Слово при крещении взрослых

Главная Митрополит Проповеди Слово при крещении взрослых

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Слово при крещении взрослых

Ели́цы во Христа́ крести́стеся,
 во  Христа́ облеко́стеся 
(Гал. 3, 27) 

Дорогие братие и сестры!

По Слову господа нашего Исуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мар. 16, 16), –  посему Святая Церковь совершает таинство крещения, которое полагает начало спасительного пути человека, обретения Царства Божия, освобождения от греховного плена темных сил, просвещения души и тела благодатию Святаго Духа.

Перед тем как совершить крещение, священник должен обязательно научить желающего креститься православной вере, разъяснить смысл таинств, объяснить их необходимость для спасения души.

В таинстве крещения уничтожается «первородный грех», который передается людям как бы по наследству от нашего прародителя Адама, отпавшего от Бога за нарушение Его заповеди. Посему апостол говорит: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть» (Рим. 5, 12).

Из библейской книги «Бытие» мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам нарушил запрет Бога, то есть не устоял в своей праведности: он захотел жить по своей воле, пожелал сделаться равным Богу, как внушил ему дьявол – учитель гордости и своеволия. За это самоволие и нераскаянность в содеянном Господь изгнал Адама из Рая и лишил безсмертия (Быт 3, 23).

От грешных родителей родилось грешное потомство, то есть греховное настроение и богоборчество по естеству перешло к детям. А с грехом в род человеческий вошла смерть. Первичный грех – влечение ко злу, неподчинение воли Божией – как некая наследственная болезнь держал людей в отчуждении от Бога, по смерти лишая их души Рая и подвергая их адским мучениям, поскольку сказано апостолом: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света и тьмою?» (2 Кор. 6, 14).

Но милосердный Бог сжалился над Своим падшим и погибающим творением и послал в мир людям Спасителя – Своего Сына для избавления от власти греха и смерти.

Жизнь Спасителя была исполнена лишений и страданий и закончилась на Кресте искупительной смертью, которой Христос, по слову апостола, «осудил грех во плоти» (Рим. 8, 3).

Христос жертвой Своей жизни открыл человеку врата Царствия Небесного, «как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Исуса Христа) всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5,18). В таинстве крещения, первоначальником которого был Исус Христос, в водах реки Иордана были погребены грехи всего мира, и был открыт благодатный источник Святаго Духа, обновляющий нас и призывающий нас к жизни целомудренной и праведной. Святой Григорий Богослов пишет, что таинство крещения совершается, «чтобы нам переселиться, или, точнее сказать, возвратиться к Богу, отложив “ветхого человека”, и облечься в нового; и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе, со Христом рождаемые, распинаемые, спогребаемые, совостающие, ибо нам необходимо претерпеть сие спасительное изменение».

Благодать крещения укрепляет человека творить добро, врачует душу, освобождая её от власти диявола, который теряет силу действовать над душой, если она не отдаляется от Церковного окормления. Сила благодати изменяет миропонимание крещеного человека, направляя его от злого к доброму, делая его новой тварью, которая наполняется светом и радостью божественного устремления, умирает греху и живёт Богу: «Е́же бо у́мре, греху, у́мре еди́ною, а е́же живе́т, Бо́гови живе́т» (Рим. 6, 9). Из купели крещения выходит человек без зависимости от греха, как сказано в книге «Добротолюбие»: «непрестанный искуситель и соблазнитель уже не властен: он беспокоит и тревожит, но уже не повелевает», – то есть грех удаляется, перестаёт быть частью нашей души, и тогда в душе начинает господствовать благодать. Святой апостол Павел так описывает спасение, совершаемое Христом; «Мы были некогда неосмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведным, которые мы бы не сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом».

Крещение, в котором совершается помазание крещаемого святым миром, закрепляющим действие сошедшей благодати, не имеют ничего общего с заклинанием или волшебством, и для духовного человека вполне осмыслено и несет глубокий смысл, в котором хотя и есть нечто неведомое человеческому разуму, но это таинство разумно, свято и понятно совести верующего человека.

В Святом Крещении мы искуплены Кровью Господа, очищены святой водой купели, напоены святыми дарами Тела и Крови Христа. «Быв погребены с Ним в крещении, – говорит апостол, – в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2, 12). Смеем ли мы после дарования этих благ оставаться в греховной прелести прежнего блудного жития, откладывать духовное возрождение на потом из-за привязанности к греховным наслаждениям; самооправдывать свои греховные привычки, говоря: «я грешный, но не хуже других; грешен, но очень злого не творю»? Но вот святые отцы говорят, что идущие путём самооправдания – не христиане, а «воры, крадущие благодать крещения». Способность видеть свои грехи есть первый шаг к обновлению души, поскольку в сердце, оправдывающем себя – диявол. Апостол наставляет крестившихся: «Да умрете греху, поживете же правдою» (1 Петр. 2, 24). Некоторые из кающихся снова возвращаются ко греху, потому что не совершенно удалили его от себя. Признак настоящего покаяния – образ жизни собранный и суровый, в твёрдом желании стать новым человеком.

Таинство покаяния подобно таинству крещения, так как и в нем происходит очищение души, перемена греховной эгоистической воли в святую богопослушную. По слову св. Григория Паламы, покаяние является началом и концом христианского образа жизни. Оно заключается в том, чтобы возненавидеть грех и возлюбить добродетель, уклониться от зла и сотворить благо; предшествует сему самопорицание за свои прегрешения, раскаяние перед Богом, устремление к Нему с сокрушенным сердцем и «ввержение себя в пучину Его щедрот». Святые отцы называют покаяние вторым крещением. Покаяние есть крест, самораспинание, которое творится не единой волей человека, но помощью силы Божией. Благодать Божия воздействует на душу, вызывает в ней скорбь о содеянных грехах, о потерянном Рае, как это было у блудного сына, который возвращается к Отцу, «пришед в себя» от томления голодом. И если человек теряет силы, данные ему во святом крещении, то Церковь таинствами благодати возвращает их. Всеблагостная любовь Божия зовет безпрестанно, настойчиво стучит в сердце человека: «Се стою у двери и стучу… Кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду и буду вечерять с ним» (Апок. 3, 20). Соединение со Христом в крещении и присоединение ко Святой Церкви по слову апостола Петра происходит по «обещанию доброй совести» человека (1 Петр. 3, 20), а так же, по мысли св. Григория Богослова, «предочищение и добродетели, создания в себе навыка к добру», то есть крещение – это принятие решения вести жизнь по законам Христа, твёрдым желанием освободиться от греховного плена, победить зло в своей душе. Крещение – есть только начало спасения и каждому предстоит идти своим крестным путем по стопам Спасителя, с упованием на Его силу и поддержку в начатом деле возрождения в себе «нового Адама».

Посему епископ Миха́ил Семёнов пишет о помощи Божей в деле спасения: «Закон Христов для естественного человека непосилен, он гораздо тяжелее закона Моисеева, ибо утончает и усиливает его требования. Осуществить его в жизни нашими слабыми и склонными ко греху силами безусловно невозможно. Закон Христов рассчитан исключительно на благодатную помощь силы Духа Святаго». По слову св. Кирила Александрийского, крещение – есть образ смерти ветхого человека, «который приносит себя в жертву Богу и получает от Божией благодати силу творить то, что не может сделать одна человеческая воля».

Благодать, данная Богом при крещении, не может быть до конца изъята из души, она может, по словам святого Киприана Карфагенского, лишь увеличиваться или уменьшаться от нашего поведения и действий, подобно как в Евангелии семя, посеянное на различную почву, даёт разные плоды.

В таинстве крещения мы становимся носителями святого и божественного имени Христа, нарекаемся христианами, которые опираясь на благодать, делаются непобедимыми, привившись к Вечной Лозе – Христу. Крестившийся принимает на себя имя святого, как обещание идти жизненным путем в след Христу. Это имя мы должны носить с благоговением и трепетом, храня его чистоту, святость и достоинство. Имя крещёного должно быть оправдано им, и смысл его жизни в умножении семян, всеваемых сеятелем в Его благодатных таинствах.

Крещение обязывает нас начать новую жизнь служения ближним и Богу, забывая себя, по слову Спасителя: «И́же хо́щет по Мне ити́, да отве́ржется себе́» (Мр. 8, 34). Приступая ко крещению, священник должен убедиться, что, придя в церковь, человек желает жить по законам Христа, быть Божиим чадом. Затем, помолившись Богу, священник велит крещаемому снять с себя все одежды – что означает совлечься нечестивой жизни прежнего человека. Стоя лицом на запад, крещаемый словом и жестом выражает решительное отвержение от сатаны, чем отвергается и от тёмных дел его и мрачного греха, показывает твердое намерение обратиться от супостата к Богу. После сего крещаемому велят повернуться на восток, что означает взирание на божественный свет человека, удаляющегося от зла. Потом троекратно вопрошают его о желании обещаться Христу, тем самым исповедовать свою решимость быть причисленным ко христианам, удалиться от всякого зла и незыблемо, всеми силами стремиться к добру и исполнению Божиих заветов. Затем священник трижды в виде крестного знамения помазует святым маслом чело и другие части тела крещаемого. Это помазание есть печать, которая обозначает, по слову св. Григория Паламы, «приготовление крещающегося к священным подвигам и, следуя по стопам Христа, таинственному умиранию вместе с Ним, становясь мертвым греху».

После помазания священник приводит его к купели и трижды полностью погружает в воду, во имя Божие – Святой Троицы в трёх ипостасях – Отца и Сына и Святаго Духа. Вода имеет свойство очищать загрязнение. В крещении очищается душа от греховной скверны, потому что Христос, взявший грехи всего мира, Сам погрузился в неё во время Крещения на Иордане, и низвел на воду благодать Пресвятаго Духа, «в ней находится Сам Он и Дух Его, очищающий и просвещающий разумные существа благодатью», – говорит о крещении св. Григорий Палама. Поэтому божественный апостол Павел пишет: «Все вы, которые во Христа крестились, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

Но если крещение человек принял без веры во Христа, а лишь формально или для приобретения неких житейских выгод – то, по слову св. Григория, этот человек в крещении омылся только наружно, и напрасно приходит ко крещению, ибо он «крестился, но не просветился духом, – по слову св. Кирила Иеросалимского, – погружалось в воду и вышло из воды тело, а душа не спогреблась со Христом и не воскресла с Ним, и вода для таковых остается водою».

Троекратное полное погружение в воду означает погребение или умирание греху, а восхождение – восстание от греховного падения, по образу воскресения Христа, Который «умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6, 10), по слову апостола. Восстание души человека – это начало его новой жизни, в которой по слову св. Григория Нисского «человек должен чуждаться зла, ненавидеть порок». При этом грехи, совершённые человеком до крещения, удаляются от души его, перестают быть частью его внутреннего содержания и не вменяются ему в будущем веке. Получив столь великий дар от Господа, человек, принявший крещение, должен искренне и решительно изменить свою жизнь, проходившую прежде в грехах и страстях и направить свою волю к добру.

Принимая крещение, человек должен понимать его значение. Крещение есть духовное рождение нового человека, которое происходит по вере крещаемого. Как сказал Сам Господь, кто ве́ру и́мет и крести́тся, спасе́н бу́дет, а кто не и́мет ве́ры, осужде́н бу́дет. (Мк.16:16). Таким образом,принимающий крещение без веры также подвергается осуждению Господом. Глубоко заблуждаются те, кто относится к совершению таинства, как к магическому действию, результат которого не зависит от воли человека.

Крещение есть начало новой жизни во Христе, в которой Господь дает Свою спасительную печать благодати только тем, кто имеет «добрую совесть», то есть не словесное только обещание, а искреннее желание жить по законам добра и чистоты. Человек, который в крещении свободно по своей воле принял решение возродиться и не грешить, должен на деле исполнить свои обещания Богу, – и если этого не происходит, то наши слова обещания Богу не только не способствуют нам во спасении, но и идут в осуждение – «лучше тебе не обещать нежели обещать и не исполнить» (Екл. 5, 4) – и, как говорит апостол Петр, возвращение к греховной жизни после крещения есть возвращение пса на свою блевотину и вымытой свиньи – в грязь (2 Петр 2, 21). Сам Господь говорит: «что вы зовёте меня – Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю» (Лк. 6, 46). Бог, будучи живым и истинным, и от нас требует истинных обещаний, и веру живую, а не мертвую, поскольку «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26).

Если человек подходит к таинству крещения с верой и покаянием, то очищается от всех грехов, но, как пишет преподобный Марк Подвижник: «Твёрдо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении; неверным же и зловерным и по крещении не дается». И если крещеный не поддерживает чистоту души правильной христианской жизнью, то с ним может произойти то, о чем предупреждает Господь: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43).

Надобно, чтобы очищение в крещении было залогом твёрдого желания освободиться от грехов, ибо, как дополняет святитель Григорий Богослов, «купель даёт отпущение грехов, соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе). Надобно, чтобы очищение не напоказ было произведено, а проникло в тебя, что бы ты стал светел совершенно, а не прикрашен только снаружи, что бы благодать служила не прикровением грехов, а освобождением от оных» (Слово 40).  

Крещение есть добровольное принятие на себя креста Христова, начало образа жизни по Христу. В Церкви Христовой всё устроено так, чтобы помочь человеку очиститься от греха, трудиться над своим спасением, укрепляясь благодатию Святаго Духа. Несомненно, нам на пути спасения будут препятствовать злые духи, но опираясь на Божию благодать, станем всеми силами устремляться к Богу, будем достойны высшего звания христианина и обещанного нам Царствия, открытого в крещении Христом по Его благой воле.

Святитель Миха́ил Семёнов в проповеди «Плоды крещения» говорит: «Мы не можем быть безгрешными, но будем бдительны. Разовьём в себе противочувствие греху: вместо самооправдания – самоосуждение, вместо самосожаления – безжалостность к себе, безпощадность в уничтожении злых микробов духа, вместо ”земности” – стремление к вечности и т.д. … В крещении одержана первая победа над грехом; чтобы спастись, необходимы многие победы. Только тогда, когда мы твёрдо сбросим узы греха, мы обретём покой и мир духа, уповая на помощь Божию. Будем помнить, что Бог есть Любовь, и что Отечество наше впереди». Богу нашему слава, ныне и присно, и во́ веки веко́м! Аминь.

Поделиться: