1.Божиею милостию.
Мы, Освященный Собор старообрядческих российских епископов обсуждая дело о замещении Самарско — Симбирской епископии, выслушали прошение от 20 священников и общественных попечителей от 19 приходов сей епископии, коими они указывали нам троих кандидатов, а чрез посредство своих депутатов лично просили нас об одном из них о священноиноке Порфирии, прибывшем на сей Освященный Собор от лица епископа Селивестра.
Не находя никакого препятствия к исполнению сей просимости, общею волею нашею избираем сего указанного благоговейного священноинока Порфирия во епископа на Самарско — Симбирскую епископию и просим Господа Бога поспешить нам в полном совершении сего избрания.
Сие постановление утверждаем нашими подписями. Месяца августа 1899 года.
Председатель, смиренный Иоанн, архиепископ Московский (1)
Смиренный Анастасий, епископ Измаильский.
Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.
Смиренный епископ Антоний Тобольский и Колыванский.
Смиренный Арсений, епископ Уральский.
Смиренный Иринарх, епископ Ярославский и Костромской (2).
Смиренный Иона, епископ Смоленский и Калужский.
По поручению епископа Селивестра Балтовского и Новозыбковского: священноинок Порфирий.
Уполномоченные епископа Кирилла: священник Григорий Андреев Спирин, диакон Григорий Мухин.
Священник Филипп Привалов, в лице епископа Силуяна Кавказского.
Смиренный Феодосий, сельский епископ Тверской области.
2. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Вследствие прошения епископа Кирилла, что он по преклонности лет и слабости здоровья не может более управлять Нижегородскою епархиею и посему просить уволить его на покой и поручить управление епархией по усмотрению Собора епископов, — Освященный Собор, снисходя прошению старца, постановил: боголюбивейшего епископа Кирилла уволить от управления Нижегородской епархией с тем, чтобы-согласно послания Третьего Вселенского Собора-«имети ему имя, и честь епископа, священнодействовать во своей обители и совершать все то, что по благорасположению и любви во Христе позволить ему брат и соепископ, управляющей епархией».
Блюстителем же Нижегородской епископской кафедры, до времени канонического избрания и назначения постоянного епископа на оную, Освященный Собор назначает боголюбивейшего Арсения, епископа Уральского, со всеми правами епархиального епископа.
Сие постановление подтверждаем нашими подписями. Месяца августа 1899 года.
(Подписи те же).
3. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Освященный Собор, собравшийся во Святом Духе сего 7407 лета, месяца августа 21-го дня, имея попечение об охранении чад Святой Древлеправославной Церкви от незаконного общения с отлученными от нея, на основании 10-го правила св. Апостол, гласящего: «моляйся с отлученными, сам такожде да отлучен будет», и 9-го правила святейшего Тимофея: «службе бывающи в Церкви, не подобает приходити еретиком, аще не обещаются покаятися и бежати от ереси своея»-постановил: не допускать до общего богомоления имеющих общение с не принадлежащими к нашей Святой Древлеправославной Церкви, дондеже не присоединятся к ней по преданному уставу.
Именуемых "неокружников" и "беглопоповцев", приходящих к соборной Церкви, принимать согласно толкования 1-го правила Василия Великого, гласящего: «Подцерковницы же суть, иже осуждени бывше о некиих гресех, епископы, или пресвитеры, и отставлены бывши от службы, и не повинувшеся правилом, но себе господьски отмстивши, и епископы нарицаются и служат и церковь создавши другую, и в своей воли быти некая указаша, и соборную оставите Церковь: тии убо преложше себе, и покаянием достойно, и обращением удобрившеся, совокупляются паки, яко едино тело к соборной Церкви». Устав же присоединения да совершается так: по обычном семипоклонном начале и по прощении, «Царю небесный» и прочая, и по тропарях, молитва от скверны, и первая молитва, что в 3 чине приходящих от ереси.
Без такового же присоединения не допускать именуемых «неокружников» и "беглопоповцев" к участию в богослужении, и в особенности при святых тайнах.
Сие наше соборное постановление скрепляем своими подписями. Августа 22 дня 1899 года.
(Подписи те же).
4. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Освященный Собор, выслушав прошение Житомирских христиан о желании их присоединиться к епархии епископа Анастасия и имея в виду согласие на сие епископа Селивестра, не нашел препятствий к удовлетворению их ходатайства и постановил: поручить боголюбивейшему епископу Анастасию временно заведовать Житомирским приходом, со всеми правами, принадлежащими епархиальному епископу. Что и подтверждаем своими подписями. Августа 1899 года.
(Подписи те же).
5. Освященного Собора Старообрядческих епископов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Божиею милостию мы, Освященный Собор старообрядческих епископов Российской области, обсуждая дело о замещении много лет вдовствующей Пермской епархии, выслушав прошения и приговоры обществ означенной епархии, в коих они указывали трех кандидатов, окончательное избрание, представляя Собору боголюбивых епископов. Соображая все обстоятельства и принимая во внимание, что епископ Антоний уроженец Пермской губернии, мы общею волею и нашим согласием нашли полезным определить боголюбивейшего епископа Антония на Пермскую и Тобольскую епархию, и просим Господа Бога поспешить ему в сем звании на пользу св. Церкви.
Сие наше постановление подтверждаем нашими подписями. Месяца августа 1899 года.
(Подписи те же).
16. Освященного Собора Старообрядческих епископов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Божиею милостию мы, Освященный Собор старообрядческих российских епископов, обсуждая дело о замещении епархии Томско — Иркутской и всея Сибири, выслушали прошение священнослужителей и прихожан того места, коим они просят рукоположить на их епископию благоговейного архимандрита Феодосия во епископа.
Не находя никакого препятствия к исполнению сей просимости, общею волею нашею избираем сего указанного благоговейного архимандрита Феодосия, игумена Томской обители, во епископа на Томско — Иркутскую и всея Сибири епископию, и просим Господа Бога поспешить нам в полном совершении сего избрания.
Сие постановление утверждаем нашими подписями. Месяца августа 1899 года.
(Подписи те же).
17.Освященного Собора Старообрядческих епископов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Божиею милостию мы, Освященный Собор всех старообрядческих российских епископов, на основании 4-го правила Первого Вселенского Собора, сим изъявляем свое согласие, чтобы избранный нами во епископа Томско — Иркутского и всея Сибири благоговейный архимандрит Феодосий был посвящен в этот сан святительства боголюбивыми епископами Анастасием и Антонием по чину и уставу нашей Святой Древлеправославной Церкви.
Сие наше согласие подтверждаем нашими подписями. Месяца августа 1899 года.
Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский.
Смиренный Анастасий, епископ Измаильский.
Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.
Смиренный Арсений, епископ Уральский.
Смиренный Антоний, епископ Тобольский и Колыванский.
Смиренный Иринарх, епископ Ярославский и Костромской.
Смиренный Феодосий, сельский епископ Терской области.
Смиренный Иона, епископ Смоленский и Калужский.
По поручению епископа Селивестра Балтовского и Новозыбковского: священноинок Порфирий.
Уполномоченные епископа Кирилла (1): священник Григорий Андреев Спирин, диакон Григорий Мухин.
Священник Филипп Привалов, в лице епископа Силуяна Кавказского.
Примечание: (1) Епископ Кирилл на сем Соборе уволен на покой. Приняв схиму, скончался 22 декабря 1903 г., в с. Елесине, Нижегородской губ.
18. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
О некоторых обычаях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Божиею милостию мы, Освященный Собор старообрядческих епископов, в заседании своем рассуждали о некоторых обычаях и благочинии Церкви, и нашли, что некоторыми христианами беззазорно нарушаются многие правила святых Апостол и святых Соборов, а именно: святых Апостол правила: 10, 45 и 65; Лаодикийского Собора правило 33 и Тимофея Александрийского-9 (8), которые строго воспрещают православным молиться вместе с еретиками, подвергая самих нарушителей отлучению от Церкви. Равно нарушаются некоторыми христианами многочисленные постановления Церкви, строго воспрещающие брадобритие и прочие.
В виду всего этого, и принимая во внимание какой страшный ответ, предстоит нам дать Богу за нерадение о вверенных нам словесных овцах Христовых, мы отечески увещаем всех, священников принять нижеследующие меры к искоренению противохристианских обычаев:
1) внушать постоянно всем православным христианам, чтобы они строго соблюдали Евангельския заповеди и законоположения, Святых Отец;
2) каждому священнику вменяется в обязанность выписать из святоцерковных книг свидетельства против тех греховных обычаев, которые в его приходе распространяются, как-то: о молении с еретиками, брадобритии, табакокурении и прочие и выставить эти выписки на видных местах в храме;
3) требовать, чтобы в церквах пение, чтение и вообще все богослужение совершалось чинно и благоговейно, самим подавать пример в этом, ибо (проклят
творящий дело Божие с небрежением), — сказано еще в
Ветхом Завете.
Если же какой священник будет нерадеть о своей пастве и допускать противохристанские обычаи в своем приходе, то навлечет на себя суд 58 правила св. Апостол, гласящего сице: «Епископ, или пресвитер, не брегий о причетницех и о людех своих, и ненаказуя их на благоверие да отлучится. Пребывая же в таковой лености, да извержется». (Кормч. гл. I).
В заключение всего определяем: избегать всяких распрей и раздоров и держаться неизменно и непреложно православной веры, как изложено в Символе веры Первого и Второго Вселенских Соборов и изъяснено святыми отцами; каковую веру содержим и все мы.
Сие наше соборное определение утверждаем своими подписями. Августа 21 дня 1899 года.
(Подписи те же).
9. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
О помощнике московскому архиепископу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Божиею милостию мы, Освященный Собор старообрядческих епископов, выслушали словесное заявление председателя нашего собрания г. Иоанна, архиепископа Московского, чтобы ему иметь всегдашним помощником кого-либо из ближайших епископов для того, чтобы возможно было ему когда и отлучаться для личного обозрения неких мест его обширной архиепископии, и чтобы текущие дела в его архиепископии за отсутствием его не были в застое.
Приняв это в уважение, мы общим согласием избрали боголюбивейшего брата нашего Иринарха, епископа Ярославского и Костромского, быть помощником г. Иоанну, архиепископу Московскому, каковое избрание и определение утверждаем нашими подписями. Месяца августа 1899 года.
(Подписи те же).
10. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Божиею милостию мы, Освященный Собор всех старообрядческих российских епископов, рассматривая жизнь нашей старообрядствующей Церкви, нашли среди христиан не мало незаконно составленных браков, которые по большей части были повенчаны не своими приходскими, но посторонними священниками, которых так или иначе обманывали заключающие эти незаконные браки.
А потому, чтобы прервать это беззаконие, мы нашли нужным напомнить наставление Кормчей, на листу 522-м, гласящее: «Пастырь же свойственный есть, им же венчани и благословени быти имут новобрачнии, священник, в его же парохии жених есть. Но убо в неких странах в его же невеста поемлется. Аще не оба от единыя суть парохии, сей венчает, по древнему убо всем каковый где обычай содержится, сице да бывает».
Это наставление постановляем в обязательное руководство каждому священнику. Если же кто после объявления сего постановления решится повенчать от не принадлежащего ему прихода, без просьбы о том приходского священника, то будет подвергнут таковой запрещению на время, какое заблагорассудит его собственный епископ.
Также не должна быть самовольная отлучка священнослужителей от своих приходов, кроме уважительных причин и по объяснении о том попечителям или блюстителям их церквей. А если нужно отлучиться в другую епархию, то должен взять разрешение от своего местного епископа.
Сие постановление подтверждаем нашим подписями. Месяца августа 1899 года.
(Подписи те же).
11.Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Божиею милостию мы, Освященный Собор всех старообрядческих российских епископов, слушали доклад председателя Собора Иоанна, архиепископа Московского, что ему многократно доносили словесно и письменно о некоторых недоразумениях, происходящих в мужском монастыре на Черемшане. Наконец и сам епископ Паисий заявил ему, что по делу избрания казначея произошло непримиримое разногласие, которое осталось нерешенным, и епископ Паисий при этом выслушал от некоторых оскорбление.
В устранение такового недоразумения, Освященный Собор постановил: поручить епископам Анастасию, Антонию и Феодосию, произвести самое тщательное расследование и по выяснению дела, виновных в этом недоразумении, на основании церковных канонов, подвергнуть наказанию.
Сие наше постановление подтверждаем нашими подписями. Месяца августа 1899 года.
(Подписи те же).