Виленские мученики

Виленские мученики

В месяца апреля ДI день.

Житие святых новоявленных мучеников Круглеца, Нежила и Кумца, во святом крещении нареченных Антонием, Иоанном и Евстафием пострадавших в литовской земле в Вильне, за православную веру христианскую.

Сии три мужа были жителями града Вильно, земли Литовской. Подобно своим соплеменникам они были язычниками, поклонялись и служили   огню.  Иоанн и Антоний были братьями. Иоанн старший, а Антоний младший. Когда они узнали о Христе, то всей душой возлюбили Господа и все христианской благочестие.  Немедля братья пришли к священнику некоему по именем Нестору. От него же сподобились Божественому  крещению. И став христианами они стали вести жизнь подобающую, во всем согласную с православным уставам и отеческим преданиям.  Братья не уподоблялись другим христианам земли Литовской которые иногда скрывали свою веру постригая волосы и бороды.  Иоанн и Антоний были в то время в услужении у князя литовского Ольгерда. Этот правтель принял святое крещение, но по времени, подобно Иулиану отступнику, снова возвратился на языческую блевотину.  Князь заметил, что  братья перестали постризать головы и брады свои, как было принято в этих местах.  Ольгерд спросил у Иоанна и Атония об этом. Они же открыто исповедали себя христианами. Тогда князь понудил их вкусить мяса за своей трапезой. Но это был день постный, и братья отказались от скоромного угощения. Тогда Ольгерд повелел затворить сих в мрачной темнице, подобно Ироду, затворявшему не желающих веселиться с ним.   Однако исповедники только возрадовались, что за имя Христов сподобились страдать, утешаясь тем, что идут на царствие, а не в темницу.

Прошел год и Иоанн измученный заключением впал в малодушие. Он умолил стражей передать князю, что готов усердно исполнить все его повеления. Обуреваемый страхом мук он согласился исполнять все обычаи принятые при дворе князя Ольгерда. Князь повелел освободить Иоанна. В награду за его послушание выпустил из темницы и его брата Атония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово. Святой ждал возможности вновь исповедовать веру.

Некогда братья были приглашены в постный день на княжеский пир. Там Иоанн страха ради иудейского стал вкушать предложенных мяс. Было повелено и Антонию вкусить скоромного.  Но он отказался исповедуя себя христианином.   Разгневанный князь тотчас же приказал бросить святого в темницу еще худшую прежней.  Иоанн же остался на свободе, но неуважение к нему стали показывать даже язычники.  Страдающий Иоанн пришел в слезах к сященнику Нестору и просил того быть ходатаем перед томящимся в темнице братом, дабы умолил Антония простить брата за малодушие. Нестор передал все Антонию, но тот сказал, что только тогда будет единомысленным с братом, когда тот решится быть единым с ним в ревности по вере. Нестор передал эти слова Иоанну. И тот решил открыто исповедать веру как только сие будет возможно.

Некогда Иоанн был вызван прислуживать князю в бане. И представ перед князем он дерзновенно исповедал себя христианином. Но Ольгерд не каким образом не показал своего гнева. Тогда на следующий день Иоанна уже при всех слугах  княжеских и народе исповедал себя христианином. И по повелению князя  он был  биен палицами и влачим в темницу. Благодатью Господней Иоанн переносил все страдвания с радостью неизреченной. Брат же его Антоний когда узнал о сем исполнился благодушием. И пребывали они оба в темнице благодаря Бога, ибо ради него пострадать сподобились. Вскоре же обоих страдальцев посетил  иерей Нестор и причастил их святых и животворящих Христовых тайн.

Минул  год заточения и повелением князя Антоний был осужден на смерть.

Ночью святой Антоний был допущен к своему брату и бодрствуя с ним всю ночь молился и укреплял его, и вспоминая первое его падения, подвигал на страдания ради Христаю. Наставлял Иоанна, что через недолгие дни и он подобную смерить примет за веру православную. Также и  Божественным тайнам причащаются оба. 14 апреля Антоний представляют душу Господу удавлен не некоем месте. Иоанн же находясь в заточении продолжал проповедовать народу стекающемуся к темнице.  По истечению  десяти дней исповедник был предан подобной смерти. Как и возлюбленного брата язычники повесили его на дубе.  Христиане собравшиеся на месте казни мучеников приняли их честные  мощи и с честью погребли.

Юноша Евстафий был цветущего возраста, мужествен, доблестен и красен как душой, так и телом.  Всей душой возлюбив христианство, он крестился  от преждереченнаго иерея Нестера. Со дня крещения Евстафий пребывал в молитве и приходя в подобающую христианину жизнь и иных в добродетелях учил образом своей жизни.  За прочие же свои добродетели он был почтен от князя литовского и прочих. Некогда выехал князь литовский на охоту. И вызвал с собой юношу Евстафия. От князя не укрылось, что юноша сей растущую бороду не стрижет и не бреет. В землях тех по обычаю язычников-огнеслужителей полагалось постригать власы и брить бороду. Доброненавистный и лукавый бес нашел повод чтобы навредить сему христолюбивому юноше. Как только князь увидел Евстафия сатана вложил в его сердце князя ненависть к его внешнему виду и особенно к ношению брады. Ольгерд спросил, что значит этот внешний вид. Евстафий нисколько не страшась исповедал себя христиананом. От ярости князь Ольгерд во что бы то ни стало заставить юношу пренебречь отеческими обычаями и святоцерковными преданиями. Приказал он юноше вкусить мясо. А это была пятница поста Рожества Христова. Но христианин отказался вкусить мяса. Тогда князь приказал слугам немилостиво избить Евстафия. Те долго били мученика жезлами, но князь так и не дождался от него моления о пощаде, ни слезы, ни даже стона. Евстафий только благодарил Бога, который сподобил его быть причастным к прочим пострадавшим за имя его. На больший гнев и ярость обратился Ольгерд. Повелевает  воду студеную принести и  вливать во уста. Скоро плоть святого от лютого холода посинела. Но и после этой муки не восхотел он прикоснуться мяса. Тогда лютейшую муку ему уготовили.  Кости ног его сокрушили от стоп и до самых колен.  По сем же волосы на главе его отрезали вместе с кожей. А затем и нос и уши. Юноша три дня терпел эти мучения. Пришедшим к месту пыток христианам говорил: «Не плачьте братия обо мне, если и земная храмина тела разрушится, то    душа обретет храмину вечную у Христа на небесах». После сего было объвлено о казни страдальца. Евстафий нисколько не был печален, но с радостью помогал мучителям ожидая встречи с Господом. И так был он повешен на дубе, на которым были казнены святые Антоний и Иоанн. Предал же он душу Господу 13 декабря 1347 года.  

Через три дня христианам было разрешено снять тело святого страстотепрца. Здесь же оно было и погребено. Ночью во время погребения об упокоении святых душ молились и некоторые сыновья князя Ольгерда, которые  были христианами. Через некоторое время  благочестивые люди той местности просили у князя место страданий святых мучеников, чтобы построить там церковь. Он же устыдившись своих деяний, и подвига добропобедных мучеников согласился на эту просьбу. И части мощей святых были положено в сем храме, освященном во имя Пресвятой Троицы. Многие получили от них исцеления во славу и хвалу виленских мучеников и великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Узнав об этом князь Ольгерд  раскаялся в совершенных злодеяниях и вернулся во святую Церковь. Всех детей он воспитал в вере христианской. А на склоне лет принял иноческий постриг.

Слава о святых мучениках стала известная всей христианской Церкви. В 1374 году христиане Литовской земли обратились к Цареградскому патриарху Филофею, который благословил почитание исповедников как местных святых. Блаженный патриарх не только благословил почитать святых в Литовской земле, но и повелел написать службу мученика, а также распорядился привезти части святых мощей в Цареград, где они были поставлены в храме Святой Софии. Здесь от  них страждущие получали духовное и телесное исцеление.

Спустя столетия после исповеднического подвига святых виленских мучеников нашлись нечестивцы которые воздвигли гонения уже на их нетленные мощи.  После заключения в 1596 году Брестской унии храм с мощами святых мучеников был передан униатам. Свято-Троицкий монастырь с храмом был занят Базильянским орденом, а еретические монахи спрятали мощи святых мучеников  в потаенном месте.  Лишь в 1655 году мощи святых были найдены. Однако недолго святые останки были доступны христианам. В 1661 году они вновь были спрятаны. На этот раз это было сделано новолюбцами, последователями патриарха Никона. Более 150 лет мощи святых были замурованы в склепе.  Последователей латинского костела и российских новолюбцев весьма смущал исповеднический подвиг святых виленских мучеников. Ибо они пострадали за твердое следование древлецерковному преданию — держание поста и нестрижению брады. А известно, что сладце полизывающие Никонову блевотину не только не вменяют во грех бритье брады, но и всячески порицают это отеческое предание. Потому подвиг святых Иоанна, Анотония и Евстафия всячески обличает брадобрийную ересь издавна утвердившуюся у латинян которые благообразие свое ненавидят и ругаются ему.  И проказят лице свое  не только миряне, но и латинские попы и епископы.

Мы же неленостно должны чтить святоцерковное предание, как почитать и подвиг святых мужей виленских пострадавших во имя Господа и Спаса нашего Исуса Христа. Ему же слава, честь и поклонянение со отцем, и святым духом, и ныне и присно и во веки веком. Аминь.   

 

Поделиться: