Главная Митрополит Проповеди Проповедь на праздник Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы  

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.
Читать далее →

Проповедь на праздник Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы  

Дорогие братие и сестры! 

Сколько радости для нас христиан приносит воспоминание о величии Матери Божией, Заступницы и Ходатаицы нашей пред Богом! Сколь велико достоинство природы человеческой, покоряющиеся воле Божией и смиряющейся пред Господом, поэтому апостол возгласил: Смиря́йтеся пре́д Господем, и вознесе́т вы́! (Иак. 4:10). Сколь велика к нам любовь Божия, которая открывает путь возвращения утраченного равноангельского достоинства и обретения потерянного нашими прародителями райского блаженства!  Наш Спаситель, возвеличив Свою Пренепорочную Матерь, хочет и всякую душу возвеличить и ввести в единение с Собой.  Путь этого духовного роста и единения с Господом – Его слова́ об исполнении Божией воли и заповедей: И́же бо а́ще сотвори́т во́лю Отца́ Моего́, И́же есть на́ Небесех, то́й брат Мой, и сестра́ и Ма́ти Ми есть (Мф. 12:50). И если душа наша будет уподобляться Матери Божией, в смирении, послушании, любви к Богу, тогда по Божией благодати будет с нею Господь – и душа наша будет благословенна и прославлена во веки. Этой великой радости мы можем сподобиться, уповая на ходатайство и помощь Преблагословенной Матери Божией, Которая именуется Матерью всех верующих в Её Сына и Бога. С материнской любовию и заботой Она призирает с Небес на скорбящих и смиренных, избавляя их от зол и делая невредимыми от всех навет вражиих.   

Особую любовь и заботу Пресвятая Богородица оказывает земле Русской и её народу православному. Она всегда спасала Русь «о́т глада и потопа, от меча и огня, от нашествия супостатов и междоусобныя брани». Свою великую милость Господь проявляет к нашему Отечеству, являя в нем источник Своей благодати – чудотворные иконы Божией Матери.  

Проповедь на праздник Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы  
Богоматерь Владимирская, 1647 г.

Одна из величайших святынь земли русской – чудотворная Владимирская икона, которая являет собою образ безпредельной Материнской любви и Божественного милосердия. С этой чудотворною иконой связано так много благодарных воспоминаний о благодеяниях Божией Матери нашему Отечеству, что Её по справедливости называют Взбранной Воеводой православной Русской земли. Эта икона Богородицы, преисполненная чудесной благодатию Первообраза, подобно смелому и мудрому полководцу всегда вела народ русский на защиту от иноземных захватчиков, подавая силу, мужество и твердость веры в победу и одоление всех врагов и супостатов. В благодарность за избавление земли русской от бед Православная Церковь совершает празднество Владимирской иконе Пресвятой Богородицы три раза в году: 21 мая (3 июня гражданского стиля), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября). Вот краткие сведения о Владимирской иконе и чудесах, от неё явленных.  

По описанию наших благочестивых предков, эта икона написана святым апостолом и евангелистом Лукою и принесена им в дар Пресвятой Деве во время Её земной жизни. Богоматерь, увидев изображение Своего лика на иконе, пророчески изрекла: «От ныне блажат Мя вси роди!» – и присовокупила, что с этою иконой будет благодать Рождьшегося от Неё Господа.  

В пятом веке эта икона была перенесена из Иеросалима в Константинополь, а оттуда в двенадцатом веке она была прислана Цареградским патриархом в Киев великому князю Юрию Долгорукому. Сын великого князя – Андрей, прозванный Боголюбским, перенёс эту святую икону во Владимир-на-Клязьме. С этого времени она и стала называться Владимирской. Князь Андрей, который, как пишет летописец, «мно́гу ве́ру и любо́вь имя́ше ко Пресвяте́й Богоро́дице», построил во Владимире «преименитый» Успенский собор и перенёс в него святую икону, украсив её «весьма богато». 

Много было чудес и зна́мений от святой иконы, поэтому князь Андрей испытывал к ней особую веру, и когда ходил в военные походы, всегда брал её с собой. В походе 1164 г. против волжских булгар князь Андрей горячо молился перед иконой – и враги были разбиты наголову. После боя во время молитвы от иконы и животворящего  Креста возсиял необычный свет, который озарил полки русских. Память об этом чуде сохраняется в праздновании происхождения Честна́го и Животворящего Креста Господня 1 (14) августа, установленном святым благоверным князем Андреем Боголюбским.  

Князь Димитрий Донской, обративившись к заступлению Богородицы чрез Владимирскую Её икону, одержал победу над Мамаем 8 (21) сентября 1380 г. на Куликовом поле.  В 1395 году грозный завоеватель Тамерлан со своим несметным войском, вступил на русскую землю. Распространяя везде ужас, он дошел до реки Дон, направляясь к Москве. Московский князь Василий с войском вышел навстречу Тамерлану и остановился у Коломны на берегу Оки. Уповая на Божие заступление, князь усердно молился со всем воинством об избавлении своего Отечества. Он повелел, чтобы наступивший Успенский пост озна́меновался усердной молитвой и подвигом покаяния и чтобы из Владимира в Москву была принесена чудотворная икона Божией Матери. Вся Москва вышла встречать Её, народ со слезами взывал: «Ма́ти Божия, спаси землю русскую!» 

Не напрасна была слезная молитва православных. В тот час, когда жители Москвы встретили Владимирскую икону Божией Матери, Тамерлан в сонном видении увидел большую гору,  с вершины которой устремились на него святители с золотыми жезлами в руках, а над ними в сиянии он увидел Жену, окружённую безчисленным воинством с пламенными мечами в руках. Грозно обратив свой взор на Тамерлана, Жена повелела ему оставить пределы  русской земли. Тамерлан в ужасе от этого видения проснулся. Созвав своих старейшин, он потребовал объяснить ему это видение. Мудрецы отвечали, что виденная им Жена – есть Матерь Бога христианского, Защитница русских. «Значит, мы не одолеем их», —  сказал Тамерлан и приказал своим полчищам идти обратно, к великому удивлению русских и самих татар.  
В великой радости и благодарности взывали все православные к Богоматери: «Не наши войска прогнали врагов, не наши вожди победили их, но сила Твоя, Ма́ти Божия». В память сего чудесного заступления и милосердия Божия на месте встречи чудотворной иконы в Москве был построен Сре́тенский монастырь, тогда же был установлен праздник в честь этого события – 26 августа (8 сентября гражданского стиля). 

Спустя полвека, в 1451 году, Москве угрожал татарский царевич Мазовша. Московские жители у Владимирского образа вновь молили Пресвятую Богородицу о заступлении. И Матерь Божия вновь спасла русскую землю. Мазовша в страхе бежал, услышав необыкновенный шум и вообразив, что русский князь идет на них с многочисленным войском.  

Прошло еще несколько лет и в 1480 году на Русь двинулся ордынский хан Ахмат с громадным полчищем, чтобы ограбить и разорить Москву. Он достиг реки Угры – границы московских владений. Великий князь Иоанн готовил ему отпор, защищая веру и Отечество. Оба войска сошлись у реки Угры, которая их разделяла. По предстательству Богородицы, пред образом Которой усердно молились русские воины, совершилось чудесное событие. Великий князь велел своим войскам отступить от Угры, а татары объяснили это отступление тем, что русские заманивают их в засаду, тоже стали отступать. Сперва они отступали медленно, а ночью на татарских воинов внезапно напал такой страх, что они побежали без оглядки. Так спасены были Москва и вся Русь, ибо после этого события тягостное и безчестное татарское иго, продолжавшееся около двухсот лет, окончательно пало. И это произошло, как повествует летопись, «не от человеческой силы и мудрости, а от заступления Господа и Его Пречистой Матери за землю русскую». В благодарность за чудесное освобождение Москвы и всей Руси от татар был установлен праздник в честь  Владимирской иконы Богородицы 23 июня (6 июля)

