Выступление митрополита Корнилия на общественных слушаниях 2006

Главная Митрополит Доклады и выступления Выступление митрополита Корнилия на общественных слушаниях 2006

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Выступление митрополита Корнилия на общественных слушаниях 2006

У многих из наших современников доселе вызывает недоумение, как в cередине XVII столетия одни русские люди пошли на тяжкие мучения, а зачастую – лютую смерть за веру, а другие, русские же, во главе с царем Алексеем Михайловичем, патриархом Никоном и его последователями, подвергли первых невероятным по жестокости преследованиям. Между тем, без понимания всей глубины и трагизма этих событий очень трудно понять нашу дальнейшую историю. Можно назвать целый ряд выдающихся сынов России, которые, на мой взгляд, прошли значительную часть пути такого осознания. Например, Александр Исаевич Солженицын назвал раскол XVII века «церковным преступлением, с которого началась гибель России», разумея под гибелью революцию 1917-го. А страдальческий подвиг святых мучениц старообрядчества боярыни Феодосии Морозовой и иже с нею совсем недавно вдохновил на новые творческие достижения выдающегося современного композитора Родиона Щедрина.

Формирование вышеупомянутого осознания, конечно же, невозможно без тщательного изучения истории Руси. Поэтому позвольте напомнить, что наша первая национальная идея возникла в конце XV века, выразившись в формуле «Москва – Третий Рим». Хочу особо подчеркнуть, что в ней не содержалось иных призывов, кроме побуждения правителей Руси к ревностному сохранению чистоты православной веры как залогу независимости и благополучия государства, оказавшегося после падения Византии единственным суверенным православным в мире.

С этого времени началось возвышение Руси, в первую очередь – духовное. «Русская Церковь сияет аки столп до небеси и никогда непоколебима и нерушима, право и истинно, якоже изначала прияла божественный устав» – свидетельствовали современники. Именно верность идеалам Православия помогла нашим предкам одолеть Смуту, одержать ту победу 4 ноября 1613-го, которая провозглашена теперь государственным праздником и которую мы будем отмечать послезавтра.

Но, к сожалению, от успехов часто случается головокружение, ведущее к тяжким последствиям. К середине XVII века правители Руси, под воздействием сил, стремившихся вовлечь нашу страну в противостояние католического Запада и Османской империи, возмечтали о грандиозном царстве со столицей в освобожденном Константинополе, куда вошли бы все народы мира, исповедующие Православие. Заманчивая на первый взгляд идея на деле обернулась коренным изменением древнерусского национального идеала: из духовно-охранительного он стал превращаться во внешне-наступательный. Между тем духовные традиции Руси и бывшей Византии к середине XVII века уже очень значительно отличались. Здесь надо отметить, что историческая наука еще в конце XIX века доказала, что более древними были обычаи дониконовской Русской Церкви, которая, в отличие от восточных патриархатов, долгие столетия сохраняла независимость от внешних воздействий, в первую очередь – от латинских.

Именно это было ясно тем, кто остался твердо верен заветам Святой Руси. С точки же зрения власть имущих, церковная жизнь в едином общеправославном государстве должна была стать строго единообразной. Для этого и начали пресловутую реформу: стали насильственно «подгонять» нашу Церковь под «бывших византийцев», которых ошибочно считали ничуть не изменившимися со времен Крещения Руси. Но нашлись люди, и немало, которые сказали нет неосуществимому в реальности, что особенно отчетливо ясно теперь, прожекту. Их и стали называть старообрядцами. Наши предки сочли, и мы считаем до сих пор, вполне достаточной для спасения, не нуждающейся в так называемых исправлениях ту веру, которая существовала в Древней Руси. Сохранение этой православной веры является нашей основной исторической задачей. Но одновременно старообрядцы всегда были и остаются искренне верными своему земному Отечеству, России, как бы ни относились к нам правители. Думается, именно здесь уместно перейти от истории к дню сегодняшнему.

Прежде всего замечу: нынешние пределы страны почти те же, что и в эпоху церковного раскола. Наше имперское строительство прошлых веков, увы, потерпело историческую неудачу. Уроки из истории извлечены: хотя сегодня Россия вновь постепенно, но ощутимо крепнет, первостепенной необходимостью для страны признано и провозглашено с самых высоких трибун не территориальное расширение, а сбережение народа, улучшение духовного и материального здоровья людей, живущих в тех пределах, какие даровал нам Господь на сегодня.

В этой связи мы готовы поделиться своим, накопленным более чем за триста лет, опытом самосохранения. Он состоит в религиозно-нравственном просвещенном консерватизме, стойкой исторической памяти, благоговейно-трепетном отношении к древним святыням, честной деловой активности, соборности во внутреннем самоуправлении, и, что особенно важно сейчас, при добрососедском отношении ко всем традиционным культурам и народам, среди которых нам приходилось и приходится жить. Если угодно, это наш вариант современной национальной идеи, за которую наши предки шли на дыбу и костер. И сегодня мы, сохраняя верность идеалам прошлого, открыты для всех, кто искренне стремится ко благу для России. Существующие между нами вероисповедные, национальные, социальные и иные различия не должны быть препятствием общему делу продвижения нашего Отечества по пути к процветанию.

 

2 ноября 2006 г.

 

Поделиться: