Главная Разное Прочие 1909 г., август, Москва

1909 г., август, Москва

1. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Избрание  епископа на Донскую епархию.

Освященный Собор, во Св. Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 25-го августа 1909 г., выслушав письменные и личные чрез уполномоченных прошения и приговоры от приходов и общин Донской вдовствующей епархии о возведении во епископа на Донскую епархию указанного Собором кандидата благоговейного священноиерея Георгия Ивановича Лакомкина, принял меры к убеждению его послужить св. Церкви в сане епископа донского, чего, с Божиею помощью, при участии донских уполномоченных и достиг.

Молим Всемогущего Бога, да поспешит   нам  при вести   в   исполнение   это   святое   дело   на общую пользу приходов Донской области и всего  христианства.

Председатель:   смиренный   Иоанн,   архиепископ  Московский.

Смиренный Петр старообрядческий епископ Бессарабский и Измаильский. Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.

Смиренный Антоний, епископ Пермский  и Тобольский.

Смиренный Кирилл, епископ Балтовский, Одесский и временно Петроградский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский.

Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.

Смиренный   Иона, епископ Смоленский  и  Калужский.

Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.

Смиренный Ермоген (Перфилов), епископ Киевский.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский   и  Симбирский.

Смиренный Иоасаф, епископ Томский.

Смиренный Александр, епископ Рязанский и Егорьевский.

Смиренный Мелетий, епископ Саратовский и Астраханский.

 

2. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О Петроградско — Тверской епархии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, выслушав прошение от Петроградско — Тверской епархии о переводе на постоянное управление их епархией временно управляющего епископа Кирилла и доклад священников и уполномоченных Одесской епархии, что с переводом от них епископа Кирилла, дело умиротворения Южного края остановится, постановил: оставить Петроградскую   епархию   во   временном   заведывании боголюбиваго епископа Кирилла до   следующего   очередного Собора. Москва, 25 августа 1909 года.

(Подпись  те же).

 

3.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О   приходах   Островской станицы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, выслушав прошение приходов Островской станицы о причислении их к Саратовской епархии и принимая во внимание отдаленность сих приходов от других приходов Донской епархии и близость к Саратовской, постановил: причислить приходы: Попковский, Гуровский и Островской к епархии Саратовской.

Москва, 25-го августа 1909 года.

(Подписи те же).

 

4.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О  Тамбовской   и  Пензенской губерниях.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор выслушав объяснение архиепископа Иоанна, что согласно прежних Соборных постановление, он передал заведывание Тамбовской и Пензенской губерниями Саратовскому епископу, — не нашел возможным удовлетворить прошение христиан сих губерний — об оставлении их в заведывании Московского архиепископа, и подтверждает прежние Соборные постановления о причислении их к Саратовской епархии.

Москва, 25-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

5. Освященного Собора старообрядческих епископов.

По делу Уральской епархии.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, рассмотрев дело о поставлении на Уральскую епархию епископа, постановил: поручить Московскому архиепископу Иоанну с двумя ближайшими епископами рукоположить во епископа Уральского священноинока Евлогия, когда он даст свое на это согласие. Москва, 27 августа 1909 года.

(Подписи те же).

 

6. Освященного Собора старообрядческих епископов.

По делу епископов Иннокентия Нижегородского и Михаила Канадского.

П0СТАН0ВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Св. Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, обсудив дело о единоличном рукоположении епископом Иннокентием архимандрита Михаила во епископа Канадского, прежде окончательного о нем исследования (Сард. 10 и Лаод. 12 пр.), не находит священных правил, оправдывающих такое рукоположение, за исключением святоцерковных событий. В настоящее время дополнив то исследование (Васил. Вел. 89-е пр.), которое должно было сделать прежде рукоположения, и принимая во внимание раскаяние сказанных епископов и просьбу о разрешении, а со стороны епископа Михаила и письменное исповедание в православном смысле против тех своих сочинений, которые, как кажется, во многом не отвечают должной чистоте, постановил: оказать епископам Иннокентию и Михаилу следующее снисхождение — снять с епископа Иннокентия епитимию, с разрешением всякого священнодействия, но с воспрещением принимать и определять на приходы духовных лиц иных исповеданий, без согласия Московского архиепископа. Епископ Михаил определяется в ведение архиепископа Иоанна с тем, чтобы в течете 3-месячнаго срока, под его наблюдением, чрез определенного им священника, он, епископ Михаил, изучал священнослужение и обычаи святоцерковным (Двукр. Соб. 17-е прав.). По изучении сего епископ Михаил должен отправиться в епархии, в которую рукоположен. Если же не пойдет, то на основании 36-го прав. св. апостол, будет воспрещено ему всякое священнослужение. Москва, 27-го августа 1909 года.

(Подписи те же).

 

7. Освященного Собора старообрядческих епископов.

По вопросу о певчих книгах и о церковном пении.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, обсудив вопрос о певчих книгах, постановил: поручить архиепископу назначить комиссию для исследования и избрания лучших и более правильных древних певчих книг. С этих книг и печатать затем книги и рекомендовать их приходам. Неодобренные же архиепископом печатные книги рекомендовать воспрещается.

Вообще же о пении постановил, чтобы не изменять его по произволу кого бы то ни было и не отступать от древних   и   общепринятых   напевов   (Шест. Всел. Соб. прав. 75 и Карф. 103).

Москва, 28-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

8.  Освященного Собора старообрядческих епископов.

О школах   церковнославянской грамоты.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, заслушав в заседании своем 28-го августа Соборное определение 1908 года, вменявшее «священникам и попечителям в непременную обязанность принять меры к открытию школ церковнославянской грамоты, а по возможности и с более широкой программой», постановил: подтвердить это постановление, вменив в обязанность епархиальным епископам безотлагательно прислать на имя архиепископа Иоанна отчет, согласно сказанного постановления, об открытых школах. и о причинах, но которым не открыты еще в некоторых приходах. Священникам поставляется в обязанность донести об этом своим епархиальным епископам.

Москва, 28-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

9. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О мерах борьбы с пьянством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, в заседании своем 28 августа сего 1909 г., выслушав доклад комиссии, назначенной для обсуждения мер борьбы с пьянством,   и   обсудил предложенные комиссией меры, постановил: 1)священники, в силу своей священной обязанности-быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков, ибо преданные пьянству,- не достойны быть учителями других, но подлежат наказанию по 42-му прав. св. апостол; 2) кроме собственной примерной жизни, священники должны: проповедью, увещанием, беседами и наставлениями, в церкви и в домах, частно и на исповеди, и другими подобными мерами деятельно и настойчиво сокращать и искоренять в своих прихожанах пьянство; 3) уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни; предающиеся же пьянству должны быть увольняемы, невзирая ни на голос. ни другие их способности и 4) на поминальных обедах по умерших Освященный Собор не благословляет подавать спиртные напитки; а также и на всех торжествах, соединяемых с совершением таинств и богослужения, воспрещает устраивать несвойственные христианам попойки.

Кроме этих мер Освященный Собор благословляет устраивать в общинах и приходах общества трезвости и другие подобные союзы и братства для борьбы с пьянством, распространяя среди народа имеющуюся уже литературу, направленную против пьянства, и создавая литературу старообрядческую, раскрывающую все зло и весь ужас народного пьянства.

Желательно также, чтобы священники в свободное время, но не менее одного раза в месяц, собирали своих прихожан, а в особенности подрастающее поколение, и беседовали с ними о вреде пьянства и о пользе трезвой жизни.

Предлагая к исполнению эти меры Освященный Собор призывает благословение Божие на всех благопокорных чад св. Церкви и содействующих благому делу отрезвления своих братьев о Христе.

(Подписи те же).

 

10.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

Об обществах городов   Житомира и Балты.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, в заседании своем 29-го августа 1909 года, заслушав прошение житомирских христиан о причислении их под ведение епископа Кирилла Одесского и Балтовского, с согласия господина Ермогена, епископа Киевского, постановил: определить приходы г. Житомира под ведение г. Кирилла, епископа Одесского; в замен сего епископу Ермогену разрешается свободный въезд с город Балту, находящейся в административном отношении в ведении епископа Кирилла, где, по просьбе прихожан обоих храмов, он, епископ Ермоген, может совершать богослужение, стараясь о мире и согласии в обществах.

(Подписи те же).

 

1.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О правах духовников.

РАЗЪЯСНЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, выслушав доклад одного священника о недоразумениях, случающихся иногда в практике духовников, переведенных в другие приходы, постановил: сделать разъяснение, что священник, переведенный в другой приход, не имеет права удерживать своих духовных детей, вопреки их желания, от перехода к другому духовнику и приходскому своему священнику.

Но отлученные от св. Причастия одним духовником, не могут быть   разрешаемы   другим   духовником,   «но достоит, да связавыи и разрешить» (но 119-му правилу в Номоканоне); и только по разрешении от епитимии могут таковые перейти к другому духовнику, если имеют к тому уважительные причины.

В случаях же сомнительных «архиереови достоит рассудите» (Номоканон,  прав. 119-е).

Москва, 29-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

12. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О брадобритии и борьбе с ним.

П0СТАН0ВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, в заседании своем 29-го августа заслушав доклады и прошения от многих благоревностных духовных и мирских лиц об усиливающейся заразе брадобрития, благодарить их за таковую ревность и объявляет, что Освященный Собор подтверждает прежняя Соборные постановления о брадобритии и вменяет всем епископам и приходским священникам в обязанность: всеми возможными для них мерами вразумления и духовного наказания бороться с этим не христианским обычаем, «употребляя приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том, не утратити спасения недугующаго» (Шест. Всел. Соб. прав. 102); съ теми, которые упорно и нераскаянно пребывают в этом грехе, должно поступать согласно Соборного постановления прошлого года.

Москва, 29-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

13. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О    кассе   взаимопомощи   духовенству.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, заслушав доклад преосвященного Мелетия, епископа Саратовского, о составлении капитала вспомоществования бедному духовенству, а по смерти семействам их, и выслушав обмен мыслей по данному вопросу, признал желательным учреждение кассы взаимопомощи для духовенства в каждой епархии, сообразуясь с местными условиями, на что и преподает свое благословение.

Москва, 29-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

14. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О прошениях и докладах в дерзких и неприличных выражениях.

П0СТАН0ВЛЕНИЕ.

Освященному Собору нередко приходится выслушивать прошения и доклады в неприличных для христианского слуха и дерзких выражениях против боголюбивых епископов и благоговейных священников, по церковному суду еще неопороченных и не осужденных. Вследствие сего Освященный Собор поставляет в известность всем христианам, что такие прошения и доклады впредь не будут приниматься к Соборному рассмотрению и виновные в дерзких и оскорбительных выражениях против епископов и священников, еще не осужденных, будут подвергнуты Церковному  наказанию, по 55 и 56 правилам св. Апостол.

Москва, 29-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

15. Освященного Собора старообрядческих епископов.

О христианах села Ахмата.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Освященный Собор, выслушав прошение христиан Никольской общины села Ахмата, Самарской губ., благословить их под управление епископа Мелетия Саратовского, вследствие удобств сообщения, постановил: причислить Никольскую общину, села Ахмата к Саратовской епархии.

Москва, 29 августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

16. Освященного Собора старообрядческих епископов.

По вопросу о духовном родстве между детьми крестовых братьев.

ОПРЕДЪЛЕНИЕ.

Освященный Собор, выслушав некоторых священников сомнение, относительно помещенного в журнале «Церковь» ответы о дозволительности брака между детьми крестовых братьев (имеющих одного восприемника) и принимая во внимание 209-е правило в Номоканоне, постановил: при решении вопроса о предложенном родстве руководствоваться 209-мъ правилом в Номоканоне.

Москва, 30-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

17.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О праздновании святой благоверной княгине Анне Кашинской.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, в заседании своем 30-го августа, обсудив вопрос о праздновании святой благоверной княгине Анне Кашинской, блаженная кончина коея последовала 2-го октября, обретение честных мощей 21-го июля и перенесете честных мощей 12-го июня, благословляет православных христиан почитать память ея и совершать ей празднование.

Москва, 30-го августа 1909 г.

(Подписи те же).

 

18.     Освященного Собора старообрядческих епископов.

О прославлении памяти старообрядческих мучеников.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, в заседании своем 30-го августа 1909 г., заслушав доклад о прославлении памяти старообрядческих мучеников, постановил: поручить способным лицам собрать все относящееся к блаженной памяти наших страдальцев и составить   их   жития.

Все собранное по епархиям но этому предмету представить на рассмотрение будущего очередного Собора.

Москва, 30-го августа 1909 г.

(Подписи те же).