Обращение к участникам круглого стола «Актуальные проблемы старообрядчества» 2016

Главная Митрополит Доклады и выступления Обращение к участникам круглого стола «Актуальные проблемы старообрядчества» 2016

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Обращение к участникам круглого стола «Актуальные проблемы старообрядчества» 2016

Возлюбленные о Христе братие!

Уважаемые участники круглого стола, собравшего старообрядцев разных согласий!

Оглядываясь на путь, пройденный старообрядчеством, мы преклоняемся перед исповедническим подвигом наших благочестивых предков, которые в середине XVII века ради спасения чистоты и непорочности Православия не приняли реформ патриарха Никона, оберегая древлее благочестие от насаждения церковных новшеств. Боголюбцы не жалели самой жизни за истинную веру и за соборность церковную. Подвиг страдальцев за древлее благочестие мы свято чтим.

После великого церковного раскола наши предки подверглись не только «телесным озлоблениям», но и духовному испытанию, которым для них стало временное лишение архиерейства. Об этом говорит пророк: «И будет в то время, вооружатся друзья против друзей, как враги, и устрашится земля с живущими на ней» (3 Ездры 6, 24). Мы служим по одним книгам, молимся одними молитвами и почитаем святую древность. Нам необходимо преодолеть недоверие и увидеть друг в друге братьев, хоть и разлученных некогда от единства духовного, но не потерявших исторического родства.

Ныне, как мы надеемся, настало время благоприятно, чтобы развивать между старообрядческими направлениями добрососедский диалог. С надеждой на добрый результат, мы приветствуем ваше стремление к общению в этом вопросе. Надеемся, что вновь проявляемое намерение преодолеть недоверие поможет нам соединить усилия и приступить к реальному сотрудничеству ради торжества старой веры.

Хочу вам напомнить, что четыре года назад в феврале 2012 г. газета «Старообрядец» поместила на первой странице обращение протоиерея РПСЦ о. Леонтия Пименова ко всем старообрядцам под заголовком: «Староверы разных стран, соединяйтесь! Создадим СССР! Не тот – советский социалистический безбожный, а союз старообрядческих согласий России. Начнем с того, что нас сближает, а что препятствует общению – пока оставим нетронутым из почтения к нашим предкам, учинившим сие в условиях тяжких испытаний, выпавших на их жизненную долю, и которых не нам, благоденствующим, судить».

В следующих номерах газеты появились отзывы, которые носили в основном положительный характер. Это обращение о. Леонтия положило основу для объединения созидательных усилий всех тех, кто называет сегодня себя старообрядцем, кто исповедует и хранит веру и обычаи своих благочестивых предков.

«Когда на Московской Руси в середине XVII века совершился погром Церкви под видом реформ, — пишет историк-публицист Б.П. Кутузов, — старообрядцы остались при святом, не размытом различными сомнительными нововведениями, Православии, и в этом главная ценность старообрядчества на все времена». После церковного раскола XVII века перед старообрядцами встала задача сохранить в незыблемости чистоту веры и православный уклад жизни в условиях потрясения русского народа нововведениями. С целью сохранения веры во время гонений, многим пришлось покинуть свой дом, уйти с обжитых мест в леса и на болота, на далекие окраины своей Родины, сохраняя традиции православной Руси.

История старообрядчества говорит о высоком патриотизме поборников истинного православия, вызывает чувство благодарности за мужественное сохранение национальных традиций. «Неизвестно, чем была бы сегодня Россия, – говорит писатель В. Распутин, – когда бы не живое и предостерегающее напоминание о силах, способных во имя ее утверждения на безоглядный и всемогущий порыв».

Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита отечества на поле брани.

Что завещала нам Русь? Саму себя и завещала… свою самобытность и самостоятельность, свое достоинство, трезвость и творческие возможности».

Старообрядчество – это не только замечательное прошлое Руси, но и ее будущее!

В конце XX века наша Церковь обрела долгожданную свободу. Сейчас, на протяжении более 20 лет идет хотя и трудное, но неуклонное духовное возрождение и материальное созидание.

После раскола по-разному складывались отношения старообрядцев и государственной власти. До революции 1917 г. гонения на старообрядцев были постоянными – то возрастая, то ослабевая. В атеистическом советском государстве в прошлом веке все верующие были гонимы, но особенно тяжкие потери понесли старообрядцы, которые не шли с властями на компромиссы в вере. После празднования 1000-летия Крещения Руси давление на Церковь со стороны властей прекратилось, и ныне мы можем отметить поддержку и заинтересованность властей в сотрудничестве со старообрядцами в вопросах возрождения Церкви и духовно-нравственных основ нашего народа.

Государство возвращает долг Церкви, протягивает ей руку помощи в знак покаяния и примирения. Ныне, во времена «духовной оттепели», старообрядцы вновь, возложив упование на Бога, принимаются за возделывание духовно-просветительской нивы, осмысление такой важной задачи, как сохранение русского народа, которое возможно только через возвращение к вере отцов, к своей самобытности и национальной культуре — обретение утраченного первородства, можно сказать, — возвращение домой.

Старообрядчество, а по сути, сохраненное не реформированное православие — это не какое-то экзотическое явление, случайно занесенное в наше время, а сама жизнь русского народа в чистоте и вере, это живые глубинные пласты духовности и спасительного благоверия. России нужна историческая честная оценка раскола, его причин и последствий, и уверенные шаги русского народа к дораскольному строю. Наша общая задача заключается во всеобщем освобождении от вредного, лживого, не русского, и возвращении к здоровому, сокровенному, русскому духу.

Сегодня актуально понятие «импортозамещение». В духовном смысле это замещение также весьма актуально. Необходимо отбросить враждебный и разрушительный дух Запада и возвращаться к русской самобытности и самостоятельности.

Если Русь, пережив татаро-монгольское иго, хотя и огрубела, но все же осталась в духовной сущности сама собой, то ныне, когда распалась связь времен, появилась угроза опаснее порабощения Чингисханом, эта угроза направлена против наших душ. Либеральная свобода, легкая доступность греха (вызванная, например, бесконтрольным и бездумным использованием интернета), пропаганда, навязываемая Западом, разрушающая нравственность — подобно радиации невидимо и постепенно губят души наших соотечественников. Нам, русским, нельзя терять свою самобытность и веру.

Ныне наша страна, а вместе с ней и старообрядцы, переживают ответственный период выбора своего будущего. С одной стороны, сегодня много ложных ценностей, соблазнов, а с другой стороны, хорошо, что есть свобода выбора — возможность избрать лучшую, в духовно-нравственном и культурном отношении, дорогу. Россия не должна слепо идти по западному пути, иначе есть угроза исчезнуть русским как этносу, потеряв свои традиции и особенности, оставшись Россией лишь по историко-географическому признаку.

В книге мыслителя начала ХХ века И. Кириллова «Правда старой веры» мы находим такую фразу: «Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется (если суждено Высшим Промыслом) истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой России — она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого». Россия — это не Запад и не Восток, это — своеобразный отдельный мир, сильный только в православном славянском союзе, который может быть посредником в примирении Запада и Востока. Старообрядцы несут «русскость» в своем многовековом укладе, как генетическую память, зная, что во все времена Россию спасала вера православная, нравственные ценности и устои, накопленные за тысячелетнюю историю.

Прошлое, настоящее и будущее нашей страны невозможно постигнуть, не зная историю старообрядчества, причин церковного раскола, и поэтому интерес к истории православия в России возрастает и ее осмысление актуально в наше время.

Писатель И. Солоневич сказал: «Старообрядчество — самая исконная и самая мощная форма православия». Несмотря на то что сегодня многие почти ничего не знают о старообрядчестве и воспринимают его как «обломок истории», все же в настоящее время в России обнаруживается сочувствие и благосклонность к старообрядцам, к их вере, обычаям, культуре.

Надо отметить, что ныне те, кто хочет найти дорогу ко спасению, проявляют неподдельный, возрастающий интерес к древлеправославию, понимая, что во время нынешнего духовно-нравственного кризиса важен опыт выживания в сложных условиях, которого старообрядцам не занимать.

