Игнатий Ростовский | Русская православная старообрядческая Церковь

Игнатий Ростовский

Месяца мая в 25 день память святого отца Игнатия, епископа Ростовского.

Прославим всемилостивого Бога и Пречистую Его Матерь, что и в  нынешнее время, в последние времена, явил  Бог такого великого светильника, солнце церковное, просиявшее многими добродетелями.

Родился преподобный Игнатий от благочестивых родителей, и воспитан был в строгости и научен многим добродетелям. И увидев суету мира сего, отвергся его и принял монашеский чин в Ростовском Авраамиевом Богоявленском монастыре. Вскоре за великую добродетель и праведное житие он был поставлен в нем архимандритом, а потом и епископом города Ростова. Святой Игнатий был рукоположен во епископа в лето 6770 (1262г.) месяца сентября в 19 день. Приняв же Церковь Божию, со страхом и любовию пас порученное ему Богом стадо.

Неутомимо трудился строгийподвижник на пользу Церкви Христовой. Он построил несколько иноческих обителей, примирял враждующих князей, утверждал паству в православной вере в трудный период татаро-монгольского ига. В 1269 г святитель основал обитель при устье реки Шексны, на берегу Белого озера во имя Святой Троицы. Иноки этой обители много потрудились над обращением в христианство чуди и корелов. В этом же году явил Господь чудо, прославившее Его угодника Игнатия: Юрьевский князь Дмитрий Святославич, больной и онемевший, принимал от святителя пострижение в иночество. Едва окончился чин, князь-инок обратился к святителю и внятно проговорил: «Господь да воздаст тебе за труд твой, святый владыко! Ты приготовил меня в дальний путь добрым воином Христовым; там Царь-Бог, иду к Нему с верою и упованием».

Не мало потрудился святой о сохранения мира в своей епархии и как добрый пастырь не оставил словесных овец на растерзание злым волкам.  Два раза святителю приходилось предпринимать тяжелое путешествие в орду с ходатайством за свою епархию. Святой Игнатий не раз выступал примирителем князей и не боялся власть имущих, строго обличая их беззакония. Так, в 1281 году он выступил  примирителем князей Димитрия и Константина Борисовичей Ростовских. Отняв Белозерский удел у князя Михаила, они перессорились между собой и едва не дошли до кровопролития. Святитель, не взирая на лица, отлучил одного из князей от Церкви за  преступление клятвы крестоцелования. Строгость святого и его увещания привели братьев к покаянию. Внушениями святительской любви братья доведены были до того, что возвратили князю Михаилу Глебовичу его удел, а в прочем поделились между собой. В память евангельского мира святитель Игнатий заложил в Ростове храм Бориса и Глеба.

Святитель неутомимо пекся о распространении православной веры и сохранении неповрежденным ее учения. В 1274 г. он участвовал в соборе русских епископов во Владимире. На соборе были непоколебимо утверждены истины православной веры. Святые отцы собора много трудов приложили для сохранения неизменными на русской земле преданий церковных, принятых от св. апостолов, святых соборов и отцев Церкви. Так было постановлено считать истинным только крещение полным погружением во имя Отца и Сына и Святого Духа, поливание же и прочие искажения святого таинства считать недействительными, а их совершителей отлучать от Церкви. Ведь такое нарушение апостольского предания стало встречаться в Новгородских землях.

Пребывал Игнатий в сане епископа 26 лет, добре пася Церковь Христову, и преставился к Богу в лето 6796 (1288г.) в мае месяце в 28 день в пятницу после вечерни. И поистине дивны и прехвальны чудеса, явленные Богом, на погребении его святых мощей.

По преставлении святого  ударили в колокола и собрался весь город, народа бесчисленное множество, и плакали безутешно о своем пастыре и учителе. Который был им в болезнях и печалях помощником и избавителем, защитником сирот и вдовиц, кормителем и питателем нищих и убогих, а для иерейского чина и князей- строгим учителем и к добродетели наставником. И вот взяв тело святителя Игнатия, понесли в церковь и не могли войти из-за множества народа, собравшегося там, и поставили гроб его пред церковью; после этого начали петь погребальные песнопения.

В то время пришли две благоговейные инокини. Одну из них звали Феодосия, и была она некогда женой Павла протодиакона при епископе. В браке прожили они девственное житие о Боге, посвятив себя  молитвам и посту, и были всеми почитаемы ради чистоты их жизни. Когда Павел отошел ко Господу, жена его восприняла монашеский чин. Другая же инокиня именем Оксиния была благочестива и вела добродетельную жизнь.

И этим двум инокиням явилось чудо, и многие другие видели его, кому Бог открыл. Когда несли святое тело его к церкви, то восстал святитель Игнатий с одра в своем святительском облачении и пошел по воздуху и встал над церковью, и благословил весь собравшийся народ, потом вошел в пещеру, ископанную в земле около жертвенника, где был ему приготовлен и гроб, в котором  и положили его святое тело. Видение это открыл Бог преподобным инокиням, прославляя угодника своего святителя Игнатия.

И когда поставили гроб святителя перед церковью, поя канон за упокой, Бог сотворил чудо: архимандрит Стефан, у которого  с рождения  палец на руке был пригнут к ладони, прикоснулся к святому телу Игнатия,  и тут же выпрямился палец его.

И так внесли честные мощи святителя в церковь. И наутро опять собрались все, чтобы сотворить погребальную службу и пение по обычаю. И когда положили тело его во гроб, и пресвитеры с дьяконами вложили ему свитки, в которых написаны были имена всех тех, кого святитель Игнатий посвятил в сан пресвитерский и диаконский, то угодник Божий, как живой, простер руку свою и принял свитки. Все, видевшие чудо это, преисполнились великого страха и радости и прославили угодника Божия.

Честные мощи его и доселе почивают открыто в ростовском Успенском соборе на северном конце иконостаса.

 Молитвами  святителя Игнатия, да и нам Бог подаст оставление грехов Христе Исусе Господе нашем, Ему же слава и честь и держава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком. Аминь.