Живой и интересной получилась научная часть мероприятий в Большом Мурашкине. В рамках празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума здесь состоялись VII Аввакумовские чтения. Конференция прошла в доме культуры в с. Григорово.
После произнесённых приветственных слов открылась научная программа заседания. Первым докладчиком стал о. Сергий Махнев с докладом «Семья Аввакума — крепость веры». В своем выступлении священник рассказал о сложившихся вековых русских семейных традициях и поразмышлял о перенесенных семейством протопопа Аввакума трудностях на основе его Жития:
Нигде в своей автобиографии священномученик подробно не описывает свою верную спутницу, словом — ничего плотского. Ежели что и пишет, то сим замечательно дополняет образ Марковны как верной супруги и сильной матери. Во всем Житии нет слов укоризны или роптания на семью, хотя повествователь правдиво и беспристрастно описывает разные моменты их совместной жизни. Аввакум подчеркивает свое сострадание супруге, на долю которой выпали невероятные тяготы и лишения, с которыми не могли порой справиться и служивые люди. Возможно, был бы Аввакум один — было бы ему проще: не видел бы детских слез и смерти двух сыновей, страшных ситуаций, где разом могла погибнуть вся семья. Но, с другой стороны, когда они были рядом при страшном голоде и на лютом морозе, семья помогала протопопу оставаться сильным и несокрушимым.
Следующим докладчиком стала кандидат философских наук старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Ольга Константиновна Шиманская с работой «Наследие Аввакума: современное старообрядчество ближнего и дальнего зарубежья»:
Старообрядчество — настолько интересная тема, что, придя один раз в жизнь человека, остается в ней навсегда. Оно меня завораживает, как и моих учеников, и всегда с удовольствием участвуешь в различных экспедициях, связанных со старообрядчеством. Русская культура, как известно, одно из значимых явлений в мировой культуре, при этом современное старообрядчество сохранило позднюю русскую средневековую культуру как систему, несмотря на постоянно меняющуюся современность.
По словам Ольги Константиновны, старообрядчество — объект междисциплинарного интереса. Религиозный и общественный деятель покойный Олег Иванович Розанов на одной конференции в кулуарах сказал, что его забавляют некоторые ученые, которые изучают старообрядцев как музейные экспонаты. Но старообрядчество живо, старообрядцы живут в современном мире и находят в нем свое место.
В 2010 году Институтом социально-политических исследований проводилось исследование по определению численности старообрядцев в России. По результатам исследований, старообрядцами себя назвали 7 млн. россиян. Конечно, опрос проводился по принципу «самоопределения», не все из причисливших себя являются практикующими старообрядцами, кто-то просто ощущает себя наследником старообрядческой культуры, будучи «мирским» человеком. Но в том году Институт указал данный числовой показатель как «весьма значимый в религиозной жизни России».
Анна Леонтьевна Пименова выступила с проектом экскурсии «По стопам Аввакума». Начала Анна Леонтьевна с того, что старообрядцы всегда приветствовали технический прогресс и зачастую сами ему способствовали. Старообрядцы всегда шли в ногу со временем. Церковные реформы же они не приняли по каноническим причинам.
Участники мероприятия с благодарностью вспомнили о трудах протоиерея Леонтия Пименова, который всегда участвовал в Аввакумовских чтениях.
Все Аввакумовские чтения, которые зародились в 1991 г. в Нижнем Новгороде, неизменно начинались с живой энергичной вступительной речи о. Леонтия Пименова. Еще лет 15 назад отец Леонтий призывал всех неравнодушных принять участие в праздновании 400-летия памяти Аввакума в 2020 г. Всю свою жизнь о. Леонтий изучал и почитал Аввакума и следовал его примеру в своих поступках, суждениях и жизненном выборе.
Анна Леонтьевна предложила рассмотреть приблизительный маршрут экскурсии по местам, связанным с жизнью протопопа Аввакума, пока только по Нижегородской области. Первым пунктом маршрута является село Лопатищи, где протопоп Аввакум прожил в общей сложности более десяти лет. Из Лопатищ экскурсия направляется в село Работки, в котором экскурсовод может рассказать на берегу Волги о событиях из Жития — к примеру, как протопопа сбросили с корабля. После попадаем в село Григорово, возле памятника священномученику экскурсовод может рассказать о месте рождения Аввакума.