Главная » Новости » Новости Митрополии » Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2017 года

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2017 года

Предстоящие события

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Преосвященные архиереи, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, чтецы, благочестивые иноцы и почтенные миряне, участники Освященного Собора!

Поздравляю вас с открытием нашего Освященного Собора и днем памяти святаго свщмч. Иерофея, еп. Афинскаго, и обретением честных мощей иже во свв. отец наших Гурия, перваго архиеп. новопросвещеннаго града Казани, и Варсонофия, еп. Тверскаго, казанских чудотворцев. От всей души приветствую вас, собравшихся в столице нашей Родины, во всемирном духовном и историческом центре старообрядчества на Рогожском.

Прошло уже 12 лет с тех пор, когда в 2005 году Освященный Собор избрал мое недостоинство предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви. За истекшие годы с Божией помощью мною принимались посильные меры по укреплению и развитию нашей Церкви, усилению проповеди православной веры, которую ценой своей жизни после трагического церковного раскола в XVII веке отстояли наши благочестивые предки. Также велась работа по подбору и обучению духовных кадров, повышению духовного и общеобразовательного уровня священнослужителей и мирян на базе духовного училища при Московской Митрополии, развитию информационно-издательской деятельности, налаживанию доверительных отношений с властями, строились и восстанавливались храмы, организовывались крестные ходы, в которых участвовало много молодежи, состоялись межстарообрядческие конференции и круглые столы, вечера духовных песнопений, организовывались выставки по истории старообрядчества, совершались поездки делегации старообрядцев за рубеж, где открываются новые приходы нашей Церкви и т. д.

За истекшее время произошло много событий, которые послужили возрождению и сохранению нашей Церковью истинной православной веры. Благодаря тому, что Господь нам дарует в настоящее время свободу проповеди и развития Церкви, мы всё более смело и уверенно продолжаем исполнение главной задачи, возложенной Богом на нашу Церковь – возрождение и отстаивание устоев и обычаев наших благочестивых предков, противостоя современному бездуховному и агрессивно-враждебному миру зла и насилия.

С первых веков христианство призывало своих последователей удаляться от «мира, лежащего во зле» и стремиться к Царствию Небесному. Через самоопреодоление и возвышение над страстями и пороками мира, через утеснение плоти и освобождение духа, через мученичество и исповедничество, христианство всегда стремилось преодолеть власть темных дьявольских сил, которые сеяли плевелы раздора и вражды, и призывало устремиться к царству мира, любви и веры, следуя за Христом. Пройти путь от земли на небо не под силу человеку, и только наш Спаситель – Исус Христос, неся Свой крест, повел Своих учеников-христиан по трудной дороге к духовному преображению от падшего в грехах человека к новому свободному от греха Адаму. По словам св. Василия Великого, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

В первые века христианства люди были уверены, что скоро произойдет второе пришествие Христа, Страшный Суд и определение участи каждого христианина в вечности. Постепенно эта готовность к скорому пришествию Христа стала ослабевать, и сегодня многие из тех, кто считают себя христианами, перестают работать над собой, неусердны в борьбе со страстями и пороками, считают, что от человека не требуется слишком многих усилий, чтобы достичь Царствия Божия. Но в своей проповеди Исус Христос говорит: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше и взыщут». Эти слова говорят об ответственности христиан, которым Господь дал много даров для спасения, призывают к неустанной заботе о спасении души, поскольку на Страшном Суде спрос с христианина будет особенно суровым. Об этом говорит апостол Павел: «ибо время начнется суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится?» (1 Петр. 4, 17). Дом Божий, т.е. каждый христианин, будет строго судим – как он исполнял закон Христов, который все знают, но одни с готовностью исполняют, а другие нет.

В нынешнем, 2017-м, году – сто лет со времени насильственного захвата власти в России коммунистами и трагических событий борьбы с религией.

К началу XX в. материалисты провозгласили, что Бога нет, и всеми силами пытались это «научно» доказать. Однако, согласно крылатому выражению, «если Бога нет, то все дозволено», т.е. если нет Бога, то нет и греха и, следовательно, с уничтожением веры в Бога уничтожается любовь и вера в безсмертие, попирается нравственность и совесть. А если нравственные законы не опираются на христианские устои, то упраздняются критерии оценки добра и зла и каждый человек создает собственную систему ценностей, которая устраивает его падшую волю.

Основная причина прихода к власти атеистов в России, безбожных, по сути бесовских, сил – это послераскольное разрушение в умах и душах русских людей твердой веры, христианских воззрений и нравственных устоев. По меткому изречению писателя А.И. Солженицына, начало преступления 1917 года было положено в XVII веке, когда начались гонения на тех, кто отстаивал неизменность и полноту православия Святой Руси и всеми силами противился проникновению чуждого русскому народу западного обновленчества. Раскол XVII века выбил Россию из колеи истории, из нормального созидательного русла.

Александр Исаевич Солженицын, анализируя причины революции, писал: «В большевистские десятилетия никто не продержался стойче старообрядцев», «в России староверческой ленинская революция была бы невозможна».

Революционные идеи зиждились на утверждении власти насилием, на мечтах построить будущее страны без Бога. Это хорошо понимали старообрядцы в начале XX века, когда революционные силы пытались их привлечь к своим делам и планам.

Подавляющее большинство старообрядцев были искренними и верными приверженцами и защитниками монархии. В 1912 году премьер-министр России С.Ю. Витте отмечал «крайне трудное положение, в каком находятся, в смысле религиозном, наши старообрядцы, которые всегда составляли элемент наиболее консервативный, наиболее преданный своему царю и Родине».

Старообрядцы осуждали насилие по отношению к представителям власти. Епископ Александр (Богатенко) писал в те времена: «Претерпевая все ужасы жестоких гонений, во всем подчиняясь гражданским властям, неся повинности государства, отдавая себя на служение благу Родины, не щадя своей жизни, старообрядцы, однако, свою совесть, душу и веру ревностно оберегали от посягательств на них гражданских и чуждых им духовных властей».

Когда в октябре 1917 года совершился насильственный захват власти большевиками, старообрядческая Церковь осудила преступные действия новой власти против верующих. Архиепископ Мелетий (Картушин) в те времена, будучи предстоятелем нашей Церкви, обратился к пастве с воззванием, в котором дал резкую отрицательную оценку советскому декрету об отделении Церкви от государства. Епископ Александр (Богатенко) писал в те дни: «Да, большевики сколько творят бед, что великая Россия становится бедной «Рассеей», от рассеяния народов, ее составляющих».

В конце 30-х годов прошлого века кровавая волна репрессий прокатилась по всей стране. В первую очередь от этих злодейств пострадала Церковь. Как и в XVII веке, на Соловках, когда государственные власти насильственно расправлялись с непокорными защитниками древлего благочестия (Соловецкое восстание, восьмилетняя осада Соловецкого монастыря и разорение его), так и в XX веке в разоренном уже большевиками Соловецком монастыре вновь начались расправы без суда и следствия, в которых погибли сотни тысяч верующих людей.

Сегодня можно услышать нелепые обвинения, что старообрядцы способствовали революции в XX веке. Утверждать такое — это, как говорится, перекладывать с больной головы на здоровую. Обвинения старообрядцев во всех смертных грехах звучат уже несколько столетий. Ложь и сплетни повторяют вновь и вновь в надежде поколебать уважение к старообрядцам, к достоинству нашей Церкви, перекладывая вину отдельных ее представителей на всю Церковь, которая всегда отстаивала правду и истинную веру в трудную эпоху условий гонений и насилия, но и отвечать на клевету и поношения старообрядцам не разрешали официальные власти.

В годы безбожного советского строя, несмотря на гонения и лишения, старообрядцы исполняли завет Исуса Христа о любви к врагам своим, не отвечали насилием на насилие. Это подметил А.И. Солженицын, который писал о кротости старообрядцев: «Старообрядцы за угнетение и расправу, за жестокие пытки, за лишение храмов и изгнание за тысячу верст далеко на чужбину — никогда не взбунтовались, никогда не подняли в ответ оружие». Действительно, истинным защитником старообрядческой Церкви является ее история.

Сегодня русский народ исходит из коммунистического плена, в котором пребывал в прошлом веке. И если евреям понадобилось 40 лет, чтобы старые поколения забыли так называемые «свиные блага» египетского плена, то и мы должны пройти этот путь терпеливо, ожидая, когда новое поколение, не знавшее коммунистической безбожной закваски, сможет взять на себя миссию освобождения Руси от западного влияния и раскрыть своей духовный потенциал, возрождая православие.

Пройдя все испытания безбожного XX века, ныне старообрядческая Церковь почитает память тех жертв атеистических гонений, которые подвигом исповедничества спасли Церковь, отстояли веру. Ныне они в Царствии Небесном молятся за нас, чтобы мы, вдохновляясь и укрепляясь их подвигом, шли по пути спасения. Мы свято чтим память миллионов мучеников-исповедников и благодарны им, жертвам репрессий, за их крепкую веру и стойкость до конца, будем и мы достойны их памяти!

Достойное будущее русского народа может базироваться только на православной традиции. Восстановить порвавшуюся связь времен и поколений — задача всех христиан, т.к. раскол нарушил, разорвал эти традиции. Столетний урок истории России нам показывает, что без Бога, духовно-нравственных устоев веры, которые веками служили защитой нашему обществу, укрепляя народное единство, невозможно построить общество, где люди могут жить мирно и счастливо.

Сегодня русскому народу необходимо возвратиться на духовную родину, в Святую Русь — к древлехристианскому укладу жизни. И эта задача, хотя трудно исполняемая, но возможная — если помнить подвиг тех, кто отстоял веру ценой жизни в советских ГУЛАГах. Будем трудиться, чтобы сохранить самое дорогое — истинную, нереформированную Церковь, а в ней — свою безсмертную душу.

Печальные последствия революции, совершившейся в нашей стране 100 лет назад, говорят нам о том, что с помощью вражды и насилия нельзя изменить мир к лучшему. Задача христиан совсем другая – не пытаться изменить поврежденный грехом мир, а пытаться изменить себя, т.к. все проблемы и грехи живут внутри нас. И если мы внутренне будем меняться по образу Христову, то и мир будет меняться в лучшую сторону.

Мы знаем, что сила Божия «в немощи совершается», для мира это чуждо – он живет по другим законам, и для него странно и абсурдно жить в смирении и молитве. «Мы безумцы Христа ради» и живем по завету апостола: «Переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 5). Эти слова апостола в первую очередь относятся к пастырям церковным.

Церковь Христова есть община веры и любви и, по слову апостола Павла, «образ единого тела, в котором все члены служат друг другу» (Рим. 12, 5, 1). Задача пастырей собрать в дом Божий всех тех, кто жаждет спасения души и готов для этого трудиться, служа Богу и людям теми силами и талантами, которые они получили от Господа. Всякий христианин имеет в себе талант и дар от Бога, получаемый в святых Таинствах. Каждому из нас «дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4, 7), и поэтому мы должны служить Церкви и ближним по завету апостола: «Служите друг другу каждый тем даром, который получил, как добрые домостроители благодати Божией» (1 Петр. 4, 10).

О служении мирян Церкви мало проповедуется, и многие христиане, приходя по праздникам в храм, и помолившись, уходят до следующего праздника, не задумываясь, чем каждый может помочь Церкви согласно своему дару. Кроме участия в общем деле литургической молитвы, существует множество способов участия в жизни общины – от мытья полов и чистки подсвечников до проповеднической и катехизаторской деятельности.

Ведь кто-то сделал уборку в церкви, кто-то читает и поет, кто-то испек просфоры, кто-то пошил облачения, кто-то принес вино и муку, кто-то помогает священнику в алтаре, кто-то дежурит за свечным ящиком или у дверей храма и т.д. Служба в храме может совершаться только при усилии помощников, и Бог призывает каждого к посильному служению в Церкви. К сожалению, многие прихожане настроены пассивно и являются лишь потребителями духовных услуг, приходя в храм с мыслию: «Мое дело – прийти, а их дело – обслужить».

Задача священников – пробудить активность мирян личным примером и проповедью, не только в храме, но и вне его. Правильная организация общинной жизни должна быть основана на взаимном общении, взаимной помощи и поддержке, чтобы Церковь стала для прихожан их вторым, а для кого-то, может быть, и первым домом, в котором надо трудиться тем талантом, который получен от Бога. Церкви нужны талантливые люди – журналисты, писатели, учителя, юристы, певцы и чтецы и все те, кто мог бы безвозмездно помочь всякому нуждающемуся, применяя свой талант на деле. Церковное служение не должно ограничиваться стенами храма, т.к. есть важная работа и в церковных СМИ, и в сети Интернет, в миссионерской деятельности. Это служение может быть не только в границах церковной общины, но по возможности и за ее пределами, поскольку Бог дает нам сегодня свободу и условия для служения и проповеди в мире – в школах, больницах, тюрьмах, военных частях и т.д.

А духовенство должно благословить этот общественный труд на благо Церкви, поощряя активность прихожан, увлекая за собою, подкрепляя это общее дело личным примером. Ведь по причине пассивности приходской жизни люди уходят в секты, где активно ведется социальное служение.

Практика некоторых приходов нашей Церкви показывает, что если зажечь сердца людей, объяснив им идею христианского служения, то, проснувшись от духовной спячки, община может жить как духовная семья в единстве любви, в братском служении и взаимной помощи. Будем помнить, что Церковь – это образ единого тела, это большая семья и общий дом, куда приходят, чтобы совершить общую молитву и чтобы не быть одиноким в этом мире, совершать дела братской любви и помощи и вместе идти ко спасению.

 

Визит президента России В.В. Путина на Рогожское

16 марта 2017 года состоялась первая официальная встреча предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Кремле, а 31 мая с.г. состоялся исторический визит президента РФ Владимира Владимировича Путина в Рогожский административно-духовный центр. Он осмотрел храм Рожества Христова, Покровский кафедральный собор, Музей иконы в Доме причта.

Визит главы государства на Рогожское начался с осмотра выставки «Сила духа и верность традиции» в храме Рожества Христова. Об экспонатах президенту рассказали автор выставки главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко и куратор выставки иерей Алексей Лопатин. Основу выставки составляют уникальные памятники XVI–XX вв., хранящиеся в Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и Покровском кафедральном соборе.

После выставки президент посетил Покровский кафедральный собор. Обстановка в храме была максимально приближена к богослужебной: пели мужской и женский хоры, перед иконами были возжжены лампады, а под сводом храма — свечи на паникадиле. Покидая кафедральный собор, глава государства поприветствовал архиереев и настоятеля собора протоиерея Виктора Жельцова, а также певцов.

Затем В.В. Путин осмотрел постоянную экспозицию в Музее иконы в Доме причта, после чего состоялась наша беседа. В беседе были подробно обсуждены вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Я поблагодарил Владимира Путина за то, что он одобрил и поддержал обращение старообрядцев о масштабном праздновании в 2020 году 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, а также за содействие в проведении состоявшейся в Москве конференции «Международные старообрядческие связи», где встретились представители старообрядчества разных стран мира. Также в ходе беседы затронули тему возвращения соотечественников, живущих ныне за рубежом. Была отмечена необходимость в комплексных мерах государственной поддержки добровольного переселения в Россию соотечественников-старообрядцев, в том числе создания механизма предоставления им земельных участков для ведения сельскохозяйственной деятельности.

В разговоре было отмечено, что, к сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядцах, которые во все времена являлись защитниками Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашей Родины своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России.

В интервью СМИ после визита высокого гостя мною было отмечено, что наша встреча имеет поистине историческое значение — глава государства впервые после церковного раскола посетил с официальным визитом духовный центр Православной старообрядческой Церкви.

Президент поздравил меня с 70-летним юбилеем и преподнес в подарок древнюю книгу «Служба и житие святителя Николы». В свою очередь, на память о визите в Рогожский духовный центр мною был подарен президенту образ старообрядческого письма ХIХ века — икона Пресвятой Троицы.

 

Взаимодействие с органами государственной власти

Старообрядцы, побуждаемые Святым Писанием, были покорны властям в том, что не касалось веры, поскольку власть есть божественное установление для пресечения зла и содействия добру, «посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2).

Отступничество власти от христианских законов, как попускаемое Господом наказание, порождает противохристианскую власть. Так было и после раскола, когда вместо евангельских ценностей власть применяла заимствованную с Запада систему ценностей, и в советский период, когда большевики насаждали безбожие западных философов, так и сегодня на Западе власть в рамках христианских ценностей, на деле являясь теплохладной, служит антихристу.

В России же сегодня власть стремится к возрождению христианских норм и морали, протягивает Церкви руку помощи в духовно-нравственном возрождении общества, реставрации и строительстве храмов. Сегодня мы, ценя такое отношение к нам со стороны государства, глубоко благодарны представителям власти.

25 мая с.г. с рабочим визитом Рогожское посетил Сергей Владиленович Кириенко, первый заместитель руководителя администрации президента. Главной темой встречи стало обсуждение государственной программы празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума, в рамках которой также рассматривались вопросы восстановления зданий Рогожского и Преображенского духовных центров. Также обсуждались перспективы переселения старообрядцев из-за границы на родину и освещение проблем старообрядчества в средствах массовой информации.

Мэр г. Москвы Сергей Семенович Собянин посетил духовный центр РПСЦ 1 июня с. г., чтобы поздравить меня с семидесятым днем ангела. В этот день на Рогожское прибыли архиереи и священство из разных приходов России и зарубежья, а также представители власти и деятели науки и искусства.

1 августа с.г. в рогожской резиденции состоялась встреча с председателем Государственной Думы Российской Федерации Вячеславом Викторовичем Володиным. Мы сердечно поблагодарили председателя Государственнойй Думы за содействие в возвращении зданий знаменитых Черемшанских монастырей Русской Православной Старообрядческой Церкви.

В свою очередь, Вячеслав Викторович преподнес мне подарок — дореволюционное оригинальное издание Толкований канонических правил Иоанна Зонары, византийского историка XII века, монаха-богослова, общепризнанного толкователя христианских канонов.

Стоит отметить, что Вячеслав Володин уроженец Саратовской области, родился он в селе Алексеевке старинного Хвалынского уезда, некогда полностью заселенного старообрядцами, и не понаслышке знаком с традициями старообрядчества.

27 июля с.г. депутат Государственной Думы председатель правления благотворительного фонда «Русский мир» Вячеслав Алексеевич Никонов прибыл на Рогожское, чтобы ознакомиться с этим историко-архитектурным ансамблем. Фонд «Русский мир» осуществляет деятельность по популяризации русского языка и культуры за рубежом. За прошедшее десятилетие фондом на основе партнерства открыто более 250 русских центров в 76 странах мира. Деятельными партнерами фонда «Русский мир» являются зарубежные старообрядцы в местах их компактного проживания, а самыми активными из них — Община русских липован в Румынии под председательством Феодора Силвиу.

16 августа с.г. Рогожский духовный центр посетил министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский. Делегация Министерства культуры проследовала на выставку «Сила духа и верность традиции», где в качестве экскурсовода выступила автор выставки профессор Елена Михайловна Юхименко. Министр посетил Покровский кафедральный собор и Дом причта, где Владимир Ростиславович осмотрел постоянную экспозицию Музея иконы.

Визит закончился нашей беседой, за которой обсуждались вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика и исповедника протопопа Аввакума.

Помимо визитов высоких гостей мне довелось принять участие в ряде государственных и общественных мероприятий, на которых ставился вопрос взаимодействия старообрядческой Церкви и государства.

Так, 25 апреля с.г. в Доме русского зарубежья я принимал участие в Международном круглом столе, посвященном возвращению в Россию староверов, проживающих ныне за пределами нашей страны. Вел круглый стол министр по развитию Дальнего Востока Александр Сергеевич Галушка. В совещании участвовали также представители других министерств, органов исполнительной власти и представители старообрядчества Дальнего Востока.

Министр поручил своим помощникам одно из мероприятий Общероссийской демографической конференции посвятить теме переселения староверов и на Восточно-экономическом форуме.

7 июня с.г. мы посетили научно-практическую конференцию, приуроченную к 20-летию принятия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которая была организована Российской ассоциацией защиты религиозной свободы при поддержке Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Тема конференции – «Современная модель отношений религиозных организаций и государства: российский и мировой опыт».

