Выступление на Московском международном салоне образования 2016

Главная Митрополит Доклады и выступления Выступление на Московском международном салоне образования 2016

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Выступление на Московском международном салоне образования 2016

Самое главное, что отличает человека от всего окружающего его мира – это разум. При творении человека Бог уподобил его Себе тем, что вложил в него разум и дал возможность свободно этим разумом пользоваться. И с тех пор человек живет на земле, воспринимая все окружающее его, все происходящее с ним, через свою разумность.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слова «разум», «разуметь», объясняются как способность логически и творчески мыслить, обобщать и анализировать результаты познания. Разум человека – это способность осознавать самого себя, отличать добро от зла, это возможность накапливать жизненный опыт, приобретать знания и информацию, которые человек не имеет при своем рождении. Поэтому получение знаний, передача этих знаний внутри человеческого общества являются неотъемлемой частью жизни человека. Так установил Сам Бог.

В Библии сказано, что человек сотворен «по образу и по подобию Божию». И образ Божий проявляется в человеке, в частности, через развитие умственных способностей. Мы знаем, что Господь придает большое значение разумности, умственным способностям человека. Так, сразу после сотворения Адама Бог поручил ему очень важную работу – нарицать имена всем живым организмам, сотворенным до Адама. Адам, будучи владыкой мира, познавал сущность всех животных и давал им наименования. Из этого мы видим, что интеллектуальная деятельность изначально выделяла человека из всего сотворенного мира.

Кроме этого, главная заповедь об отношении человека к Богу говорит о том, что мы должны возлюбить Господа «всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим». Получается, что разумение – важная составляющая наших отношений с Богом. Вложенный в нас разум служит нашему соединению с Богом.

И кроме этого, в Библии есть еще один пример, когда Бог обращается к нашим умственным способностям. В известной притче о талантах Спаситель говорит об обязанности человека приумножать и развивать свои таланты. Развитие разумности является исполнением заповеди Божией. И наоборот, любое неразвитие, закапывание наших способностей является грубой жизненной ошибкой или грехом (по-гречески, грех – это ошибка, промах).

Таким образом, Богом в нас вложена способность думать, творить, делать выводы, приобретать знания. И приобретение знания – это один из основополагающих способов жизни человека.

Истинная мудрость, истинное познание всегда были у людей нравственно и духовно возвышенных. Все значительные вехи всемирной истории связаны с такими проявлениями мудрости. Истинной мудрости, истинной образованности всегда сопутствовали свобода, стремление к сохранению мира и уважение к людям.

И наоборот, человеконенавистничество, порабощение и уничтожение людей выражались в том числе в попытках ограничить интеллектуальную жизнь людей, понизить ее уровень. Примером тому может служить стремление германских нацистов не допустить развития умственных способностей у порабощенных ими народов.

В соответствии с таким взглядом на образование, христианство поддерживает стремление человека к знанию.

И самым красноречивым историческим примером отношения христианства к знанию, к образованию является тот факт, что современная наука возникла именно в христианской Европе. Все великие ученые, собственно создавшие современную науку, были христианами. Ньютон писал трактат с комментариями к Апокалипсису и Книге пророка Даниила. Коперник был священником. Главный труд математика Лейбница — «Оправдание Бога». Эти люди были весьма религиозны. Даже родоначальник теории эволюции Ч. Дарвин считал себя христианином.

Поэтому расхожее мнение о том, что христианство и наука несовместимы, что Церковь когда-то противилась знаниям, ни в коей мере не соответствуют действительной картине.

Просто христианство всегда старалось разграничить сферу веры и знаний. И то, что относится к области серьезных научных знаний, подтвержденных общепринятыми научными методами, христианство принимало. С другой стороны, христианство выступало против лжезнаний, попытки смешивать веру и знания, против оккультных методов получения знаний, всяческих астрологий и алхимий.

Подавляющее большинство видных христианских деятелей были высоко образованными, прогрессивно мыслящими людьми. Поэтому развитие науки, получение образования поддерживалось христианской Церковью.

