Ведущий первого дня Международной научной конференции«Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения» заместитель директора Института российской истории РАН Виктор Николаевич Захаров передал слово главному научному сотруднику ГИМ Елене Михайловне Юхименко, которая выступила с докладом «Объективное изучение истории старообрядчества как задача современных исследователей»:
Старообрядчество — особое явление в русской культуре, которое на протяжении нескольких столетий испытывало на себе ярко-негативное отношение не только со стороны государственных властей, но и со стороны историков, писателей и обывателей. Укоренившиеся стереотипы и предвзятое отношение к ревнителям древлего благочестия превалировали в исследовательской литературе XVIII-XIX вв. и бытуют в наше время в различных слоях общества. Главная задача в отношении старообрядчества — объективное научное исследование, опирающееся на широкую историческую базу. Бытуют ложные легенды, не имеющие ни одного документального подтверждения, что якобы старообрядцы приветствовали Наполеона в Москве, а федосеевцы Преображенского кладбища встретили его хлебом-солью. Важно изучать старообрядчество не только само по себе, но и в контексте общероссийской истории и культуры. Это направление исследований позволяет полномасштабно оценить вклад старообрядчества в сохранение и развитие русских традиций, что представляется нам особенно значимым. Старообрядчество не было изолированной от мира группой, существовало и развивалось не в безвоздушном пространстве, а тесно связано не только с прошлым, но и с настоящим нашей страны.
Далее выступила представитель одного из старейших и крупнейших университетов Италии Университета Перуджи Мария Борисовна Плюханова, которая рассказала о зарождавшемся в XIII в. в Италии движении самобичевания. Религиозные братства следовали принципу общественного покаяния через последование страстям Христовым и призывали к этому соотечественников. Для кающихся имело большое значение совместное пение слезных лауд (духовных стихов) и покаянных молитв. Покаяние через горячее сопереживание страстям Христовым выражалось также в самобичевании. В XVI в. литература с проповедью покаяния и описаниями страстей Христовых появляется на территории современной Беларуси.
В следующем докладе «Протопоп Аввакум и дьякон Фёдор: идейное единство и борьба противоположностей» Любовь Васильевна Титова (ИИ СО РАН, Новосибирск) сделала обзор творений этих святых и рассказала о том, как мученики смогли в своих трудах показать неправомерность правки церковных книг и изменения обрядов.
Юрий Сергеевич Белякин (ЦИПР РГБ, Москва) показал собравшимся фотографии неизвестных автографов Стефана Вонифатьева и Ивана Неронова. Александр Сергеевич Лавров (Университет Сорбонна, Париж) выступил с докладом «Протопоп Аввакум в работе над «Книгой обличений». В завершение пленарного заседания выступил митрополит Корнилий:
В моем понимании, старообрядчество можно понять, живя церковной православной жизнью. Да, старообрядчество крайне многогранно, но только живая православная жизнь даёт человеку способность постигнуть истинную веру.
Также владыка Корнилий подробно рассказал о памятном знаке, открывшемся на Рогожском, и поблагодарил правительство Москвы за оказанное содействие в его установке.
После обеденного перерыва началась работа трёх секций: «Распространение старообрядческих сочинений и идеология старообрядчества», «Старообрядческие центры и поселения», «Протопоп Аввакум — писатель».