С 16 по 27 октября 2018 г. в старообрядческих общинах Уганды побывали российские социальные антропологи — сотрудники Института Африки РАН, ИМЛИ РАН. Сопровождал ученых руководитель миссии Русской Православной Старообрядческой Церкви в Уганде иерей Никола Бобков, а также Владимир Кирпичников, который прибыл в Уганду, чтобы оказать помощь в электрификации церковных зданий угандийских общин. Российские исследователи побывали в общинах Кампалы, Накабаалы, Кисоджо, Капеке.
Полевое исследование стало вторым этапом научного проекта «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах». Для ученых представляет интерес феномен угандийского старообрядчества. Для его изучения разработан проект исследования продолжительностью три года (2017–2019).
Уганда — первая африканская страна, где сложилась обширная православная община, не считая имеющих многовековую традицию православия Египта и Эфиопии. История угандийских православных церквей и приходов насчитывает лишь несколько десятилетий. Их появление связано с Александрийской православной церковью, которая начала миссионерскую деятельность в Центральной и Экваториальной Африке еще в 1920-х гг.. На сегодняшний день в Уганде действуют четыре епархии (Александрийский Патриархат), объединённые в митрополию.
Русское старообрядчество появилось в Уганде недавно: небольшая группа угандийских православных перешла в ведение Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви в 2013 г. Однако численность прихожан растет, и к 2018 г. по результатам анкетирования большинство старообрядцев являются выходцами из протестантских церквей.
Ученые провели 26 интервью, сделали видеозаписи традиционной свадьбы народа ганда и венчания этой же пары в столичной старообрядческой церкви; видеозаписи утренней воскресной службы в той же церкви, а также моления в строящейся старообрядческой часовне в Накобаале. Кроме этого фиксировалась обыденная жизнь населения в поселках, где проживают старообрядцы: приготовление пищи, шитье, глажка одежды, сбор кофе, работа на птичьей ферме, местный фольклор.
Сотрудники Института Африки РАН отмечают:
Мы рассматриваем феномен угандийского старообрядчества с точки зрения социальных и культурных процессов, способствовавших его появлению. Эти процессы не только определили особенности угандийского старообрядчества, но и отразили глобальные тенденции социокультурного развития: когда взаимодействие культур приводит не просто к их симбиозу, но к синтезу. В России о существовании в Уганде православных и старообрядцев практически неизвестно. Более того, новый феномен угандийского старообрядчества ещене подвергался научному анализу в российской и мировой науке.