Главная Митрополит Доклады и выступления Традиционные религии в условиях становления многополярного мира

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Традиционные религии в условиях становления многополярного мира

Традиционные религии в условиях становления многополярного мира

Выступление митрополита Корнилия на международной конференции «Религиозные свободы в мире. Путь к диалогу».

***

Уважаемые участники конференции! Приветствую вас от лица православных христиан-старообрядцев, хранителей традиционной духовной культуры Святой Руси!

Происходящие на наших глазах события в мире являются ярким подтверждением того, что идея создания однополярного мира потерпела неудачу. Попытка подчинить всех единому центру привела мир на грань серьёзного кризиса. Многочисленные конфликты и войны, экономический спад, непреодолимый разрыв между кучкой сверхсостоятельных людей и абсолютным большинством человечества, вопиющая несправедливость — вот основные признаки так называемой глобализации, выраженные весьма наглядно.

В этих условиях наибольшие потери понесли именно основные, традиционные мировые религии, которые укоренены в глубине веков. Традиция, святость, совесть, богобоязненность, покаяние, нравственность, мораль — по всему этому был нанесён самый сильный удар со стороны теоретиков и апологетов так называемого нового времени, вытеснивших традиционный уклад, на базе которого человечество существовало до этого.

Четыре века реформ, в основу которых были положены эгоистический материализм и культ наживы, привели европейский мир к абсолютному духовному упадку. Безбожие стало, по сути, новой религией Запада. Это его цивилизационный выбор, это его исторический путь, который Запад так агрессивно навязывает всему человечеству. Глобальная установка, где демократия, рынок, рационализм, бездуховность, эгоизм, безбожие берутся как универсальный образец, навязывается всем обществам. Проблема для России заключается в том, что именно этот атеистический опыт западной цивилизации в какой-то момент был объявлен универсальным. Отказ от Бога, веры и традиции стал чуть ли не обязательным. Получается, мы согласились с тем, что Запад решил навязать свой исторический путь всему человечеству. И вот результат — сначала попрание всего, что относится к сфере Духа, к сфере традиции, далее морали и нравственности, а в финале под вопрос уже поставлены основы человечности и достоинство личности. В этом и заключается главная угроза для всего человечества, идущая от глобализации и бездуховности.

Понятно, что «бесполое» западное общество, вытесняющее общество традиционное, не способно воспроизводиться, отсюда разговоры о клонировании — вот наглядный итог развития безбожия и материализма.

Стратеги глобализации, разрушая общества и государства своих оппонентов, часто используют те или иные конфессии как инструмент в продвижении и реализации своих геополитических интересов. И это ещё одна неприглядная сторона глобализации.

Религия в современном апостасийном мире многими воспринимается как нечто прикладное. Современный человек воспринимает религию как сферу обслуживания его потребностей и устраивается в Церкви как потребитель духовных услуг. Подобное отношение формирует соответствующий подход со стороны тех, кто эти так называемые услуги предоставляет. Церковь и религия в нынешнем безбожном мире победившей материи зачастую воспринимаются не иначе, как ещё один способ наживы, заработка. Мол, «хочешь заработать миллион — создай свою религию» — фраза, приписываемая небезызвестному сайентологу Рону Хаббарду, отражает всю суть отношения нынешнего мира к религии и вере.

Свобода совести понимается в том числе как право свободного выбора религии. Мир глобализации нарочито уравнивает все религии, тем самым демонстрируя пренебрежение к вопросам веры как таковым. Для нынешнего материального, безбожного мира всё безразлично одинаково. А чтобы затруднить выбор спасительного для души пути в Царство Божие, Запад пытается навязать псевдорелигии в бесчисленных количествах, уравнивая их в правах с традиционными конфессиями. Все это внушает дьявол, пытающийся увести ищущего спасения ложными кривыми путями подальше от Бога.

Выходом из этой непростой ситуации, всё более очевидно, является переход к цивилизации, где каждый получит возможность укреплять и развивать собственную культуру, собственную традицию. У русского народа своя история, а значит и традиция, и, в конечном итоге, ценности — свои, весьма далёкие от западной навязчивой универсальности. Можно даже сказать, что, чем дальше мы находимся от Запада, тем ближе к своей традиции, а значит ближе к спасению и, в конечном итоге, ближе к Богу.

Уважаемые участники конференции, завершить своё выступление я бы хотел мыслью о том, что сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей — это, действительно, одна из важнейших проблем современного человечества. И решать её надо именно нам, представителям традиционных конфессий. Решать вместе и сообща. И православные христиане-старообрядцы, сохранившие свои устои, несмотря на столетия гонений, с радостью поделятся своим опытом хранения бесценных духовных сокровищ во имя возрождения России — надежды всего человечества на пути мира и созидания.

Благодарю вас за внимание!

Старообрядческий митрополит Корнилий, Московский и всея Руси