Главная Новости Культура, наука, искусство Для рогожских храмов написана икона «Собор старообрядческих святых»

Новости по темам

Для рогожских храмов написана икона «Собор старообрядческих святых»

15 сентября 2020 г. на очередном заседании Совета Митрополии были представлены три иконы «Собор древлеправославных святых», «Боровские преподобномученицы и исповедницы Феодосия и Евдокия» и «Священномученик и исповедник Аввакум», написанные чтецом Дионисием Севастьяновым, руководителем иконописной артели «Иконникъ», председателем общины Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Сергиева Посада.

Для рогожских храмов написана икона «Собор старообрядческих святых»
Икона «Собор древлеправославных святых». Автор Дионисий Севастьянов

Проект этих икон был одобрен в 2018 г. на февральском Совете Митрополии. На тот момент икона «Собор древлеправославных святых» предполагала изображение шестидесяти святых. В процессе работы Дионисий увеличил количество святых до восьмидесяти трех. Первоначально предполагалось в центре в нижней части иконы разместить образ протопопа Аввакума вкупе с пострадавшими за древлее благочестие его современниками, в верхней части — митрополита Амвросия и святых, житие которых приходится на период после возрождения Белокриницкой иерархии.

На каждом заседании Совета Митрополии эскизный проект претерпевал изменения. В окончательном варианте в верхней части иконы изображены восемь архангелов и символизирующее ветхозаветную церковь Отечество, а также Господь Саваоф. В центре иконы изображено символизирующее новозаветную церковь распятие Господа Исуса Христа в окружении сонма святых, пострадавших после церковного раскола XVII в. На полях изображены святитель Никола Чудотворец, который явился святителю Амвросию и благословил его принять старую веру и пострадать за это от русского царя; преподобный Илия Муромец Киево-Печерский, сложенная в двуперстие десница которого и после смерти святого проповедует древлеправославное церковное предание; преподобный Сергий Радонежский, живший на Руси в XIV в.; преподобная Анна Кашинская; святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси; святой праведный Иоанн Москвитин. По углам расположены четыре евангелиста, по краям — Белокриницкий кафедральный собор и Рогожский духовный центр. Икона выполнена в технике миниатюры. С помощью увеличительных приборов прописаны тончайшие детали образа каждого святого: имена, облачения, характерность каждого лика.

При написании образа священномученика и исповедника Аввакума Дионисий опирался на иконографические исследования историка В.И. Малышева, описавшего самую раннюю сохранившуюся ростовую икону протопопа начала XVIII в., которая хранится в Государственном историческом музее. Пригодились и описания, данные П.И. Мельниковым-Печерским, который в своих работах рассказывает о св. Аввакуме как о человеке «худощавом, с вытянутым лицом, волнистыми волосами». На свитке у протопопа изображена надпись: «Братия моя возлюбленная, яже о Христе. Стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческого не убойтеся, яко с нами Бог».

На иконе боровских исповедниц преподобномученицы Феодосии и мученицы Евдокии святые жены изображены на фоне древнего Боровска. В нижней части иконы — величественный старообрядческий собор, место мучений в земляной яме и часовня, воздвигнутая в их память.

Митрополит Корнилий поблагодарил чтеца Дионисия за высочайший уровень работы и неоценимый подарок старообрядчеству — за первую в современной истории икону «Собор древлеправославных святых», которую планируется установить в Покровском кафедральном соборе на Рогожском.