Главная » Новости » Лекторий на Рогожском: «Старообрядчество в Литве»

Лекторий на Рогожском: «Старообрядчество в Литве»

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.

    В рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума

     19 марта 2017 г. (воскресенье) в 13.00

    в Доме причта (Рогожский поселок д. 29, стр. 7)

    состоится лекция

    «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура»

    Лектор: Надежда Афанасьевна Морозова (Институт литовского языка, Вильнюс, Литва).

    На лекции будут освещены вопросы истории, традиционной духовной культуры, а также современного состояния староверия в Литве. Особое внимание будет уделяться книжной и иконописной традиции у староверов балтийского региона в целом.

    Древлеправославная Поморская Церковь Литвы – это одна из одиннадцати традиционных религиозных общин страны. По данным переписи 2011 г., в Литве проживают более 23 тысяч староверов (по данным Церкви, около 40 000). Староверы объединены в 61 приход (2013). В Вильнюсе действует высший орган управления делами Церкви между соборами – Высший совет Церкви; председатель совета – вильнюсский духовный наставник Григорий Бояров.

    Первые староверы на современной территории Литвы обосновались в 1679 г., первый (федосеевский) храм основан в 1710 г. в д. Пуща на северо-востоке Литвы (ныне Рокишкский район). Федосеевское сообщество возникло в XVIII в. в Великом княжестве Литовском вследствие массовой миграции староверов. Одной из важнейших причин эмиграции было строжайшее преследование сторонников древнего обряда в России и относительная терпимость в Речи Посполитой (на её территории в 1772 г. насчитывалось до 180 тысяч староверов), немалую роль сыграли также крестьянские волнения в России.

    В 1817–1823 гг. потомки федосеевцев Литвы стали признавать церковный брак. После 1918 г. все старообрядческие приходы Литвы принадлежали к умеренному брачному поморскому согласию. Правительство независимой Литвы впервые в истории староверия признало старообрядчество как религиозную организацию. В 1923 г. правительство издало «Временные правила, регулирующие отношения Литовской старообрядческой организации и Литовского правительства» и предоставляющие Церкви автономию.

    После восстановления независимости Литвы в 1990 г. Древлеправославная Поморская Церковь вновь стала самостоятельной религиозной организацией.

    Местная старообрядческая книжно-письменная традиция является локальным вариантом общерусской дониконовской традиции, которая в новых условиях бытования была несколько видоизменена и приспособлена к духовным потребностям староверов-беспоповцев. Доминирующее положение в ней занимает богослужебная литература, без которой немыслимо существование религиозной общины. На территории стран Балтии и Польши не только активно переписывались, но и создавались новые тексты. В первую очередь, это сочинения религиозно-догматического и правового характера – постановления местных старообрядческих соборов (Голубковского, Давыдовского, Польского 1752 г., Гудишского, Дегуцкого, Варковского, Ступишишского, Рымковского и др.), дошедшие до нас в нескольких списках и хранящиеся преимущественно в книгохранилищах Санкт-Петербурга и Москвы; историографические сочинения Василия Золотова (Хронограф Литовский, Алфавит духовный), оригинальные поучения (Симеон Егупенок, Иосиф Никитин и др.) и под.

    Приблизительно в середине XVIII в. на территории современной Литвы появляются местные иконописцы. В настоящее время по подписным иконным образцам (прорисям) или из вторичной литературы нам известны имена нескольких десятков местных иконописцев. Наиболее ранние ныне известные подписные иконы местных мастеров датируются первой половиной XIХ в. В XIХ в. на территории Виленской, Ковенской, Витебской и Курляндской губернии складываются несколько иконописных центров, некоторые из них продолжают свою деятельность до сих пор. Особый интерес в этой связи представляет Вильнюсский иконописный центр и творчество известного вильнюсского иконописца И.И. Михайлова и его учеников.

    Выступление будет сопровождаться фото-, видео- и аудио-материалами, сделанными как во время многочисленных экспедиций, так и обнаруженными в результате архивных разысканий.

     Приглашаются все желающие.