Доклад Освященному Собору о вреде пьянства и о борьбе с ним 2009

Главная Митрополит Доклады и выступления Доклад Освященному Собору о вреде пьянства и о борьбе с ним 2009

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Доклад Освященному Собору о вреде пьянства и о борьбе с ним 2009

От человек се невозможно,

от Бога же вся возможна.

Мф. 19, 26

Долг пастыря – поучать и обличать пороки людей, стремясь, в меру своих сил, принести духовную пользу своим чадам о Христе в деле вечного спасения. И если паства внимает голосу своего пастыря и его слово, подобно семени, падает на добрую землю и приносит плод, то его усилия не напрасны. Если же паства не воспринимает наставления, не исправляется в своих поступках, то пастырь скорбит и сетует, потому что ему предстоит воздать ответное слово перед Богом на Страшном Суде о своей пастырской деятельности, а чадам духовным – за свою жизнь.

Апостол говорит: «Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2). Святые не только писали назидания и увещания, но, уча, слезно плакали о согрешающих. «Пусть же учишь, для чего же еще и плачешь? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Для того, чтобы, если бессильно будет наставление, помогли слезы».

Христианин должен понимать свое высокое человеческое предназначение, определенное самим Исусом Христом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), то есть необходимо всегда стремиться к духовному совершенству. На этом пути православный христианин должен всегда равняться на Богочеловека Исуса Христа и святых Его. Как о высоком достоинстве Крестителя Господня Иоанна сказано – он никогда «не пил вина и сикеры» (Лк. 1, 15). Пьянство на пиру у Ирода стало причиной убиения Крестителя Иоанна. Вот как написано о пьянстве в поучении на Усекновение главы Иоанна Предотечи: «Кий прибыток пьянства и объюродения, и насыщения брашен – токмо страсти родятся. Кий мног плод пьянственный – токмо блудня плясовица вертением пляса и угоди Ироду пьянственному, и главу Иоаннову испроси отсещи. Отбежим, братие, пьянственного сего злаго навыка».

Пьянство – это род душевного недуга, греховная привычка упиваться вином, порождающая страстное влечение к алкоголю. Пьянство искажает образ Божий в душе человека, разрушает разум, душевную и телесную крепость, вселяет дурные наклонности и помыслы и, в конечном итоге, губит душу. Как ни прискорбно, некоторые христиане продолжают вести безнравственную жизнь, порождаемую тяжким недугом пьянства, разрушающим основы личной и семейной жизни, ведущим к упадку рождаемости и ухудшению здоровья подрастающего поколения. Пьянство угрожает самому существованию России как целостного и независимого государства. Сегодня масштабы пьянства в нашей стране оцениваются как алкогольная угроза. Алкогольная проблема в современной России принимает масштабы «гуманитарной катастрофы», приводя страну к одному из самых высоких в мире показателей по уровню смертности, преступности, сиротства.

Пьянство – наш общий российский грех, стыд и боль, поэтому борьба с ним – наша общая задача. Пьющий совершает грех тем, что подавляет в себе все богоподобное и человеческое, разрушает разум – высший дар Творца. Стремясь погубить человеческую душу, дьявол внушает пьянице низменные наклонности и дурные помыслы; бес пьянства, завладев душой и телом человека, превращает его в свое послушное орудие. Поэтому так необходимо постоянное внимание к своему внутреннему состоянию, чтобы вовремя заметить и преодолеть бесовские искушения и козни. Христианину нужно помнить, что мы ведем постоянную духовную войну с дьяволом и что наша брань, по слову апостола, «не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12), что бес, по словам святителя Иоанна Златоустаго, не оставляет человека до тех пор, «пока или не уподобит его себе, или не доведет до самоубийства». Аггелы тьмы преследуют своего подопечного до конца жизни, если он не будет с постоянным усердием, уповая на помощь Божию, бороться с этим злым пороком. Борьба с привычкой к пьянству – это нелегкая духовная работа, которую нужно осуществлять постоянно, не смущаясь сложностью и утомительностью, преодолевая низменные наклонности и дурные помыслы, не теряя надежду на Божию силу, которая все может. «У человека это невозможно, но не у Бога, вся бо возможна Богу».

Человеческому сердцу трудно отказаться от того, к чему оно имеет сильную привязанность или страсть и что сделалось для него идолом. К числу таковых относится пьянство, ибо этот идол имеет многочисленных поклонников во всех слоях общества, во всех возрастах, среди богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин. Как грозный правитель, этот бесовский идол разрушает благо семей и целых народов, и никогда его могущество не было так грозно, как в настоящее время. Апостол говорит, чтобы мы, испытав многое, держались хорошего: «Все мне позволительно, но не все мне полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Когда наступает эпидемия, тогда предпринимают все меры для того, чтобы устранить опасность, не дать ей распространиться. Но об эпидемии пьянства, к сожалению, приходится сказать словами пророка: «Ты бьешь их, но они не чувствуют». Опустошение, которое производит пьянство, отравляя все лучшие силы человека, тот внешний и внутренний ущерб, который от него терпит наш народ, гораздо больше и разрушительнее, чем потери от эпидемий и войн. Последние случаются периодически, тогда как пьянство стало в России непрекращающейся бедой. Не скрытно, как при эпидемии, действует эта зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное дело. И, однако, как велико ослепление, равнодушие и бездеятельность в отношении к этой опасности!

Надеюсь, будут услышаны те немногие голоса, которые сегодня взывают к народу христианскому, к правительству российскому, чтобы оно приняло соответствующие законы, способствующие сокращению пьянства, уменьшило количество питейных заведений, в которых с такой соблазнительной доступностью и дешевизной денно и нощно спаивается русский народ. Освободится ли когда-нибудь наш народ от этого губительного порока? Снова можно напомнить слова Христа: «У человека это невозможно, но не у Бога».

Сатанинская сила пьянства порой настолько владеет жертвами, что эти несчастные воображают себя не рабами, а героями, находят некую радость и веселие в том, что служит источником слез и скорби. Их воля настолько ослабла, что они не могут устоять против губительной страсти, и если иной и делает попытку подняться, то при этом чувствует, как некая враждебная сила тянет его книзу, приводя в уныние и отчаяние. Это я говорю не для того, чтобы возбудить робость и малодушие в этой трудной борьбе, но чтобы предостеречь от самонадеянности, от надежды только на свои силы, чтобы научить смирению пред Богом, научить обращаться за помощью в первую очередь к Богу, поскольку нет ничего неразумнее, как выступать со своими малыми человеческими силами против силы бесовской, которая сильнее человека, ибо сказано, что дьявол и «горами шатает».

Раньше русский народ, может быть, был менее грамотным, но знал гораздо больше о вреде пьяного утешения. Народная мудрость верно подмечает, что пьяница в первую очередь пропивает не штаны, а совесть и стыд. Один мудрец сказал: «Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселии лежит причина распространения вина и табака, а только в потребности скрыть от себя указания совести».

Ныне резко меняется и характер, и внешность русского человека. Сейчас все больше людей проявляют эгоизм, агрессивность, ощущают чувство одиночества, и во многом причиной этому является все возрастающее пьянство. Сравнивая фотографии начала прошлого века и нашего времени можно судить, насколько изменились в худшую сторону лица нынешних россиян – пропала одухотворенность, которая запечатлелась на портретах наших дедов и прадедов. В российских деревнях старожилы рассказывают, что на пьяницу смотрели как на из ряда вон выходящее явление, вызывающее жалость, осуждение и презрение. Ныне на селе трудно найти человека, ведущего трезвый образ жизни, и если такой появляется, то на него смотрят как на белую ворону.

Мнение о том, что в нашей стране обычай пьянства сложился исторически, является заблуждением. Статистика по этому вопросу говорит, что потребление спиртных напитков на душу населения в России, по сравнению с другими развитыми странами, было относительно низким (Германия 1909 г. – 10,1 л; Россия 1905 г. – 3,1 л). Пьянство на Руси значительно усилилось после эпохи петровских реформ и его пьяных ассамблей и привело к пьяному разгулу после октябрьской революции, когда пришедшие к власти атеисты, упразднив религию как «предрассудок», открыли путь к буйству страстей и пороков. Утвердилось мрачное предсказание Ф.М. Достоевского: если общество откажется от Бога, то ему будет все позволено, вплоть до людоедства. Накануне перестроечной антиалкогольной кампании средний уровень потребления алкоголя на душу населения превысил 14 литров чистого спирта в год; ныне же он составляет более 20 литров.

Около 20 литров спирта ныне приходится на каждого россиянина, на грудных детей, на стариков, на непьющих, на иноверцев (которые в большинстве ведут трезвый образ жизни). Понятно, что львиную долю выпивает русский мужик. Впрочем, не отстают от него теперь и русские женщины.

По заключению Всемирной организации здравоохранения, необратимое разрушение нации, вырождение народа начинается тогда, когда потребление чистого спирта на душу населения достигает 8 литров, а у нас уже сегодня – 20.

Из истории известно, что алкоголь за 40 лет практически уничтожил целый народ североамериканских индейцев. Сегодня процесс самоуничтожения русской нации идет со все увеличивающейся скоростью! Святитель Василий Великий говорил: «Когда пьяным управляет вино, он уподобляется упряжке без узды». Только потерявший разум может сам себе и окружающим наносить вред, при этом затрачивая огромные деньги. Святитель Василий Великий также пишет: «Пьянство – утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, преждевременная смерть». Оскудение духовных сил, а также алкоголизм и другие убийственные страсти – это расплата русского народа за впадение в атеистическое безумие.

Создается впечатление, что против России ныне идет необъявленная война, когда население уничтожается вином, табаком, наркотиками и развратом, а алкоголизация и наркотизация страны являются оружием массового уничтожения. Алкогольная эпидемия в нашей стране ныне убивает сотни тысяч наших соотечественников. Народная мудрость гласит: «В водке много силы, чтобы рыть могилы». Из пяти человек ныне четыре пьющих, которые не представляют себе жизнь без спиртного. По показателям числа абортов и самоубийств наша страна вошла в первую пятерку в мире.

В начале Великой Отечественной войны Гитлер сформулировал основы оккупационной политики на завоеванных восточных территориях, ведущие к уничтожению славян: никакой гигиены, никаких духовных устремлений, только водка и табак! Гитлер был враг, он знал, что водка и табак уничтожат ненавистных ему славян через несколько поколений без всяких крематориев и газовых камер.

Хочется напомнить слова, приписываемые императрице Екатерине II: «Пьяным народом легче управлять, ибо пьяный не мыслит, а мыслящий не пьет».

Алкогольная эпидемия сегодня наша национальная трагедия. Число умерших от пьянства у нас значительно превышает число родившихся: идет рост смертности, особенно у мужчин в возрасте от 30 до 50 лет. Пьянство родителей пагубным образом отражается на психическом и физическом состоянии детей, которые по вине родителей рождаются уже больными и с различными уродствами.

Ныне оружие массового уничтожения «вино и табак» убивает миллионы россиян. Кто же применяет против нас это оружие? Мы сами. Да, мы сами убиваем себя, самоуничтожаемся на радость врагам нашей Родины. Пора уже воздвигать мемориал «Жертвам алкогольного террора».

