Подготовка к нынешнему Освященному Собору проходила в напряженной обстановке, вызванной дособорной публикацией в печати и Интернете критиканских по содержанию и непочтительных по отношению к священноначалию Церкви материалов, подготовленных отдельными христианами. Эти материалы угрожали расколом Церкви и дали повод светским СМИ говорить о «вотуме недоверия» митрополиту Корнилию, а также об изменении церковного курса Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Вследствие возникшей информационной шумихи некоторые верные чада Церкви стали проявлять беспокойство и озабоченность, не понимая, откуда и почему вдруг возникла, и насколько серьезна эта нависшая над Церковью угроза.
В силу обстоятельств, сложившихся в Дальневосточной епархии, прежде всего Собору пришлось решать вопрос правомочности делегатов от этой епархии, ибо некоторые из них были в апреле месяце сего года подвергнуты прещениям от своего правящего архиерея — епископа Германа (Савельева): клирики — запрещены в служении, а миряне – отлучены от церковного общения. Поскольку, согласно правилам Святой Церкви, лица, отлученные от Церкви, не могут участвовать в общественной молитве с христианами и, поэтому, не должны и присутствовать, а тем более – иметь право голоса, на Освященном Соборе. А поскольку эти делегаты Дальневосточной епархии до дня начала Собора не примирились с епископом Германом и не получили от него разрешение, то они не могли быть участниками Освященного Собора.
С учетом того, что разобрать проблемы Дальневосточной епархии обстоятельно и с соблюдением всех канонов было невозможно в отсутствие заболевшего епископа Германа, после продолжительных обсуждений Собор принял следующее постановление: ради мира церковного считать яко не бывшими постановления апрельского (2007 г.) епархиального съезда Дальневосточной епархии, равно как и встречные прещения епископа Германа на участников съезда. Такое решение Собора не снимало проблем, существующих в Дальневосточной епархии, однако оно было принято Собором для умиротворения ситуации.
После обсуждения повестки Собора к рассмотрению был принят вопрос об экуменизме, ибо в критических письмах, направленных в адрес собора, содержались обвинения митрополита Корнилия в «экуменических ересях». Для этого пришлось уточнить и сформулировать церковное определение термина «экуменизм», а затем принять соборное постановление, гласящее, что Церковь решительно отвергает и анафематствует это неправославное учение.
Затем был рассмотрен вопрос о так называемых «открытых письмах», широко распространенных по приходам Церкви членами некой инициативной группы. Были заслушаны авторы этих писем, зачитаны, разобраны и обсуждены сами письма, и в каждом из писем обнаружился ряд утверждений, не соответствующих действительности. В тех же случаях, когда в письмах описывались реальные события и действия, был произведен тщательный их анализ, и нигде в действиях и высказываниях митрополита Корнилия не было усмотрено ересей и намеренного нарушения канонов Кормчей.
Затем общему соборному рассмотрению был предложен вопрос о взаимоотношениях нашей Церкви с РПЦ МП. В ходе рассмотрения данного вопроса были озвучены и подвергнуты анализу различные ситуации, в которых имели место контакты священноначалия Церкви с клириками РПЦ МП, а так же оглашены наработанные за века традиционные нормы взаимоотношений с новообрядцами. Исходя из имеющегося опыта проведения подобных встреч, обсуждены и сформулированы правила поведения при осуществлении контактов с представителями иных конфессий. Создана специальная комиссия для более детальной проработки вопросов протокола (порядка проведения) встреч с инославными.
В процессе обсуждения данного вопроса некоторые из делегатов требовали, чтобы митрополит Корнилий произнес перед Собором публичное проклятие никонианской ереси. Однако большинство делегатов Собора не посчитали уместным предъявить Предстоятелю Церкви подобное требование.
После сего началось обсуждение следующего вопроса – о личной ответственности авторов «открытых писем». Прежде всего, были заслушаны сами авторы этих писем — инок Алимпий (Вербицкий) и другие; выступили так же и соборяне с опровержениями. Многими участниками Собора были обоснованно отмечены значительные негативные последствия имевших место недобросовестных и предвзятых печатных выступлений: произошедшее во многих приходах Церкви смущение христиан, а также вызванная этими публикациями кампания по поношению Церкви во внешних средствах массовой информации, вплоть до общероссийских телевизионных каналов.
В процессе обсуждения от делегатов Собора – в том числе и от о. Елисея Елисеева, и от авторов обвинительных писем – поступали различные предложения по формулировкам, которые ставились на общее обсуждение и голосование. После выступлений авторов открытых писем: инока Алимпия (Вербицкого), иерея Александра Черногора, Димитрия Барановского, Алексея Шишкина и Димитрия Козлова – прежде, чем Собор сформулировал и принял резолюцию по обсуждаемому вопросу, произошел небывалый случай: протоиерей Елисей Елисеев неожиданно встал и во всеуслышание объявил, что считает сей Освященный Собор «неправославным», призвал всех «кто считает себя православными» оставить это «сборище иудейское(!)» и демонстративно направился к выходу из зала Соборных заседаний… За ним поспешили к выходу еще несколько человек из его окружения. Участники Собора пытались призвать беглецов образумиться и удержаться от сего непоправимого шага. В итоге некоторые из них задержались и остались наблюдать за продолжением соборной дискуссии.
Некоторые из авторов критических писем признали свои ошибки и отчасти принесли покаяние в совершенных ими действиях. Другие (как инок Алимпий и Д. Барановский), наоборот, публично заявили, что «решили прекратить общение с митрополитом и теми, кто разделяет его курс», тем самым открыто встав на сторону церковных смутьянов.
Окончательное суждение по вопросу личной виновности участников клеветнической кампании и определение каждому из них подобающего прещения Освященный Собор решил доверить Архиерейскому суду Церкви. В ходе его закрытого заседания было принято соответствующее постановление, которое затем было оглашено всем делегатам Освященного Собора.
Четвертый, последний день заседаний Освященного Собора, был посвящен обсуждению оставшихся нерассмотренными вопросов повестки дня. Однако Собор вынужден был еще раз вернуться к теме заявлений протоиерея Елисея Елисеева, чтобы рассмотреть его роль в подготовке оппозиционерских настроений и в попытке раскола Церкви. Собор дважды посылал к о. Елисею делегатов, дабы обеспечить его личное участие в рассмотрении вопроса, в результате чего тот явился на заседание Собора. Однако, стоя пред всем Освященным Собором, о. Елисей не смирил свою гордыню и не покаялся в оскорбительных заявлениях, но еще раз подтвердил произнесенные накануне хульные слова. Снова возобновилось обсуждение данного вопроса, и в итоге абсолютным большинством голосов Собора при десяти воздержавшихся и при отсутствии голосов «против» было принято следующее решение: «За досаждение Предстоятелю Церкви и оскорбление всего Освященного Собора протоиерея Елисея Елисеева извергнуть из священного сана согласно 55 правилу Святых Апостол».
В оставшееся время заседаний Собора были рассмотрены и другие вопросы, однако из-за нехватки времени не по всем из них удалось сформулировать и принять окончательные решения. Собор закончил свою работу поздно вечером 19 октября.
Секретариат Освященного Собора
26 октября 2007 г.