О каком опыте идет речь? Старообрядчество всегда отличалось крепким укладом жизни, сохранением здорового образа жизни, любовью к отечеству и привычкой к честному труду. Старообрядцами накоплен опыт христианского просвещения. Последнее особенно важно в наше время, когда в стране нарушены духовные традиции, чувствуется разобщенность родителей и детей, у молодежи нет твердых убеждений в выборе добра и отстранения от греха. Старообрядческая Церковь, школа и семья дают духовные ориентиры детям, позволяющие противопоставить греху понятие о нравственности, покаянии, о последствиях безверия и греха.

Надо понимать, что определяющая задача для Церкви — это не решение внешних вопросов устроения общества (таких как демография, спад производства, преступность, безработица и т.д.), а возможность научить людей жить по заповедям Божиим, в вере, мире и христианской жертвенной любви. И если каждый начнет жить по Божиим законам, т.е. создавать Царство Божие внутри себя, то это и будет залогом начала оздоровления нашего общества, а это, в свою очередь, позволит решить многие нравственные и экономические проблемы.

В 2020 году мы будем отмечать 400-летие со дня рождения огнепального протопопа Аввакума – этого богатыря русского духа, вся жизнь которого была направлена на защиту духовных устоев предков, отстаивание свободы личности, сохранение всего святого и благочестивого на Руси. Надеюсь, что предстоящее мероприятие в честь этой исторической даты будет способствовать консолидации всех старообрядцев.

Главным посылом к обществу в связи с 400-летием со дня рождения протопопа Аввакума может стать призыв к воплощению духовных и гражданских идеалов Древней Руси, ярким выразителем которых был Аввакум Петров. Этот выдающийся борец и писатель XVII века — не побудитель споров и вражды «раскола», но в первую очередь образец самоотверженного служения Вере и Родине. Его последователи, так называемые «старообрядцы», «раскольники», несмотря на гонения, не выработали ни протестных идеологий, ни оправдания сопротивления насилию любыми способами. Гонимые веками, они дали пример верности традициям предков во всём – от быта, одежды до глубинных основ мировоззрения. С утверждением в России веротерпимости согласно Царскому Указу 1905 года, они придали ускорение промышленности, науке и искусствам, которые сделали Россию начала XX века динамично развивающимся мировым лидером.

Именно поэтому юбилей призван стать стимулом как для активизации исторической памяти и самоопределения Русского народа, так и для утверждения высших религиозных ценностей Православия, которые объединяют всех граждан страны. В центре внимания – позитивные начала, которые проявились в деяниях и в художественном слове протопопа Аввакума в XVII веке, дали свои яркие плоды в период дарования свободы вероисповедания с 1905 до 1917 года и могут в настоящих условиях вновь придать силы, духовное и патриотическое вдохновение народам России.

Для объяснения сути этого позитивного образа необходимо провести, как минимум, две стратегические идеи:

– «Раскол» в церковных традициях явление временное и не является «фатальным, необратимым», потому из сознания должны уйти понятия «раскольник», «старообрядец» и связанный с ними, как говорят социологи, «язык вражды эпохи Средневековья». Стороны конфликта XVII века должны продемонстрировать христианские ценности покаяния, смирения, прощения, любви – основ как для личной духовной жизни, так и для общественного согласия и общенационального единства;

– Пламенная вера и яркий русский язык, запечатлённые в сочинениях протопопа Аввакума, это достояния не только этнически русских граждан, но всех россиян любой национальности, ибо значение русского языка ключевое для государственности России и её мировой культурной миссии.

Подготовку к юбилею 2020 года целесообразно начать уже сейчас, ибо к 2017 году россиянам необходимо осмыслить причины и последствия Февральской и Октябрьской революций. В интересах государства при дискуссиях на эти темы важно укрепить диалектическое единство народов Российской Федерации с многообразием их культур, верований и политических течений. В этих дискуссиях — показать государственнический и патриотический потенциал русского Православия (Старообрядчества). Сложность этой задачи требует постоянных многолетних усилий СМИ и комплекса мероприятий. Проведение в контексте юбилея 1917 – 2017 гг. мероприятий в честь протопопа Аввакума может дать к 2020 году положительный результат в сплочении различных слоёв общества, церкви и государства.

Хотел бы предложить вашему вниманию для обсуждения проект мероприятий в честь 400-летия со дня рождения протопопа Аввакуму, с которым мы бы могли обратиться к Правительству РФ и ко всем, кому дорога память выдающегося борца и писателя XVII века протопопа Аввакума.

Старообрядцы различных согласий, рассеянные во времена гонений по всему миру, ныне проживают не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, а также и на других континентах, показывая пример взаимоподдержки и сохранения духовных и культурных корней православного отечества. Думается, что сегодня всем старообрядцам мира необходимо сделать первые шаги к единению с целью возрождения и развития старой веры на новом уровне.

Для этого на нашем круглом столе, а затем и на всемирном собрании старообрядцев необходимо решить такие насущные вопросы: создание общестарообрядческого движения на основе православной веры, русского языка и культуры; учреждение своих печатных изданий, открытие интернет-сайтов (посредством которых знакомить людей с полной и достоверной информацией о жизни старообрядцев, их истории и культуре); возвращение в Россию старообрядцев, проживающих за рубежом; проведение встреч, научно-практических конференций, выставок, вечеров духовных песнопений, организация паломнических и туристических маршрутов по местам, связанным с историей и современной жизнью старообрядцев; организация сбора исторических документов, предметов быта, изделий народных ремесел и т.д. для создания музеев старообрядчества; открытие школ по обучению церковному знаменному пению, богослужебному уставу, письму и реставрации икон, шитью богослужебной одежды, переписыванию и переплетению книг и т.д.

Особо хотел бы остановиться на теме совместной издательской и просветительской деятельности. Епископ Михаил Семенов в статьях, написанных более ста лет назад, таких как «Настоятельная нужда» и «Объединение издательских и авторских сил в старообрядчестве», пишет: «Старообрядчеству необходимы книги. Старообрядческое просвещение растет и будет расти, но «без книги» для старообрядческих детей и семьи они будут не усиливать любовь к своему, к своей вере, культуре, к своему братству, а наоборот, ослаблять.

О какой книге я говорю? Я не думаю, как многие, что, например, вся чужая учебная литература для нас опасна. Речь идет о маленьких детских семейных энциклопедиях, хрестоматиях, которые научили бы любить историю старообрядчества и ее деятелей, которые дали бы оправдание своей веры и быта.

Но книги должны иметь одно общее – проникнуты любовью к своей культуре рядом с любовью к культуре вообще. И очень хотелось бы, чтобы эти книги или библиотечка появились скорее».

Далее епископ Михаил Семенов в статье «Объединение издательских сил…» пишет: «Одна из серьезных болезней старообрядчества – его разъединение, недоверие одного согласия к другому даже в том, в чем объединенная деятельность была бы вполне возможна.

Распыленность и разъединенность просветительских сил в пределах одного согласия.

Посмотрите: Поморские ответы появились в двух изданиях, богослужебные книги печатаются в трех различных типографиях – одни и те же. Откуда такая роскошь? Или старообрядчество так богато книгами, что нечего издавать?

Все знают, что далеко не так. Нет даже издания Нового Завета – с переводом или короткими комментариями.

Но века разделений сделали то, что одно согласие относится с недоверием к тому, что издает другое.

Казалось, дело простое: образовать по отношению к изданию богослужебных, певческих и отеческих книг общий религиозно-цензурный совет.

И сколько средств, так нужных для дела просвещения, сбереглось бы».

Эти мысли епископа Михаила, высказанные сто лет назад, весьма актуальны и сегодня. Его статьи на тему совместной издательской деятельности могут стать программой объединения наших усилий в деле просвещения старообрядцев, а в особенности наших детей и, если говорить шире, всех тех, кто желал бы познать православные религиозные основы, русскую культуру, которая, по слову епископа Михаила Семенова, питается только из старообрядческих корней.

Братие! Отцы Церкви высоко ценили мир между христианами. Мир – это великий завет и дар, который оставил нам наш Учитель Христос (Ин. 14, 27). Будем же на деле последователями Христа и святых отцев, исполнителями их заповедей, прекратим взаимные укоры и будем искать пути к сотрудничеству. Для этого нам необходимо встречаться и общаться, тем более сегодня, когда, в отличие от прошедших мрачных времен гонений на Церковь, это сделалось возможным.

3 марта 2016 г.

Поделиться: