинным книгам, которые она бережно хранит. В их семье было принято, когда все уходили работать, оставлять одного человека молиться Богу, и обычно оставляли Агафью.
В последние годы в адрес митрополии через побывавших у Лыковой журналистов от нее стали поступать письма. Отшельница просила близких ей по духу людей, имеющих возможность и желание на время оставить мир, приехать к ней помочь ей в молитвенных и хозяйственных трудах. С тех пор у Агафьи периодически бывали о. Александр Вершков и другие старообрядцы. По благословению митрополита Корнилия в последние месяцы Лыковой помогал молодой парень Александр из таежного старообрядческого села Гарь. В беседе владыка Корнилий поинтересовался дальнейшими планами Агафьи Лыковой, в ответ отшельница поведала о своем намерении исполнить завет «тяти» – не покидать их лесное пристанище.
Примечательно, что подобную твердость подвижница проявляет, несмотря на некоторые тяжелые моменты, пережитые этой зимой. До приезда Александра у нее уже заканчивались продукты, дрова и сено, одно время она сильно болела. Иногда ей приходится испытывать немалое беспокойство от медведей, которые в поисках пищи наведываются в заимку и даже забирались в ее сарай, в таких случаях отшельница отпугивает их холостыми выстрелами из ружья. Однако Агафья не унывает, полагая на Господа свое упование.
Труд, сочетаемый с молитвой, стал для нее источником бодрости и долголетия. У Агафьи три козы и недавно появились три козленка, есть куры, собака, кошки, она обрабатывает огород, где сажает картошку, морковь, редьку, свеклу и другие овощи. Она прядет и вяжет из льна и шерсти, читая на память псалмы. Ест она очень мало и в основном растительную пищу, вина никогда не пробовала.
Агафья по-детски доверчива, приветлива, открыта и общительна, на ее лице всегда добрая улыбка. О своей внешности и одежде она почти не заботится, руки ее почернели и загрубели от постоянной работы с землей и топки печи.
К приезду гостей хозяйка заимки постелила на полу самодельные разноцветные половики, испекла хлеб в русской печи, угощала компотом и вареньем из таежных ягод. Провожая владыку до вертолета и вручив ему веточки вербы, Агафья сердечно благодарила первосвятителя за посещение ее отдаленного жилища, просила молиться о ней и приглашала на именины в следующем году, на второй день Пасхи. Вертолет быстро взлетел с берега реки, на котором стояла таежная подвижница и на прощанье махала рукой.