В субботу, 9 апреля 2016 года, исполнилось 30 лет со дня преставления епископа Анастасия (Кононова), местоблюстителя престола Архиепископа Московского и всея Руси. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил заупокойную литургию в Покровском кафедральном соборе на Рогожском. После богослужения священство прошествовало к месту погребения святителя Анастасия на архиерейских могилах Рогожского кладбища, где была совершена заупокойная лития.
В этот день присутствовавшие вспоминали усопшего владыку и его многочисленные добрые дела на благо старообрядческой Церкви.
Владыка Анастасий (Антоний Федорович Кононов; 17 янв. 1896 — 9 апр. 1986) родился в деревне Нарезка (ныне Сычевского р-на Смоленской обл.) в семье старообрядцев. Был участником гражданской войны, всю Великую Отечественную войну работал в тыловых организациях Московского военного округа. На пенсию он ушел в 70-летнем возрасте, однако оставшиеся годы жизни, несмотря на слабое здоровье, он посвятил Церкви.
17 апреля 1966 года он был рукоположен архиепископом Иосифом (Моржаковым) во иерея к Покровскому кафедральному собору на Рогожском кладбище, а 27 мая 1973 г. архиепископ Никодим (Латышев) хиротонисал его в епископы на Донскую и Кавказскую кафедру. После смерти епископа Иоасафа (Карпова), Клинцовского и Новозыбковского, владыка Анастасий управлял и этой епархией до начала 1986 г. После смерти архиепископа Никодима он 14 февраля 1986 г. избран местоблюстителем архиепископского престола и смог в сложное для Церкви время удержать церковный корабль от потопления.
В эти годы советские атеистические власти всячески противодействовали развитию Белокриницкой иерархии на территории Советского Союза, рассчитывая, что старообрядческое духовенство и особенно епископат вымрет естественным образом. Несмотря на активное противодействие властей, владыка Анастасий возвел в сан четырех протоиереев, рукоположил 15 иереев, 13 диаконов, посвятил не один десяток чтецов и свещеносцев. В критический для Церкви момент истории он по благословению архиепископа Никодима в сослужении с епископом Евтихием (Кузьминым) Киевским и Винницким возвел в сан епископа священноинока Алимпия (Гусева), впоследствии митрополита Московского и всея Руси.
Епископ Анастасий всячески поддерживал отношения старообрядческой Церкви с учеными и интеллигенцией. Он не раз давал разрешение светским исследователям и ученым на изучение традиций старообрядчества и особенно знаменного пения. Активность епископа не радовала сотрудников Совета по делам религий. Однажды, по распоряжению высокопоставленных чиновников, владыку вызывали на «проработку». Владыка Анастасий им смело ответил: «А что вы со мной можете сделать? Мне все равно уже девятый десяток пошел».
Среди первоиерархов старообрядческой Церкви владыка Анастасий выделялся особенной бескомпромиссностью в отношениях с властями, проводил независимую политику, что позволило ему совершить немало благих дел для Церкви. Как рассказывает доктор искусствоведения Н.Г. Денисов: «Он очень переживал за судьбу старообрядческой Церкви, старался изо всех сил, чтобы она не угасала. Служению Церкви преосвященнейший Анастасий отдавал себя полностью и до конца».
Вечная память доброму пастырю и подвижнику Церкви Христовой — преосвященному епископу Анастасию!