Главная Новости Культура, наука, искусство Доклады первого дня Международной научной конференции «Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения»

Новости по темам

Доклады первого дня Международной научной конференции «Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения»

Ведущий первого дня Международной научной конференции«Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения» заместитель директора Института российской истории РАН Виктор Николаевич Захаров передал слово главному научному сотруднику ГИМ Елене Михайловне Юхименко, которая выступила с докладом «Объективное изучение истории старообрядчества как задача современных исследователей»:

Старообрядчество — особое явление в русской культуре, которое на протяжении нескольких столетий испытывало на себе ярко-негативное отношение не только со стороны государственных властей, но и со стороны историков, писателей и обывателей. Укоренившиеся стереотипы и предвзятое отношение к ревнителям древлего благочестия превалировали в исследовательской литературе XVIII-XIX вв. и бытуют в наше время в различных слоях общества. Главная задача в отношении старообрядчества — объективное научное исследование, опирающееся на широкую историческую базу. Бытуют ложные легенды, не имеющие ни одного документального подтверждения, что якобы старообрядцы приветствовали Наполеона в Москве, а федосеевцы Преображенского кладбища встретили его хлебом-солью. Важно изучать старообрядчество не только само по себе, но и в контексте общероссийской истории и культуры. Это направление исследований позволяет полномасштабно оценить вклад старообрядчества в сохранение и развитие русских традиций, что представляется нам особенно значимым. Старообрядчество не было изолированной от мира группой, существовало и развивалось не в безвоздушном пространстве, а тесно связано не только с прошлым, но и с настоящим нашей страны.

Доклады первого дня Международной научной конференции «Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения»

Далее выступила представитель одного из старейших и крупнейших  университетов Италии Университета Перуджи Мария Борисовна Плюханова, которая рассказала о зарождавшемся в XIII в. в Италии движении самобичевания. Религиозные братства следовали принципу общественного покаяния через последование страстям Христовым и призывали к этому соотечественников. Для кающихся имело большое значение совместное пение слезных лауд (духовных стихов) и покаянных молитв. Покаяние через горячее сопереживание страстям Христовым выражалось также в самобичевании. В XVI в. литература с проповедью покаяния и описаниями страстей Христовых появляется на территории современной Беларуси. 

В следующем докладе «Протопоп Аввакум и дьякон Фёдор: идейное единство и борьба противоположностей» Любовь Васильевна Титова (ИИ СО РАН, Новосибирск) сделала обзор творений этих святых и рассказала о том, как мученики смогли в своих трудах показать неправомерность правки церковных книг и изменения обрядов.

Юрий Сергеевич Белякин (ЦИПР РГБ, Москва) показал собравшимся фотографии неизвестных автографов Стефана Вонифатьева и Ивана Неронова. Александр Сергеевич Лавров (Университет Сорбонна, Париж) выступил с докладом «Протопоп Аввакум в работе над «Книгой обличений». В завершение пленарного заседания выступил митрополит Корнилий:

В моем понимании, старообрядчество можно понять, живя церковной православной жизнью. Да, старообрядчество крайне многогранно, но только живая православная жизнь даёт человеку способность постигнуть истинную веру.

Доклады первого дня Международной научной конференции «Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения»

Также владыка Корнилий подробно рассказал о памятном знаке, открывшемся на Рогожском, и поблагодарил правительство Москвы за оказанное содействие в его установке.

После обеденного перерыва началась работа трёх секций: «Распространение старообрядческих сочинений и идеология старообрядчества», «Старообрядческие центры и поселения», «Протопоп Аввакум — писатель».