Доклад Освященному Собору 2016 года

Главная Митрополит Доклады и выступления Доклад Освященному Собору 2016 года

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Доклад Освященному Собору 2016 года

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас! Преосвященные архиереи, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, чтецы, благочестивые иноцы и миряне, участники сего Освященного Собора! Приветствую и поздравляю вас с открытием нашего Освященного Собора и днем памяти святыя мученицы Харитины и иже во святых отец наших Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Киевских и всея Руси, чудотворцев.

Доклад Освященному Собору 2016 года
Митрополит Корнилий во время выступления

Сегодня мы собрались на очередной Освященный Собор с целью подвести итоги минувшего года, оценить деятельность нашей Церкви в деле отстаивания и сохранения истинной православной веры и древлего благочестия и наметить дальнейшие пути развития церковной деятельности. За истекшее время наша Церковь с Божией помощью жила в мире, в плодотворных трудах проповеди православной веры, хранительницей которой она является. Строились и восстанавливались храмы и часовни, развивалась просветительская и информационно-издательская деятельность, проводились вечера духовных песнопений и крестные ходы, в которых принимает участие все больше молодежи, успешно работает духовное училище, выпускается все больше литературы на духовные и исторические темы, организуются конференции и выставки по истории старообрядчества и т.д. Но самое основное, что бы хотелось отметить, что наша Церковь все более уверенно и свободно продолжает исполнять главную задачу, возложенную на нее Богом и временем — отстаивание, сохранение и возрождение истинной, спасительной веры наших предков и противостояние современному бездуховному и враждебному Церкви миру, силам агрессивной злобы и растления, темным бесовским козням.

В наше время мы наблюдаем все большую угрозу христианству и православному миру со стороны сил зла, стремящихся разрушить православные, религиозные основы морали и нравственности, как сказано об этом в Святом Евангелии: Многие лжепророки возстанут, и прельстят многих, и от умножения беззакония, изсякнет любовь многих (Мф. 24, 11–12).

Апостасийный процесс глобализации, негативное влияние на умы и души средств массовой информации, разрушающих духовно-нравственные ценности — порождают в людях страх, уныние и агрессию. Печальное явление сегодняшнего дня — насаждение греховных, губительных идей материального потребления и наживы, блудных пороков и либеральной вседозволенности губит души подобно радиации. Особенно это относится к молодому поколению, не имеющему духовного и житейского опыта, губящему свои души в погоне за ложными кумирами.

Наша Церковь призвана понимать и оценивать степень разрушительной опасности современных негативных процессов, уметь им противостоять, предупреждать и защищать тех, кто, к сожалению, недооценивает пагубную опасность разрушительного воздействия чуждых православию безбожных темных сил. Мы понимаем, что сейчас ведется информационная война, где поле битвы — души, сердца и умы людей, и в особенности молодежи. Понимая это, мы, христиане, должны противостоять губительным силам зла своей молитвой, постом, проповедью Православия и, конечно, личным примером жизни по христианским законам и заповедям.

Но, несмотря на возрастающие усилия сил зла, а также на политические и экономические санкции против нашей страны, в России идет процесс объедения здоровых сил, идет возвращение к тем духовным и нравственным ценностям, которые спасали Святую Русь во все трудные времена испытаний нашего народа на прочность.

История старообрядчества есть образ пути, альтернативного ориентированному на Запад развитию послераскольной России. Понимание того, куда России надо идти в историческом развитии, проистекает от знания истока этого пути, т.е. прошедшее надо воспринимать как урок при выборе будущего. Благодаря памяти о прошлом мы можем яснее предвидеть будущее, то есть можем предположить направление развития общества, поскольку история — это наука не только о прошлом, но и о будущем.

Ф.И. Тютчев сказал: «Истинным защитником России является ее история». К этому меткому определению можно добавить, что история – это истинный и надежный защитник старообрядчества. Обращение к его истории – это не бесполезное воспоминание о прошлом, а фундамент осмысления и способ познания духовных традиций, преемственности сохранения и отстаивания православных ценностей Святой Руси, ее национальных идеалов, моральных основ и традиционного уклада семейной жизни.

Уникальная история старообрядчества дает нам образец воспитания специфически русского характера, образец сохранения мирного созидательного духа в окружающей враждебной действительности.

Вся история старообрядчества есть твердое отстаивание стремления жить по тем правилам, которыми руководствовался русский народ на протяжении 700-летней истории православия. Обращаясь к истории в статье «Смысл старообрядчества», историк А. Карташёв писал: «Теократический полный идеал русского православия — цельный, всеохватывающий, культом проникнутый и освященный быт, устроение здесь на земле всей жизни ,,по-Божии”, с довольством и достатком, с благами земными и ,,благоденственным и мирным житием”, но ,,во всяком благочестии и чистоте”».

Старообрядцы всегда старались хранить благочестие и обращались к святой старине, сохраняли историческую память. Об этом обращении к прошлому своего народа писал академик Д.С. Лихачев: «Обращение к старому – это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая приверженность к старому, а скачок вперед… Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность».

Старообрядчество, а по сути, сохраненное нереформированное православие — это не какое-то экзотическое явление, случайно занесенное в наше время, а сама жизнь русского народа в чистоте и вере, это живые глубинные пласты духовности и спасительного благоверия. России нужна историческая честная оценка раскола, его причин и последствий, и уверенные шаги русского народа к дораскольному строю. Наша общая задача заключается во всеобщем освобождении от вредного, лживого, не русского и возвращении к здоровому, сокровенному, русскому духу.

Старообрядцев можно по праву назвать основой и связующим звеном национальных русских устоев и традиций. Их в жизни отличали взвешенность решений, разумность поступков, бережливость в быту, результативность деятельности, внутренний контроль за своими помыслами. Эти отличительные свойства способствовали развитию и успеху их предпринимательской деятельности в России и в других странах, куда их заносила судьба.

Сильный характер, который присущ старообрядцам, формирует их мысли, чувства и поступки, позволяет хранить базовые нравственные ценности – такие как вера, любовь, справедливость, самопожертвование, а также допускает критическое отношение к властям и политическим процессам.

История старообрядчества говорит о высоком патриотизме поборников истинного православия, вызывает чувство благодарности за мужественное сохранение национальных традиций. «Неизвестно, чем была бы сегодня Россия, – пишет В. Распутин, – когда бы не живое и предостерегающее напоминание о силах, способных во имя ее утверждения на безоглядный и всемогущий порыв.

Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита отечества на поле брани».

Надо отметить, что ныне те, кто хочет найти дорогу ко спасению, проявляют неподдельный, возрастающий интерес к древлеправославию, понимая, что во время нынешнего духовно-нравственного кризиса важен опыт выживания в сложных условиях, которого старообрядцам не занимать.

О каком опыте идет речь? Старообрядчество всегда отличалось крепким укладом жизни, сохранением здорового образа жизни, любовью к отечеству и честному отношению к труду. Старообрядцами накоплен опыт христианского просвещения. Последнее особенно важно в наше время, когда в стране нарушены духовные традиции, чувствуется разобщенность родителей и детей, у молодежи нет твердых убеждений в выборе добра и отстранения от греха. Старообрядческая Церковь, школа и семья дают духовные ориентиры детям, позволяющие противопоставить греху понятие о нравственности, покаянии, о последствиях безверия и греха.

Опыт старообрядчества важен в деле развития и становления личности, осмысления прошлого, сохранения исторической памяти, без которой, по словам академика Д.С. Лихачева, невозможна «нравственная оседлость человека».

Ныне, во времена духовной свободы, старообрядцы вновь, возложив упование на Бога, принимаются за возделывание духовно-просветительской нивы, осмысление такой важной задачи, как сохранение русского народа, которое возможно только через возвращение к вере отцов, к своей самобытности и национальной культуре — обретение утраченного первородства, можно сказать, возвращение домой. Каждый православный старообрядец вершит труднейшее дело личного покаяния, от которого во многом зависит спасение близких ему людей и всего нашего Отечества. И если, обратившись за помощью к Богу, пойдем по исконно русскому пути — по пути очищения своей души от греховной тьмы, то мы найдем в России силы преодолеть любые духовные и материальные кризисы, возродиться и обрести былую славу и величие православной Руси.

В хоре голосов духовно возрождающейся России голос РПСЦ становится с каждым годом все более слышимым и окрепшим. Особое место в отстаивании веры и чистоты Церкви отводится духовным пастырям, которые делом и словом должны вести паству по трудной дороге спасения души. Важной составляющей трудов пастыря должна быть проповедь – современная, живая, которая должна давать ответы на вопросы сегодняшнего дня, волнующие прихожан: как спастись, как жить по-христиански, как исполнять заповеди Божии, как проявлять любовь по отношению к ближнему своему.

Многие храмы ныне испытывают трудности с пением, необходимо при храмах создавать школы обучения пению и чтению, посылать на стажировку певцов и уставщиков в Московское духовное училище. Надо вводить и поощрять общенародное пение за службой, например, вместе с клирошанами всем петь «Отче наш», и «Верую».

Священник – это не просто требоисполнитель, не чувствующий боль и тяготы окружающих, а чуткий и заботливый уврачеватель больных и мятущихся душ. Прихожане в храмах ожидают понимания, приветливости, сострадания, ответов на возникшие духовные вопросы в жизненной ситуации, или, наконец, чтобы их внимательно выслушали. Они этого ожидают, но далеко не всегда получают.

Иногда у приходящего в храм возникает чувство, что он здесь чужой, никому ненужный и лишний человек. Господь говорит: «Грядущего ко мне не иждену вон» (Ин. 6, 37). Однако у нас бывает, что приходящего так грубо встречают, что он на долгие годы, если не навсегда, человек уходит из храма к заезжим миссионерам, различным сектантам, а принимать людей радушно и с вниманием они умеют очень хорошо.

Бесспорно, нагрузки и заботы современного пастыря весьма велики, порой у него нет времени на передышку. Священник, как и всякий человек, имеет свои особенности характера и свойственные людям немощи, но при этом он не имеет права забывать, что Бог спросит с него «отчет о его уповании», о пребывании в любви к ближнему. И если мы своей раздражительностью или невниманием отталкиваем чающих спасения в истинной Церкви, ищущих дорогу к храму Божию, то этим мы сами удаляемся от Бога и губим тех, кого бы могли спасти. Не пора ли нам всем это понять?

В храме недопустимо коммерческое вымогательство – устанавливать таксы на совершаемые требы. Храм Божий – храм молитвы, а не торговли и оказания коммерческих церковных услуг. «Туне приясте – туне дадите» (Мф. 10, 8).

Слушая рассказы старых священников и читая воспоминания о священниках, живших до революции, поражаешься их вере и терпению. Часто, находясь в нищенском состоянии, имея большую семью, они считали нравственно недопустимым брать высокую плату с таких же, как и они, бедных людей. За их отзывчивость и бескорыстие народ отвечал им любовью и готов был разделить с ними все скорби и гонения. В ответ на бескорыстное, самоотверженное служение пастыря – простой русский народ готов сам отдать последнее, принести в храм все необходимое, в количестве гораздо большем, чем сребролюбивый священник наторгует в своем храме-лавке. Благоговейному священнику сам Господь пошлет добрых жертвователей и помощников, которые увидят в нем любящего отца, ведущего их ко спасению.

Приходя в наши храмы, люди должны видеть, что это не какая-то замкнутая секта, что мы не прячемся от жизни, не боимся окружающих нас людей и нам есть, что сказать в ответ на различные вызовы.

Хочется верить и надеяться, что большинство наших пастырей сохранили благочестие и подлинную веру, которую заповедали нам многочисленные мученики за веру – наши благочестивые предки. Их жертвенная любовь и молитва за землю Русскую и за своих единокровных потомков по вере помогает оживлению и расцвету церковной жизни.

 

Освящение храмов

В течение года после Собора 2015 года в нашей Церкви было освящено несколько новых храмов.

12 декабря 2015 года, на праздник святого всехвального апостола Андрея Первозванного, в г. Суздале Владимирской области был освящен храм во имя святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Уникальный храмовый комплекс церквей Воздвижения Креста Господня и Козмы и Дамиана был построен в XVII–XVIII вв. в суздальской слободе Коровники. Вопрос о его реставрации поднимался еще в мае 2015 года, в ходе архипастырской поездки по Владимирской области и встречи с губернатором региона Светланой Орловой.

27 мая сего года состоялось долгожданное освящение храма в Республике Крым – в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Храм освящен во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. Здание храма, возведенное в 1913 году, долгое время находилось в запустении. Благодаря попечителю храма Роману Стабблбайну были проведены все необходимые работы, и теперь в церкви можно совершать полный круг богослужения, включая литургию.

Также во время поездки в Крым мне довелось посетить общину г. Симферополя и помолиться с местными христианами канон Введению в церковь Пресвятыя Богородицы. Именно в честь этого праздника предполагается освятить в скором времени симферопольский храм, где также попечением Романа Стабблбайна интенсивно ведутся восстановительные работы.

28 июня с.г. в городе Малая Вишера Новгородской области был освящен новый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Деревянная церковь, общину которой окормляет о. Александр Панкратов из Великого Новгорода, построена на средства благотворителей Владимира Леонтьева (Санкт-Петербург) и Романа Стабблбайна (Москва). Новоосвященный храм посетил мэр Малой Вишеры Николай Маслов. Он тепло и искренне поздравил духовенство и прихожан с этим событием.

5 июля с.г. в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса. Невьянск в XVIII–XIX веках был важным центром уральского старообрядчества. Промышленники Демидовы, обосновавшиеся в этом городе, приглашали для работы на свои заводы староверов, бежавших от гонений царской власти. С 2002 года в Невьянске действует старообрядческая община, основывал которую о. Иоанн Устинов. Позже настоятелем в Екатеринбурге стал уроженец этих мест о. Павел Зырянов. Невьянский храм — двухэтажное кирпичное здание — проектировал уральский архитектор-старообрядец Борис Пономарев. В настоящее время в Свердловской области строятся храмы в городе Ивдель и в старинном поселке Староуткинск. 30 октября с.г. предстоит освящение восстановленного храма во имя святыя благоверныя княгини Анны Кашинския в пос. Кузнецы Павлово-Посадского р-на Московской обл.

 

О восстановлении и реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода»

В настоящее время в основном закончились крупные по масштабу и длившиеся более десяти лет работы по реконструкции и возрождению уникального историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», который представляет собой духовный центр, объединяющий православных старообрядцев России и зарубежья.

Недавно правительство г. Москвы передало нашей Церкви здание бывшего Богословского института, построенного в 1915 году. К сожалению, сейчас это здание требует капитального ремонта, комиссия, созданная для рассмотрения проектов по реконструкции института, определяет возможных участников этих работ. Недавно комиссии был предоставлен проект масштабного второго этапа возрождения и реконструкции ансамбля «Рогожская слобода» – этот проект находится в стадии рассмотрения комиссией.

В июне этого года на Рогожском некрополе была окончена реставрация родовых усыпальниц известных старообрядческих благотворителей Морозовых и Соловьевых. Была отслужена панихида в усыпальнице Морозовых по захороненным здесь представителям династии, история становления которой тесно связана с городом на Клязьме – Орехово-Зуево.

На торжественном открытии отреставрированной усыпальницы присутствовали власти г. Москвы, в частности руководитель департамента культурного наследия Алексей Емельянов, деятели культуры, реставраторы, потомки Морозовых.

Обращаясь к гостям, Алексей Емельянов сказал: «Сегодня мы с удовлетворением показываем, как мы чтим память династии, имена которой золотыми буквами вписаны в историю г. Москвы. Морозовы – это величайшая династия промышленников и благотворителей, которые оставили в нашем городе более семидесяти зданий, построенных на их деньги – это храмы, больницы, библиотеки, театры. Рогожское – это знаковое место для Москвы и для тех, кому небезразлична история города. То, что реставрация произведена на бюджетные средства, это хорошая дань города тем людям, которые ничего не жалели для украшения нашей столицы, для блага своей Родины».

От имени РПСЦ мною была выражена большая благодарность московскому правительству и лично мэру Сергею Семеновичу Собянину, за тот труд и материальное вложение, которые позволили за последние годы восстановить эти фамильные усыпальницы и в целом Рогожский духовно-исторический ансамбль.

К сожалению, на Рогожском кладбище не сохранились до наших дней памятники и могилы многих видных старообрядцев, таких как промышленники и меценаты: Рябушинские, Солдатёнковы, Кузнецовы и другие достойные сыны нашего Отечества. Их надгробия были разрушены в годы советской власти. В связи с этим мы обратились к руководству ритуального объединения города Москвы с просьбой помочь нам установить памятный поклонный крест всем старообрядцам, чьи могилы утрачены на Рогожском кладбище. Наше обращение нашло положительный отклик, и в настоящее время этот поклонный крест установлен рядом с захоронением видного старообрядческого деятеля Прокопия Шелапутина.

Также восстанавливается гранитный обелиск в честь основания Рогожского кладбища во время чумы 1771 г., разрушенный после революции. Открытие этого памятника намечено в ближайшее время.

 

Хиротония епископа на Томскую кафедру

Согласно решению Освященного Собора 2015 года о создании Томской епархии и поставлении туда архипастыря, за божественной литургией в Покровском кафедральном соборе был поставлен во епископы священноинок Григорий (Коробейников). Во время хиротонии мне сослужили все архиереи, за исключением болящего архиепископа Киевскаго и всея Украины Саватия, пятнадцать священников и семь диаконов. Также присутствовала делегация из Румынии во главе с архиепископом Флавианом. Поздравить новопоставленного владыку Григория прибыли христиане из Томска.

31 октября 2015 года состоялась моя поездка в Томск. Ее целью было возведение на престол учрежденной Томской епархии новопоставленного епископа. В кафедральном соборе Томской епархии был совершен чин возведения на кафедру епископа Григория и отслужен молебен Успению Божией Матери.

 

О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией

Отрадно отметить, что взаимоотношения с братской Белокриницкой Митрополией (Румыния) в последние годы развиваются в духе взаимопонимания и сотрудничества. Свидетельством тому может быть недавно состоявшаяся поездка делегации Белокриницкой Митрополии в Россию во главе с архиепископом Славским Флавианом. Делегация посетила города Санкт-Петербург и Великий Новгород, где состоялись совместные торжественные богослужения и паломнические поездки с посещением исторических и культурных памятников. В заключение визита гости из Румынии посетили Московскую Митрополию и выразили сердечную благодарность за радушный братский прием в России.

Отрадно отметить, что делегация из Румынии прибыла на международную конференцию старообрядцев в Москве в июне сего года во главе с профессором бухарестского университета Федором Ивановичем Кирилэ, научная деятельность которого тесно связана с работой общин русских-липован в Румынии. В своем выступлении он отметил, что старообрядческая Церковь признана румынским правительством, липоване имеют своих представителей в органах местного самоуправления, более 2 000 детей изучают русский язык и культуру.

В настоящее время в Духовном училище продолжают обучаться несколько студентов, приехавших из разных приходов Румынии, что также способствует поддержанию дружеских отношений с Белокриницкой Митрополией.

В этом году митрополиту Белокриницкому Леонтию исполнилось 50 лет и 20 лет его хиротонии в митрополиты. В связи с этим событием от лица нашей Церкви митрополиту Леонтию было послано поздравление, в котором, в частности, говорится:

«Вашими усердными молитвами и трудами расширяются и укрепляются духовные связи и общение с Московской Митрополией в духе братской любви и взаимного уважения. С душевной теплотою вспоминаю наши с Вами встречи, на которых Вы всегда сохраняете «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 2–3), особенно ваше посещение г. Казани и совместное с нами моление «едиными усты и единым сердцем». Также будем рады Вашему визиту в Москву для торжеств и братского общения.

В этот памятный для Вас день молитвенно желаю Вам, дорогой собрат Владыко Митрополит Леонтий, здравия и благоденствия, мира и помощи Божией, а также крепости душевных и телесных сил, чтобы продолжать плодотворное пастырское служение во благо Святой Церкви!»

В недавно присланном обращении в наш адрес митрополит Леонтий написал:

Выражаю надежду, Владыко, на возможность нашего духовного общения и совместное празднование: 170-летия присоединения митрополита Амвросия и восстановления иерархии и 20-летия прославления митрополита Амвросия в лике святых в этом году в Белой Кринице.

 

Межстарообрядческое сотрудничество

В прошлом, 2015-м, году начались первые контакты в сфере сотрудничества между старообрядческими согласиями. Создана постоянно действующая рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством.

В Московском доме национальностей 3 марта 2016 года состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», а 23 июня — международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В этих мероприятиях приняли участие делегации нашей Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви. На них прозвучали доклады по важнейшим проблемам общественной жизни, состоялся конструктивный диалог, открывающий возможности сотрудничества и взаимной поддержки старообрядцев в области социального служения, сохранения традиционных духовных ценностей, развития и распространения русской культуры и русского языка, укрепления связей со старообрядческими общинами в других странах. Наше сотрудничество может быть продолжено и расширено во время подготовки к празднованию важной для всего российского общества даты 400-летия со дня рождения «огнепального» протопопа Аввакума.

 

К 400-летию со дня рождения священномученика протопопа Аввакума

В 2020 году мы будем отмечать 400-летие со дня рождения огнепального протопопа Аввакума — этого богатыря русского духа, вся жизнь которого была направлена на защиту духовных устоев предков, сохранение всего святого и благочестивого на Руси. Надеюсь, что предстоящее мероприятие в честь этой исторической даты будет способствовать консолидации всех старообрядцев.

Главным посылом к обществу в связи с 400-летием со дня рождения протопопа Аввакума может стать призыв к воплощению духовных и гражданских идеалов Древней Руси, ярким выразителем которых был Аввакум Петров. Этот выдающийся борец и писатель XVII века — не побудитель споров и вражды «раскола», но в первую очередь образец самоотверженного служения Вере и Родине. Его последователи, так называемые «старообрядцы», несмотря на гонения, не выработали ни протестных идеологий, ни оправдания сопротивления насилию любыми способами. Гонимые веками, они дали пример верности традициям предков во всем – от быта, одежды до глубинных основ мировоззрения. С утверждением в России веротерпимости согласно Царскому Указу 1905 года, они придали ускорение промышленности, науке и искусствам, которые сделали Россию начала XX века динамично развивающимся мировым лидером.

Именно поэтому юбилей призван стать стимулом как для активизации исторической памяти и самоопределения русского народа, так и для утверждения высших религиозных ценностей православия, которые объединяют всех истинно верующих граждан страны. В центре внимания – позитивные начала, которые проявились в деяниях и в художественном слове протопопа Аввакума в XVII веке, дали свои яркие плоды в отстаивании церковного благочестия и могут в настоящих условиях вновь придать силы, духовное и патриотическое вдохновение народу России. Пламенная вера и яркий русский язык, запечатленные в сочинениях протопопа Аввакума, это достояния не только этнически русских граждан, но всех россиян любой национальности, ибо значение русского языка ключевое для государственности России и ее мировой культурной миссии.

Вопрос подготовки к юбилею протопопа Аввакума рассматривался на международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» в июне сего года и нашел поддержку и одобрение всех участников конференции.

Юбилей призван стать стимулом как для активизации исторической памяти и самоопределения русского народа, так и для утверждения высших религиозных ценностей Православия. В центре внимания – позитивные начала, которые проявились в деяниях и в художественном слове протопопа Аввакума в XVII веке.

Русской Православной Старообрядческой Церковью был предложен участникам конференции проект мероприятий по подготовке к юбилею:

  • проведение историко-патриотической конференции с участием «староверов» всех согласий
  • создание в Григорове и Пустозёрске культурных центров древнерусской традиции в честь протопопа Аввакума, включая многофункциональный Центр древнерусской культуры (или русской традиционной культуры),
  • реставрация исторических памятников (храмов, палат), связанных с именем протопопа Аввакума,
  • издание академического Полного собрания сочинений протопопа Аввакума
  • создание передвижной выставки и ее показ в исторических, краеведческих, художественных музеях России
  • проведение Всероссийской юбилейной научной конференции по изучению наследия и эпохи свщмч. Аввакума и другие мероприятия.

В итоговой резолюции конференции было записано: «Признать необходимость объединения усилий для организации культурно-просветительских мероприятий, посвященных 400-летию со дня рождения священномученика протопопа Аввакума».

Участники конференции обратились к правительству РФ и лично к президенту В.В. Путину с просьбой поддержать на государственном уровне программу проведения торжеств по случаю юбилея. Это обращение нашло одобрение со стороны президента, он согласился поддержать инициативу празднования 400-летнего юбилея в части мероприятий, касающихся чествования протопопа Аввакума как известного писателя, одного из родоначальников новой для своего времени российской словесности, а также предложение по реконструкции к памятной дате ряда старообрядческих памятников архитектуры. В настоящее время идет обсуждение плана мероприятий и возможностей его финансирования Министерством культуры РФ.

Вопрос подготовки к 400-летнему юбилею рассматривался в последнее время на заседаниях Совета Митрополии. В частности, на заседании в феврале сего года было принято решение: «Призвать иконописцев к участию в написании иконы с клеймами жития свщмч. Аввакума и созданию графического символа (эмблемы) к предстоящему юбилею. Поручить иерею Вадиму Коровину работу по составлению сборника служб новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму», а на заседании Совета Митрополии в мае сего года принято решение: «Поручить протоиерею Михаилу Шашкову начать подготовку к постройке часовни свщмч. Аввакуму в с. Григорове. Поручить иерею Алексею Лопатину организацию конкурса по разработке графического символа (эмблемы) и памятной медали к предстоящему юбилею».

Хочется надеяться, что предстоящая подготовка к юбилею протопопа Аввакума поможет еще шире и ярче раскрыть его образ как защитника богатства русского духа, который всей своей жизнью и своими посланиями отстаивал основные духовные ценности: свободу личности, церковную соборность, справедливость и благочестивые устои древлего православия.

 

Взаимодействие с органами власти, общественная деятельность

За истекший с прошлого Собора период проходили наши встречи с представителями светской власти, на которых решались как местные, так и общецерковные задачи.

Среди подобных событий можно отметить встречу во Владивостоке с директором департамента культуры Приморского края Анной Алеко. Во время встречи, состоявшейся 25 сентября 2015 г., шла речь о предоставлении земельного участка и помощи в строительстве во Владивостоке нового храма, и директор департамента культуры пообещала, что краевые власти сделают для этого все возможное.

18 апреля сего года в г. Петрозаводске состоялась моя встреча с главой Республики Карелия Александром Худилайненом.

На встрече речь шла о создании в Петрозаводске православного старообрядческого просветительского центра и, в первую очередь, о необходимости предоставления земельного участка под строительство храма. Были отвергнуты два ранее предложенных общине варианта землеотвода, удаленные от центра города и лишенные необходимой инфраструктуры. В связи с этим глава Республики поручил рассмотреть и другие участки, имеющие более удобное расположение.

Первого июля сего года в городе Вязники Владимирской области состоялась наша встреча с главой администрации Вязниковского района Игорем Зининым и главой Вязниковского района Владимиром Лопуховым. На встрече обсуждались вопросы выделения здешней старообрядческой общине земельного участка в городе под строительство храма.

3 августа с.г. в представительстве губернатора Самарской области при президенте и правительстве РФ в Москве состоялась рабочая встреча с губернатором Николаем Меркушкиным. Во встрече также приняли участие Игорь Еремин, вице-губернатор, полномочный представитель губернатора Самарской области при президенте и правительстве России, заместитель руководителя администрации губернатора Денис Подсеваткин. Участники встречи обсудили вопрос о продолжении реставрационных работ в самарском кафедральном соборе. Тема эта более чем актуальна, ведь в 2016 году этот храм как памятник регионального значения был официально включен в перечень объектов на гостевых и туристических маршрутах города.

11 августа с.г. прошла встреча с главой Ногинского муниципального района Вадимом Рейтером. На встрече обсуждался процесс передачи Русской Православной Старообрядческой Церкви старообрядческого храма во имя пророка Захарии.

25 августа с.г. состоялась встреча делегации Русской Православной Старообрядческой Церкви с заместителем губернатора Вологодской области Алексеем Макаровским. Главным вопросом встречи был земельный вопрос – выделение участка земли под строительство нового храма. Местные власти пообещали в ближайшее время положительно решить этот вопрос, а также непосредственно посодействовать в строительстве.

Также за последний год прошел ряд встреч по общественным и социально-политическим вопросам жизни нашей страны с участием представителей государства, общественных и религиозных организаций. Так, 29 октября 2015 года наша делегация приняла участие в Третьем московском международном форуме «Религия и мир». Главной темой форума стало обсуждение роли религии в современном мире. Организаторами мероприятия выступили правительство Москвы и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Приветствие участникам форума направили президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

20 ноября 2015 года мне довелось принять участие в совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы РФ. На собрание были приглашены представители традиционных религиозных конфессий России. Главной темой собрания стало противодействие терроризму и экстремизму на религиозной почве. Участники собрания выразили поддержку президенту Российской Федерации В.В. Путину в деле принятия решительных мер по противодействию террористической угрозе и усилению безопасности населения.

26 января с.г. в здании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялась конференция «Крестный ход: история, современность и развитие». Мероприятие проходило в рамках XXIV Международных рождественских образовательных чтений и собрало людей, участвующих в подготовке и проведении крестных ходов. В конференции приняли участие представители Русской Православной Старообрядческой Церкви: протодиакон Виктор Савельев (Москва) и Игорь Лапин (г. Вятка – Киров), который выступил с докладом на тему: «Крестные ходы в старообрядческой традиции», в котором рассказал о существующих на сегодняшний день старообрядческих крестных ходах.

28 января с.г. делегация нашей Церкви приняла участие в заседании круглого стола на тему «Совершенствование законодательства о религиозных организациях», проводимого в порядке реализации мероприятий IV Рождественских парламентских встреч в Госдуме. В заседании также участвовали представители всех традиционных религиозных организаций России, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители органов исполнительной власти РФ, общественных объединений, научных учреждений. В ходе заседания представителями традиционных религиозных конфессий было отмечено плодотворное сотрудничество с комитетом Госдумы по вопросам совершенствования законодательства в течение прошедшего года, а также были высказаны предложения для рассмотрения в Госдуме вопросов, способствующих роли религиозных организаций России в деле формирования духовно-нравственных устоев нашего общества.

Важное мероприятие состоялось 10 марта сего года в здании Федеральной таможенной службы. Там открылась выставка икон и богослужебных предметов из собрания исторического музея Московской Митрополии. Подобные мероприятия имеют не только просветительское, но и практическое значение в деле сохранения церковных святынь и возвращения похищенного церковного имущества, задержанного российской таможней. В ближайшее время намечена передача нашей Церкви икон, конфискованных на границе Таможенной службой.

22 апреля сего года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. В ходе заседания Совета было проанализировано состояние системы механизмов реализации государственной национальной политики РФ и участие в работе представителей традиционных конфессий, а также выработаны предложения по совершенствованию межнациональных отношений.

Несколько предложений на этом заседании было внесено и от лица Русской Православной Старообрядческой Церкви. В частности, рассмотрение вопроса об отказе от празднования на государственном уровне 100-летия так называемой Великой Октябрьской социалистической революции в 2017 году. По нашему мнению, данное празднование прославляет, по сути, мятеж против законной власти и последовавшую кровавую смуту, сопровождавшуюся попранием традиционных духовно-нравственных ценностей, массовым уничтожением культурного наследия и его живых носителей.

Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации состоялось 12 мая с.г. в Кремле. По итогам заседания Совета его участники приняли резолюцию, в которой особо отразили необходимость активной защиты прав верующих в мире.

1 июня с.г. делегация нашей Церкви приняла участие в научно-практической конференции «Роль религии в современном мире», которая прошла по инициативе «Российской ассоциации защиты религиозной свободы», объединяющей в своих рядах представителей традиционных конфессий России, неправительственных организаций и ученых, при поддержке Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. В ходе состоявшейся дискуссии было отмечено, что старообрядцы даже в самые тяжелые для себя времена всегда оставались верны Родине. Ни разу они не устроили восстания или религиозной войны, подобной тем, что гремели десятилетиями в средневековой Европе. В тяжелые времена старообрядцы забывали несправедливости и обиды и с готовностью шли, чтобы положить свои жизни на алтарь Отечества.

Важная встреча состоялась 4 августа с.г. года в здании Администрации Президента РФ. Нас принял первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Вячеслав Викторович Володин (ныне председатель Государственной Думы). На встрече были обсуждены вопросы по подготовке мероприятий к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году, а также о сохранении культурного наследия старообрядчества, о развитии и укреплении культурных связей со старообрядческими общинами в зарубежных странах.

 

Информационная, издательская и библиотечно-архивная деятельность

Как уже отмечалось, сегодня возросло влияние различных средств информации на умы и души людей. С целью духовно-просветительской миссии вот уже более двенадцати лет Московская Митрополия выпускает собственное печатное издание «Вестник Митрополии». Только что вышел юбилейный, пятидесятый, номер. Стоит сказать несколько слов о непростой истории этого издания.

До революционных событий 1917 года в России издавались десятки газет и журналов, принадлежащих старообрядческим согласиям. Особенно благоприятный период старообрядческая пресса переживала после известного указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Из 32 дореволюционных старообрядческих изданий 27 появились после 1905 г. Среди них такие известные и популярные газеты и журналы, как «Церковь», «Слово правды», «Голос Церкви», «Ста­рообрядец», «Народная газета», «Голос старообрядца».

После Октябрьского переворота 1917 года старообрядческая периодика была фактически запрещена. Такое положение сохранялось вплоть до конца Великой Отечественной войны, когда представители Архиепископии смогли добиться разрешения на выпуск церковного календаря. Несмотря на намерение издавать «Вестник Архиепископии», а подобные планы имелись с конца 40-х, все попытки получить разрешение у властей терпели неудачу.

Положение изменилось лишь после 1988 года и празднования тысячелетия Крещения Руси. Полученные в конце 80-х – начале 90-х годов свободы, однако, не принесли немедленных плодов. Издательская деятельность старообрядческих согласий, и в том числе Русской Православной Старообрядческой Церкви, в 1990-е годы была незначительной. Причиной этого в первую очередь стало состояние Церкви после десятилетий безбожного террора.

Однако в старообрядчестве зрело понимание, что без качественной периодики, в том числе и официальной, невозможна полноценная жизнь Церкви в условиях современного информационного общества.

По этой причине в конце 90-х годов был поставлен вопрос о необходимости выпуска периодического официального издания Московской Митрополии. Первая попытка была сделана в 1999 году, по благословению митрополита Алимпия (Гусева), новый журнал получил название «Вестник Митрополии», он, к сожалению, выходил лишь до 2001 года.

На февральском Соборе 2004 года было принято решение во что бы то ни стало возобновить издание «Вестника»: были высказаны мнения, что без такого издания уходит в полное небытие вся новейшая церковная история, а христиане лишены информации о важнейших церковных событиях включая решения Соборов.

За годы, прошедшие после возобновления издания «Вестника Митрополии», было издано 50 номеров журнала. «Вестник Митрополии» стал настоящей летописью нашей Церкви. В нем публикуются не только постановления Соборов и Советов Митрополии, но и многочисленные материалы о современной жизни старообрядчества, репортажи с научных конференций, межстарообрядческих круглых столов, рецензии на новинки литературы.

Несмотря на широкое развитие Интернета, что позволяет знакомиться с новостями, можно сказать, в реальном времени, это издание по-прежнему остается актуальным благодаря тому, что информация, запечатленная на бумаге, может сохраняться десятилетиями и даже веками, что невозможно для современных электронных СМИ.

В Интернете не всегда просто отыскать публикации, сделанные 5–10 и более лет назад. Некоторые исчезли по разным причинам. На этом фоне традиционные издания «Вестника Митрополии», даже вышедшие 12 лет назад, и сегодня выглядят как новые, беспристрастно открывая читателям не только страницы современной жизни, но и очень многие факты всё более отдаляющейся церковной истории.

Кроме «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему – буклеты, посвященные особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, мой визит к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и многим другим.

Также регулярно выходит приложение к журналу «Церковь» альманах «Во время оно». На днях вышел в свет очередной, восьмой по счету, выпуск «Во время оно», в котором публикуются документы по истории Русской Православной Старообрядческой Церкви. Этот выпуск полностью посвящен епископу Михаилу (Семенову). 9 ноября (по ст. стилю 27 октября) исполняется сто лет со дня его трагической кончины.

В нынешнем году Музейно-архивно-библиотечным отделом Московской Митрополии издан четвертый том трудов епископа Михаила Семенова. Эта книга продолжает многолетнюю программу издания памятников старообрядческой письменности в серии «Наследие старообрядческих апологетов, начетчиков, писателей». Составил том и подготовил тексты к публикации зав. архивом РПСЦ кандидат филологических наук Виктор Боченков. В книгу вошли статьи и проповеди епископа Михаила (Семенова), напечатанные на страницах журнала «Церковь» в 1912–1914 годах.

Также при участии Московской Митрополии вышло в свет новое издание знаменитого апологетического труда Андрея Денисова «Поморские ответы». Книга представляет собой репринтное издание известнейшего памятника пра­вославной старообрядческой апологетики. Издание подготовлено в двух книгах. Первая представляет собой репринт издания Арсения Уральского, вторая — перевод (переложение) на русский язык, сделанный Виктором Боченковым.

Московской Митрополией издана богослужебная книга «Диаконский служебник». Это сборник молитв и возгласов, совершаемых исключительно диаконским чином.

Там опубликованы молитвы и действия диакона при совершении практически всех чинов и треб, в которых диакон может принять участие. Это панихида, чины погребения, освящения воды (как 1 августа, так и на Богоявление), обручения, венчания.

В последние годы в старообрядческой Церкви все больше поставляется диаконов на крупные приходы, также будущие настоятели все чаще свою стажировку проходят именно в сане диакона. Поэтому книга «Диаконский служебник» понадобится всем находящимся на этом ответственном служении.

Серьезные издания появились в этом году при участии светских издательств. Наиболее выдающимся среди них является книга-альбом доктора филологических наук Елены Михайловны Юхименко «Старообрядчество: История и культура». Этот труд впервые дает общую аналитическую картину истории старообрядчества, основанную на современном непредвзятом взгляде на староверие и опирающуюся на новый фактический материал, относительно недавно введенный в научный оборот.

Богатый изобразительный ряд настоящего издания включает более тысячи иллюстраций, непосредственно связан с текстом исследования и характеризуется исключительной новизной. Данное научно-художественное издание рассчитано на широкий круг читателей, как специалистов, так и всех интересующихся отечественной историей и культурой.

Новая книга Димитрия Урушева «Русское старообрядчество. Традиции, история, культура» посвящена самым ярким эпизодам и основным вехам истории старообрядчества. Рассказ об этом русском духовном движении начинается со времен появления христианства на Руси и доходит до наших дней. Читатель знакомится с живыми портретами выдающихся исторических деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), с яркими рассказами о достопамятных событиях.

В начале этого года издательство «Пушкинский дом» подготовило публикацию крупнейшего памятника литературы XVII столетия под названием «Житие протопопа Аввакума: Последняя авторская редакция». В основу издания положена последняя авторская редакция текста «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», дополненная в комментариях фрагментами, известными по его более ранним вариантам. Публикация снабжена подробным историческим, историко-литературным и реальным комментарием. Составной частью издания является опыт неадаптированного перевода «Жития» на современный русский язык, что делает это выдающееся произведение доступным широкому кругу читателей. Во втором томе издания – факсимильное воспроизведение автографа по рукописи Пустозерского сборника Ивана Заволоко.

При содействии Московской Митрополии издательство «Знак» выпустило новое издание русского перевода классического труда выдающегося французского слависта Пьера Паскаля (1890–1983) «Протопоп Аввакум и начало раскола».

Среди других заметных новинок года книга Бориса Кутузова «Метастазы никоновской ,,реформы”», а также выпущенная Московским издательским домом «ТОНЧУ» книга для юношества, посвященная преподобномученице Феодоре (боярыне Феодосии Морозовой).

 

О работе Московского старообрядческого духовного училища

Духовное училище в прошедшем году провело обучение по полной учебной двухгодичной программе, выпустив студентов очного и заочного отделений. В настоящее время выпускники проходят практику в приходах Церкви.

В училище недавно открылась церковно-приходская школа, обучающая детей церковным и мирским наукам.

В 2015 году появился сайт МСДУ, который содержит информацию о жизни училища и учебные материалы. Сайт постоянно наполняется новостями, ведется несколько рубрик, в том числе вопросы священнику.

Итогом работы прошлого года стал самый большой за последние годы выпуск студентов в июне 2016 года – 21 студент, из которых 5 студентов очного отделения и 16 заочного.

Училище выпускает обучающую литературу для тех, кто интересуется уставом, пением, историей Церкви. Силами преподавателей и студентов были выпущены следующие книги: учебное пособие по истории Русской Церкви; учебное пособие по Основам древнерусского типикона; учебное пособие по знаменному пению; пособие «Наиболее часто встречающиеся вопросы на экскурсиях по храмам Рогожской слободы»; книга о святителе Геронтии; Диаконский служебник.

На базе училища продолжается разработка системы дистанционного обучения.

Летом сего года, с 21 по 25 июня, на базе училища были проведены недельные курсы для молодых священников и кандидатов в священники, по итогам которых 12 слушателей получили свидетельства об обучении. Учащиеся приобрели много новых знаний в области церковного права. В дальнейшем планируется регулярно проводить подобные курсы как для кандидатов в священство, так и для мирян, интересующихся богословскими вопросами.

В сентябре 2016 года на 1 курс заочного отделения училища подали документы 29 человек. На 1 курс очного отделения поступило 12 студентов. Вот уже третий набор студентов отличается своей многочисленностью, по сравнению с предыдущими годами.

Духовное училище на сегодняшний день является единственным образовательным учреждением Церкви, где готовятся не только опытные церковные кадры, но и просто грамотные христиане. Значение училища в жизни старообрядчества крепнет – многие студенты, окончившие его, сейчас служат священниками, диаконами, уставщиками и головщиками, кто-то ведет просветительскую деятельность, кто-то воскресную школу, кто-то проводит экскурсии, рассказывая о старообрядчестве своего края.

Училище в последнее время проводит курс пятничных лекций, направленных на изучение истории, искусства, Священного Писания, истории Церкви и различных аспектов нашей христианской жизни. Лекции посещают не только старообрядцы, но и внешние люди, которые хотят получить информацию по интересной для них теме. Это способствует познанию истинной спасительной веры, привлечению людей в Церковь.

Духовное училище призывает всех чад нашей Церкви, желающих подтянуть свой уровень в церковной грамоте, по мере возможности приезжать в наш духовный центр на неделю или две и заниматься вместе со студентами очного отделения крюковым пением и уставом с педагогами училища и участвовать в богослужении Покровского кафедрального собора.

Духовное училище, несмотря на скромные материальные возможности, постепенно развивается и расширяет свой потенциал, оказывая несомненную пользу нашей Церкви.

 

О работе Просветительского отдела

В сентябре 2015 года решением Совета Митрополии был создан Просветительский отдел и принято положение об организации его работы. Главой отдела был утвержден иерей Михаил Родин.

Задачами отдела стали проповедь Евангелия, подготовка просветительских мероприятий в епархиях РПСЦ, обмен опытом в использовании различных методов проповеди, осуществление контактов с представителями органов государственной власти и средств массовой информации, привлечение студентов Духовного училища к просветительской деятельности и т.д.

Результаты работы отдела за последние месяцы:

Разработан катехизаторский сайт «Наша вера» — первый в старообрядчестве интернет-ресурс, нацеленный на работу с невоцерковленной аудиторией.

Создан видеорепортаж о проходившем 3 марта 2016 г. межстарообрядческом круглом столе по вопросам сотрудничества с обществом и государством,

Организована художественная выставка известной в старообрядчестве художницы-реставратора, преподавателя Московского старообрядческого духовного училища и Рогожской воскресной школы Софьи Волковой под названием «Родного неба милый свет…».

Готовится к печати брошюра для священников «Беседы о благовестии», в которой систематизирован положительный опыт священников нашей Церкви в пастырско-просветительской деятельности.

Проведено анкетирование по поводу приоритетных задач Просветительского отдела, в результате которого выявлены важные направления для его работы.

Готовится к выпуску диск с видеозаписью курса лекций для молодых священников и кандидатов во священники, проходившего в МСДУ 21–25 июня 2016 г.

О. Михаилом Родиным прочитан ряд лекций на духовно-просветительские темы для участников празднования Недели свв. жен-мироносиц на Рогожском и молодежно-образовательной смены во Ржевской обители.

Хочется пожелать отделу дальнейшей плодотворной работы на благо нашей Церкви.

 

Досточтимые и боголюбивые участники Освященного Собора!

Подводя итоги жизни и деятельности нашей Церкви за минувший год, хочу выразить благодарность всем священнослужителям и мирянам, которые самоотверженно, бескорыстно и жертвенно трудятся на благо нашей Церкви, ради ее возрождения и процветания с помощью благодати Святаго Духа.

С удовлетворением хочу отметить, что дух соборности, царящий в нашей старообрядческой Церкви, позволяет решать многие сложные вопросы в мирном единении, вере и взаимной любви, в духе святости и Божией благодати. Призываю Освященный Собор потрудиться на благо святой Церкви в духе кротости, справедливости, здравомыслия и христианской любви.

Святость Собора заключается в неизменной последовательности и неукоснительном исполнении всех соборных решений, принятых во Святом Духе, в соответствии с начальными словами постановлений Освященных Соборов: «Соизволися Святому духу и нам…»

Освященный Собор есть смирение перед Богом, и потому он, как это подобает, должен совершаться благоговейно, торжественно, смиренно и в молитвенном настроении. При этих условиях в деяниях Собора будет слышаться глас Божий и изволение Святаго Духа.

Верю, что и впредь Господь подаст нам благое разумение, мужество и силы в преодолении различных опасностей и трудностей.

Желаю делегатам Собора плодотворной работы во славу Церкви Христовой!

Испрашиваю Ваших святых усердных молитв ко Господу, дабы Он даровал мне, недостойному, прощение грехов, смирение, терпение, мудрость и христианскую любовь. Бог мира и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами! Аминь!

 

Смиренный Корнилий,
Митрополит Московский и всея Руси

Поделиться: