Главная Разное Прочие 1911 г., август, Москва

1911 г., август, Москва

Постановления Освященного Собора.

1911 года в августе месяце.

(В Москве)

 

1. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Избрание епископа на епархию Иркутскую и всея Восточные Сибири.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 25 августа 1911 года, избрал благоговейного священноинока Иосифа (Антипина) в епископа Иркутской и всея Восточные Сибири епархии.

Молим Господа Бога, да поспешит нам в исполнении сего дела и сподобит избранного послужить на пользу св. Церкви и на душевное спасете христиан, вверяемых его архипастырскому водительству.

Смиренный Иоанн, архиепископ Московский старообрядческий.

Смиренный Иоасаф, епископ Казанский и Вятский (1).

Смиренный Антоний,  епископ Пермский и Тобольский.

Смиренный Кирилл, епископ Балтский и Одесский и всея Бесарабии.

Смиренный Иона, епископ Смоленский и Калужский (2)

Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский и Симбирский (3).

Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.

По уполномочий Киевского епископа Ермогена, священник Кирилл Киселев.

Смиренный Иоасаф, епископ Томский.

Смиренный Александр, епископ Рязанский и временно Петроградский.

Смиренный Мелетий, епископ Саратовский и Астраханский и временно Уральско-Оренбургский.

Смиренный Геннадий, епископ Донской.

 

Примечания:

1) Скончался 27 марта 1912 г., в гор. Казани.

2) Скончался 28 февраля 1912 г., в дер. Холмине, Смоленской губернии

(на родине).

3) Скончался 2 июня 1912 г., в г. Хвалынске, на Черемшане.

4) Рукоположен 8 сентября 1910   г.,   архиепископом   Иоанном  с епископами Ионов и Иннокентием, в Москве, на Рогожском кладбище.

 

2. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Избрание кандидата во епископа Петроградско-Тверской  епархии.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 25 августа 1911 года, избрал благоговейного священноиерея Григория Ивановича Лакомкина в епископа Петроградско-Тверской епархии.

Молим Господа Бога, да поспешит нам в исполнении сего дела и сподобит избранного послужить на пользу св. Церкви и на душевное спасете христиан, вверяемых его архипастырскому водительству.

(Подписи те же).

 

3.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О   восстановлении    Ярославской епархии.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 25 августа 1911 года, находя необходимым восстановление Ярославской епархии, постановила восстановить сказанную епархию, с присовокуплением к ней Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерний, и возвести на оную во епископа священноинока Ипатия, избранного прошлогодним Освященным Собором.

(Подписи те же).

 

4.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

Его высокопреосвященству архиепископу Иоанну Московскому.

П0РУЧЕНИЕ.

Освященный Собор во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 25 августа 1911 года, совершив избрание во епископы: на Петроградско -Тверскую епархию священноиерея Григория Ивановича Лакомкина, на Иркутскую и всея Восточные Сибири священноинока Иосифа (Антипина) и на Ярославско -Архангельскую епархии священноинока Ипатия, поручает вашему высокопреосвященству, с участием двух епископов, по вашему усмотрение, совершить рукоположение сказанных лиц во епископы.

Молим Господа Бога, да поспешит вам в исполнении сего дела и да сподобит избранных послужить на пользу св. Церкви и на душевное спасение христиан, вверяемых их архипастырскому водительству.

(Подписи те же).

 

4. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Об    учреждении Совета при архиепископии.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем града Москве, в храме Рожества Христова, 25 августа 1911 года, заслушав доклад об учреждены Всероссийского духовного Совета, постановил: учредить при Московской архиепископии Совет, который бы, под управлением архиепископа Иоанна, занимался рассмотрением церковно — общественных дел и вопросов и разъяснением таковых.

Сказанный Совет избирается на один год, до будущего очередного Собора, и созывается по усмотрении архиепископа.

Совету предоставляется право в нужных случаях приглашать на заседания сведущих лиц.   ;

Баллотировкой (записками), до будущего Собора, избираются: епископ Александр, епископ Иннокентий, священник Алексей Колягин, протоиерей Макарий Захарьичев, священник Елисей Мелехин, диакон Феодор Гусляков, миряне: Ф. Е. Мельников, М. И. Бриллиантов, С. П. Рябушинский, И. Е. Усачев, И. П. Трегубов и Д. С. Варакин. За отказом: Ф. Е. Мельникова, М.И. Бриллиантова и С. П. Рябушинскаго, зачисляются получившие большинство голосов: И. А. Пуговкинъ, А. Г. Орлов и К. В. Федотов.

(Подписи те же).

 

5.     Освященного Собора старообрядческих епископов

Об   участии   на   Соборах   мирян.

П0СТАН0ВЛЕПИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшейся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 27 августа 1911 года, обсудив вопрос об участии на Соборах мирян, постановил: на будущие Соборы, согласно прошлогоднего постановления, приглашать священно- служителей и мирян, которые избираются от каждой епархии по два священнослужителя и по два мирянина. Но от Москвы и Московской епархии избираются по пяти священнослужителей и по пяти мирян. (Под священнослужителями разумеются священники и диаконы).

Предложенный представителями Московских общин и приходов «проект избрания» на Соборы представителей от епархии и приходов передать Совету при архиепископии для обсуждения; после чего оный должен быть представлен будущему Собору для рассмотрения и утверждения.

Если по каким-либо причинам на Соборе не будут участвовать миряне, и в этом случае Освященный Собор действителен и каноничен.

(Подписи те же).

 

6.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

О школах и об учебниках.

Освященный   Собор, во Святом   Дусе   собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 28 августа 1911 года,   заслушав   доклады:   о  школах, об   упадке   нравственности,   о   воспитании детей и

об учебниках, постановил: доклады принять к сведению. Напечатать «воззвание» Собора 1906 года и разослать по всем приходам. Вменить в обязанность всем священникам, советам общин и попечителям приходов, чтобы они, согласно постановлений прежних Соборов (1906, 1908 и 1909 гг.), заботились открывать если не начальный училища, то хотя бы школы  грамоты.

Избрать комиссию для выработки школьной программы и рассмотрения учебников по Закону Божию. Преподать благословение Божие священникам и диаконам на преподавание в существующих школах Закона Божия.

Возбудить ходатайства пред правительством об отпуске средств на содержание училищ, открываемых старообрядцами, и о разругавши старообрядческим законоучителям преподавать Закон Божий в существующих училищах без ограничения пятилетним сроком.

(Подписи те же).

 

7.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О пении женщин в храме.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 28 августа 1911 года, обсудив вопрос о пении женщин в храме, постановил: предоставить разрешение или не разрешение пения женщин в храме усмотрению епархиального епископа, соображаясь с местными обстоятельствами и общественным мнением.

(Подписи то же).

 

8.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О неисполнении некоторыми священниками своих обязанностей.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 28 августа 1911 года, заслушав доклад о неисполнении некоторыми священниками своих обязанностей, постановил: доклад принять к сведению. Предупредить священников, что нарушающее церковные правила будут, по исследовании, строго наказаны своими епископами.

Впредь доклады по обвинению священников   должны быть представляемы местному епископу с указанием виновных лиц.

(Подписи те же)

 

9. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О брадобритии.

ОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 29 августа 1911 года, обсудив вопрос о брадобритии, постановил: подтвердить постановления прежних Соборов (1908 и 1909 гг.) и поручить духовному Совету, во главе с архиепископом, издать брошюры увещательного характера, для раздачи прихожанам, и листки для вывески на видных местах (при храмах).

(Подписи те же)

 

10. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О борьбе с пьянством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 29 августа 1911 года, заслушав доклад о борьбе с   пьянством,   постановил:    подтвердить   Соборное определение 1909 года и проводить указанный Собором меры в жизнь. Избрать депутацию для представления Государю Императору с выражением верноподданнических чувств и просьбой о принятии мер в борьбе с пьянством.

В сказанную комиссии избираются: епископ Мелетий, епископ Иннокентий, священник Елисей Мелехин, протоиерей Василий Космачев, И. А. Пуговкин, П. А. Голубин, Д. В. Сироткин и Ис. Евд. Усачев.

(Подписи те же)

 

11.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

Об обращении к беглопоповцам с призывом о примирении.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 30 августа 1911 года, заслушав доклад об обращении к старообрядцам, приемлющим священство, переходящее от господствующей церкви, с призывом о примирении, постановил: избрать комиссию, с участием докладчиков, для выработки текста обращения, которое затем поручается подписать архиепископу Иоанну и двум епископам.

(Подписи те же).

 

13.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О представлении на Собор докладов.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Хри¬стова, 31 августа 1911 года, заслушав  предложение  архиепископа Иоанна о своевременном представлении на

Освя¬щенный Собор докладов, постановила доклады,  имеющие быть представленными на обсуждение Освященного Собора, должны быть подаваемы в духовный Совет не

позднее, как за две недели до Собора. В тех же  случаях, когда требуется по делу наведение справок, доклады следует представлять за месяц.

(Подписи те же).

 

14.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О собраниях священников.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 31 августа 1911 года, заслушав доклад об уставности в богослужении, выразил пожелание, чтобы священники чаще собирались между собою для обсуждения церковно — богослужебных вопросов, с целью поддержать уставное и благоговейное богослужение.

(Подписи те же).

 

15.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

Запрещение протоиерею Алексею Старкову.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 31 августа 1911 года, выслушав печатные статьи протоиерея Алексея Старкова, помещенные в журнале «Ст. М.», в которых он дерзко выражается об епископе Иннокентии, архиепископе Иоанне и даже о всем Освященном Соборе, и письменное «объяснение» о. Алексея по этому поводу, в котором он повторяет свои дерзкие выражения, как по отношению сказанных епископов, так и Освященного Собора; и принимая во внимание, что протоиерей Алексей в прошлом 1910 г. раскаивался пред Освященным Собором в оскорблении епископа Иннокентия, под ведением которого находился, и всего Освященного Собора и просил прощения, обещаясь впредь ничего подобного не творить, но вместо сего вновь, и уже печатно позволил себе оскорблять епископа Иннокентия и Освященный Собор, Освященный Собор, на основании 55 правила свв. апостол, 8, 9 и 18 правил четвертого Вселенского Собора, постановил: воспретить протоиерею Алексею Старкову всякое священнодействие до будущего очередного ежегодного Собора.

Если же он, о. Алексей, и после сего будет поступать так же, то есть печатать подобные статьи или письменно повторять свои оскорбления, то запрещение это да продлится.

(Подписи те же)

.

15. Освященного Собора боголюбивых епископов.

О    приходах Таврической и Екатеринославской губернии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, 31 августа 7419 лета, приняв во внимание нужды и обстоятельства приходов: Большезнаменскаго, Таврической губернии, Екатеринославского, Никопольского и Каменского — Екатеринославской губ., доселе входивших в состав Новозыбковской епархии, определяет: так как  означенные   приходы находятся ближе к Одесской епархии, чем Новозыбковской, причислить их к Одесской епархии, под ведение епископа Кирилла, имя которого они и должны отселе возносить во всех молитвословиях и повиноваться ему, как епархиальному епископу.

(Подписи те же).

 

16. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Всем   православным   христианам старообрядческой Церкви.

ОТЕЧЕСКОЕ УВЕЩАНИЕ.

Сыне, не славися в бесчестии отца твоего: несть бо ти слава отчее бесчестие (Сирахъ 3, 12).

Православные христиане и честнии отцы и братия! По даровании нам религиозной свободы и свободы печати в издаваемых журналах некоторыми старообрядцами время от времени печатаются статьи, как самих издателей, так и их сотрудников, носящие дух сопротивления церковным пастырям, дух осуждения и поношения, унижающие честь и достоинство человека и тем более пастырей церковных (не оставляют в покое и честные обители и монастыри), не доводя о замеченных слабостях и правонарушениях до сведения церковной власти — для исправления в порядке, указанном в канонах св. Церкви.

Те лица, которые стали на путь обличения, вообразили себя целителями общечеловеческих недугов, не будучи призваны на еле дело от св. Церкви. Да и   цель их клонится не ко исправлению недугующих, а чтобы посеять прю и раздоры, осмеять брата, духовного отца и вообще пастырей церковных.

Из Священного Писания видно, что осмеяние и позор брата и отца не похваляются, а осуждаются: «Священное Писание для того и означило, говорит св. Иоанн Златоуст, что случилось в дому (Ноя), чтобы из последующего ты усмотрел крайность нечестия того, кто открыл наготу Ноя. И виде, сказано, Хаме, отец Ханаан, наготу отца своего, и изшед вон, поведа обема братома своима (Быт. IX, 22). Если бы были еще и другие люди, он может быть, и им открыл бы срамоту отца: таково было Злонравие этого сына… Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположены и в свободной воле. Он (Хам), может быть, рассказывая о случившемся, еще издевался и насмехался над посрамлением отца, не внимая премудрому, который говорит: Не славися в бесчестии отца твоего (Сирахъ 3, 12). Но братья его (Хама) не так поступили, а как? Услышав об этом, сказано, вземши Сите и Афете ризу, возложиша ю на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыта наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша (ст: 23). Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже видеть, но идут с обращенным назад лицом… Вразумимся же этими двумя примерами, и из того и другого извлечем для себя пользу… Если, в самом деле, открывали чувственную наготу подверг себя проклятию и, лишившись одинаковой с братьями части, осужден служить им; то чему подвергнутся те, которые обнаруживают грехи братьев и не только не прикрывают их, но стараются еще сделать более известными, и чрез это размножают грехи? Ведь, когда ты обнаружишь грех брата, то не только его сделаешь, может быть, более бесстыдным, и нерасположенным к возвращению на путь добродетели, но и тех, которые будут слушать тебя, более   укоренишь в безпечности   и расположить к упорству во зле; мало этого, ты подашь повод и к хуле на Бога… Будем же, прошу, избегать бесстыдства Хамова, а станем подражать целомудрию скромных сыновей (Ноя), и таким образом будем прикрывать грехи братьев не для того, чтобы располагать их к нерадению, но чтобы, напротив, этим сильнее побудить их к скорейшему освобождению от заразы греховной и возвращению на путь добродетели» (Твор. Златоуста, т. 4, стр. 302-303).

Итак, братья и чада Христовой Церкви: следуя учению св. Златоуста и правилам святой Церкви будем исправлять друг друга в том порядки, какой указан Спасителем мира: обличи между тобою и теме единеме, а потом: при двою или трех, и наконец: аще не послушаете повеждъ Церкви (Мате. зач. 75). Поведать же Церкви не есть оглашение в печати, а повидать «ея представителям» (Златоуст, беседа 60, на Матвея), «Наставникам церковным и строителям» (Бол. Катехиз. л. 220).

В настоящее время это тем более возможно, что в каждой епархии имаются мастные епархиальные епископы, могущие разрешать недоумение и исправлять согрешающих «духом кротости», «употребляя приличное недугу врачевание» (102 пр. Шест. Всел. соб.).

Есть возможность братняго исправления и чрез увещание епархиальных съездов. Наконец, конечное пресечете зла и исправление всего может быть на Освященных Соборах боголюбивых епископов.

Предлагая эту меру исправления Освященный Собор далек от того, чтобы этим дать повод скрыть язвы греха и вообще зла в церковно — общественном деле. Нет, Собор желает одного только, чтобы не было места «восхищенно недарованнаго», что «раздражает Бога». А посему отечески увещеваем вас, братие: если кто желает принести пользу Церкви исправлением брата и искоренением церковно — общественного зла, то пусть таковые обращаются к своим епископам, к совету епархиальных съездов и наконец к суду Освященного Собора, а не разглашают на страницах журналов и газет, ибо сие подобно действию Хама, проклятого отцом. Если и после сего увещания — непокорные сыны нашей паствы будут злословить, или обвинять пастырей без церковного суда и следствия, то таковые будут делать не Божие дело, а лишь сеять пле¬велы и производить замешательство в церковном благочинии, о чем так говорят святые отцы 2-го Вселенского Собора: «многие, желая привести в замешательство, и ниспровергнута церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов немя вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачите добрую славу священников, и произвести смятения в мирном народе» (Правило 6-е, 2-го Всел. собор.). «Определив порядок обвинения, божественные отцы присовокупили, что тот, кто не будет соблюдать этого соборного правила, но обратится к мирским начальникам, не должен был допускаем до обвинения вовсе, как оказавшие бесчестие епископам области, нанесшие оскорбление правилам и нарушившей благочиние Церкви» (Зонара).

В виду всего сказанного Освященный Собор обращается к издателям и редакторам старообрядческих журналов и увещевает быть послушными сынами св. Церкви, и что принадлежит церковному суду предоставлять сто исследованию, а не строить через посредство печати «ковы своим епископам», что осуждается правилами вселенских соборов (18-мъ, Четверт. и 34-мъ, 6-го).

Итак, высказав наше отеческое увещание, призываем на послушных чад св. Церкви мир Божий и посылаем наше архипастырское благословение. Лета 7420 сентября 2-го дня.

Смиренный Иоанн, архиепископ Московский старообрядческий.

Смиренный Кирилл, епископ Балтовский и Одесский и всея Бесарабии.

Смиренный Феодосий  старообрядческий епископ   Кавказский.

Смиренный Александр, епископ Рязанский и временно Петроградский.

Смиренный Мелетий, епископ Саратовский и Астраханский и врем, Уральско — Оренбургский.

Уполномоченный Казанско — Вятского епископа Иоасафа: священник Алексей Колягин.

Старообрядческий епископ Антонии Пермский и Тобольский.