Главная » Библиотека » Нестарообрядцы о старообрядчестве » А.В.Крамер. «РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА»

А.В.Крамер. «РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА»

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Старообрядцы не стали иным народом; они остались русскими; ведь основанием их «отдельности» была именно любовь к прошлому своего народа. Этому прошлому они не желали изменить, пойдя вслед за большинством. Верность этому прошлому всегда резко отталкивала их от всякого рода революционных антимонархических дел и планов.

    Если смотреть на двуперстие с точки зрения эстетической, то оно производит впечатление обряда, имеющего «за плечами» двух-тысячелетнюю церковную древность, и именно поэтому столь совершенного и лаконичного; так оно и есть в действительности. Таковы же и другие древние обряды, которых можно назвать очень много в разных областях церковной жизни, например: каждение, возжжение свеч и лампад, правильно совершенный земной или поясной поклон, устройство епископского посоха и мн. др. Ни о триперстии, ни, тем более, о имянословии этого сказать нельзя.

    Вот самое подходящее наименование для «Никоновых» реформ – убийство древнерусской культуры. Это кажется преувеличением, «красным словцом», но только на первый взгляд. Всмотревшись же повнимательнее в литературу, проповедь, искусство и архитектуру, служившие «новообрядческой» государственной Церкви, мы увидим, что они могли быть и красивыми, и возвышенными, и даже шедеврами в своем роде, и даже превосходящими западные образцы, но лишь постольку, поскольку вдохновлялись ими и подражали им.

    Если «Никоновы» (а не – царские) реформы – убийство древнерусской культуры, то царь Алексей Михайлович – ее убийца; добил ее его сын Петр; в начале царствования Петра она еще подавала последние признаки жизни…