7 июня с.г. в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации». Возглавлял работу круглого стола председатель комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Анатольевич Гаврилов. Участники круглого стола обсудили вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по сохранению и укреплению межэтнического и межрелигиозного мира и согласия, борьбе с проявлениями экстремизма и радикализма.

Важным общественным событием года стала прошедшая 24–25 июля в Казани Всероссийская научно-практическая и богословская конференция «Старообрядчество и революция», приуроченная к 100-летию революционных событий в России. Торжественное открытие конференции прошло в восстанавливаемом кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии нашей Церкви. Организаторами этой конференции были Казанско-Вятская епархия РПСЦ и Казанская община христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания старопоморского согласия. Мероприятие проводилось при поддержке правительства Республики Татарстан.

На открытии конференции было оглашено обращение к участникам и гостям конференции президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова. С приветственными словами выступили: министр культуры Татарстана А.М. Сибагатуллин, епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), духовный настоятель христиан старопоморского согласия А.Е. Хрычёв, от имени митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (РПЦ) выступил протоиерей Владимир Самойленко. Участие в конференции также приняли представители старообрядческого духовенства и общественности, ученые и деятели культуры из различных регионов России, Молдавии, Румынии и Украины.

 

О переселении старообрядцев

Во время визита на Рогожское президент РФ В.В. Путин уделил большое внимание вопросу переселения наших соотечественников на Родину, в основном на Дальний Восток. Эта проблема была обозначена полтора года назад на совместной встрече старообрядцев в Москве, после чего мы направили послание в администрацию президента с просьбой взять под контроль процесс переселения наших соотечественников.

Эта проблема нашла самый живой отклик у президента, который дал поручение своим помощникам поддержать благое дело возвращения на Родину православных старообрядцев, тех, кто сумел в трудных условиях сохранить свою веру, культуру, язык и традиционный православный уклад жизни. За последние годы на историческую родину возвратились около пятисот старообрядцев (в основном беспоповцев). За это время переселенцы зарекомендовали себя в Приморье как люди трудолюбивые, законопослушные, способные в трудных условиях самостоятельно наладить жизнь на новом месте. А самое важное для них, что на своей Родине они теперь могут свободно молиться.

Но, к сожалению, у переселившихся возникли трудности, которые им самостоятельно решить не удалось. Так, вопрос о выделении положенного количества земли на семью до сих пор не решен, а это базовый вопрос их закрепления в Приморье. Как говорят сами староверы: «Мы живем от земли. Земля нас поит и кормит, а без земли мы жить не сможем. Мы хотели бы жить на своей земле не наемными работниками, а заботливыми хозяевами».

Также у переселенцев есть проблемы с приобретением сельхозтехники. Президент В.В. Путин распорядился оказать благотворительную помощь старообрядцам Приморья в приобретении техники и материалов для обустройства крестьянско-фермерских хозяйств.

Сейчас представители старообрядчества вместе с Министерством развития Дальнего Востока разработали так называемую дорожную карту, в которой определены последовательные действия для тех старообрядцев, которые желают переехать и обустроиться на Дальнем Востоке.

На днях в Администрации президента состоялось совещание под руководством заместителя руководителя Администрации президента В.Е. Островенко, на котором было детально обсуждено поручение президента В.В. Путина о помощи государства в деле переселения старообрядцев.

В конце октября я собираюсь посетить наши приходы на Дальнем Востоке, а также встретиться со старообрядцами, переселившимися из-за рубежа.

 

Архиерейские хиротонии

Согласно решению Освященного Собора 2016 года, в прошлом году были совершены три архиерейские хиротонии.

23 октября 2016 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском была совершена архиерейская хиротония епископа Савы на новую Казахстанскую епархию. В богослужении приняли участие преосвященные епископы: Зосима Донской и Кавказский, Евмений Кишиневский и всея Молдавии, Патермуфий Иркутско-Забайкальский, Евфимий Казанско-Вятский и Григорий Томский.

11 декабря 2016 года была совершена хиротония священноинока Никодима во епископа Киевского и всея Украины. В богослужении приняли участие епископы Зосима Донской и Кавказский, Викентий Ярославский и Костромской, Евмений Кишиневский и всея Молдавии, Евфимий Казанско-Вятский и Григорий Томский.

12 января с.г. преосвященного епископа Донского и Кавказского Зосиму возвели в достоинство архиепископа. В богослужении приняли участие преосвященные епископы Викентий Ярославский и Костромской и Евфимий Казанско-Вятский.

 

Освящение храмов

В течение года после Собора 2016 года в нашей Церкви было освящено несколько новых храмов и часовен. Мне довелось возглавить чин освящения шести из них.

Освящение храма во имя святыя благоверныя княгини-инокини Анны Кашинския в селе Кузнецы Павловопосадского района Московской области состоялось 30 октября 2016 года. Храм в Кузнецах был построен в 1910 году, но в начале 1920-х годов был отобран у старообрядческой общины. Несколько лет назад историческое здание храма с земельным участком были выкуплены Павловопосадской старообрядческой общиной. С тех пор здесь кропотливо велись реставрационные работы, которые в большинстве своем завершены.

2 апреля с.г. состоялось освящение храма в столице полуострова Крым г. Симферополе. Храм был освящен во имя Введения в церковь Пресвятыя Богородицы. Благодаря попечителю храма Роману Стабблбайну были проведены реконструкция и ремонт здания храма.

Долгожданное событие произошло в общине города Набережные Челны — 8 июня с.г. освящение церкви в честь святаго пророка Илии Фезвитянина совершил правящий архиерей Казанско-Вятской епархии преосвященный епископ Евфимий. Храм в традициях северного зодчества возведен по проекту архитектора-старообрядца Александра Долнакова.

6 августа с.г. был совершен чин освящения храма во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы в Калининграде. Рядом с храмом подготавливается площадка под строительство второго, более просторного, храма. Также предполагается выстроить на выделенной территории здание дома причта, где будет размещаться воскресная школа.

В подмосковном селе Беливе 27 августа повторно освящен восстановленный после пожара храм Успения Пресвятой Богородицы. Беливский храм восстановили и освятили пять лет назад, в августе 2012 года. Однако в ноябре прошлого года в здании случился пожар, который уничтожил часть постройки, иконостас и утварь – все это ныне восстановлено. Выражаю благодарность всем, кто оказал посильную помощь в деле повторного восстановления храма.

17 сентября с.г. был освящен храм Тураевской старообрядческой общины во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. Храм освящен после реставрации, которая проходила при содействии государства в рамках программы «Культура России». Реставрационные работы затронули все элементы архитектуры и конструкции храма от фундаментов до крестов. На сегодняшний день возраст деревянной части храма составляет более 130 лет.

17 июня с.г. сего года была освящена часовня в честь святого священномученика протопопа Аввакума, возведенная в старинном селе Лопатищи. Именно с этих мест начинал свое служение будущий защитник древлецерковных преданий и старой веры протопоп Аввакум. Во время революции храм разрушили, однако через 100 лет местный житель Валерий Банников воздвиг на свои средства часовню. Теперь деревня Лопатищи будет включена в официальный маршрут для паломников в рамках празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума.

В воскресенье, 24 сентября с.г., в столице Алтая Барнауле состоялось великое и долгожданное торжество — освящение храма во имя Покрова Богородицы. За более чем 20 лет строительства храма выросло целое поколение прихожан. Долгое время община ютилась в приспособленном для молитвы деревянном доме, и вот многолетнее строительство храма завершилось долгожданным освящением. Еще раз благодарю всех, кто потрудился над его созданием. Мы благодарим и о. Николу Думнова и его помощников, архитектора Алексея Синельникова и предпринимателя Александра Холмогорова, а также всех, кто приложил свои труды, внес свою лепту, чьи имена знает только Господь.

 

О восстановлении и реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода».

Около двухсот пятидесяти лет назад указом императрицы Екатерины II на окраине Москвы было основано Рогожское кладбище. Эта земля была отведена для погребения умерших во время чумы 1771 года московских старообрядцев, приемлющих священство, когда были закрыты прежние места старообрядческих погребений. В память об этом на Рогожском кладбище был возведен обелиск, который в 20-е годы XX века был снесен большевиками.

Ныне памятный обелиск на кладбище восстановлен, также на месте основания некрополя установлен поклонный крест.

29 апреля с.г. на этом памятном каждому старообрядцу месте состоялся молебен. Помолились об упокоении душ усопших старообрядцев, затем было совершено освящение поклонного креста в память похороненных на Рогожском кладбище старообрядцев, чьи надгробные памятники не сохранились. В настоящее время, благодаря правительству Москвы, многие исторические памятники, утраченные во время безбожной власти, на Рогожском кладбище восстанавливаются.

Продолжается реконструкция и возрождение уникального историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» – духовного центра православных старообрядцев всего мира.

В этом году как было отмечено Рогожское посетил мэр Москвы С.С. Собянин, который познакомился с историей старообрядческого центра, осмотрел восстановленные и отремонтированные исторические объекты. От лица всего старообрядчества была выражена благодарность правительству Москвы за огромный вклад в реставрацию и реконструкцию Рогожского. Мэр Москвы обещал продолжить работы по восстановлению нашего духовного центра. В настоящее время правительство Москвы готовит план мероприятий по этому вопросу. Также идут подготовительные работы по восстановлению недавно возвращенного нам здания Богословского института, которое требует капитального ремонта. Работы по составлению проекта для реставрации института и других объектов включены в план мероприятий по подготовке к 400-летию протопопа Аввакума.

На Рогожском в храме Рожества Христова в этом году подготовлена выставка «Сила духа и верность традиции». Экспозиция рассказывает о традициях и жизни старообрядцев в период с XVII по XX века. В основной части экспозиции находят подробное освещение темы: сбережение древнерусских рукописных и печатных книг, икон, предметов церковного обихода, сохранение древнерусской певческой культуры, сохранение трудовой этики и традиций благотворительности, любовь к Отечеству.

Недавно на фасаде Христорождественского храма появились монументальные росписи. Их сюжеты являются точными копиями фресок, которые были на стенах храма в начале XX века.

Еще в XIX веке над входом в Христорождественский собор Рогожского кладбища был написан образ Св. Троицы. В летнее время в Христорождественском храме проходили церковные соборы. Фотографии, сделанные после Собора 1909 г., дают нам представление о том, как выглядел образ Св. Троицы на фронтоне этого храма. Центральная часть фрески была отведена изображению Св. Троицы с Авраамом и Саррой в служении, а по сторонам изображены сцены заклания агнца и приготовления теста для трапезы.

С восточной стороны Христорождественского собора, между двух окон апсиды, в нише, размещался образ Спаса Смоленского. Ныне на воссозданном образе Спаса Смоленского на апсиде Христорождественского собора преклоняющими свои колена перед Спасителем были изображены первоверховный апостол Петр и священномученик Аввакум со свитками. На свитке ап. Петра помещена цитата из его 1-го соборного послания: «Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ да последуем стопам Его» (гл. 2, ст. 21), на свитке священномученика Аввакума приведена надпись, заимствованная с его старинной иконы: «Братия моя возлюбленная и вожделенная, яже о Христе Исусе, стойте твердо в вере». Евангелие в руках Спасителя раскрыто на словах: «На сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Это уникальный образ Спаса с припадающими, поскольку таких образов ещё не было написано ранее. Он знаменует собой преемство древней Церкви (дораскольной) и современной старообрядческой. Апостол Петр назвал Исуса Христа Сыном Божиим, тем самым он утвердил правое исповедание веры. И на этом исповедании Господь строит Свою Церковь, которую никогда врата ада не одолеют.

Спустя века два нерушимых столпа веры апостол Петр и священномученик Аввакум непрестанно молят Господа о нас, ныне живущих православных христианах, дабы мы не ослабели в вере и не испугались во время испытаний, и твердо встали бы в ряды духовных воинов Христовых!

 

О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией

В последние годы плодотворно развиваются взаимоотношения с братской Белокриницкой Митрополией (Румыния). В прошлом году отмечались юбилейные даты для всего старообрядчества – 170-летие присоединения митрополита Амвросия и восстановления иерархии и 20-летие прославления митрополита Амвросия Белокриницкого в лике святых. К сожалению, из-за политических осложнений на Украине нам не удалось собраться в Белой Кринице, чтобы совместно молитвенно прославить эти исторические события.

В прошлом году митрополит Леонтий отмечал свое 50-летие. Ему было направлено поздравление со словами братской любви и уважения и с пожеланиями продолжения плодотворного служения на благо нашей Церкви.

Митрополит Леонтий также прислал теплое поздравление с моим 70-летним юбилеем.

В этом году Россию посещали представители липованского объединения Румынии во главе с председателем Феодором Сильвиу. Делегация из Румынии посетила Москву и приняла участие в торжествах в Кремле по случаю юбилея фонда «Русский мир», который активно сотрудничает с липованами и помогает им в сохранении в Румынии русской духовной культуры и языка.

Не раз за последнее время Россию посещал профессор бухарестского университета Феодор Иванович Кирилэ, который в своей научной деятельности отражает историю и культуру общин русских-липован в Румынии. В этом году он принял участие в международной конференции в Москве.

В настоящее время в нашем Духовном училище продолжает обучаться группа студентов из разных приходов Румынии. Также в этом учебном году на учебу приехало несколько студентов, что, несомненно, будет способствовать поддержанию дружеских отношений с Белокриницкой Митрополией.

 

О развитии зарубежных старообрядческих общин в Уганде и Пакистане

В 2013 году совершилось историческое событие в нашей Церкви – присоединение общины христиан Уганды (Африка), что позволило открыть новую страницу в современной истории РПСЦ. Инициатором этого присоединения был ныне покойный отец Иоаким Киимба, ставший первым во всей Африке православным старообрядческим священником.

В 2015 году был поставлен преемник о. Иоакима Киимбы о. Иоаким Валусимби, прошедший обучение в Рогожском духовном центре г. Москвы перед хиротонией.

По поручению Совета Митрополии делегаты нашей Церкви не раз посещали приходы в Уганде для обучения африканских старообрядцев и оказания возможной помощи в обустройстве общин.

В этом году к нашей Церкви присоединились христиане Пакистана во главе с отцом Кирилом Шахзадом. На заседании Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва. 2–3 мая с.г.) было принято решение: иерея Кирила Шахзада (Пакистан) принять в лоно Церкви вторым чином в сущем сане, совершить чиноприем иерея Кирила и организовать его обучение, по итогам обучения преосвященнейшему митрополиту Корнилию определить возможность самостоятельного служения о. Кирила, что и было сделано.

Вернувшись на родину, иерей Кирил Шахзад присоединил к Церкви Христовой 120 человек в городе Саргода, создав таким образом первую старообрядческую общину в Пакистане. Присоединившись к Русской Православной Старообрядческой Церкви весной этого года, отец Кирил проходил обучение в России, присутствуя на богослужениях, ему помогали наши священники, знающие английский язык. Теперь эти знания он передаст своей общине.

Мы надеемся, что и в дальнейшем в тех странах, где Господь призвал христиан к спасению в лоне РПСЦ, миссия старообрядческой Церкви будет успешно продолжена, что позволит с Божией помощью и в будущем осуществлять благое дело проповеди для всех, кто жаждет познания спасительного пути и озарения светом Христовой Истины.

 

Межстарообрядческое сотрудничество

В 2016 году в Москве прошла первая в истории межстарообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В ней участвовали представители нашей Церкви, а также делегации из Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви во главе с их руководством.

Были обсуждены вопросы взаимного сотрудничества в вопросах сохранения традиционных духовных ценностей, распространения в мире русской культуры и языка, укрепления связей между всеми старообрядческими общинами мира.

Было подготовлено обращение от всех старообрядцев на имя президента В.В. Путина с просьбой поддержать подготовку к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Это обращение нашло одобрение со стороны президента, он согласился поддержать инициативу празднования 400-летнего юбилея в части мероприятий, касающихся чествования протопопа Аввакума как известного писателя, одного из родоначальников новой для своего времени российской словесности, а также предложение по реконструкции к памятной дате ряда старообрядческих памятников архитектуры. В настоящее время идет обсуждение плана мероприятий и возможности его финансирования Министерством культуры РФ.

29 мая с.г. в Московском доме национальностей состоялся круглый стол «Международные связи в современном старообрядчестве». Это уже третья по счету прошедшая в Москве значимая межстарообрядческая встреча, посвященная проблемам старообрядчества в России и за рубежом.

В этот раз за круглым столом собрались официальные представители старообрядческих согласий: Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви, христиан старопоморского федосеевского согласия, часовенного согласия.

Участники круглого стола, подводя итоги состоявшегося обмена мнениями постановили:

призвать старообрядческие организации России и зарубежных стран продолжать и развивать участие в подготовке совместных культурно-просветительных мероприятий празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума;

признать необходимость и полезность укрепления культурных, научных и деловых связей со старообрядческими общинами зарубежья и одобрить идею проведения в 2018 году в Москве Всемирного старообрядческого форума;

выразить озабоченность проблемами, с которыми сталкиваются семьи староверов, переселившиеся на Дальний Восток, в Калужскую область и в другие регионы России из Южной Америки. Неблагоустроенность, с которой столкнулись первые переселенцы, может воспрепятствовать возвращению в Россию многочисленных семейств староверов зарубежья. Участники круглого стола просили митрополита Московского и всея Руси Корнилия ходатайствовать перед властями Российской Федерации об оказании переселенцам необходимой помощи и о пресечении нарушений их прав и законных интересов;

призвать главу Республики Бурятия оказать содействие сохранению и развитию этнокультурного образования староверов-семейских и т.д.

Также обсуждались вопросы защиты и поддержки интересов старообрядческих семейств, переселяющихся в Россию из зарубежья, рассматривались формы международного сотрудничества организаций староверов.

За истекший год, с момента первой встречи за круглым столом, подобное сотрудничество в решении социально-культурных вопросов получило значительное развитие, укрепляются связи со старообрядческими общинами за рубежом, успешно действует Рабочая группа, координируя межстарообрядческое сотрудничество в сфере отношений общества и государства, проходит совместная работа по подготовке к 400-летию со дня рождения священномученика протопопа Аввакума.

Думается, что сегодня всем старообрядцам необходимо сделать первые шаги к единению, с целью развития и возрождения в мире старообрядчества на новом уровне.

 

Подготовка к 400-летию со дня рождения священномученика протопопа Аввакума

Как уже отмечалось, вопрос подготовки к юбилею протопопа Аввакума рассматривался на международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» и нашел поддержку и одобрение всех участников конференции. Отмечаемый в 2020 году юбилей со дня рождения богатыря русского духа «огнепального» протопопа Аввакума, надеюсь, станет важным событием для всего старообрядчества и всех тех людей, которые чтут его память. Юбилей будет способствовать консолидации общества, поможет в возрождении и сохранении духовных и гражданских идеалов и традиций древней Святой Руси.

Пламенная вера и любовь к русским традициям и родному языку запечатлены в произведениях протопопа Аввакума – это неоценимое достояние не только для русских людей, но и для всей мировой культуры. Проведение юбилея и подготовка к нему станут стимулом к сохранению и изучению истории русского народа, его духовных ценностей, утверждением позитивных начал, которые отражены в исторических деяниях и могучем художественном слове протопопа Аввакума.

В настоящее время разработан и утвержден план мероприятий по подготовке 400-летия. Вопрос по подготовке юбилея неоднократно рассматривался во время заседаний Совета Митрополии. Так, на заседании Совета в мае сего года был обсужден вопрос о строительстве храма на Родине протопопа Аввакума в селе Григорове и был одобрен архитектурный проект.

За истекший период состоялись встречи с председателем Госдумы В.В. Володиным, министром культуры В.Р. Мединским и с руководителями регионов России, в том числе с правительством Республики Карелия, Нижегородской и Новосибирской областей, и с другими представителями власти, где обсуждались вопросы совместного проведения 400-летия протопопа Аввакума.

24 марта с.г. в зале Советов Митрополии на Рогожском состоялось заседание Организационного комитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Вел заседание оргкомитета заместитель министра культуры Александр Владимирович Журавский. Он сообщил о готовности государства оказать помощь старообрядцам всех согласий в вопросах организации и проведения культурно-просветительских мероприятий в рамках празднования знаменательной даты.

10 октября с.г. состоялось второе совместное заседание рабочей группы по подготовке юбилея прот. Аввакума, которое возглавил замминистра культуры РФ А.В. Журавский. На заседании были обсуждены вопросы утверждения программы проведения мероприятий в регионах, в том числе мероприятия по реставрации старообрядческих архитектурных объектов.

Хочется надеяться, что подготовка и проведение юбилея протопопа Аввакума шире раскроет его богатырский облик защитника богатства русского духа, борца за отстаивание духовных ценностей Святой Руси, свободы личности и вероисповедания, справедливости и благочестивых православных устоев и традиций.

 

О работе Московского старообрядческого духовного училища

Духовное училище при Московской Митрополии в прошедшем году осуществило обучение по полной двухгодичной учебной программе 16 студентов, из которых 8 окончили очное и 8 заочное отделения.

На баз е училища уже 2-й год успешно работает церковно-приходская школа, состав учеников которой в этом году увеличился в два раза.

Несколько лет при МСДУ функционирует молодежный сайт, который рассказывает о жизни училища и постоянно публикует учебные материалы.

За прошедший учебный год силами преподавателей были выпущены и дополнены следующие учебные пособия: История Русской Церкви, пособие по основам богослужебного Устава и знаменному пению. Изданы книги: диаконский служебник, книга о святителе Геронтии, а также книжное пособие с ответами на часто встречающиеся вопросы на экскурсиях по Рогожской слободе.

В сентябре на заочное отделение подали документы 12 человек, а на первый курс очного рекордное количество студентов – 21 человек, что является самым большим набором за историю училища. Это отрадное событие является следствием эффективной работы училища и, в частности, его сайта. В училище разработано положение о прохождении студентами практики в приходах, в связи с этим можно подавать заявки и приглашать студентов на практику.

Училище и в дальнейшем ждет чад нашей Церкви, желающих поднять свой уровень духовной и церковной грамотности, совершенствоваться в церковном пении и владении Уставом.

 

О просветительской деятельности

Просветительский отдел был создан в 2015 году решением Совета Митрополии. Основными задачами отдела являются проповедь Святаго Писания, подготовка просветительских мероприятий, обмен опытом проповедничества, обучение кадров проповедников, взаимодействие со СМИ, привлечение студентов ДУ к просветительской деятельности и т.д.

В прошлом году был получен грант российского правительства на развитие просветительской деятельности, за что мы весьма благодарны правительству. На полученный грант за истекший период просветительский отдел под руководством иерея Михаила Родина осуществил следующее:

Разработан духовно-просветительский сайт «Наша вера».

Размещен на сайте православный старообрядческий календарь на каждый день с указанием святых, которым по Уставу положена служба, опубликован ряд видеоинтервью со священством нашей Церкви, а также различные статьи, библиотека. Руководитель отдела о. Михаил записал 160 видеопроповедей в церковный календарь. Диакон Василий Андроников готовит книгу «Святое Евангелие для детей».

В марте–июне сего года проведен духовно-образовательный онлайн-курс «Введение в христианство» объемом 48 лекций по 5 предметам.

На участие в обучении на этом курсе было получено более пятисот заявок из 17 стран. Курс лекций можно прослушать в записи, выполнить проверочные тесты и получить сертификат об обучении. Студенты оставили положительные отзывы о курсе и просят его продолжения.

Организованы Пасхальные чтения «Дети в Церкви. Вопросы организации воскресных школ и детских лагерей», которые состоялись в рамках празднования Недели свв. жен-мироносиц на Рогожском в Доме причта. Подготовлены материалы конференции: видеозапись и тезисы докладов.

Организованы выставки живописи прихожан храма Тверской старообрядческой общины г. Москвы Дмитрия Гусева «Земля заповедная» и Алёны Бокаревой «Тихая моя Родина», открытие которых состоялось 29 апреля 2017 г. в рамках празднования Недели свв. жен-мироносиц на Рогожском в Доме причта.

Просветительский отдел приглашает всех желающих потрудиться на ниве просвещения во славу Божию. Хочется пожелать отделу дальнейшей плодотворной работы на благо Церкви.

 

О третьем кинофестивале им. Саввы Морозова и второй выставке художников-передвижников

Проведение кинофестивалей на Рогожском стало доброй культурной традицией. Вопрос о возможности проведения кинофестиваля обсуждался на Совете Митрополии в феврале 2017 г., где было принято решение:

  1. Считать возможным проведение очередного международного кинофестиваля имени Саввы Морозова в Доме Причта на Рогожском.
  2. Выразить признательность президенту 2-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова заслуженному деятелю искусств России режиссеру Н.Н. Досталю за участие в кинофестивале.
  3. Создать комиссию для отбора кинофильмов в составе иерея Алексея Лопатина, Игоря Пименова, Валерия Волкова, Глеба Чистякова, Романа Майорова, Александра Писаревского и Иулии Леоновой.

При государственной информационной поддержке в лице Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры г. Москвы недавно состоялся Третий международный кинофестиваль им. Саввы Морозова.

1 октября с.г. в Доме причта на Рогожском состоялось открытие фестиваля. В программе фестиваля были представлены кинокартины, пропагандирующие лучшие качества человека — активного созидателя, чувствующего ответственность перед обществом, традиционного хозяина, мецената и благотворителя. Это мероприятие объединяет силы кинематографистов для развития в современном обществе «созидательной и ответственной позиции современника. Фестиваль посвящён людям дела — предпринимателям и меценатам, отдающим свои силы на развитие науки и культуры, на просвещение и процветание нации, на государственное строительство.

Мероприятия кинофестиваля прошли с 1 по 5 октября. За этот период было показано 30 фильмов из 10 стран. Среди жанров были представлены документальные фильмы, короткометражное, анимационное и дебютное студенческое кино. По итогам фестиваля одним из лучших признан фильм «Владыка Иоанн. Слово молчаливое», созданный режиссером Григорием Шестаковым и о. Михаилом Витушкиным. Памятные призы лауреатам фестиваля вручил почетный председатель известный режиссер народный артист РФ Николай Николаевич Досталь.

В контексте данного мероприятия были также проведены выставки, лекции и экскурсии. Среди них необходимо отметить выставку живописи и графики творческого объединения «Новые передвижники». В выставке принимают участие около 40 художников из России, Украины, Белоруссии. Анонс выставки гласит: «Представлено около 80 живописных полотен и графических изображений, из которых складывается собирательный образ Отечества». Среди участников выставки народные художники Российской Федерации, секретари Союза художников России, а также лауреаты премии Министерства культуры РСФСР.

 

Информационная, издательская и библиотечно-архивная деятельность

Как уже отмечалось, сегодня возросло влияние различных средств информации на умы и души людей. С целью духовно-просветительской миссии вот уже более двенадцати лет Московская Митрополия выпускает собственное печатное издание «Вестник Митрополии», действуют три сайта Митрополии – официальный сайт, сайт Московского духовного училища и сайт Просветительского отдела.

Большое внимание уделяется издательской деятельности, причем Московская Митрополия не оставляет без внимания всех авторов и издателей, занимающихся темой старообрядчества. 18 мая в Московской Митрополии состоялась церемония награждения авторов, издателей, журналистов, организаторов мероприятий за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества в 2014–2017 гг.

Среди первых награжденных во время традиционной церемонии вручения благодарственных грамот Московской Митрополии был известный старообрядческий журналист Максим Гусев. Награжден он был как за свою публицистическую деятельность, так и за работу над книгой «Пристань духовная», посвященную истории и современному дню старообрядческой общины села Пристань.

Нынешняя церемония награждения отличалась тем, что на ней впервые были вручены многочисленные награды за работу в сфере популяризации старообрядческого знаменного пения. Среди получивших награды: рогожский головщик А.И. Овчаров, которому грамота была вручена за популяризацию знаменного пения среди молодежи и подготовку серии обучающих аудиодисков; звукорежиссер В.И. Столяров, выпустивший аудиодиски «Эта ночь святая», «Октай», «Ирмосы», «Евангельские стихеры», «Псалтырь»; преподаватель знаменного пения Валентина Давыдова, подготовившая учебное пособие по знаменному пению «Крюковая грамота». Известный ученый, специалист в области знаменного пения, Николай Григорьевич Денисов был отмечен за книгу «Старообрядческая богослужебно-певческая культура. Вопросы типологии». Головщику и певцу Дионисию Синельникову была вручена грамота Митрополии за популяризацию древнерусского знаменного пения и организацию вечеров духовных песнопений в Неделю святых жен-мироносиц. Преподаватель Духовного училища Анна Савельева и чтец Александр Савельев были награждены за создание сайта «Знаменное пение», предназначенного для изучения древнерусского православного пения. Церковные песнопения на сайте представлены для одновременного прослушивания и просмотра копий страниц крюковых книг.

За подготовку к изданию книги «Поморские ответы» с переводом на русский язык был награжден Виктор Вячеславович Боченков. Алексей Валерьевич Устинов получил награду за книгу «,,Великий раскол” Даниила Мордовцева: история и современность».

В числе отмеченных грамотой Митрополии оказались и представители других старообрядческих согласий. Федосеевец Михаил Олегович Шахов был отмечен за организацию межстарообрядческой конференции и издание сборника ее материалов, а поморец Максим Борисович Пашинин за создание культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума.

Немало официальных наград досталось и новым книгам, вышедшим в этом году. Особое внимание было уделено книге «Старообрядческое богослужение. Литургия», где впервые в истории размещен текст дораскольной литургии с использованием как церковнославянского, так и гражданского алфавита, что позволит изучать книгу даже совсем неподготовленным читателям.

В завершение вечера была вручена наградная грамота за просветительскую деятельность, распространение литературы по истории, культуре и богослужебным традициям старообрядчества творческому коллективу интернет-магазина «Исмарагдъ».

Всего в этот раз было около 30 награжденных.

Среди книжных новинок можно назвать вышедшую в апреле с.г. книгу известного современного старообрядческого писателя и историка Димитрия Урушева под названием «Святая Русь. Подлинная история старообрядчества». Это далеко не первая книга Дмитрия Урушева о старообрядчестве, но, возможно, самая емкая и информативная, вобравшая в себя сквозной рассказ о том, как выживало и развивалось старообрядчество, а также статьи разных лет автора о самых разных аспектах старообрядчества.

Изданная по благословению епископа Костромского и Ярославского Викентия книга игумена Мануила (Чибисова) «Белокриницкая иерархия в 1846–1988 гг.: этапы истории» посвящена истории Белокриницкой иерархии и ее основателю митрополиту Амвросию (Поповичу).

Книга Романа Аторина «Проблема брадобрития в православной традиции» представляет собой историко-канонический очерк, посвященный отношению к брадобритию в христианской традиции.

Еще одна книга Р.Ю. Аторина «Двоеперстие и русское христианство» представляет собой попытку систематизации исторической и богословской аргументации как последователей старообрядчества, так и сторонников церковной реформы XVII века в деле защиты приемлемой для каждой из сторон формы совершения крестного знамения.

Увидел свет сборник трудов митрополита Андриана (Четвергова) «Живое слово». Он подготовлен к изданию по благословению епископа Казанско-Вятского Евфимия (Дубинова) трудами близких родственников владыки Андриана. Его многочисленные интервью и статьи до недавнего времени не были собраны воедино, проповеди и стихи хранились в рукописях.

В сентябре 2017 года в свет вышла книга «Василий Иголкин: под гнетом антицерковного террора». Автор книги – журналист Марина Волоскова. Произведение полностью основано на реальных событиях, зафиксированных в архивных документах и иных документальных свидетельствах. Эта книга — первый опыт раскрытия судеб ржевитян-старообрядцев, которых поглотила машина советского террора.

 

Заключение

Досточтимые и боголюбивые участники Освященного Собора!

С Божией помощью Русская Православная Старообрядческая Церковь, хранительница истинного нереформированного православия, успешно развивается, живет в мире, исполняя заветы Христа о любви и милосердии.

Мы сохраняем такие важные качества церковного устроения, как соборность, открытость, единение в главном, преодоление раздорнических и еретических настроений, что способствует главной цели и предназначению Церкви Христовой – вести ко спасению души человеческие.

Перед нашей Церковью стоят еще многие задачи, решение которых требует совместных усилий, времени и материальных средств. Это обучение и подготовка священнослужителей, расширение проповеднической и информационной деятельности, строительство и реставрация храмов, углубление и упрочение начавшегося межстарообрядческого сотрудничества, налаживание контактов с властями и другие весьма важные дела для развития и укрепления позиций нашей Церкви.

Хочется надеяться, что дарованная ныне Господом свобода вероисповедания позволит нам и в дальнейшем осуществлять завещанную нам благочестивыми предками и возложенную на нас Господом ответственную и многотрудную миссию – свидетельствование миру спасения в истинно православной Христовой Церкви.

Верю, что если Господь продлит это благодатное время мира и свободы и подаст нам силы и разумение, мудрость и мужество в преодолении всех козней врага рода человеческого, укрепит нас в христианских добродетелях – вере, надежде и любви к Господу и ближним, то продолжатся дела созидания и строительства, проповедничества и умножения паствы нашей Церкви.

Думаю, что и на нашем Освященном Соборе мы, укрепляемые благодатью Святаго Духа, совершим все деяния в мире, любви и взаимопонимании.

Да поможет нам Бог совершить сей Собор в Дусе Святе!

Испрашиваю ваших усердных молитв, чтобы Господь даровал мне, недостойному и грешному Своему рабу, смирение, терпение, разумение, христианскую любовь и все то, что ведет ко спасению моей души и всеобщему нашему спасению.

Бог мира и любви и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами!

Смиренный Митрополит Московский и Всея Руси

КОРНИЛИЙ

Москва

17 октября 2017 года