Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 27 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 27 по Пятидесятнице

Лк. зач. 71, гл. 13, 10–17

Дорогие братие и сестры!

Земная жизнь наша есть духовная брань с невидимыми духами злобы и с похотями своей плоти. Враг рода человеческого, диавол, борется с нами оружием страстей. Христиане имеют свое оружие — это есть слово Божие, молитва и пост. Это христианское оружие против козней диавольских и восстания нашей плоти со страстьми и похотьми описывает апостол в словах, ныне слышанных нами за Божественной литургией: Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати против козней диявольских, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 11). И далее апостол указывает на оружие христианина — это истина и правда Божия, это мир и смирение, это вера и глагол Божий. И, конечно, весьма грозное оружие против бесов — это молитва, без которой наше сопротивление врагу безполезно, так как в молитве мы призываем Бога как Помощника и Заступника в духовной брани. Во всяком искушении от врага нашего и супостата диавола мы должны всей душой обращаться ко Христу с просьбой: «Господи, помози мне, грешному!»

Наш враг, диавол, постоянно воздействует на плоть страстьми, хочет побудить ее превозноситься над духом, пресыщаться и нежиться, услаждаться блудной похотью и пьянством. Но христианин должен смирять свою плоть постом, нищетою, терпением, христианской любовью. Дни поста, которые мы проходим в молитве и воздержании, являются подвигом христианина, нашей победой над самими собой, над греховными помыслами и привычками. Духи злобы властвуют над душами тех, кто забывает Господа, что проявляется в неверии или маловерии, в отчуждении от Церкви. Как часто наши близкие, забыв о жизни духовной, обретаются, как в гробах, в обществе развращенных людей и стремятся к нечестивым развлечениям и порокам, попранию всех законов Божиих и человеческих, расторжению всех священных уз: духовных, нравственных и семейных, — глумлению над святостью и святынями. Да, диавол утверждает в современном мире свое тёмное царство, связал человека цепями греха, но Господь наш Исус Христос, по любви своей ко Святой Церкви и чадам ее, не оставляет безпомощными Своих учеников, уповающих на Его заступление, исцеляет Своим могучим словом страждущих от нечистых духов и душевных недугов, подобно тому как Он исцелил от недуга согбенную женщину, связанную сатаной, как это повествуется в Евангелии, читаемом сегодня за Божественной литургией.

В одну из суббот, во время пребывания своего в Галилее, Господь наш Исус Христос вошел в одну из иудейских синагог и начал учить народ. Здесь была некая женщина, одержимая недугом от нечистого духа, которая в продолжение восемнадцати лет была сгорблена и не могла распрямиться. Господь увидел ее и сказал этой несчастной женщине: «Ты освобождаешься от недуга», после чего возложил на нее свои руки, и она тотчас выпрямилась и начала славить Бога. Но начальник иудейской синагоги, который должен бы радоваться такому благодеянию Спасителя, так как на нём лежала обязанность молиться о благополучии своей паствы, вознегодовал сатанинской злобой против Христа. Начальник синагоги обратился к народу и сказал: «По заповеди Моисея надо шесть дней делать, в эти дни и приходите исцеляться, а не в день субботний». Но Господь сказал ему: Лицемер! всякий из вас не отвязывает ли в субботу своего осла или вола от ясель и не ведет ли их напоить? А эту дочь Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не следовало ли исцелить в субботу? Начальник синагоги был постыжен обличением, так как, конечно, не мог противиться справедливости слов Христа, а народ возрадовался о всех чудесах, которые сотворил Исус.

Прямое обличение Господом иудейского старейшины дает нам урок говорить правду открыто и обличать ложь, когда она прикрывается видом законности и различными хитростями. По призыву апостола: Друг ко другу искренни бывайте — мы, христиане, как братия между собой, должны искренне, без осуждения, указывать друг другу на недостатки, чтобы исправить их. Но часто мы лицемерно обманываем друг друга — одно думаем, другое говорим, третье делаем; не решаемся открыто обличать ложь и неправду, боясь нарушить свое спокойствие, нажить врагов. И как должны быть дороги для нас друзья, не скрывающие правды и с любовью говорящие её, хотя бы она и не нравилась нам! Будем помнить изречение премудрого Соло́мона: Правда возвышает (Притч. 14, 24). Посему и нам, братие, надлежит всегда говорить правду и истину ближним нашим и без смущения принимать ее.

Женщина, которую исцелил Господь даже без её просьбы, была восемнадцать лет одержима мучительным недугом. То обстоятельство, что Господь по Своему милосердию исцелил её, показывает, что испытания, посланные ей, она переносила долго со смирением и терпением. Так и мы, если Господь посылает некий телесный недуг, должны принимать его как особый промысел Божий, который временной болезнью исправляет и исцеляет нашу душу. Мы же часто в телесной болезни сетуем на Бога, завидуем здоровью ближних, теряем терпение и надежду. Так что евангельский пример да послужит нам образцом для терпеливого перенесения посылаемых нам кратковременных бед и скорбей в сей скоротечной жизни.

Исцеление Спасителем женщины — один из многих примеров подобных исцелений именно в субботний день, то есть в день, когда по израильскому закону человеку не полагалось совершать никаких дел. Господь показал, что в Его очах дела милосердия важнее соблюдения закона о субботнем покое и что ради дел благотворения этот покой может прерываться. Так, он ранее был нарушен Христом исцелением сухорукого в субботу, одобрением срывания колосьев голодными учениками, которых Он защитил и оправдал, указывая обличителям фарисеям на ложное понимание закона Божия. В подтверждение этому Он привел пример из ветхозаветной истории о том, как пророк Давыд, мучимый голодом, ел хлебы предложения, которые по закону могли есть только священники. Сострадательная любовь к немощным и голодным ставится Господом выше обрядовых обычаев, поскольку, по словам Христа: Не человек создан для субботы, а суббота дана человеку для его пользы.

Субботний отдых был установлен в Ветхом Завете в память о том, что Господь по сотворении мира почил от Своих дел. День субботний, то есть седьмой день, был днем, когда по закону полагался отдых от трудов, чтобы восстановить жизненные силы. Такое же установление в законе было и о земле: седьмой год был годом отдыха, когда после шести лет плодоношения земля отдыхала от вспашки, чтобы набрать новые жизненные силы. Седьмой день, то есть субботний, в Ветхом Завете был определен как особый день: День же седьмой, суббота, Господу Богу Твоему, — так повелевает четвёртая заповедь Моисея. Но в Ветхом Завете были исключения, относящиеся к отдыху седьмого дня, в том числе в субботу разрешалось отвязывать своего осла или вола и вести на водопой — об этом и упоминает Христос.

В чудотворении Христа в субботу есть глубокий символический смысл. Когда Бог почил от всех Своих дел, Он не оставил сотворенную Им землю на произвол судьбы. Проявляя заботу и любовь к Своему творению, Он поручил человеку заботу о земле. По словам святого Максима исповедника, человек как существо, принадлежащее по телу к земному миру, а по душе — к духовному, созданному по образу и подобию Божию, был призван Создателем, чтобы соединить небо и землю так, чтобы земля через его деятельность стала вместилищем Божественного присутствия. Но человек не исполнил своего призвания. Он изменил Богу, и через это человек и вся земля были преданы под власть темных сил зла. И когда в мир пришел Христос — Бог и единственный безгрешный Человек, Он стал центром истории, тем Путеводителем, Который должен соединить небо и землю. Поэтому столько чудес совершается Им именно в субботний день. Этими чудесами Христос восстанавливает подлинный порядок истории, призывая нас, Его учеников, отвергнуться от греха и зла, то есть перестать быть падшей тварью, и принять на себя заповеданный человеку Богом духовный труд — преображение земного мира в небесный, начиная с устроения Царства Небесного в своей душе.

Господь исцеляет человеческий род от греха, от тех пут и цепей, которыми враг рода человеческого порой сковывает нашу душу как сгорбленную женщину, пригибает ее к земле, так что мы видим только то, что у наших ног и не можем увидеть неба и лица Господа, стоящего рядом.

Господь совершил это исцеление в субботу. Ныне мы, христиане, по закону святой Церкви, почитаем вместо субботы первый день недели — воскресение, потому что в этот день Господь наш Исус Христос воскрес из мертвых. Все воскресные дни должны быть посвящены Богу, в них надлежит делать только то, что служит славе Божией и ведет ко спасению. В воскресный праздничный день нам, христианам, подобает удаляться от мирских попечений, посещать храм Божий. Воскресный день, проведенный по заповеди Божией в благочестии, дает большие приобретения душе и телу. Заповедь Божия – закон о покое в праздничные дни укрепляет наше душевное и телесное здравие, исцеляет от гибельного пристрастия к земному. И, напротив, нарушение закона о воскресном покое неизбежно наказывается. Труд в праздничные дни без крайней необходимости или ради обогащения обычно не имеет успеха, а приобретения не идут впрок. Исцелением согбенной женщины в субботу Господь показал, что не только не запрещается, но даже уместно творить добрые дела в день отдыха для нуждающихся в помощи.

Помни день суботныи, еже святити его — этими словами Священное Писание призывает нас освящать праздничные и воскресные дни, то есть проводить их свято, в добрых и благочестивых занятиях. Для исполнения этой заповеди надо не только посещать в этот день церковь и читать душеполезные книги, но и надлежит заниматься делами христианского милосердия и благотворения — посещать больных, несчастных и одиноких, нуждающихся в помощи и утешении. И если в праздничные дни мы будем служить Господу и ближним, то Господь не отступит от нас и поможет нам во всех делах, которые пойдут более успешно. Но мы, братие, должны остерегаться в воскресные дни совершать те дела, которые оскорбляют Господа, — во всякое время грешно браниться, упиваться вином, безчинно развлекаться и т.д., но несравненно хуже совершать подобные грехи в божественные праздники.

Праздники — это дни покоя, который необходим душе нашей, чтобы ей легче было приблизиться к Богу в молитве и богомыслии. Это может совершаться безпрепятственно только тогда, когда душа наша освободится от житейской суеты и забот. Обычная работа в праздники, как незаконная и не благословленная от Бога, никогда не может быть успешна. Напротив, она в дальнейшем вносит расстройство и повреждение в те дела, которые мы делаем в будничное время. Этим Господь наказывает нарушителей праздничного покоя.

Пренебрежение одной заповедью Божией ведет к пренебрежению всем законом Божиим, всей верой христианской. Вспомним, что преступление одной лишь заповеди в раю нашими прародителями погубило весь род человеческий. Так что пренебрежение, или, лучше сказать, поругание заповеди Божией о святости дня Господня, может привести нас к погибели души. Пренебрежением заповедей Божиих хулится Христово имя в поругание и посмеяние неверным, поносится вера и Святая Церковь.

Исполним, братие, требование Господа — посвятить Ему праздничное время. Церковный день почитается с вечера: и бысть вечер, и бысть утродень един (Быт. 1, 5) Предвоскресный вечер также почитается свободным от всех будничных занятий и дел. Святая Церковь начинает всякое торжество свое с вечера предпраздничного дня, призывая христиан на молитву и богослужение, которое в предпраздничные дни совершается более торжественно, нежели в обычные дни.

Но в наше злосчастное время приходит в совершенное забвение заповедь Божия о посвящении седьмого дня исключительно Богу. Люди, которые называют себя христианами, теряют всякое благоговение и страх Божий и вместо того, чтобы в предпраздничный вечер пребывать в храме Божием, предаются грубым развлечениям, играм и пьянству, многочасовому смотрению телевизора, что, в свою очередь, питает страстьми душу и возбуждает пороки. Может ли быть худшее употребление священного времени, если в течение него вместо прославления и благодарения только оскорбляется Господь? Мы часто пренебрегаем священным для христиан временем, когда совершается величайшее чудо любви и милосердия к нам, грешным людям, Божественная литургия — высочайшее таинство нашей веры. Такие священные часы мы порой отдаем забавам и плотским удовольствиям, тем самым подменяем величайшее торжество победы Господа нашего Исуса Христа над диаволом торжеством диавола над нами, предаем искупительную крестную Жертву Сына Божия, попираем наши обещания, данные Господу во Святом Крещении. Как часто мы употребляем драгоценное время, которое Бог дает нам для спасения наших душ, на развлечение и забавы, вместо благоговейного пребывания в постоянной молитве, во псалмех и пениях и песнех духовных (Еф. 5, 19), как заповедует нам апостол, чтобы преисполнять наше сердце чистотой, святостью и радостью о Господе.

Думаю, братие, что слова мои мало изменят крепко укоренившиеся нехристианские обычаи мира сего, так как не слышат эти слова те, кто не сочли для себя нужным прийти сегодня в храм за Божественную литургию. Но меня утешает мысль, что если те слова, которые вы слышите, предохранят от соблазна нарушения заповеди Божией хотя бы одну единственную душу, искупленную Кровию Христовою — то она станет безценным плодом для Царства Божия.

Дай Бог, чтобы слушающие эту проповедь приняли эти слова благим и добрым сердцем, отвратились от языческих удовольствий и бесовских соблазнов и всегда в дни Божественных праздников пребывали в храме Божием, в благоговении вознося Господу молитвы покаяния и благодарения, прося вместе с пророком Давыдом единственное, что потребно нашей безсмертной душе: Еже жити ми в дому Господни, и вся дни живота моего зрети ми красоту Господню и посещати Церковь святую Его (Пс. 26). Богу нашему слава, ныне, и присно, и во́ веки веко́м, аминь!