Но следует заметить, что сама наука, само образование никогда не воспринимались христианством как самоцель, как смысл жизни. И это очень важно понимать. И знания, и образование, как возможность эти знания получать и передавать, являются всего лишь средством, способом познания образа Божия в человеке. Без высшей цели, без направления своей деятельности к Творцу эта масса информации не имеет никакого положительного смысла.

Поэтому Церковь утверждает, что основой любого познания, любой интеллектуальной деятельности, любого получения знаний должно выступать духовное мировоззрение и моральная направленность. В своем желании познавать человек должен видеть высший смысл, он должен чувствовать свою направленность к Творцу, он должен понимать, что есть Тот, Кто этот мир сотворил, Кто дал этому миру законы, и познание этих законов невозможно без приближения к его Творцу.

Вера в Творца всего мира и вытекающие из нее моральные и духовные принципы человеческой жизни являются главными условиями успешной познавательной деятельности человека. Этот же подход касается и образования. Как бы ни отрицалось влияние религии на развитие общества, его культурную деятельность, как бы ни пересматривалась историческая и просветительная роль Церкви, факт остается фактом – там, где была вера в Бога, Творца всей Вселенной, человек достигал максимальных достижений, там развивался научно-технический прогресс. Там, где этой веры не было, человечество либо топталось на месте, либо этически, морально деградировало.

Поэтому основа качественного образования – духовный и моральный фундамент в человеческой душе.

В первую очередь это касается юношей и девушек, определяющих свой дальнейший жизненный путь. Следует отдавать отчет, что в молодом возрасте человек не может однозначно определить для себя профессию или сферу профессиональных интересов, которыми он будет заниматься всю оставшуюся жизнь. В течение своей жизни человеку иногда приходится кардинально менять сферу своей трудовой и профессиональной деятельности. Поэтому нельзя сказать, что выбором образовательного учреждения после школы, выбором сферы образования мы однозначно определяем свой жизненный путь. Все это может еще не раз измениться.

Но вот что однозначно определяет будущий профессиональный путь – это духовное воспитание. И в этом вопросе решающую роль играют родители.

Несмотря на извечную пресловутую проблему отцов и детей, несмотря на кажущуюся самостоятельность молодых людей, несмотря на сложный период становления юных личностей, в пору их самоопределения решающую роль должны играть родители, их авторитет, их жизненный опыт и их советы.

И поэтому призыв к формированию духовной основы для получения качественного образования, в первую очередь, обращен к родителям. Именно родители несут ответственность за воспитание своих детей, именно родители закладывают в их души систему моральных и этических норм, именно родители могут впервые познакомить ребенка с Богом, с Церковью, с Библией, с молитвой.

Исходя из этого родителям очень важно понимать меру своей ответственности за воспитание и образование собственных детей.

Что же могут сделать родители для образования детей?

Христианство утверждает, что семья – это малая Церковь. Семья – это законный союз двух человек, которым в большинстве случаев Бог дает детей. Этот небольшой (а иногда, и большой) человеческий коллектив соединен взаимной любовью, взаимной ответственностью и взаимным уважением. Тут важно понимать, что решающим фактором в этом союзе являются взаимные отношения. Любые односторонние проявления этих отношений ведут к перекосу семейной жизни. Как и в большой Церкви, все члены семьи – малой церкви – оказывают друг на друга влияние, друг друга дополняют. И это влияние может быть как положительным, конструктивным, так и крайне отрицательным, разрушительным. Родители своим поведением формируют поведение ребенка. Есть такая замечательная народная мудрость: «Сколько ребенка ни воспитывай, он все равно будет похож на своих родителей». Поэтому родителям перво-наперво нужно помнить, что воспитание ребенка в семье происходит не посредством каких-то правильных современных педагогических методик, а в первую очередь непосредственным примером жизни самих родителей.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что поведение подростков в обществе, в том числе и в образовательных учреждениях, обусловлено поведением родителей.

