В московском музее имени Андрея Рублева, что в Спасо-Андрониковом монастыре, открылась выставка музыковеда Лады Вадимовны Кондрашковой «Образы молитвы в звуках и красках». С 5 июля до середины августа 2018 г. в музее работает выставка, посвященная богослужебной певческой книге старообрядцев — Октаю. На этой выставке представлен оригинальный Октай XIX века с гуслицкими цветными вставками. Автор выставки научный сотрудник музея исследователь знаменного пения Лада Вадимовна Кондрашкова с удовольствием рассказала о своей работе пресс-службе Митрополии.
Ее работа с подобными палеографическими памятниками началась с ознакомления с записями старообрядческих хоров в 70-х годах прошлого столетия. Татьяна Феодосиевна Владышевская, наставник начинающего исследователя, научила Ладу Вадимовну «читать» крюки. После того как Лада Вадимовна познакомилась со знаменным пением, уникальной нотацией и ее оформлением, то направление будущей работы для нее было определено. Благодаря плодотворной работе Лады Вадимовны, в музее на сегодняшний день хранится множество фонограмм старообрядческих хоров. Частично эти записи сопровождают и саму выставку.
Со знаменного пения началось ее изучение старообрядчества. Во время исследований автор выставки обнаружила, что так называемый «горовосходный холм», или, как у нас говорят, «горка», появился лишь во второй половине XVII века. На нем представлен звукоряд, используемый для обозначения нот (крюков). Нередко к горке дописывали молитву, наставление к пению. Красочные рисунки изображали и создателя знаменного пения — преподобного Иоанна Дамаскина.
Значению знаменного пения и его феномену в современной жизни уделяют внимание не только певчие храмов, но и ученые, исследователи. Крюки изучают, пишут о них научные работы и статьи. Лада Вадимовна Кондрашкова — одна из тех специалистов-музыковедов, которые изучают истоки музыки для души, звуков, красок и богатства пения. Это видение богатства в духовном пении и придание ему такого значения — не случайно. Хотелось бы немного об этом поговорить.
Как же понять знаменное пение современному человеку? Ведь оно совсем не похоже на «традиционный партес», двухголосье или иные формы распевов и практически не употребляется нигде (если не говорить о духовных стихах, написанных иногда и крюками), кроме богослужения. Давайте обратимся к истории, чтобы разрешить этот вопрос.
О знаменном пении. История. Особенности. Значение
Красота и величие древнерусского богослужения во многом обязаны пению. Свое начало оно берет из глубокой древности: первые христиане собирались на молитву и «единем сердцем и единеми усты» славили и воспевали Бога. Знаменное пение — это продолжение древней традиции этого единогласия. Оно пришло на Русь при Крещении вместе с другим церковным Преданием — уставом богослужения, церковными книгами, двуперстием.
Чуть позднее в храмах сформировались клироса из людей, искусных в пении. Пели в те времена несколько ниже, чем сейчас. Знаменное пение распространялось в основном через грамотных клирошан. Певческое творчество развивалось — в разные времена были разложены на крюки (то есть на ноты) различные молитвы, например, по крюкам (знаменам) был полностью записан канон царевичу Димитрию. Подобное творчество продолжается и сейчас.
Знаменное пение официально просуществовало на Руси до XVII века, потом, после церковных «реформ», насильственного раскола и порчи богослужения, знаменное пение тоже начало исчезать из храмов, вместе и с самим православным богослужением. Его стал заменять пришедший из латинства, как и многие другие сомнительные и не православные обычаи, партес — эмоциональное пение на несколько голосов.
У партеса, который более привычен слуху современного человека, кроме наличия нескольких партий есть и еще несколько особенностей. Несмотря на то что знамена поются хором в один голос, что, казалось бы, умаляет знаменное пение перед партесом, они составлены в особенном ритме звуков и высот. Строгость перемежается с умильностью (например, песнопение Великой Субботы «Да молчит всяка плоть» — воспоминание телесной смерти Господа, поется всего лишь один раз в году, и мелодия как бы символизирует это событие — «да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом…»).
В партесе духовность христианского богослужения, несмотря на его торжественность, стала уходить и на смену ей пришла душевность, то есть видимая красота, без всякой пищи для души. Стоит вспомнить слова апостола Павла о разнице между духовным и душевным: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно (1 Кор. 2, 12–14 ).
Знаменный распев на сегодняшний день по-прежнему является единственным певческим направлением в древлеправославных храмах. Многие школы пения, которые формировались независимо друг от друга, издают литературу, обучающие книги, выпускают диски, и что наиболее интересно — выступают даже в других странах, популяризуя знаменное пение.
Особенности знаменного пения
Все богатство осьмогласия — восьми различных гласов (мелодий) представлено не только простыми мелодиями, характерными для каждого гласа, но и всевозможными «подобнами» и традиционными «напевками». Каждый глас, кроме 3-го и 7-го, имеет от одного до трех подобнов. Они занимают особенное место в богослужении. Например, подобен «Доме Евфрафов» 2-го гласа исполняется, как правило, на малой вечерне перед большими праздниками. «Прехвальнии мученицы» — в песнопениях мученикам. «Радуйся» 5-го гласа — Кресту. Каждое богослужение хотя и циклично в пределах восьми гласов Октая, но на каждый день неподвижного календаря написана и служба святому со своими молитвами. К примеру, попадет празднование преподобного Сергия на воскресение — значит вечером в субботу можно будет услышать пение молитв этому святому.
Осьмогласие несет в себе музыкальный, нравственный и даже богословский смысл. К примеру, мягкий по звучанию 7-й глас — умиляет, 8-й — пробуждает на молитву. Ход мелодии в каждом гласе особый, а песнопения, в зависимости от текста ирмоса, стихеры или другой молитвы содержат в себе различные «фиты» — особые мелодии, характерные для данного гласа.
Певцам нужно иметь навык, для того чтобы исполнить какое-либо песнопение, прочитав знамена. Все это достигается в процессе обучения. С Божией помощью, молитвой, практикой и самообразованием (разбором на простейшие звуки крюка) это вполне возможно.
Знамена, или крюки — это ударные звуки в крюковом распеве. Каждое знамя содержит определенный набор звуков, чаще всего от одного-двух до восьми. Расположение каждого крюка в песнопении тоже подчиняется особым правилам. Например, крюк под названием «параклит» встречается только в начале песнопения, «стопица» — в середине, она означает, что сейчас нужно петь речитативом.
В хоре никто не должен выделяться. Постановления церковных Соборов напоминают певцам о том, как следует правильно петь. Суть пения — не громкость, не красота каждого голоса, а понимание смысла, душа, чувство, с которым ты поешь, молишься. «Господь все слышит», как сказал один из певцов. Торжественность достигается прежде всего слаженностью голосов. «Все – как один». Вот и мы, христиане, все — как один. Одно Тело Церкви.
Однако надо отметить, что традиция пения в приходах различна. Крюки, текст везде одни и те же, но живое пение, особенности хора — все это украшает хор по-своему. Можно вспомнить молодой девичий хор из Всехсвятского храма Боровска — в начале XX в. он был единственным полным женским хором в старообрядчестве.
В некоторых приходах отношение к пению довольно строгое. Попасть на клирос там «не спетым», то есть не потренировавшись в пении с клирошанами этого хора, невозможно. Во многих приходах уделяют большое внимание спевкам и науке петь.
Значение
Поскольку мы заговорили о строгости и большом значении пения во многих приходах, то следовало бы задаться вопросом: для чего этому уделяется такое большое внимание? Знаменное пение чувствуется душой, оно как ручеек проходит через сердце молящегося в каждом прошении на ектении, в каждой стихере или ином песнопении. К примеру, на просительных ектениях, где следует обратить внимание на само прошение, хор отвечает: «Подай, Господи». Когда приходишь в храм помолиться, о себе, о близких, прославить Бога, поучаствовав в общей молитве, то невольно и сам в сердце повторяешь это песнопение, особенно, если поют грамотно и внимательно.
Быть может, именно благодаря пению древневизантийское богослужение так поразило послов из языческой Руси и они прониклись его красотой. Многие люди, которые пришли в Церковь или, лучше сказать, были приведены Господом, остались именно благодаря мастерству хора и свойству знамен проникать в душу, пробуждая в ней чувство покаяния, воодушевляя и обновляя ее, очищая от всякой мирской скверны. Богослужение многим может показаться долгим, но благодаря пению оно становится торжественнее и часто проходит на одном дыхании.
Однако есть и еще более интересный момент в церковной истории и будущем знаменного распева. Как вы думаете, доступно ли оно для тех, кто не знает русского языка, не говоря уже о церковнославянском? Сейчас хор Просветительского отдела работает над написанием и исполнением песнопений на английском языке. Иногда приходится непросто, так как количество слов и слогов при переводе не всегда совпадает с оригиналом и нужно подходить к составлению песнопений творчески — используя мелодии нужного гласа.
Знаменное пение — это неотделимая часть церковной жизни, необходимая для нашего спасения, спасения души.