Главная Новости Культура, наука, искусство «Русь старообрядческая». От замысла до воплощения

Новости по темам

«Русь старообрядческая». От замысла до воплощения

Осенью 2020 года на Рогожском появилась крупная настенная роспись с изображением основных старообрядческих храмов. Проект «Русь старообрядческая» собрал много положительных отзывов. Историей замысла и воплощения проекта поделился его автор — художник Дмитрий Гусев:

Идея создать живописную карту Руси старообрядческой уже давно витала в воздухе. На ее воплощение меня вдохновил уставщик храма свт. Николы, что у Тверской заставы Москвы, чтец Михаил Бужинский. Надо сказать, я люблю интересные задачи. Мне хотелось сделать наглядную, красочную и интересную картину старообрядческой Руси.

«Русь старообрядческая». От замысла до воплощения

Для реализации идеи художнику пришлось потрудиться над сбором материала, создать эскиз, а потом основательно поработать над реализацией этого эскиза непосредственно на стене. Дмитрий изучил историю приходов и храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви, а также заграничных общин:

Как много храмов было, да и есть в старообрядчестве! Храм чаще всего венец долгого пути общины, сосредоточение веры, молитв и труда. Пожалуй, как раз в результате изучения истории храмов в моем сознании сложилась грандиозная мозаика человеческих судеб. Я был поражен и восхищён ею. Какой тихий подвиг миллионов людей!

Все храмы, пусть даже на такой большой площади, отобразить было невозможно. С художественной точки зрения, рисунок в таком случае получился бы дробным. Задача подобной карты не столько точно передать географию, сколько дать яркое образное представление о старообрядческих храмах. В творческом проекте принял участие и митрополит Корнилий. На основе его предложений был скорректирован эскиз.

Было заметно: у владыки есть понимание сути искусства, что редко встретишь вне среды художников-практиков, — делится Дмитрий Гусев. — Мне даже на секунду представилось: дай владыке в руки балончики с краской и кисти — он мог бы создать свое произведение стрит-арта.

Мнение митрополита стало решающим в определении места расположения картины. После обсуждения нескольких вариантов выбор пал на ничем не примечательное, но очень крупное хозяйственное здание электроподстанции. Мимо нее пролегает пеший путь от остановок общественного транспорта до Рогожских храмов.

Я слышал немало шуток, что возле этого здания гуляют и завсегдатаи винных бутиков, — улыбается Дмитрий. — Однако мы исходили именно из того, что если улучшать пространство — оно будет менять людей.

После согласования эскиза порядка двух лет шло согласование на его размещение с местными властями и поиск финансовых средств на воплощение идеи. К работе художник приступил в сентябре 2020 года. В процесс росписи ста квадратных метров включились Владимир Спиридонов и Марья Шадчнева. О сложностях и забавных моментах этого процесса Дмитрий вспоминает так:

Для начала нужно было подготовить стену. Здесь нам помог сотрудник Митрополии Павел Душкевич со своим другом. А после этого тщательно проработанный эскиз мы просто спроецировали и перевели на стену. Работа велась ночью через проектор под проливным октябрьским дождем. Как-то наутро мы обнаружили, что храм Ижевска нарисован дважды в разных местах. Как так получилось — известно одному Богу и программе фотошоп. Впоследствии к нам подошел некий почетный гражданин Ижевска Дмитрий Т. и заговорщически попросил «не стирать с лица земли двойника, дабы слава Ижевска росла и крепла…»

Из-за постоянных дождей работа затянулась на две недели. Как нельзя кстати оказались теплая одежда, заготовленная Дмитрием для создания этюдов на просторах Сибири, и чай, любезно предоставленный местной трапезной. Коллектив художников считает свою работу вполне удовлетворительной и строит планы на будущее:

На удивление, «Русь старообрядческая» вызвала живой отклик, причем не только в старообрядческой среде. Многие прохожие умоляли дорисовать на этой карте города, поселки и деревушки своей малой родины, что явственно доказало тесные генетические связи москвичей с Северным Уралом, Бишкеком и Житомиром. В этой работе мы специально сконцентрировались именно на храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви, обозначив их так, чтобы они равномерно распределились по просторам Руси. Зрители могут быть уверены, что в этих местах бьют живые родники русской культуры, живут стойкие честные и образованные люди — соль нашей земли. Карта всех старообрядческих согласий — дело будущей очень интересной работы.