В 1521 году крымские и казанские татары под предводительством Махмет-Гирея вторглись в пределы Руси и, опустошая всё на своем пути, быстро дошли до границ московских. Великий князь Василий Иванович вывел свои войска на берег Оки, чтобы удержать врагов. Несметные полчища Махмет-Гирея угрожали неминуемой гибелью Москве. В столице началось смятение, но слезные молитвы перед образом Владимирской чудотворной иконы не прекращались. Ночью блаженный старец по имени Василий со слезами молился у дверей Успенского собора Кремля. Вдруг он услышал в храме шум… Двери собора растворились – и чудотворная икона Богоматери сошла со своего места! От иконы послышался голос: «Выйду со святителями из града сего!» С этими словами вся Церковь наполнилась пламенем, который тут же исчез. В ту же  ночь слепая престарелая монахиня Вознесенского монастыря, сидя в своей келии, вдруг узрела в видении, что в Спасские ворота Кремля направляется крестный ход сонма святителей и других угодников Божиих, и среди них чудотворная икона Владимирская. Но едва они вышли из ворот, как их встретили преподобные Сергий Ра́донежский и Варлаам Хутынский. Припав к стопам святителей, они стали их спрашивать, зачем они уходят из Москвы и на кого оставляют город в такое многоскорбное время. Святители со слезами ответили: «Много молили мы Всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от сей великой скорби, но Бог повелел выйти нам из города и вынести с собой чудотворный образ Пречистой Его Матери, потому что люди презрели страх Божий, и о заповедях Его не радеют.

Посему Бог попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Тогда преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они своим ходатайством умилостивили правосудие Божие. Вместе они стали молитвенно взывать ко Господу и Его Пречистой Матери. Тогда святители, осенив крестообразно город, вернулись в Кремль с чудотворной иконой.  

По молитве Богоматери Москва опять была спасена. Летописцы повествуют об этом событии так: татары хотели сжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города безчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Тот не поверил и послал других слуг проверить сказанное. Ему подтвердили видение и со страхом сказали: «О царь! Что ты медлишь? Грядет на нас безмерное множество войска из Москвы, побежали скорее!» И татары бежали.  

В память чуда избавления Москвы от разорения супостатов установлен третий праздник в честь иконы Владимирской – 21 мая (3 июня). В этот день, воспоминая заступление Москвы Богоматерью, святая Церковь радостно воспевает: «Дне́сь све́тло красу́ется сла́внейшии град Москва́, я́ко зарю́ со́лнечную восприи́мши Влады́чице, чюдотво́рную Твою́ ико́ну, к не́й же ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́ взыва́ем си́це: О́ пречю́дная Влады́чице Богоро́дице, моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему, да изба́вит град сей, и вся гра́ды, и страны́ христиа́нския невреди́мы от всех наве́т вра́жиих, и спасе́т душа́ на́ша я́ко Милосе́рд!» 
При набеге на Русь крымского хана Гирея в 1541 году царь Иван Васильевич, отправляясь в поход против врагов, молился со слезами и земными поклонами перед Владимирской иконой о помощи, и враги были отражены.  

В 1552 году, отправляясь на покорение Казани, царь Иван Васильевич, как сообщается в летописи,  «слезно припадает чудотворному образу Богоматери с плачем, на долг час молитвы простирающи». Молитва царя была услышана – Казань была взята.  

Начало ХVII века ознаменовалось тяжкими годами смутного времени. Поляки и шведы разоряли Россию, на престоле православных царей воцарился самозванец, захотевший православный русский народ подчинить папскому правлению. Русское ополчение, собравшееся помочь Отечеству в избавлении от иноверцев, молилось перед иконой Владимирской Богоматери, прося Небесной помощи на защиту народа православного. Перед изгнанием поляков из Москвы, вожди ополчения Минин и Пожарский говорили русскому народу: «Лучше нам умрети, нежели дати на поругание Пресвятыя Богородицы образ Владимирскии». Заступлением Богоматери была одержана победа над злом – самозванец был низвержен.   

При нашествии французов на Россию в 1812 году Владимирская икона была отправлена во Владимир, где ее ежедневно носили с крестным ходом по городу, вознося молитвы об освобождении Москвы и всего Отечества от завоевателей. Заступлением небесной Покровительницы враги оставили Москву и с позором покинули русские пределы.  

И, конечно, русские люди молились Пресвятой Богородице и Ее чудотворной иконе Владимирской в годы тяжких испытаний Великой Отечественной Войны 1941–1945 годах. И, хотя не сохранилось достоверных сведений о Божиих заступлениях и чудесах, поскольку это было время гонений на Церковь и христиан, но всё же, несомненно, победа в Отечественной войне была новым чудом заступления Божией Матери за русский православный народ.  

Русские люди с благоговением из рода в род поклонялись чудному образу – иконе  Владимирской Богородицы. От чудного лика Её исходила благодать Божия, эта святая икона служила благословением и заступлением царей, великих князей и полководцев во всех важных исторических обстоятельствах. Перед ней приносили присягу на верность Отечеству монархи при помазании на царство. Перед Владимирской иконой во время избрания святителей клали жребий, который после молебна распечатывали и затем объявляли избранного первосвятителя, которому Владимирская икона Богородицы была поручительницей и благословением. Впрочем, не только цари и святители являли высокое благоговение пред Владимирской иконой Богоматери, но и все православные христиане. В своих молитвах воины, уходя на битву, говорили: «Сподобил бы Бог нас возвратиться в царствующий град Москву с победой  и  Пречистыя Богородицы Владимирския чудотворный образ видеть». 
Какое Божественное и прерадостное сокровище даровал Господь народу православному – чудотворную Владимирскую икону Божией Матери!  Какой дивной и спасительной силой исполнены те великие чудеса, которые по молитвам наших благочестивых предков во времена испытаний явил этот дивный образ народу христианскому и всей земле Русской! Видимо, тогда люди были достойны Небесного покровительства и великих чудес, поскольку их молитва к Богородице была всеобщей, единодушной, горячей, совместной с правителями и военачальниками.  

Ныне наша Отчизна находится в не менее тяжёлых обстоятельствах. Русские люди во многом утеряли твёрдую веру, потребность каяться в грехах и исправлять свою жизнь по Божиим заповедям, многие пребывают в разврате, пьянстве, поиске увеселений, постоянном осуждении близких, церковных служителей и светских властей. Какого только зла не делаем мы сегодня, какими еще не растлили себя грехами! Всё делали и делаем, что может навести на нас праведный гнев и наказание Божие и лишение заступничества Матери Божией, Которая во времена умножения беззакония уже говорила грешному паче меры нашему народу: «Выйду со святителями из града сего, потому что люди не помнят о заповедях Господних! Пусть они накажутся и через покаяние обратятся к Богу».  

Если мы не покаемся и не исправимся, какого покровительства и заступления  нам ожидать с Неба? И сегодня, когда идет духовная брань диавола со всем православным миром, как не опасаемся мы быть оставленными Богом, Который сказал нечестивцам: Се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38)? Да не будет этого!  
Потщимся же, братие, со всем усердием и ревностью воспользоваться ещё продолжающимся драгоценным временем для покаяния; не закоснеем в грехе, пока Господь долготерпи́т и милует, и Матерь Божия не лишает нас Своей благодати и заступления. 

Братие и сестры! Будем со смирением, покаянием, послушанием и любовью возносить свои молитвы к Пресвятой Матери Божией, воспевая: «Радуися Обрадованная, Господь с Тобою!» 

Даждь нам, Владычице, достойно именовать Тебя милосердной Матерью, чтобы здесь, на земле, и в вечной жизни нам пребывать с Тобою в нескончаемой радости о Христе Исусе, Господе и Спасителе нашем, Ему же слава, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и при́сно и во́ веки веко́м! Аминь.