Речь митрополита Корнилия на Всемирном Русском Народном Соборе 2011

Главная Митрополит Доклады и выступления Речь митрополита Корнилия на Всемирном Русском Народном Соборе 2011

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Речь митрополита Корнилия на Всемирном Русском Народном Соборе 2011

Уважаемые участники Собора!

Позвольте мне от имени Русской Православной Старообрядческой Церкви приветствовать участников XV Всемирного Русского Народного Собора. Тема нынешнего высокого собрания «Базисные ценности – основа единства народов» заставляет задуматься о подлинных основах мирной и созидательной жизни в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.

Речь митрополита Корнилия на Всемирном Русском Народном Соборе 2011

Старообрядчество имеет более чем 350-летний опыт сосуществования с самыми разными религиями и национальностями. После раскола Русской Церкви в XVII веке сотни тысяч православных христиан самых разных социальных групп и слоев были вынуждены бежать от костра и дыбы на окраины русского государства и за его пределы.

Поселяясь на окраинах государства, староверы сделали многое для мирной русской колонизации земель. Искренность, верность слову, духовная и телесная чистота староверов позволили без конфликтов и тем более столкновений жить бок о бок с малыми народами, населявшими бескрайние просторы Российской империи.

Зарубежное пребывание для русских староверов также не является чем-то новым. Уже более трех веков успешно живут, храня веру отцов, в зарубежных поселениях русские старообрядцы, которые имеют устойчивые и тесно связанные между собой общины в Европе, Северной и Южной Америке и в далекой Австралии.

Опыт старообрядчества показал, что даже в самом чуждом и враждебном цивилизационном окружении они смогли не только выжить и создать островки покинутой Родины, но и наладить нормальные отношения с представителями самых разных национальностей и религий. Старообрядцы смогли долгое время жить в таких автократических государствах, как Османская и Австро-Венгерская империи. Сохраняя свою веру, язык и культуру, они смогли наладить мирные отношения как с простыми жителями этих стран, так и с местными властями. Этот опыт старообрядчества уникален и является очевидным свидетельством возможности мирного сосуществования самых разных национальных и религиозных групп на одной территории.

Так почему же староверам на протяжении сотен лет удавалось мирными способами, без конфликтов и потрясений сохранять свои религиозные и национальные особенности, в то время как многие другие национальные и религиозные группы утратили свою идентичность, а некоторые оказались ассимилированными либо исчезли в пучине войн и межнациональных конфликтов?

Этому есть несколько причин.

Во-первых, староверы на протяжении своей истории проявляли высокую степень веротерпимости. Сохраняя древлецерковные традиции и предания, свидетельствуя любому взыскующему об истине православной веры, они, тем не менее, не прибегали к агрессивному духовному прозелитизму или публичному хулению чужой веры, не стремились устрашить или уничтожить своих оппонентов. Даже в самые тяжелые моменты своей истории староверы не брались за оружие, не мстили обидчикам и гонителям. Поэтому старообрядцы могли в течение сотен лет спокойно жить рядом с язычниками, мусульманами, католиками и другими конфессиями. Староверы всегда терпимо и уважительно относились к окружающим. К этому призывает нас Господь, говоря: «Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и любящих вас» (Мф. 5, 43). Староверы, терпевшие не одно столетие гонения за веру, были исполнителями этого Божественного повеления, когда, по слову апостола, «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темницах» (2 Кор. 6, 4), терпели мучения за имя Христово, не отвечая ненавистью и злом на притеснения.

Терпение и снисхождение к чему-либо выражается модным сегодня словом «толерантность». Для нас неприемлема толерантность, которая заложена в основу экуменизма, ведущего к безразличию в вере, а в конечном итоге к безверию. Но если под этим термином понимать взаимоуважение, мирное сосуществование, исключающее экстремизм и духовную агрессию, то такая толерантность всегда была присуща старообрядцам.

Вторая причина мирной жизни староверов в инородном культурном и конфессиональном окружении – это поддержание высокого уровня нравственности. Представители народов России с большим уважением относились к старообрядцам, видя, что в их среде не распространены пороки и греховные привычки.

Еще одной ценной чертой старообрядческого опыта является особая трудовая этика. На окраинах России наблюдалось удивительное по современным меркам явление, когда старообрядцы, сохраняя свои уникальную национально-религиозную культуру, имели устойчивые торговые, деловые и общественные отношения с представителями разных религий и этносов. Во всех странах проживания старообрядцы известны как честные, законопослушные труженики, успешно конкурирующие с окружающим населением. Сегодня особенно интересны принципы трудовой этики, выработанные старообрядческим купечеством в XIX – начале XX века.

В отличие от нынешнего времени, когда олигархи, ощущая себя чуждыми миллионам своих соотечественников временщиками, ищут сиюминутной прибыли и вывозят капиталы за рубеж, старообрядческий предприниматель ощущал себя, прежде всего, приказчиком, исполнителем тех или иных дел, вверенных ему Господом. Благотворительность рассматривалась не как обременительный довесок к бизнесу, а как почетная, угодная Богу обязанность. Промышленник-старовер Владимир Павлович Рябушинский, называя православного предпринимателя «Божиим управителем», писал: «Основатель фирмы, выйдя из народной толщи, сохранял до самой смерти тот уклад жизни, в котором он вырос, несмотря на то что он уже являлся обладателем значительного состояния. Конечно, в его быту все было лучше и обильнее, чем раньше, но в сущности то же самое. Хозяин не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни в духовном иным, чем рабочие его фабрики. Он очень гордился тем, что вокруг него «кормится много народа». В таком понимании своего положения бывший крепостной, а теперь первостатейный купец, совершенно не расходился со средой, из которой вышел. Все окружающие, бедные и богатые, окрестные мужики и его же фабричные, уважали старика именно за то, что он хозяин, дающий заработок сотням и тысячам».

И наконец, еще одна неоспоримая ценность старообрядческого опыта – сохраненная русскость. Когда после высылки из России Александр Солженицын в Америке познакомился с тамошними староверами, то был поражен своим открытием. Он был рад «видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав и слышать их сохраненную речь. Нигде на всем Западе и далеко не везде в Советском Союзе почувствуешь себя настолько в России, как среди них». Многие потомки российских эмигрантов XX века едва ли вспоминают о России, значительная их часть давно утратила веру, культуру и даже язык, хотя не прошло и сто лет. Зато в общинах староверов, основанных за пределами Отчизны 200 и даже 300 лет назад, до сих пор сохраняются старинные русские традиции и обычаи.

Все вышесказанное позволяет сделать обнадеживающий вывод. Если русский народ не только в отдельных выдающихся личностях, но в миллионах своих сынов сумел явить лучшие черты и самобытные ценности, ставшие основой его благополучия и добрых взаимоотношений с проживающими рядом с ним народами, то у него есть большое будущее.

Но это будущее станет возможным лишь в случае возвращения к своим корням, к вере отцов, к тем ценностям и традициям, на основе которых была создана великая цивилизация православной России.

Поделиться: