Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Великий Четверток

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Великий Четверток

Дорогие братие и сестры!

Вечером в четверг Страстной седмицы, перед иудейской пасхой, которая отмечалась в субботу, Исус Христос собрал Своих учеников в сионской горнице. Господь умыл Своим ученикам ноги и сказал: Знаете ли вы, что Я сделал вам? Я дал вам пример, чтобы и вы поступали так же, как и Я.

Великое смирение проявил Сын Божий, умыв ноги Своим ученикам на Тайной ве́чере, поскольку Он их учил: Кто хочет быть первым, да будет из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35). Христос показал ученикам, как надо выполнять Его завет: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смире́н сердцем (Мф. 11, 29). Христос продолжал Свой подвиг смиренного самопожертвования до конца Своей земной жизни: Смирив Себе, послушли́в быв даже до смерти (Фил. 2, 8).

Смирение и самоуничижение есть путь ко спасению, ибо, как сказано в Евангелии, Возвышающий себя уничижен будет, а уничижающий себя возвысится (Лк. 18, 14), то есть: чем более смиряет себя человек, тем большее приобретает достоинство в очах Божиих и дары Его благодати. Кроткий пророк Давыд наставляет нас: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 114). Святые говорят о смирении как об основе всех добродетелей. Так, святой Василий Великий пишет: «Преуспевать в добродетели — значит преуспевать в смирении».

Затем на Тайной ве́чере Христос и апостолы приступили к совместной вечерней трапезе, во время которой Христос сказал ученикам Своим: Один из вас предаст Меня (Ин. 13, 21). Все стали спрашивать: Не я ли, Господи? (Мф. 26, 22). Когда об этом спросил Иуда Искариот, то Христос ему ответил: Ты сказал (Мф. 26, 25), и, взяв кусок хлеба, обмакнул его в блюдо с солью и подал Иуде со словами: Что делаешь, делай скорее (Ин. 13, 27). После чего Иуда вышел, а ученики подумали, что Христос послал его купить нечто для праздника.

Совершив еврейскую Пасху, Христос взял хлеб, благословил, преломил и, подавая ученикам, сказал: Приимите и ядите, се есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Потом взял чашу с вином, благословил и подал ученикам со словами: Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже зы вы и за многия изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28). При этом Он повелел: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Так в Великий Четверток было установлено таинство Причащения, во время которого апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовой.

Великий Божественный смысл Тайной вечери заключается в том, что, когда Господь подал Своё Пречистое Тело и Свою Пречистую Кровь нам в пищу и питие, была разрушена преграда, созданная человеком, который, согрешив, отпал от Бога. После Тайной вечери пропасти между Богом и человеком не существует, потому что, причащаясь, мы соединяемся с Богом телесно и духовно. Как говорит Христос в Евангелии: Яды́и Мою Плоть и пия́и Мою Кровьво Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Преподобный Симеон Новый Богослов в молитве ко Святому Причастию говорит об этом соединении: Пречистых Ти причащуся и нескверных таин, ими же оживляется и обожается всяк ядыи и пия чистым сердцем… и божественно приобщився, убо не един есмь, но с Тобою Христе мой, Свете Трисолнечныи.

По слову апостола Павла, через Причастие христианин становится новым человеком, который возвещает миру: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Святой Иоанн Златоуст говорит, что в Причастии мы становимся «сродниками» Христа, Его «сотелесниками», удостаиваемся великой чести пребывать Его «братьями и друзьями», а святой Игнатий Антиохийский добавляет, что в таинстве Причастия мы становимся «христоносцами и богоносцами».

При непостижимом человеческому уму боговоплощении Господь вошел во чрево Пресвятой Девы. Премудрость Божия созда́ Себе храм (Прит. 9, 1), как об этом говорится и в каноне Великого Четвертка, то есть Премудрость, Которая сотворила мир, создала Себе храм в Пречистой Деве. Поэтому после Святаго Причастия, читая благодарственные молитвы, мы обращаемся не только ко Христу, но и к Его Пречистой Матери, принявшей в Себя Божественную плоть, ведь Она стала в Рожестве Христовом первым телесным Храмом, в Который вселилось Божество. Вслед за Пречистой Девой мы, христиане, во Святом Причастии принимаем внутрь себя воплотившегося Бога и тем становимся причастниками вечной жизни, новой Пасхи, которая есть Сам воплотившийся Исус Христос.

По причащении Святых Христовых Таин мы уподобляемся по Божией благодати Богочеловеку Исусу Христу, то есть наши тело и душа становятся храмом Божества: Божия плоть обожает мя и питает. Обожает дух, ум же питает странне и чудне, говорится в молитве ко Святому Причащению. Но далее в этой молитве говорится: О́ челове́че, ужасни́ся: еда́ я́си недосто́йне? Угль бо есть, недостойных опаляя. И поскольку ядыи и пияи недостойне суд себе яст и пиет, то нераскаявшийся грешник причащается во вред своей душе и телу и во осуждение от Бога. Кто же причащается недостойно, в суд и осуждение себе? Это те христиане, которые без раскаяния нарушают заповеди Божии, те, кто в сердце своем носит злобу против ближних.

Именно таким первым недостойным причастником явился Иуда, о котором говорится злочестивый, сребролюбием недуговав омрачашеся. После предательства Христа Иуда впал в отчаяние и покончил с собой, тем самым он осудил себя на вечное мучение. А вот апостол Петр, когда впал в грех, отрекшись троекратно от Господа, всё же не потерял надежду быть прощённым Учителем, и Христос принял его слезное покаяние и затем возвел в высокое достоинство, вручив ключи от Рая.

Мы должны понимать и помнить, что, принимая Тело и Кровь Господа, берём на себя великую ответственность прославить всей своей жизнью имя Божие, чтобы соединение нас с Божеством было нам в радость и на пользу и в просвещение, а не в тяжесть и муку, как это случилось с Иудой. Подходя к чаше Святаго Причастия, мы должны находиться в состоянии искреннего самоосуждения и понимать свое недостоинство этого великого дара. Как говорится в молитве ко причащению: Ве́дыи самоосу́жденна себе и недосто́йна, е́же и очи́ма взира́ти стра́шную Ти трапе́зу, мы приступаем к Таинству, надеясь на пучину милосердия Божия, Который видит наше смирение и желание побороть грех, исправить свою жизнь и помогает нам в этом. Слыша возглас перед Причастием: Свята́я святы́м, – мы всё же приступаем, на щедро́ты Бога наде́ющеся, чтобы Святое Причастие стало нам в просвещение и во спасение, и во исцеление и сохранение и очищение, и освящение души и телу.

Причащаясь Тела и Крови Христа в настоящей жизни, мы надеемся, что и в будущей вечной жизни будем сопричастны Богу еще полнее и совершеннее, как об этом говорят слова пасхального канона: Подавай нам и́стее Тебе причаща́тися в невече́рнем дни Царствия Твоего. Блаженство Рая состоит в том, что душа прибывает в Боге и Бог — в душе, и это соединение с Ним является, по слову Святаго Писания, источником непрестанной радости, неисчерпаемого и невыразимого блаженства.

Будем помнить, что подготовка к Причастию начинается сразу после предыдущего Причастия, поскольку в этом заключается вся наша жизнь, направляемая ко спасению, проводимая в молитве и посте, в добрых делах и покаянии. Приняв Святые Тайны, будем носить их в себе достойно, с благоговением и трепетом, подобно тому, как Пресвятая Богородица носила во́ чреве Своем Младенца Христа. Братие и сестры! Будем просить Господа, чтобы до конца жизни нам достойно причащаться Святых Христовых Таин и в смертный час не лишиться блаженного дара Святого Причастия, а в невечернем дни Царствия Его, то есть в вечной жизни, удостоиться неизреченных и вечных Его благ и Его бесконечныя и блаженныя жизни наслаждения.

В чём да поможет нам Господь, Ему же слава, ныне и присно, и во́ веки веко́м, аминь!