Запретительная антиалкогольная политика государства не всегда дает желаемые результаты, поскольку запретный плод сладок. Но, тем не менее, сегодня нужно ограничить доступность и запретить рекламу алкогольных напитков, принять меры правового характера, противодействующие распространению алкоголизации, в особенности молодежи. Но в первую очередь нужно начать с себя, вести трезвую жизнь, показать личный пример в этой трудной борьбе. Можно найти много виновных, придумать множество причин, почему в нашей стране жизнь складывается не так, как бы мы хотели. Проще думать, что причина несчастий лежит вне нас самих, в окружающем мире. Каждый верующий может изменить общую ситуацию к лучшему, если к лучшему изменит себя. Главный упор в борьбе за трезвость надо сделать не на запретительных и принудительных мерах, а на укреплении веры и ощущения страха Божия, а также на донесении до всех информации о пагубности пьянства, ибо человек, сознательно избравший трезвый образ жизни ради спасения своей души, во много раз ценнее непьющего по принуждению.

Распространение пьянства держится на беспечности в деле душевного спасения или на непонимании степени его вреда. Многие пьющие находят себе оправдание, успокаивая себя тем, что и все так делают, да и сказано в псалме: «Вино веселит сердце человеку». Но веселие наше должно быть о Господе, а не от употребления вина. Господь в Евангелии говорит Своим ученикам о новом молодом вине, которое нельзя вливать в старые мехи. На Тайной вечере Христос сказал: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29).

Слово Божие, принесенное на землю Христом, – это и есть молодое вино радости о спасении нашем, о великой встрече нашей с Господом, дающей нам возможность, духовно преобразившись с Ним, «пить новое вино в Царстве Божием» (Мк. 14, 25). В акафисте Богородице Она сравнивается со зрелой гроздью винограда, источающей вино, которое веселит души, то есть рождающей Христа, подающего нам спасение. Вот о каком вине и веселии говорит Святое Писание. Но если вино употребляют, чтобы искусственно вызвать веселие, то, значит, душа лишена истинного веселия – общения с Богом. И если пьют вино, желая уйти от земных забот и огорчений, то в Библии есть такие слова о винопитии: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причин? У кого багровые глаза? У тех, кто долго сидит за вином… Как змей оно укусит, ужалит как аспид» (Притч. 23, 32).

Апостол говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5, 18). «Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия», – говорит блаженный Августин. Слово подвижников отсылает нерадивых к пчеле или муравью, чтобы научиться от них воздержанию и трудолюбию, а пьяниц – к скотам, чтобы предложить им пример глубины падения. О пагубности пьянства народная мудрость гласит: «Пьяница ни к чему не годен, кроме ада», «пьяного человека и в дом порядочный не пустят, не только Господь в Царствие Небесное».

Святые, рассуждая о вреде для души пьянства, говорили: когда человек бывает под властью дьявола, так это особенно в пьянстве, ибо никто так не бывает любезен дьяволу, как пребывающий в пьянстве, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница. Пьяные подобны тем, о которых сказано: «Очи имут и не видят, уши имут и не слышат» (Пс. 113). Чего трезвый не сделает, на то пьяный дерзает, поэтому святые учат: чтобы избавиться от пьянства, надо чаще вспоминать свои грехи, соделанные в пьяном виде.

Распространено такое мнение: чтобы избежать пьянства, просто надо пить «культурно и умеренно», или, как говорят, «не злоупотреблять». Но это предложение является заблуждением или преднамеренной ложью, чтобы оправдать порок пьянства.

Поборник трезвости российский академик Федор Григорьевич Углов (который недавно ушел из жизни, прожив более ста лет) убедительно доказывает ложность мнения о том, что если «пить культурно», то ничего плохого не будет, что в питии малых доз вина якобы имеется польза для здоровья. Он пишет: «Ложь, что «умеренные дозы» безвредны, а «культурное винопитие» – ключ к разрешению алкогольной проблемы. Прежде всего, надо определить, что понимать под термином «культурное винопитие». Как увязать два взаимоисключающих понятия: алкоголь и культура? Может быть, ревнители «культурного винопития» имеют в виду обстановку, в которой происходит распитие вина или повышение культуры и ума после принятия какой-то дозы спиртного? О какой культуре можно говорить, если после первой рюмки вина нарушаются функции мозга, в нем исчезает именно то доброе, что приобретается воспитанием, высшие функции заменяются низшими – грубостью, лживостью, бесцеремонностью. У пьющего вырабатывается так называемый алкогольный юмор – похабные и пошлые шутки и анекдоты. В чем же здесь культура? Мне как врачу, – пишет Ф.Г. Углов, – особенно тяжело и больно слышать об «умеренных дозах» и «культурном винопитии», потому что очень уж часто я встречаюсь с трагедиями, в основе которых лежит «культурное винопитие» и «умеренная» доза. Об этих трагедиях, наверное, все знают, но не все соприкасаются с ними так близко, как врачи».

Беда в том, что «умеренные дозы» при постоянном употреблении постепенно переходят во влечение, в пристрастие, в привычку каждодневного приема вина, так как алкоголь имеет наркотические свойства, что ведет, в свою очередь, к биологической зависимости от алкоголя. Особенностью наркотического эффекта вина является то, что по мере его потребления для получения эффекта опьянения с каждым разом требуется все большая доза. Надо понимать, что «культурное потребление» спиртного фактически можно приравнять к «культурному потреблению» наркотика, поскольку действие алкоголя, так же как и табака, во многом подобно действию наркотика, и по отношению к нему следовало бы применять меры, охраняющие общество от наркотиков. По данным медиков, человек, выпивающий в месяц спиртных напитков, в которых содержится 200 граммов алкоголя в переводе на спирт, уже зависим от алкоголя, а выпивающий в месяц два литра – сложившийся алкоголик.

По статистике, через 10–15 лет шестьдесят процентов пьющих «культурно» скатываются к алкоголизму. В свое время у нас в России ратовали за расширение продажи и потребления виноградных вин. Но, по заключению медиков, вредные последствия употребления алкоголя определяются только количеством выпиваемого алкоголя и частотой приема, а в какой концентрации и в каком напитке: водке, сухом вине или пиве, – не имеет значения.

В среде пьющих «нормальным» считается тот, кто пьет «умеренно». Алкоголики, конечно, считаются отклонением от нормы, и их принято возвращать к нормальному потреблению алкоголя. На самом деле нормальным человеком является душевно и физически здоровый, сознательно избегающий психологической зависимости от одурманивающих веществ и осознающий ответственность за спасение своей души и будущее своей Родины. Трезвость – естественное состояние человека, поэтому верна пословица «Кто не курит и не пьет, тот здоровым век живет».

Глубоко ошибаются те, кто считает, что спиртное пить можно всем, но надо знать только меру, то есть когда и сколько выпить. Опыты академика И.П. Павлова показали, что после приема малых доз алкоголя рефлексы у человека восстанавливаются 8–12 суток. При приеме «умеренных» доз (25–40 граммов алкоголя) высшие функции мозга восстанавливаются только на 20-й день.

Но гораздо важнее физических потерь от употребления спиртного – последствия нравственные. Падение нравственности сказывается в потере чувства стыда, в появлении лживости, то есть в том, что в народе называют «бесстыдной ложью». Вино заглушает божественный голос совести, и многие сознательно употребляют алкоголь, чтобы совершить поступок, противный совести, или заставить другого совершить подобное.

Алкоголизм является болезнью, хотя эта точка зрения порой очень устраивает самих пьющих и вызывает неодобрение у тех, кто не пьет и страдает от поведения пьющих. И все-таки алкоголизм – настоящая болезнь, уже хотя бы потому, что от нее умирают. Болезнь эта обманчива, поскольку во время опьянения она приносит удовольствие больному, в особенности на первых порах, и лечиться от этой болезни приходится порой заставлять насильно. Пьющий – это человек с больной волей и пораженной совестью.

У пьющих все тонкие и сложные душевные качества огрубевают, высшие чувства души, устремленные к Богу, заменяются низшими, ведущими человека к отупению и психическим расстройствам. Эти отрицательные последствия пьянства передаются потомству пьющих. Под влиянием алкоголя изменяется духовное и физическое состояние пьющих, что, в частности, сказывается на росте самоубийств. По данным статистики, самоубийства среди пьющих совершаются гораздо чаще, чем среди трезвых.

Специфические черты пьющих можно объединить одним понятием – «алкогольная личность», то есть черты характера, которые укореняются у постоянно употребляющих алкоголь и порой остаются, даже если прекращается пьянство. К типичным чертам «алкогольной личности» можно отнести эгоизм, пренебрежение интересами окружающих, неблагодарность, лживость, гордость, тщеславие, отсутствие смирения, преувеличение своих заслуг и неспособность объективно оценивать свои поступки, зависть, лень и желание как можно меньше трудиться, но при этом жить «красиво», по пониманию самого алкоголика.

К сожалению, изменение в худшую сторону характера отдельных пьющих людей приводит к постепенному изменению характера всего русского народа в целом. Глубинные изменения физического здоровья и духовной сферы русского народа под влиянием длительного и чрезмерного употребления спиртных напитков сегодня превратились у нас в стране в ту проблему, которую многие здравомыслящие люди называют «алкогольной катастрофой».

Алкоголизм порождает не только водка, но и пиво. В настоящее время врачи-наркологи пишут о факте пивного алкоголизма среди подростков и даже детей. Сегодня с помощью рекламы целенаправленно создается своеобразная «пивная культура» в молодежной среде. В результате дети пьют пиво, чтобы выглядеть взрослыми, а потом, привыкнув, пьют его, потому что в нем есть алкоголь с его наркотическим воздействием.

К слову, в последнее время стали очень распространены табакокурение и наркомания. За последнее время Россия вышла на первое место в мире по потреблению такого наркотика, как табак. У нас курят уже две трети мужчин, не отстают от них и женщины. Мы опережаем все страны мира по темпам роста курильщиков и числу курящих детей. Слабую роль в борьбе с курением играет мелко написанное на большой рекламе: «Минздрав предупреждает…» По научным данным, от причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый, то есть ежегодно мы теряем пятьсот тысяч человек. По оценке Всемирной организации здравоохранения, число наркоманов сегодня составляет 5 миллионов человек. Ситуация с наркотиками – трудность лечения, организованная контрабанда, преступления на этой почве – год от года усложняется.

Алкогольная и наркотическая эпидемия – наша национальная трагедия, ведь масштабы экономических потерь увеличиваются с каждым годом, число умирающих превышает число рождаемых, растет число абортов, больных детей, травм и аварий, самоубийств и т.д. Сейчас на россиян действуют многие негативные факторы: пропаганда в СМИ жестокости и разврата, стрессы, загрязнение окружающей среды, но самое опасное воздействие производит алкоголь, который бьет по России, ослабленной революцией, репрессиями, войнами и бездуховностью.

Духовная сущность нашей эпохи есть порождение советской эпохи, в которой, по меткому выражению писателя М. Булгакова, состоялись «похороны Бога и самоубийство человека». От пустоты в душе и жизни без Бога нет, и не может быть, у человека счастья. И если человек грешит – убивает, крадет, блудит, – то душа такого человека в отчаянии болит, плачет, стонет, страдает и, чтобы заглушить эту боль, человек тянется к водке и наркотикам. На самом же деле, прием алкоголя только усугубляет проблемы и приближает трагическую развязку.

Сегодня горько смотреть на то, что происходит с нашей молодежью, на ускоряющееся ее духовное падение, разнузданность и разгул страстей, потерю внутреннего и внешнего благообразия. Все это происходит от оскудения духовных сил, от нерадения о спасении души и происходящего от этого греха. И если ранее, при советской власти, порядок держался на запретах и подавлении инакомыслия, то после смены этого режима насильственное удержание в рамках порядка стало невозможным, опоры на внутренние основы веры и совести утрачены. Поэтому увеличивается греховное безобразие, то есть действия без образа Божия. И пока не будет осознана необходимость покаяния за содеянные грехи, в России будет идти нарастание нестроения.

В борьбе с пьянством в истории человечества есть немало примеров строгих наказаний за это зло. Так, в Древнем Риме за пьянство наказание было тем строже, чем выше было звание пьющего: рабов били, свободных отдавали в рабство, высшую знать казнили. На Руси в прежние времена пьющих заставляли носить тяжелую медаль с надписью «За пьянство». Хотя понятно, что наказание не самый эффективный метод в борьбе с этим злом.

Крепкие спиртные напитки – это яд, разрушающий жизнь и здоровье не только отдельных людей, но и всего общества. Поэтому утверждающие, что можно постоянно пить «умеренно» и «культурно», заблуждаются.

Оправдывая пристрастие к винопитию, некоторые ссылаются на Священное Писание, говоря, что вино сотворено Богом. Но Богом не созданы крепкие спиртные напитки, вместе с которыми человек принимает в себя начатки лютой страсти, открывает душу для вселения в нее беса пьянства. Слово «спирт» происходит от латинского слова «спиритус» – «дух». Какой и чей входит в нас дух через употребление крепких спиртных напитков, наверное, понятно. Для человека, впавшего в грех пьянства, алкоголь становится кумиром, и он как бы начинает поклоняться этому бесовскому идолу, чем отдаляет себя от Бога. Апостол утверждает: «Не может человек одновременно пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10, 21).

Православная Церковь всегда утверждала трезвость как норму жизни и путь ко спасению души. «Пьяницы Царства Божия не наследуют», – предупреждает апостол (1 Кор. 6, 9). Премудрость Соломона гласит: «Вино – глумливо, сикера – буйна, и всякий увлекающийся ими – неразумен» (Притч. 20, 1).

А святитель Василий Великий говорит: «Пьянство не дает место Господу; пьянство отгоняет Духа Святаго. Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования».

Евангелие указывает нам на вино в руках Господа лишь однажды, на Тайной вечере, когда совершилось претворение вина в Кровь Христову. И если святые употребляли немного вина, то это делалось или ради борьбы с превозношением, или ради немощи плоти. Вино в древности было распространенным лекарством. Вспомним милосердного самарянина, возливающего вино и масло на раны пострадавшего от разбойников. Традиция православной церкви в этом вопросе четко выражена словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21), то есть призывает воздерживаться от вина и от всего, что служит соблазном брату, ибо спасение брата не идет ни с чем в сравнение.

В защиту «умеренного пития» некоторые приводят совет апостола Павла Тимофею: «Впредь не пей одну воду, но употребляй немного вина» (1 Тим. 5, 23). Прочитав это послание, могут сказать: значит, апостол узаконил употребление вина? На самом деле совет был дан не всему миру и не на все случаи жизни, а обращен лишь к одному человеку. Как пишет Павел, «ради желудка и частых недугов» апостола Тимофея, то есть вино было рекомендовано как лечебное средство при заболевании, подобно тому как врачи прописывают больным лекарства, которые при передозировке могут стать настоящим ядом.

Книга правил «Номоканон» поясняет содержание этого послания: «Буди первее ты, якоже Тимофей, и тако пий и ты вино; якоже и он изсуши ся от частых постов; прежде крепце и воду пий леты многими, а прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело, и тогда пий вино в меру». Иными словами, будь подобен в постнических подвигах, молитвах, трудах, праведной жизни и воздержании апостолу Тимофею, тогда и употребляй при сильных недугах «вино в меру».

Тем же, кто оправдывает умеренное употребление вина, ссылаясь на то, что это позволяется церковным уставом, можно сказать: да, в уставе есть разрешение в определенные дни употреблять вино «по чаше». Но заметим, что – вина, а не водки и других крепких напитков.

В правилах святых апостол можно прочесть наставление – «не удаляться от вина, считая его мерзким и вредным», поскольку «ни в чем созданном Богом нет зла» (51 пр. св. апостол). Церковью допускалось употребление натурального слабоалкогольного виноградного вина, которое перед употреблением разбавляли водой. Во времена апостолов Павла и Тимофея именно такой натуральный напиток при необходимости разрешался в малых количествах. Никакое добавление спирта, делающего вино отравой, Церковь не благословляла, а также не благословляла питие водки, коньяка, ликеров и прочих дурманов. Так называемое «вино», которое продается сегодня в магазинах и ларьках и в котором искусственно завышено содержание алкоголя, безусловно, создано людьми, а не Богом и ведет к разрушению здоровья и пьянству, увлекая человека на край глубокой пропасти, в которую он рискует в любой момент сорваться.

Апостол Павел решительно говорит о пьяницах: «Не обманывайтесь, пьяницы Царства Божия не наследят» (1 Кор. 6, 10), а святитель Иоанн Златоуст добавляет: «Люди, предающиеся пьянству, извергнутся из Царства Божия, лишаются неизреченных благ и будут посланы в вечный огонь». Основываясь на поучении святых отцов и заботясь о спасении своих чад, Церковь всегда строго осуждала пьянство и предупреждала, что пьяница навсегда может лишиться душевного спасения, для него закрыты врата Царства Небесного. В «Прологе» решительно говорится: «Пьяницы умирают, яко и удавленицы. Аще кто в пьянстве умрет, тот сам себе враг и убийца, и приношение по нем – ненависть Богу» (Прол. 7 апр.), то есть пьяницы лишаются церковного погребения.

Человек, созданный по образу и подобию Божию, создан для вечности, и Бог желает каждому человеку спасения в Царстве Небесном. Наделенный свободной волей, человек может обрести Творца, а может Его отвергнуть – за свой выбор в земной жизни человек отвечает вечностью. Поэтому растративший талант жизни на удовольствия и удовлетворение страстей остается без плода вечной жизни. Что обрел человек в своей душе на земле, все это остается с ним в ином мире. И если душа уходящего из земной жизни человека исполнена страстей, то в них она будет пребывать вечно, испытывая мучения от неудовлетворения своих потребностей, так как душа уже будет лишена тела, источника этого удовлетворения. Удалившись в греховной привязанности от Бога, душа в будущей жизни мучается от этого, не находя утешения.

Пьянице необходимо понять, что пьянство – это грех, губящий душу. Алкоголизм, по сути, духовно-нравственная зависимость, то есть страсть. И если какая-либо страсть покидает человеческую душу, то на освобождающееся место, не терпящее пустоты, должна прийти Божия благодать, благочестивые мысли и чувства. Если этого не происходит, то душа попадает в плен других пороков и страстей, порой еще более худших. Недаром в Евангелии говорится: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит, тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43), то есть человек еще более удаляется от спасения.

Достижение трезвости есть лишь малая, начальная цель, которая должна вести к иным, более высоким духовным целям. Очень важно человеку избавиться от греха винопития, но не менее важно и то, каким образом это исцеление получается. Страсть к спиртному проявляется в телесном влечении, но имеет свои корни в духовной области. И если человек пытается избавиться от страсти только с помощью медиков, психотерапевтов или кодирования, а не приступает к душевному оздоровлению в духовной лечебнице Церкви, не прибегает к покаянию и помощи Божией, то исцеление до конца не происходит. Уничтожаются верхушки страсти, но остаются корни, возобновляющие демоническое влечение, которое с помощью медицины не изгнать, и порой вместо одного дурного пристрастия возникает другое. Одной из причин незавершенности перестроечной антиалкогольной кампании было то, что применялось не духовное оздоровление, а только внешние запреты, и «семь бесов» возвращались снова. Не случайно Христос, исцеляя больных, сначала исцелял душу, а потом тело.

Трезвость основывается на твердом личном убеждении в пагубности пьянства для спасения души, на достоверных знаниях о том, что оно препятствует душевному спасению. Для утверждения трезвости нужно время и упорная, целеустремленная работа над собой с твердым намерением выработать здоровые нравственные убеждения. Господь обязательно поможет и укрепит на этом пути, только надо Ему верить – «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), – потому что Он, видя нашу горячую веру и неотступное желание исцеления, укрепляет нас на этом благом пути словами: «Дерзай, чадо, отпускаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). И если рано или поздно человек, проявляя свое постоянное усердие, встанет на спасительный путь трезвой жизни, то все же остается опасность, что он встретится с трудностями, влекущими его вновь в бездну алкогольной зависимости. У человека, ведущего трезвую жизнь много месяцев или даже лет, может появиться коварная мысль: «Вот я стал настоящим трезвенником – не пью, не курю, в общем, избавился от дурной зависимости, я уже не тот, что был раньше, вполне выздоровел. А дай-ка я возьму и проверю, чтобы окончательно утвердиться в своем выздоровлении, выпью немного на праздник». Именно с подобных помыслов – выпить всего одну рюмку, – внушаемых дьяволом, губителем нашей души, начинается повторное падение человека в бездну страстей. У подвижников это называется следовать «помыслу», внушенному демонами, которые со злой хитростью постоянно ведут брань против человека, толкая его по скользкому склону в пропасть страстей. И если человек уверен, что алкоголь для него вреден, то при любых обстоятельствах он может проявить свою волю и спокойно отвергнуть пагубный бесовский помысел. Самое лучшее сопротивление страсти происходит тогда, когда мы сразу отвергаем соблазнительный помысел, пресекаем его, когда он только в нас зародился. От помыслов, ведущих ко греху, легче всего избавиться, прибегнув к молитве, призывая: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго» или возопить: «Господи, помоги мне!» Всем, кто хочет избавиться от страстей, необходимо приучиться к постоянной внутренней работе над собой с целью исцеления от духовных и телесных недугов, избавления от рабства греха, воспитания нового внутреннего человека, способного по милости Божией войти в Царство Небесное. Молитва – это краеугольный камень всех действий для избавления от страстей.

У старообрядцев на протяжении всей послераскольной истории осуждалось употребление крепких спиртных напитков, утверждалась трезвость как норма жизни. Не случайно в народе утвердилось мнение, что старообрядцы не пьют водку и не курят. До революции были примеры борьбы за трезвость, когда села со старообрядческим населением на общих собраниях утверждали всеобщую трезвость и закрывали винную торговлю. Журнал «Церковь» №22 за 1914 год поместил заметку из с. Слободищи Московской губернии, в которой говорилось: «На святой неделе Пасхи в храме старообрядческой общины было прочитано из книги «Пролог» о пьянстве. Поучение было прочитано внимательно и настолько внушительно, что по окончании службы все, кто слышал, стали горячо рассуждать о большом вреде пьянства. Попечитель храма И.Е. Соколов обратился к народу с просьбой принять меры к закрытию в селении трактира. Крестьяне после этого собрали сход и постановили ходатайствовать о закрытии трактира, а также и чайной, которая служит рассадником хулиганства, вместе с тем сделали постановление вести борьбу с шинкарями». Под приговором подписались 150 домохозяев.

В приходах создавались также общества и братства трезвости, при этом давался обет отречения от пьянства, велась миссионерская работа по утверждению трезвой жизни. Собор Старообрядческой Церкви, проходивший ровно сто лет назад (в 1909 году) в Москве, обсуждал вопрос «О мерах борьбы с пьянством». В постановлении по этому вопросу содержался призыв ко всем старообрядцам: «Быть образцом к доброй жизни, проповедью и увещеванием, беседами и наставлениями, созданием обществ и союзов трезвости бороться с пьянством и другими пороками, раскрывать все зло и весь ужас народного пьянства». В те времена борьбу за трезвость возглавляли архиереи нашей церкви: епископ Мелетий, архиепископ Иосиф, архиепископ Никодим. Так, епископ Мелетий выпустил в 1913 году несколько проповедей на эту тему в виде отдельных брошюр, которые назывались «Воззвания к духовенству и народу о трезвости». В этих воззваниях можно увидеть призыв к утверждению законов духовной жизни, проповедь о том, как на примере преодоления порока пьянства можно бороться с другими пороками. Он писал: «Только преодоление зла и порока, гнездящегося в нас самих, может помочь и другим «напаствованным» избавиться от греха, если они последуют нашему примеру и победят грех в себе самих». Епископ Мелетий в своих воззваниях призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни. И если священник встает на путь трезвости, то его авторитет и нравственная сила умножается, к нему всегда примыкает группа трезвых людей, ядро будущего общества трезвости. Владыка Мелетий призывал священников: «Не будем же, отцы, праздными зрителями народного горя, народных слез и страданий. Понесем в народную толщу яркий свет Божьего слова, который, верю я, разгонит темные сумерки дикого пьянства. И если не так заметна будет, на первое время, наша работа, не будем смущаться, нам будет служить немалым утешением сознание того, что мы не остались глухими к народному стону, но боролись по мере наших сил со злым недугом, и поэтому мы не будем повинны тому тяжкому осуждению, коему подвергся ленивый евангельский раб».

Появившиеся в те времена общества трезвости вели благую просветительскую деятельность против тьмы страстей и пагубных пороков, против маловерия и суеверия, хотя ставились и более широкие цели, чем просто борьба за трезвость. С целью преображения всей жизни, духовного бодрствования и трезвения издавались книги и газеты, проводились вечера бесед и церковных песнопений, устраивались крестные ходы и паломничества по святым местам.

В брошюре «В помощь православному трезвеннику» писалось: «Священное Писание, долг человеколюбия и страшные результаты массовой алкоголизации России побуждают христианина полностью отказаться от употребления алкоголя. Но при этом трезвость для православного человека не является самоцелью, хотя и представляет одну из важных ступеней на пути восхождения по лествице добродетелей. Воистину только полная трезвость подрывает весь фундамент здания страстей человеческих и приводит к бодрствованию и трезвению ума. Отказ от употребления алкоголя не цель, но средство к стяжанию Божиих даров. Путь добродетели узок и проходит между пороками; и случается, что, убегая одного порока, впадают в другой. Так, одни, избежав пьянства, впадают в тщеславие; другие, напротив, избегая гордости, «по смирению» потребляют вино, тем самым соблазняя других на грех. Истинная добродетель идет узким, царским путем – именуемым трезвостью, которая избегает «трезвой гордости» и ложного смирения пития».

В обществах трезвости помогали тем и поддерживали тех, кто хотел отстать от пьянства, но не мог по духовной немощи. Исцелившиеся от недуга пьянства передавали свой опыт стремящимся возвратиться на добрый путь трезвости, то есть поддерживали немощных, поднимали падших, носили, по слову апостола, «тяготы друг друга». Общества трезвости на основании личного опыта поборовших в себе пристрастие к пьянству выработало критерии, или ступени, преодоления алкогольной привычки и других вредных страстей. Вот эта лествица:

1. Очищение сознания живущих в грехе от пагубного мнения, что «все так делают».

2. Усвоение причин и последствий пагубной страсти пьянства.

3. Познание пагубных последствий своей страсти, понимание, что от нее невозможно избавиться только лишь собственными силами без помощи Божией.

4. Обретение основ смирения и упование на милость Божию, отбросив пагубную самоуверенность («я избавлюсь от страсти сам»), потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5, 5).

5. Утвержение себя в спасительных истинах Православия, которые дают верные жизненные ориентиры, забота о спасении души, желание исцеления от пагубного пристрастия.

6. Принятие решительного намерения жить по заповедям Божиим, прекратить саморазрушение и одурманивание, бросить грех и начать трезвую жизнь.

7. Уповая со смирением на помощь Божию, соединение личной воли с волей Божией (Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2, 4)).

8. Покаяние и исповедь с целью изменения мыслей, духовного преображения и творение благих дел покаяния, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2, 14).

9. Сознательное отстранение от всех видов одурманивающих веществ.

10. Соблюдение поста и постоянная молитва с целью трезвения и отсечения возобновления пагубных привычек.

11. Установление срока полного воздержания от спиртного. При этом тот, кто хочет бросить пить, не должен устанавливать больших сроков воздержания, но стараться всегда и во всем удерживаться от зла, чаще призывая имя Божие.

В наставлении обществам трезвости вл. Мелетий пишет: «Главное условие успеха в борьбе с пьянством есть абсолютная решительная трезвость. Алкоголь во всех его видах и сортах – народное зло и несчастье. Умоляю вас, отцы и братие, во имя всего святого в вас восстаньте на борьбу со страшным врагом человечества – пьянством. Убеждайте всех подверженных этому пороку оставить эту злую страсть. Знайте, что великая награда от Господа Бога ожидает того, кто спасет душу немощного брата». Свое «Воззвание к духовенству и народу о трезвости» вл. Мелетий заканчивает такими словами: «В достижении благородной задачи – отрезвлении народа – необходимо сплотиться всем, кому дорого благо старообрядчества и родной страны: священнослужителям и учителям, общественным деятелям – одним словом, всем, кто видит и чувствует, до чего дошло «пьяное дело» и каких жертв стоит оно страдальцу и труженику народу, имея в виду полную трезвость самих борцов за трезвость, иначе не может учить религиозный учитель…Я умоляю отечески всех вас, пастыри церкви и деятели старообрядчества. Сплотитесь в единую тесную семью на защиту всего святого, нравственного и чистого, вооружитесь против злого пьянства, оградившись знамением креста, призвав на помощь Распятого на нем за наши грехи».

Вопрос борьбы с пьянством сегодня так же актуален, как и сто лет назад. В наше время, когда зло пьянства умножилось, нам необходимо, обратившись к опыту наших благочестивых предков, бороться с грехом винопития, в меру своих сил противостоять беде, которую несет нашему народу пьянство. Этот порок, убивающий в человеке все чистое и святое, к прискорбию, все более распространяется. Сегодня в нашей стране, по официальной статистике, более двух миллионов алкоголиков, так что всем христианам необходимо встать на борьбу со страшным врагом – пьянством, возвысить свой голос в защиту трезвости.

В первую очередь эту борьбу должны возглавить церковные пастыри, которые словом и личным примером призваны, по совету апостола, «обличить, запретить, увещевать», чтобы помочь своим чадам преодолеть бесовские искушения, чтобы каждая община стала общиной трезвости.

Необходимо повсеместно восстановить православный обычай не поставлять спиртного на поминках. В предисловии «Синодика древлеписьменного» читаем: «Трапеза же и учреждение по умершим да бывает со страхом Божиим и со благоговением, со вниманием же и трезвением, яко могущим молитися о преставльшихся. Блюсти же твердо подобает, яко да не будет винопития отнюдь на память умерших». А св. Иоанн Златоуст говорит: «Если творим винопитием память умерших и званные упиваются, не избавление от муки души умершего ходатайствуется, но приложение огня гееннского содевается ему. Того ради со всяким благочестием и трезвлением да совершается память умерших; созывать подобает нищих и убогих, странных и малоимущих и устраивать трапезу во славу Божию».

Нужно увещевать родителей, которые приучают своих детей к употреблению вина и пива. Душа ребенка чиста, не познала еще силы пьяного соблазна и не имеет греховного стремления нарушить данное ему Богом от рождения состояние трезвости. И, к сожалению, дети порой соглашаются «чуть-чуть попробовать», и получают они эту первую дозу из рук близких и даже родителей. Священникам после причастия необходимо следить, чтобы дети не потребляли так называемую «теплоту» с большим содержанием вина.

В последнее время стало доброй традицией во многих храмах нашей Церкви собираться на ночную молитву в канун нового года по гражданскому календарю. В дни Рожественского поста, в преддверии великого праздника Рожества Христова, многие, забыв о посте и молитве, предаются разгулу и пьянству. Всю новогоднюю ночь идут бесовские увеселения, по телевизору до самого утра показывают непристойные программы, взрываются фейерверки, гремит музыка. Как важно в эту ночь христианам помнить о посте, о приближающемся празднике и прийти в храм, чтобы помолиться о своем спасении и о тех, кто, забыв о душе и о Боге, предается в это время увеселениям и пьянству… Знаменательно, что 1 января по новому стилю празднуется память святого мученика Внифантия, которому молятся об избавлении от винного запоя.

Дай Бог, чтобы этот благой обычай – молиться св. мч. Внифантию в новогоднюю ночь – поддержало как много больше общин нашей Церкви, что, конечно, будет способствовать утверждению трезвости.

Ныне в Пермском округе уральский благочинный протоиерей Валерий Шабашов ведет активную работу по борьбе с пьянством. По его благословению не подается вино за праздничными трапезами, в семьях, где ранее процветало пьянство, утверждается трезвый образ жизни, в них возвращаются мир, покой и радость.

Пока человек живет, он может и должен изменяться к лучшему, становясь новым божественным творением с помощью покаяния и Божией благодати. Порой, по нашей духовной слабости и греховной привычке, победить страсти очень тяжело. Требуется немало усилий и времени, чтобы сорняки греха удалить с корнем из души навсегда. Но, как бы ни было болезненно и тяжело отсекать греховные привычки, это надо делать, иначе грозят вечные муки в будущей жизни и страдания, беды и несчастья – в жизни земной. В Евангелии Господь призывает «вырвать глаз или отсечь руку», если они соблазняют. Здесь Христос говорит о страстях, которые так глубоко входят в наши умы и души, что они становятся нам близки, как органы тела. И Бог, Который желает каждому человеку спастись и прийти в «познание истины» (Евр. 10, 26), призывает нас вырывать с корнем страсти, отсекать дурные наклонности или привязанности, как бы тяжело и болезненно это ни было. Любая страсть, а особенно страсть к вину, это пожар души, это болезнь, и ее опасность надо почувствовать, признать и лечить, обратившись со смирением к Врачу душ и телес наших – Господу нашему, Который нас любит и, любя, обличает, вразумляет, наказует и прощает, если мы искренне просим этого. Вместо винной искусственной радости нам нужна радость подлинная – небесная, обретаемая через покаяние. «Омойтесь и чисты будете, удалите лукавства ваша от душ ваших, научитесь добро творити, – говорит Св. Писание, – и, если грехи ваша будут как багряное, как снег убелю вас» (Ис. 1, 18). Так действует на душу покаяние.

Никогда наш великий и славный народ не падал так низко в грехе пьянства. Россия находится сегодня перед опасностью выродиться, вымереть, исчезнуть уже в ближайших поколениях. Воплем о помощи звучат слова: «Господи, ты бьешь их, но они не чувствуют, Ты исправляешь их, но они не исправляются» (прор. Иеремия).

Братие и сестры! Никто из нас не должен считать, что эти проблемы нас не касаются, поскольку гибнут души наших близких. Проводя трезвую жизнь, поможем нашим погибающим братьям исцелиться от пьянства и прочих пороков и будем верить, что Господь поможет нам, «ибо, что невозможно у человека, возможно у Бога» (Мк. 10, 27).

Поделиться: