Проповедь в Неделю по Просвещении

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю по Просвещении

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю по Просвещении

Мф. зач. 8, гл. 4, 12–17

Дорогие братие и сестры!

Когда перед пришествием Исуса Христа на землю пророк и Предотеча Иоанн крестил иудеев в водах Иорданских, отягчённые грехами люди, выходили из воды обновлёнными, потому что, раскаявшись в грехах и омывшись водою, они имели желание начать новую жизнь. И Господь, хотя Он и безгрешен, также придя ко Иоанну, погрузился в водах Иордана ради освящения их. Христос пришел на землю, чтобы принять на Себя грехи мира, как говорит пророк Исаия: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53, 4). И в воды иорданские Он сошёл, чтобы преобразить, изменить мёртвые от людских грехов воды — и сделать их водами просвещения и очищения, водами вечной жизни, водами соприкосновения с Богом Живым в таинстве святаго Крещения. Святитель Григорий Палама в «Беседе на Богоявление» раскрывает нам смысл этого события: «Схождение в воду и погружение в ней предозначало Его сошествие во ад, а восхождение Его из воды предъявило Его воскресение из мертвых».

После Своего Крещения во Иордане Господь удалился в пустыню, где пребывал в сорокадневном посте и молитве, напоследок же был искушаем дияволом и посрамил его. Затем Спаситель явил Себя миру, начав проповедовать Евангелие, неся всем благую весть о Царствии Божии, творя безчисленные чудеса во благо и исцеление людям. Свою проповедь Исус Христос, так же как и Иоанн Креститель, начал с призыва к покаянию, как об этом повествуется в Евангелии: Отто́ле нача́т Ису́с пропове́дати и глаго́лати: пока́йтеся, прибли́жи бо ся Ца́рствие Небе́сное (Мф. 4, 17). Это был призыв к строгому и искреннему самоосуждению и признанию тяжкой вины нарушения заповедей Божиих. Призыв к покаянию был обращен Христом к людям, безмерно удалившимся от Бога, от Его правды и вечной жизни, чтобы напомнить им о возможности примирения и соединения с Богом, о возможности обрести Царство Небесное — Царство правды, святости, мира и духовной радости. Это Царство Господь открывал людям через веру, покаяние и крещение, через удаление от греховных пристрастий, горячую молитву и любовь к Богу и ближним. Путь в Царство Божие лежит через непрестанное устремление горе́, то есть через восхождение от греха к добродетели, от земли на Небо, от тления к нетлению, от смерти к безсмертию, от жизни временной к жизни вечной.

Человеку, уклонившемуся от Бога, была дана возможность к оправданию через покаяние, через ненависть ко греху и всякой страсти. Соблюдая заповедь Божию о покаянии, мы выражаем этим свою любовь к Богу, Который говорит, что любовь проявляется в исполнении Его заповедей. Через покаяние всеблагой и любвеобильный Бог вселяется в сердца наши и ведет нас в Свои небесные чертоги, ибо Он возвестил: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

Спаситель наш Исус Христос везде и во всякое время ищет возможности спасения грешников. Дорогою ценой куплено это спасение (1 Кор. 7, 23). Спаситель всегда ждет нашего обращения к Нему, чтобы вселиться в сердце, в душу, если у нас есть желание и готовность раскаяться. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Весьма близок к нам Господь, всегда  с нами рядом, и в двери наши стучится, к кающимся входит и приносит Свои чистые и животворящие дары правды, мира и блаженства духовного. Но если к нам так близок Христос и всегда готов нас принять, то не будем ли мы неблагодарны к Нему, осуждены и безответны перед Ним, если удалимся от Него и станем в нашей жизни не Его друзьями и учениками, а лишь противниками или дерзким отрицателями. Об этом противлении воле Бога говорит апостол Павел: Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (Евр. 10, 26).

Покаяние — единственный путь, которым можно избегнуть гнева будущего суда и терзаний вечных мук. Бог всех людей призывает к покаянию, ибовсе́м челове́ком хо́щет спасти́ся (1 Тим. 2, 4), но и человек должен стремиться к покаянию и спасению. «Спасение должно исходить от нас и от Бога», — говорит святитель Григорий Богослов. О помощи Божественной благодати в деле спасения говорит и свт. Иоанн Златоуст: «Благодать, хотя она и благодать, но спасает только желающих спастись через покаяние». Раскаянию в грехах порой препятствует чувство ложного стыда, которое необходимо преодолеть. Поэтому Златоуст продолжает: «Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедоваться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то всё будет исповедано там — перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? В греховном деле мы отважны и безстыдны, а когда должны исповедоваться, то стыдимся и медлим». И далее поясняет: «Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию стыд».

Даруя спасительную благодать, Бог взирает на нашу волю – к чему она направлена. Воля наша может быть опутана долговременной привычкой ко греху, которая все больше и больше удаляет нас от покаяния. Тогда Бог, Который нас долго искал и стучался в наше сердце, может отдалиться от нас, и уже мы будем искать его и не находить, поскольку не принимающим Его Он сказал: Взы́щете Мене́ и не обря́щете (Ин. 7, 34).

Если мы покаялись и устремились душою горе́, к христианской добродетели и совершенству, то надо идти и не оборачиваться назад, ибо есть опасность, что зло и грех вновь уловят нас. Спаситель предупреждает: Не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасая спасай свою душу, не озирайся вспять… в горе спасайся, чтобы тебе не погибнуть. (Быт. 19, 17). То есть убегай поскорее от своего греховного прошлого, не теряй времени, а более всего, не оборачивайся назад, чтобы тебя не постигла горькая участь жены Лота, которая не последовала Божьему указанию безвозвратно покинуть гнусный грех содомских пределов, сжигаемых небесным огнем. Она оглянулась и стала соляным столпом: Озре́ся жена́ его́ вспя́ть, и бы́сть столп слан (Быт. 19, 26). Это библейское событие имеет глубокий иносказательный смысл и заповедует нам убегать от греха по пути заповедей Божиих и не возвращаться ко злу в безпечности и нерадении о спасении, а противиться ему всей силой своей воли, чтобы не остаться в нем навсегда.

Слово «покаяние» — это перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «перемена ума, образа мыслей». Покаяние не просто осуждение совершаемых грехов, но вступление на путь принесения «достойных плодов покаяния», то есть путь благих перемен, на котором мы можем загладить прежние грехи. Преподобный Симеон Новый Богослов называет покаяние «вторым крещением», обращением нашего ума к Богу, которое поставляет нас перед правдой Божией, перед Его судом и милосердием.

В покаянии Господь видит движение сердца и ума к очищению, и порой достаточно немногих искренних покаянных слов, чтобы быть Им оправданным, как был прощен мыта́рь, ударявший себя в грудь и говоривший: Бо́же, ми́лостив бу́ди мне, гре́шному (Лк. 18, 13), или как благоразумный разбойник, сказавший на кресте: Помяни́ мя, Ѓосподи, егда́ прии́деши во Ца́рствии си (Лк. 23, 42).

Условием полного прощения грехов при покаянии является чистосердечность и искренность исповеди, решимость начать новую жизнь; и если на исповеди человек сознательно не утаивает свои грехи, то Господь, видя это, прощает ему многие грехи. Слово «исповедаться» означает «из себя поведать» о грехах. Поэтому преподобный Ефрем Сирин пишет: «Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их; но Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения».

Наше покаяние — это возможность еще до Страшного Суда представить пребывание на нём, осудить самих себя до того, как мы будем осуждены Богом, Которого мы оскорбляем своими грехами. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом: «Когда согрешишь, стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога твоего, столь любящего тебя и так заботящегося о твоем спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть».

Мы должны иметь твердое желание удалиться от грехов, понимая, что не всегда можно быстро избавиться от них, и что иногда требуются годы, чтобы перебороть греховную наклонность, изжить пагубную привычку. Человек может жить в духовной слепоте и не замечать своих грехов; такому человеку надо молиться словами преподобного Ефрема Сирина: «Го́споди, даждь ми зре́ти моя́ согреше́ния». На трудном пути покаяния и спасения мы можем укрепляться примерами покаянной жизни святых: апостола Павла, чрез покаяние из гонителя христиан сделавшегося апостолом, или преподобной Ма́рии Египетской, через покаяние из блудницы ставшей святой женой. Нет предела совершенству, нет предела человеколюбию Божию, Который нас призывает: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Братие и сестры! Будем с твердой решимостью исправлять свою жизнь и стремиться войти в Царство Божие через дверь покаяния, внимая призыву Господа, Который есть Бог кающихся: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Богу нашему слава, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь!

Поделиться: