Постановления Освященного Собора.
1902 года в июле месяце (В г. Туле)
1. Освященного Собора старообрядческих епископов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Вследствие возникших среди христиан нежелательных пререканий чрез защиту Белокриницкого устава епископом Арсением и критику оной священником Василием Механиковым, Освященный Собор объявляет во всеобщее сведение, что все мнения и выражения означенных писателей, несогласные со всеобщим православной Церкви учением, находящиеся в их сочинениях по означенному вопросу, послужившие поводом к недоразумениям и пререканиям, наша святая Церковь не приемлет и отвергает, каковому определению изъявили полное повиновение и названные лица.
Вместе с сим Освященный Собор заявляет, что наша старообрядческая Христова Церковь всегда содержала и ныне содержит неизменно Символ православной веры и приемлет все Священное Писание, определения святых Соборов и учение святых отец, которое только и признает обязательными для руководства и решения всяких недоразумений и пререканий, не приемля никаких нововведений и мнений, не согласных со Священным Писанием и учением святых Соборов и святых отец. 27 июля 1902 года.
Председатель Собора: смиренный Иоанн, архиепископ Московский и русских старообрядцев.
Епископ Анастасий Измаильский.
Смиренный Иоасаф, епископ Казанский и Вятский. Смиренный Антоний, старообрядческий епископ Пермский.
Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.
Смиренный Иона, епископ Смоленский и Калужский. Смиренный Порфирий, епископ Самарский и Симбирский.
В знак моего согласия сему определению подписуюсь: Смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский и временно Нижегородский.
Сие соборное определение признаю православным. Старообрядческий священник Василий Механиков.
2. Освященного Собора старообрядческих епископов
Христианам г. С.-Петербурга
ОБЪЯВЛЕНИЕ.
Освященный Собор сим объявляет христианам города С.Петербурга, что прошение их о переводе к ним преосвященного Арсения, епископа Уральского, уважена быть не может, вследствие того, что епископ Арсений не из являет на это своего согласия. Вместе с сим Собор, оставляя все прежние соборные постановления относительно открытия С.-Петербургской епархии в их полной силе, предлагает приходам ея просить священника г. Егорьевска о. Василия Ильича Бажанова, или другого кого — быть их епархиальным епископом.
Смиренный Иоанн, архиепископ Московский и русских старообрядцев.
Смиренный Анастасий, епископ Измаильский.
Смиренный Иоасаф, епископ Казанский и Вятский.
Смиренный Антоний, старообрядческий епископ Пермский.
Смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский.
Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.
Смиренный Иона, епископ Смоленский и Калужский.
Смиренный Порфирий, епископ Самарский и Симбирский.
3.Освященного Собора старообрядческих епископов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Освященный Собор, во исполнение священных правил и согласно прошения христиан Нижегородской епархий, которая до сего времени не имела собственного епископа, а была временно под управлением Уральского епископа Арсения, постановил: на Нижегородскую епархию, присоединив к оной Костромскую губернию, возвести в сан епископа Нижегородского благоговейного мужа Иоанна Григорьевича Усова. 1902 года 28 июля.
(Подписи те же).
4. Освященного Собора старообрядческих епископов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Освященный Собор, рассмотрев постановление Освященного Собора, бывшего в 1901 году, постановившего ежегодно бывать съездам граждан по приглашению епископа Арсения Уральского, и принимая во внимание последствия бывших съездов, вызвавшие пререкания и укоризны, не только среди частных лиц, но и обществ, что среди христиан не должно иметь места.
Настоящий Освященный Собор, не найдя оснований по канонам святой Церкви к утверждению съездов граждан, и относя таковые съезды к случайным потребностям, оставляет собрание оных усмотрению церковно-общественных попечительств, но без участия на оных духовных лиц, и только для обсуждения церковно-общественных нужд, отнюдь не касаясь дел, подлежащих суду епископов. Вместе с сим Освященный Собор просит всех православных христиан: все возникшие пререкания оставить, и в союзе мира и любви трудиться на общую пользу св. Церкви, и Бог мира и любви будет со всеми нами. 1902 года 28 июля.
(Подписи те же).
5. Освященного Собора старообрядческих епископов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Освященный Собор, выслушав доклад об основании собственности при епископиях, каковая бы по определению правил (41 св. Апостол; 26, 4-го Вселенского Собора 24 и 25-го Антиохийского Собора) состояла в ведении и распоряжении местного епископа на удовлетворение духовных нужд епархиального управления, Освященный Собор признав наименованное основание собственности, в силу исполнения сказанных правил, желательным и полезным, постановил: предоставить каждому епископу обсудить о способе основания означенного капитала в среде церковно — общественного попечительства своей епархии в соучастии священнослужителей, приглашая к сему и православных благотворителей. 1902 года 28 июля.
(Подписи те же).
6. Освященного Собора старообрядческих епископов.
Об увольнении епископа Силуяна от управления епархией.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Освященный Собор, в заседании своем 27 июля 7410 (1902) года, слушал прошение епископа Силуяна об увольнении его от управления епархией, но с представлением ему права именоваться епископом и священнодействовать в храме, где проживает. Принимая во внимание старческий возраст и болезненное состояние епископа Силуяна, препятствующее ему управлять епархией, Собор нашедши необходимым удовлетворить сказанное его прошение, постановил: епископа Силуяна (1) уволить от всякого управления епархией, но предоставить ему право именоваться епископом и совершать священнодействие в храме, где проживает, а в других местах с разрешения местного епископа.
(Подписи те же).
Примечание:
(1)Скончался 17 декабря 1902 года, в хуторе Малозападенском, Донской области. В 1904 году, 11 июля, нетленные останки его перенесены в г. Новочеркасск.
7. Освященного Собора старообрядческих епископов.
Епископу Феодосию Кавказскому.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
По случаю увольнения епископа Силуяна от управления епархией, Освященный Собор определил: всю бывшую епархию епископа Силуяна, за исключением г. Новочеркасска и Ростова и всей вообще Донской области, поручить преосвященному Феодосию, епископу Терскому, которому вменяется в обязанность принять бразды правления оной епархией, со дня получения сего определения. 1902 года 28 июля.
(Подписи те же).
8. Освященного Собора старообрядческих епископов.
П0СТАН0ВЛЕНИЕ.
Освященный Собор, обсудив вопрос: дозволительно ли крестникам мужа и жены вступать в законный брак, постановил: таковой брак признается сомнительным и посему впредь не должен быть дозволяем, на основании изречения Кормчей: «Закон повествует, яко в супружество не точно взыскати подобает аще прощено есть, но убо и аще есть честно» (л. 550). 1902 года 28 июля.
(Подписи те же).