Качество воспитания определяется образом жизни родителей. Учитывая это, родителям ни в коем случае не следует опускать собственную планку поведения. Ребенок должен видеть пример жизни родителей – в которой нет грубых смертных грехов (разврата, пьянства, сквернословия, рукоприкладства), должен видеть пример честной жизни – без лжи, взяточничества, нечестных заработков.

Святой апостол Павел так говорил о высоте призвания нашей жизни – «будьте подобны мне, как я Христу». Ни больше, ни меньше. Поэтому при оценке собственной жизни родителям нужно руководствоваться общепризнанными идеалами, примером людей, явивших собой образец святой жизни.

Для успешного обучения детей родителям необходимо культивировать в семье уважение к образованию. В период перестроечного лихолетья в нашем обществе сформировалось определенное пренебрежение к образованию, когда стало казаться, что можно заработать большие деньги (а деньги стали мерилом жизненного успеха) вообще без всякого образования, или, как говорили, «без корочек». В этот период в нашей стране был серьезно понижен авторитет образования в целом и нелегкого труда работников этой сферы в частности. В обществе поколебался веками существовавший авторитет учителя, преподавателя. Все это стало серьезным препятствием на пути получения нормального образования.

К сожалению, особенностью нашего российского подхода к образованию является желание сделать процесс получения образования как можно более легким, спокойным. И те пути, которыми достигается подобная легкость, зачастую крайне недопустимы. Имеются в виду обман, воровство чужой интеллектуальной собственности, взяточничество, коррупция и кумовство.

Подобное решение образовательных вопросов не просто преступно, но и греховно. Родители должны ориентировать своих детей на честное получение образования. Нельзя получать хорошие оценки, платя взятку. Нельзя добиваться ученого звания, воруя чужую диссертацию. Преподавателю недопустимо предпочитать одних учащихся другим по родственному принципу, а не по качеству учебных достижений. И такой трудовой принцип получения образования опять-таки могут преподать студентам только их родители.

Немалое влияние на образовательный процесс оказывают внутрисемейные отношения. «Прогрессивное» западное общество старается как можно скорее вырвать человека из его семейной среды. Не так в обществах традиционных, каковым, до сих пор, является и наше российское общество. Согласно общепринятым нормам традиционного общества, студенты и после начала обучения в высших учебных заведениях не прерывают бытовую и семейную связь со своими родителями.

Нормы внутрисемейных отношений зиждутся на взаимном уважении всех членов семьи, на уважении личности каждого. Родители должны как можно больше общаться с подростком, не позволять ему замыкаться в себе. Хорошим правилом для родителей является обязанность ежедневного, как минимум, двухчасового общения со своим чадом. Бог так устроил нашу природу, что именно общение, разговор способствуют налаживанию контакта с любым человеком и установлению доверительных отношений. Тем более это касается отношений между родителями и детьми. Нормальные, правильно устроенные отношения внутри семьи помогают молодому человеку наладить нормальную коммуникацию в новых коллективах – в образовательных учреждениях.

Уважение к самостоятельности подростка ни в коем случае не должно перетекать в безразличие к его жизни. Студенческий период жизни связан с возникновением многих необычных ситуаций, с выбором той или иной жизненней позиции. И в этом случае со стороны родителей обязательно должен быть здравый контроль поведения подростка.

К сожалению, манипулирование общественным сознанием зачастую отрицательно влияет на молодых людей. Экстремистская пропаганда, деятельность тоталитарных сект оказывают серьезное действие на неокрепшие молодые души. Примером подобного влияния является трагическая судьба русской девушки студентки престижного вуза Варвары Карауловой, завербованной исламскими террористами. Это же касается наркотической, алкогольной зависимостей. И в этой ситуации первыми, кто может оказать благотворное влияние на подростков, являются родители. Именно они могут увидеть первые симптомы подобных изменений. Именно авторитет родителей поможет своевременно оказать влияние на жизнь чада. Для этого родителям не лишним будет знать, что подросток читает, какое у него расписание занятий, каковы его учебные успехи. Поэтому здравый родительский контроль необходим.

При выборе профессии и места образования нужно помнить о моральной стороне нашей деятельности. В Библии есть очень интересная фраза, которая объясняет многие происходящие вокруг нас вещи: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму» (Рим. 1, 28). Обратите внимание – не в сердце, не в душе, а именно в разуме. Разум – это способность человека мыслить, познавать окружающий мир, накапливать знания. И в эту сферу своей природы человек должен добровольно впустить Бога. Если же человек живет без Бога, то Бог попускает человеку превратный ум, то есть ум, извращающий окружающий мир, сотворенный Богом; ум, который относится к миру не как хозяин, а как поработитель, как рабовладелец, для которого главное – это выгода. Посмотрите, что происходит вокруг нас – человек повернул вспять реки, высушил болота, вырубил почти половину лесов, истощил запасы полезных ископаемых, истребил многие виды животных и растений, отравил окружающий воздух и воду. И это – результат «разума без Бога», безнравственной образованности. Поэтому образование, его цель, его применение обязательно должны быть нравственны.

Как следствие не всякая профессия, не всякая деятельность может быть допустима с точки зрения морали, нравственности. Церковь никак не может одобрить ту профессиональную деятельность, которая напрямую связана с грехом.

В этом отношении человек должен понимать предстоящую стезю и связанные с ней соблазны. Например, никакая мораль не может согласиться с совершением детоубийства – абортов. А ведь это неотъемлемая часть профессиональной деятельности врача-гинеколога. Выбирая эту, безусловно, нужную профессию, человек должен понимать, как он для себя сможет решить эту нравственную проблему.

Выбирая профессию финансиста нужно помнить о греховности обмана и махинаций. У нас перед глазами есть огромное количество людей, оказавшихся в бедственном положении из-за профессиональной деятельности финансовых спекулянтов. Целый мировой кризис разыгрался из-за действий людей, делающих деньги из воздуха. И сколько из-за этого было пролито слез, сколько совершено самоубийств! Поэтому эта сфера профессиональной деятельности очень сомнительна с нравственной точки зрения.

В работе юриста может быть очень большой соблазн обвинять невиновных и оправдывать виновных. Сегодня задачей юриста зачастую становится обман. Субъективность юридической работы всегда будет содержать в себе этот соблазн. Вступающим на эту стезю людям нужно об этом помнить и не терять свое человеческое достоинство в погоне за материальным благополучием, желанием получить какой-то денежный куш.

Желающим стать актерами следует удаляться разврата, связанного с этой профессией. Современное театральное искусство все больше и больше становится на службу самым низменным человеческим чувствам. И профессия актера становится основным средством для этого. Тем более что современная информационная машина изо всех сил пытается показать обществу роскошный образ жизни современных артистов. И этот образ обязательно включает в себя супружескую неверность, беспорядочные связи, бесстыдство на сцене, безнравственность в жизни. Хотелось бы, чтобы раздумывающие об этой стезе люди понимали то, к чему профессия будет принуждать их, чему им будет очень сложно противостоять.

Это далеко не полный перечень советов и рекомендаций, который зиждется на многовековом опыте Церкви и человечества. Поэтому хотелось бы, чтобы все благие планы, в конечном счете, принесли благой результат. И чтобы не было больно за бесцельно проведенные годы.

И ваша задача, дорогие родители, помочь своим детям в обретении смысла и цели их образования, смысла их молодой жизни.

Вы же, дорогие студенты, помните, что Господь хочет, чтобы мы развивали свой разум и использовали его на благо ближним нашим. И если вам нравится учиться, если у вас есть для этого способности – делайте это, стремитесь к этому! Используйте все возможности, чтобы получить образование!

Закончить этот разговор уместно цитатой из Библии:

«Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч. 4, 5–9).

 

Секция «Духовное образование и просвещение в России: задачи, особенности, взаимодействие со светскими вузами».

Поделиться: