Главная Митрополит Проповеди Проповедь на Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии

Лк. зач. 54, гл. 10, 38–42, гл. 11, 27–28.

И по смерти жива, спасаеши присно,
Богородице, Тя величающия.
Ирмос 9-й песни

Дорогие братие и сестры!

Святая Церковь празднует ныне Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, честнейшей херувим и славнейшей серафим.

В своем Успении Она уснула сном земным, но, как Она была живой — Ма́ти су́щи Живота́, так и преставилась Она в вечную жизнь, оставаясь живой и по исходе из земной временной жизни. «Смерть Её была жизненосной, преставляющей в Небесную и безсмертную жизнь, — пишет св. Григорий Палама, — и памятование этой смерти является радостным праздником и всемирным торжеством». Она жива душой, вознесшейся к престолу Её Божественного Сына, жива и телом Своим, которым Она предстоит теперь в Царствии Небесном, день и ночь молясь за весь род человеческий. Матерь Божия, вознесенная во славу Небесную, сделалась могущественной и неусыпной Помощницей и Заступницей за всех христиан на земле. Поистине Она явилась Престолом благодати, в Неё вселился Всевышний Бог Христос, и во утробе Её Он был как на престоле славы Своей.

Похвала, которая Ей подобает, выше всяческих слов, сама память о Ней освящает памятующих, само стремление к Ней делает ум озарённым, возносит его к Божественной высоте. Для рода человеческого Она является началом всякой красоты и святости. Она Путеводительница нашей души и разума, приводящая к Божественной Истине. С каким изумлением и благоговением воспевает Её святая Церковь, славят все Силы Небесные! С благодарностью и трепетом приступим к образу Её как Живоносному источнику, текущему в жизнь вечную, радуясь Её Божественной славе.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы всегда был особо почитаем на Руси, во многих храмах празднуют его как престольный. Русский народ давно убедился, что молитвы ко Пресвятой Богородице способствуют спасению души, избавляют от бед, напастей и нашествия иноплеменников. Уповая на Её милосердие, будем просить Ее быть Поручницей о прощении наших грехов,  мно́го бо мо́жет моли́тва Ма́терня на умоле́ние Влады́ки, поскольку Она будет нашей Заступницей и Ходатаицей к Своему Божественному Сыну и нашей последней надеждой на Страшном Суде. По Её святым молитвам мы можем получить милость Спасителя и войти в Царство Небесное, поэтому мы ко всем святым обращаемся: Молите Бога о нас – а к Богородице: Спаси нас!

Святитель Григорий Палама в проповеди «На всечестно́е Успение Богородицы» пишет: «Она так преуспела во всём, что, став безсмертной после смерти, единственная пребывает с телом вместе с Сыном и Богом и изливает оттуда на почитающих Её изобильную благодать, тем самым да́руя им способность воcходить к Ней. Она к превосходящим дарам присовокупила более усиленное чувство милосердия, никогда не прекращала обильной милости к нам и богатой щедрости».

Высокоторжественный праздник Успения Пресвятой Богородицы вызывает в памяти христиан светлые воспоминания о преставлении Её от земной жизни к Небесной. После Вознесения на небо Исуса Христа Пресвятая Дева осталась, согласно завещанию Сына, на попечении святого апостола Иоанна и постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы. За три дня до упокоения Пресвятая Богородица получила весть от архангела Гавриила о Своём отшествии из здешнего мира. С радостью приняла Дева эту весть, ибо знала, что призывается к безсмертной жизни, вечному блаженству и созерцанию Своего возлюбленного Сына. Ко дню Успения Пресвятой Богородицы апостолы чудесным образом на облаках были собраны Духом Святым из разных стран земли в Иеросалим. Приготовляя Себя к отшествию в горний мир, Пресвятая Дева повелела раздать Свои немногие ризы вдовицам и девам и завещала, чтобы Пречистое тело Её было погребено близ Иеросалима в Гефсиманском саду, близ места упокоения Её праведных родителей Иоакима и Анны и святого Иосифа Обручника. Всех собравшихся у Её одра и с рыданием взиравших на Её отшествие Она ободряла и укрепляла словами любви и утешения, с радостью говоря: Отхожу к Богу и Сыну Моему, – обещав при этом по отшествии Своем не оставлять христиан в сиротстве, но о всех молиться и заботиться и помогать всем, кто в нуждах и печалях будет призывать Её в молитвах. Приготовившись ко Своему исходу, Пречистая Богородица всех благословила, чая Свое скорое отшествие. Вдруг необычный свет озарил дом, и Сам Царь Славы Господь Исус Христос с сонмом Небесных Сил явился к одру Своей Пречистой Матери и принял Её пренепорочную душу в Свои руки. Торжественно провожаемая пением ангелов, душа Пресвятой Богородицы была вознесена в Небесные обители, несомая руками Её Божественного Сына.

Пречистое тело Богоматери, освященное добро́тою Божества, сияло славою Божественного девства, разливая вокруг дивное благоухание. С благоговением и трепетом святые апостолы приступили к погребению пречистого тела Богородицы. Под священное пение они отнесли одр с телом Богородицы к месту погребения. Во время сего торжественного шествия иудейские начальники хотели помешать процессии, подговорив злых и дерзких людей опрокинуть одр, на котором возлежало Пречистое тело, но, как только кощунники приблизились ко гробу, светоносное облако окружило шествие, нападавшие были ослеплены и рассеяны силой Божией; а один иудей, который осмелился схватить одр своими руками, тотчас их лишился — внезапно небесным судом отсечены были дерзкие руки. Пораженные этим неожиданным чудом дерзостные иудеи раскаялись и по молитве святых апостол получили исцеление. Некоторые из них впоследствии уверовали во Христа и крестились.

Когда же, по Божественному промыслу, один из апостолов, Фома, не присутствовавший при погребении, прибыл на третий день в Иеросалим, то был весьма огорчён, что не удостоился получить благословение от Матери Господа и участвовать в Ее погребении. Святые апостолы из сердечной жалости к Фоме решились отвалить камень гроба, чтобы он поклонился телу Богородицы. Но когда они отвалили гробовой камень, то увидели с изумлением, что тела Пречистой Богородицы уже там не было, а лежали только погребальные пелены, от которых разливалось чудное благоухание. Тело Матери жизни, побеждая естества уставы, не претерпело тления, а было вознесено на Небо, как скиния вечной жизни, к Престолу Её Божественного Сына.

В тот же день верующие были утешены явлением Богородицы, Которая, стоя на воздухе в сиянии неизреченной славы, сказала: Радуйтесь! Я всегда буду вашей Молитвенницей перед Богом. Таким образом святые апостолы, а с ними и все христиане были уверены, что Матерь Божия воскрешена Своим Божественным Сыном, в третий день по Успении взята со Своим телом на небо и ныне пребывает в лучах невыразимой славы одесную Сына. Как воспевает псалмопевец Давыд: Предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́ (Пс. 44.) Она Сама воспела Божественное благодеяние Своего Сына: Сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1, 49). Ныне Пресвятая Богородица ходатайствует за род человеческий, Её воспевающий: И по сме́рти жива́, спаса́еши при́сно Богоро́дицу Тя́ велича́ющия (Ирм. 9-й песни).

Успение Богоматери возвещает нам, что телесная смерть не есть уничтожение нашего бытия: для праведников это только переход от земли на Небо, от тления к вечному безсмертию. Земная жизнь — начало нашей безконечной жизни и необходимое средство к приобретению вечного блаженства. Весьма утешительна для нас, братие и сестры, земная кончина Божией Матери, в ней мы ясно видим безсмертие души после кончины тела.

Душа наша, созданная Господом по Божественной Его любви, всегда тянется к Своему Творцу, к свету этой любви, потому что с младенчества носит в себе память об Отечестве Небесном, откуда вышла. И даже в душах людей, еще не уверовавших в Господа, всё же по Божественной природе есть тяготение к Горнему Миру, что́ проявляется в голосе совести, духовной жажде, стремлении к высокому и чистому. Но Господь ждёт от нас не одной тяги к чему-то светлому, а ищет добровольного, сознательного соединения с Ним, приобщения к Нему через исполнение заповедей Божиих и через Церковные Таинства. Для этого Он посылает нам Свою Божественную благодать. Но если человек, презревая дары благодати Святаго Духа, не желает трудиться для очищения от грехов и приумножать данные ему таланты во славу Божию, то он далёк от Бога и душу его ждёт вечная му́ка, поскольку вечное блаженство заключается только в единении с Богом, в слиянии своей воли с Божественной.

Преподобный Исаия говорит: «Душа, уклонившись от своего непорочного естества, обратившись к действиям, противным естеству, — умирает». Без стремления к Богу душа умирает. А что есть смерть души? Поскольку жизнь души подаётся от Источника жизни — Бога, то, отсекая себя от этого питающего Источника, душа теряет способность с Ним соединяться. Бывает, человек жив физически, но окружающие говорят: это совершенно бездушный, или безсердечный, человек. То есть душа у человека есть, ибо она безсмертна, но она безжизненна, лишена живительного Духа Божия. Блаженный Августин говорит: «Хотя человеческая душа поистине называется безсмертной, и она имеет своего рода смерть. Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог». Попрание в себе благодатного действия Святаго Духа — непростительное преступление. Мы можем ранить свою душу самым тяжким грехом, но всегда есть возможность получить исцеление через покаяние, поскольку по слову псалмопевца Давыда бли́з Госпо́дь сокруше́нных се́рдцем (Пс. 33). Отвержение же человеком действия Святаго Духа, голоса совести есть не что иное, как хула на Святаго Духа, а это непростительный грех. Душа такого человека умирает не потому, что Господь не хочет или не способен прощать, а потому что тот уже не способен принять прощение, ибо им отвергнут единственный Целитель и Спаситель. Тогда начинается небытие этой «мёртвой» души, от чего да избавит нас Господь.

Успение Пресвятой Девы Марии показывает нам, что смерть для благочестивого христианина — не предмет страха и отчаяния, а величайшая радость и светлая надежда, ибо смерть праведника есть только успение, за которым следует блаженная жизнь на Небе. Смерть христианина есть начало вечной жизни, дарующей покой и освобождение души из плена болезненного и тленного тела. Для верующего гроб не зияет ужасом небытия, и, видя смерть близких, мы не должны убиваться горем, как не иму́щии упова́ния, по слову апостола, а подобает нам пребывать в надежде на дарование нам вечных благ по окончании земного бытия.

Радостная встреча своей кончины возможна при условии, что мы постоянно помним о смерти, которая может постигнуть нас во всякий день и час, заранее приготовляем свою душу к вечной загробной жизни, зорко следим за своим поведением, сокрушаем земных идолов страстей своего сердца, то есть постоянно умираем для греха.

Святые мужи, достигшие высокой степени праведности, свидетельствуют о великой пользе постоянной памяти о смерти. Так, преподобный Иоанн Лествичник говорит, что память смертная нам необходима, как хлеб. В житиях святых есть несколько примеров пробуждения от смертного сна и приобретения этим благой памяти о смерти. Эти люди затем предавались столь строгой подвижнической жизни, что удивляли всех. Преподобный Афанасий Печерский, восставший из гроба после смерти на третий день, на вопрос братии о загробной жизни только отвечал с плачем: «Кайтесь каждый час и молитесь, и больше не спрашивайте меня ни о чем», — затем затворился в пещере, где и провел в подвигах благочестия еще двенадцать лет. «Кто стяжал память о смерти, тот никогда не может согрешить», — говорят святые отцы, ибо эта память может нас спасти от гибельного греховного усыпления и дать возможность без смущения и страха встретить свою кончину.

Также от страха смерти освобождает нас очищенная покаянием совесть. Человек с чистой совестью, стоя на краю вечности, может сказать с праведным старцем Симеоном: Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́ с ми́ром. Благочестивый христианин, предав всё свое существо и волю милосердому и праведному Богу, приготовив свою душу к смерти таинствами Покаяния и святаго Причастия Тела и Крови Христовой, уже не малодушно и робко встречает смерть, но с твёрдою верой и непоколебимою надеждой ожидает её как зарю будущей блаженной жизни.

Страх смерти побеждается верой в безсмертие души. Тело по отходе из земной жизни возвраща́ется в пе́рсть земную, а дух возвратится к Богу, И́же даде́ его́ (Еккл. 12, 7). Могучее оружие против страха смерти – непоколебимая вера в то, что безсмертная наша душа некогда соединится со своим воскресшим и преображенным телом для вечной жизни. Эта живая вера укрепляла сонмы мучеников, несмотря на ужасные истязания, которым они подвергались. Их пламенная вера да укрепит нас и будет побуждать не бояться смерти, а встречать её, помня слова Спасителя: Ве́руяи в Мя́, а́ще и у́мрет, оживе́т (Ин. 11, 25).

Христос, победивший смерть Своей крестной смертью, являет нам Свою Божественную силу, вселяет в нас уверенность, что и по смерти мы будем живы душами своими, а по воскресении тел будем живы во́ веки веко́м, ибо Бо́г не́сть ме́ртвых, но живы́х: вси́ Тому́ жи́ви су́ть (Лк. 20, 38). Пренепорочная Матерь Божия, подобно Сыну и Богу Своему, и по смерти жива не только душой, но и телом. Она Заступница наша, всегда с нами, только бы мы были с Нею, то есть несомненно веровали в Её близость к нам, наполняли Ее сердце радостью, что не напрасна крестная смерть Её Сына, подающего нам прощение грехов и ведущего нас ко спасению через покаяние и исполнение заповедей Божиих.

Сама же Пресвятая Богородица оставила нам только одну заповедь и один дивный пример. Её заповедь — те слова, которыми Она повелела слугам в Кане Галилейской: Что́ скажет Он вам, то́ сделайте (Ин. 2, 5). Слуги тогда исполнили эту заповедь, и вода стала добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас – помните и исполняйте слово Христово, и тогда земное и тленное станет небесным, вечным и преображенным.

Она оставила нам пример, о котором повествуется в Евангелии: каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Богородица складывала в Своем сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было. Станем учиться у Неё слушать и хранить каждое слово Спасителя, отзываться на него так, как будто оно сказано нам лично. И если так будем слушать и жить, то и над нами исполнится то, что Елисаветь при встрече сказала Божией Матери: Блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45). Да будет Матерь Божия нам примером исполнения заповедей Христовых, потому что, исполняя их, мы в истине поклонимся Господу нашему Исусу Христу.

Потому будем просить Царицу Небесную, чтобы Она умолила Своего Божественного Сына, дабы Он, презрев, по Своей благости, наши безчисленные прегрешения, обратил наши души к покаянию и очищению, и явил искусными и верными исполнителями Его заповедей.

Братие и сестры! Будем молить нашу Заступницу, чтобы Она всегда была к нам милостива, хранила от всех бед и скорбей, от всяких нужд и печалей, а во время исхода нашей души от тела защитила от бесовских напастей, Своим ходатайством избавила нас от вечной муки и соделала нас наследниками неизреченной славы Своего Сына и Бога, Господа Нашего Исуса Христа, Ему же слава, со Отцем и Пресвятым Духом, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь!