Главная Митрополит Проповеди Проповедь на память святаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня Иоанна

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на память святаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня Иоанна

Дорогие братие и сестры!

Сегодня Святая Церковь почитает память святаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня Иоанна, проповедника покаяния. Много дивного и славного говорится в Евангелии об Иоанне Предотече. Он был пророком, то есть возвещал людям волю Божию, которая состоит в раскаянии и очищении от грехов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное — вот слова гласа Божия, которые изрёк Креститель во иорданской пустыне, призывая к покаянию избранный народ Израиля, всё более удалявшийся от Бога.

Пророки — это люди великого духа, сподобившиеся слышать Самого Бога. Жизненные пути пророков исполнены лишений и скорбей. Пророк Амос говорит, что Бог, призвав пророка к Своему служению, открывает ему Свои тайны (Ам. 3, 7). О пророке Исаии написано, что в видении он узрел Бога, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и вдруг услышал голос Господа, говорящего: Кого Мне послать? И Исаия сказал: Вот я, пошли меня (Ис. 6, 1–8). Бог призывает пророков послужить Ему, вводя их на Свои стези, о которых говорит: Мои мыслине ваши мысли, ни ваши путипути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 8, 9).

И вот среди пророков, которых Бог призвал на пути Свои, среди всех, кто послужил Ему своим жизненным подвигом, есть один, который назван величайшим среди пророков — это Иоанн Креститель. Его жизненный путь величественен и трагичен. В Евангелии от Марка о нем говорится, что он есть гла́с вопию́щаго в пусты́ни (Мк. 1, 3), то есть он голос Божий, Его благовестник, вещающий в пустыне людских душ и сердец, отошедших от Бога Живаго. В Святом Писании о нем также говорится, что он Ангел пустыни, утренняя звезда, предвозвещающая восход дневного светила (Мал. 4, 2). И еще он назван другом Жениха (Ин. 3, 29), поскольку, забывая о себе, служит счастью и величию Другого, храня и защищая Его радость и любовь. В этой Божественной дружбе Иоанн и его ученики делали все, чтобы возросло величие Спасителя, грядущего в мир; поэтому пророк говорит о Христе ученикам: Ему до́лжно расти, а мне умаля́ться (Ин. 3, 30).

Вся жизнь Иоанна была подвигом преданного служения Господу и верности своему призванию пророка, вплоть до мученической кончины, которая прославляется Церковью, ибо честна́ пре́д Господем сме́рть препо́добных Его́ (Пс. 115, 6). Сам Господь наш Исус Христос свидетельствовал о величии жизни Иоанна Крестителя, говоря: из рожде́нных жена́ми не восставал бо́льший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). По величию его подвига, на церковном иконостасе его образ помещают вместе с образом Пресвятой Богородицы у престола Господа Вседержителя, как святых, имеющих великую благодать и дерзновение молить Бога за весь человеческий род.

На другой день после праздника Крещения Господня Святая Церковь установила праздник, названный Собором святаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня Иоанна, в котором прославляется пророк, послуживший при Крещении Спасителя. В честь сего угодника Божия Святая Церковь установила несколько праздников: 23 сентября/6 октября — Зачатие, 24/7 июля — Рожество, 29 августа/11 сентября — Усекновение главы, 24 февраля/9 марта — первое и второе Обре́тение его честной главы; 25 мая/7 июня — третье её Обре́тение.

Пророк Иоанн был сыном праведных родителей: священника иеросалимского Храма Захарии и жены его Елисавети, из рода Ааронова. По материнской линии Иоанн приходился родственником Исусу Христу и родился на шесть месяцев раньше Него. Захария и Елисаветь дожили до старости и не имели детей, о чём весьма скорбели, поскольку в то время это считалось великим несчастьем и позором. Господь внял молитве праведных супругов и послал архангела Гавриила, чтобы тот возвестил Захарии о рождении сына. Вестник Божий сказал, что родившийся будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их (Лк. 1, 15–16). Архангел также предрек, что у родившегося будет дух и сила Илии Пророка, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 17). Захария, услышав от Архангела о чудесном зачатии сына, был удивлен этой вестью и счел её невероятной, за что был наказан немотой до самого рождения сына своего. Иоанн, будучи во чреве матери, приветствовал Спасителя во чреве Матери Его, исполняя Божие определение: И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися (Лк. 1, 76). По разрешении от бремени Елисавети разрешилась и немота Захарии, когда он на доске написал имя сына «Иоанн», что значит «благодать Божия». Сей Божественный отрок стал орудием Божественной Благодати, возрастал и укреплялся Духом Святым и, по милости Божией, избежал смерти среди тысяч младенцев, убиенных царем Иродом в Вифлееме.

Святой Иоанн готовил себя к великому служению Богу, от младенчества живя в пустыне, вдали от шумного мира. Он проводил строгую аскетическую жизнь в посте и молитве, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, перехваченную кожаным поясом, питался диким мёдом и другими скудными плодами пустыни. Так пророк пребывал в пустыне до дня явления своего Израилю (Лк. 1, 80), когда Господь призвал его к служению.

Иоанн крестил крещением покаяния (Деян. 19, 4), и проповедь Иоанна была достойна образа его жизни, потому что в ней он призывал к покаянию и воздержанию. Он говорил о том, что, прежде чем получить внешнее омовение, люди должны были нравственно очиститься. Фарисеев же и саддукеев, приходивших к нему, пророк обличал жестокими словами: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7) — и угрожал им неугасимым огнём, говоря, что Господь: Отреби́т гумно́ Свое́ и собере́т пшени́цу в жи́тницу Свою́, плевелы́ же сожже́т огне́м неугаси́мым (Лк. 3, 17).

Получив откровение о том, что на Иордан пришел креститься Сам Спаситель мира Господь Исус Христос, Иоанн изрёк народу о Нём: Се А́гнец Бо́жии, взе́мляи грехи́ ми́ра (Ин. 1, 29). Святитель Григорий Палама в слове «О всечестно́м Христовом Предотече и Крестителе Иоанне» пишет: «Не только же словом, но и делом он указал Его всем, крестив Его и перстом указав Его всем, и своим ученикам показав, и во всем засвидетельствовал, что Он есть Сын Отчий, Агнец Божий, Жених душ, приходящий к нему, взимающий грехи мира, отъемлющий скверну и вместо сего вносящий и дарующий освящение».

Крестив Исуса, Иоанн исполнил всё, ради чего он был послан в мир, согласно пророчеству: предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1, 76). Иоанн не скорбел о том, что он уже осуществил все предреченное Господом. И чем более умаля́лся великий пророк перед мудростью и силой Христа, тем сильнее возрастал в радости о Женихе Небесном, о Господе Исусе Христе, почитание Которого в народе все более возрастало. Так поступали все святые подвижники, когда Господь давал им силу и славу, они всегда повторяли, что только Божией силой они творят чудеса, и, следуя словам пророка Иоанна: Ему до́лжно расти, а мне умаля́ться (Ин. 3, 30), от всего сердца радовались, когда Господь отводил от них славу и почет.

Иоанн Креститель смиренно уступил Господу нести Благую весть и учить народ, но полностью не прекратил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро и пострадал. В то время Иудеей правил Ирод четвертовластник, сын Ирода-детоубийцы, который в беззакониях превзошел своего отца. Зная об этом, Иоанн не мог молчать, будучи гласом Истины, и укорял царя за грехи, в особенности за Иродиаду, жену Филиппа, брата Ирода, с которой он противозаконно сожительствовал. Конечно, Иоанн знал, что ему грозит верная смерть за обличение царя, но он не мог поступить иначе, когда попирался закон, данный Богом через Моисея, Иоанн, как и пророки, бывшие до него, ревновал о праведной жизни и обличал, невзирая на лица, проявляя верность Тому, Кого он крестил.

Ирод в день своего рождения устроил пир и пригласил много знатных гостей. На этом пиру дочь нечестивой Иродиады плясала перед всеми и этим бесстыдным танцем так угодила распутному Ироду, что царь с клятвой обещал дать девице всё, что она захочет, даже до половины царства. Ирод дал клятву из славолюбия и гордости и в результате опьянения, которое есть добровольное безумие. «Кий мног плод пиянственный — токмо блудня плясовица вертением пляса и угоди Ироду пиянственному» (поучение на Усекновение главы Иоанна Крестителя). Услышав сие предложение безумного царя, «бесстыдная девица поспешила к своей матери и учительнице оных непристойных прыжков и изгибов, — пишет святитель Григорий Палама, — возвестила ей о том, что царь связал себя клятвой, спросила указаний, что ей просить, и получила её наставление… вернулась к царю и, не краснея, выпалила свою просьбу: Хощу, да ми да́си а́бие (тотчас же) на блю́де главу́ Иоа́нна Крести́теля». Ирод опечалился этой просьбой, так как боя́шеся Иоа́нна, ве́дыи его́ му́жа пра́ведна и свя́та (Мк. 6, 20). «Боялся Ирод Иоанна по причине высоты его добродетели, но Бога, от Которого происходит добродетель, не боялся, — пишет святитель Григорий Палама, — боялся его по причине народа, потому что люди считали его пророком… боялся их осуждения, гонясь за их похвалой. Но Иродиада, будучи мудрой на то, чтобы делать зло, от этой боязни освободила его и побудила на убийство», убедив, что из уважения к клятве, а не из ненависти к праведнику и обличителю Иоанну должно было совершиться это убийство.

Приско́рбен же бы́в ца́рь; кля́твы же ра́ди и за возлежа́щих с ни́м не восхоте́ отрещи́ся е́й (Мк. 6, 26) и поэтому, послав в темницу палача, обезглавил Иоанна, и принесена была глава на блюде и дана девице, а та отнесла её своей матери. По преданию, глава Иоанна вновь обличила распутную Иродиаду, и она в гневе проткнула ей булавкой язык. Надругавшись над отсечённой главой, кровожадная блудница приказала бросить её в отхожее место.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело, а благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова, похоронила честну́ю главу в сосуде на горе Елеонской. Впоследствии глава Иоанна Предотечи была несколько раз перезахоронена и обре́тена благочестивыми людьми. Так, повествуется, что некий подвижник, копая ров для основания храма, обрёл это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни, скрыл главу Иоанна в земле, в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого два инока пришли в Иеросалим поклониться Гробу Господню, и им явился Иоанн Предотеча и указал, где закопана его глава. С этого времени Святая Церковь стала праздновать Обре́тение главы Иоанна Предотечи.

За своё злодеяние Ирод получил заслуженное возмездие – его войска вскоре были разбиты, а сам он попал в заточение, где и умер в бесчестии. Мучительная смерть вскоре настигла беспутную Иродиаду и ее дочь-плясунью, которая, по преданию, провалилась в полынью, и ей льдом отсекло голову.

Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас (Рим. 5, 8), — пишет апостол. Жертвовать жизнью — это высшее проявление любви; и эту высшую любовь, повинуясь своему призванию, проявил друг Жениха Иоанн. Мы помним, как Иоанн сказал своим ученикам, что Исусу до́лжно расти, а ему умаляться, но не все ученики поняли эти слова. Тогда Иоанн, уже будучи в темнице, послал своих учеников вопросить у Него: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Мф. 11, 3). Иоанн Златоуст, толкуя это место Евангелия, говорит, что, конечно, не могло быть, чтобы Предотеча сомневался, и если послал Он учеников с таким вопросом к Исусу, то сделал это не для себя, а ради учеников своих, чтобы они признали Господа и сами убедились в том, что Он выше Иоанна. И когда ученики пришли к Исусу и спросили: Ты ли тот?.. (Мф. 11, 3) — то Он, провидя Духом замысел Иоанна, тоже ответил, как бы не для них: Пойдите, скажите Иоанну, что́ слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 4–6). Когда ученики Иоанна ушли, Исус обратился к окружающим, чтобы они, в свою очередь, не соблазнялись об Иоанне Крестителе. Он не стал убеждать их тем, что не мог усомниться тот, кто во чреве матери приветствовал взыгранием своего Господа, не мог поколебаться в своей вере тот, кто проповедовал пришествие Христа и сам крестил Его и при этом видел Духа Святаго и слышал с небес слова о величии Крещаемого. Христос не стал ничего объяснять, Он лишь призвал народ вспомнить облик Крестителя. И затем добавил: Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? (Лк. 7, 24). Господь говорит этим, что никаких колебаний не было в душе Предотечи, а было желание, чтобы ученики его уверовали во Христа, видя чудеса Его, слыша проповедь Его.

Но, вразумив людей относительно Иоанна, Господь предостерегает их от человеческого чрезмерного возвеличивания его, так как народ еще не познал величие Самого Господа. Он говорит, что, хотя из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но Меньший в Царствии Божием больше его (Лк. 7, 28). До того, как Сын Божий Своей крестной жертвой открыл вход в Царство Божие, все люди, даже праведники, по смерти сходили во ад. Иоанн Креститель был усечен до Воскресения Христова и тоже сошел в преисподнюю, благовести́л… во а́де су́щим Бо́га, я́вльшагося пло́тию (тропарь). Пребывал там, благовествуя о пришествии в мир Спасителя, до тех пор, пока Воскресший Господь, разрушив узы ада, не вывел его вместе со всеми праведниками, которые ждали этого с верою и надеждой.

Сегодня Святой Церковью прославляется Иоанн Креститель как ангел и апостол, мученик и пророк, глас Божий и друг Христов. Он имел предельную, непоколебимую веру, которая не требует ни зна́мений, ни свидетельств, ни доказательств, потому что во всей своей жизни слышал в глубине души глас Господень, повелевающий творить дела пророка. Вот почему дух захватывает, когда мы вспоминаем и прославляем подвиг того, кто родился рождением естественным, но возрос, укрепляемый Божией благодатью, до высокого духовного состояния, претерпел всю тяжесть мученического конца и всегда следовал укрепляющему повелению Божию: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13). Святитель Григорий Палама пишет о смерти Иоанна: «Он был послан Господом, чтобы дать познание спасения народу Его и для обличения неверующих, по причине чего он и был обезглавлен… Но святым долженствует, по заповеди Господней, полагать душу свою за добродетель и благочестие: и вот поэтому им более соответствовала насильственная смерть, претерпленная за добро; посему и Господь вкусил такую же смерть… дабы и мы были готовы до смерти противостоять греху».

Братие, почитая память великого проповедника покаяния, будем уподобляться его добродетелям и духовным подвигам, будем стремиться исполнять то, что он нам завещал в своих пламенных проповедях. Они и сейчас грозно гремят против зла и порока, как гремели  дни о́ны на берегах Иордана.

Покайтесь, — призывает пророк. Оставьте худые дела, покажите добрые, сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8) «Как нам сотворить их?» — вопрошает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: «Ты похищал чужое? Теперь отдай своё. Ты оскорбил ближнего? Теперь делай добро тому, кто тебя обижает. Ты предавался объедению и пьянству? Отныне постись, старайся не пить вина, подражая Иоанну, не пившему вина и сикеры (Лк. 1, 15). Ты соблазнился блудом и грешными очами смотрел на телесную добро́ту? Отныне совсем не смотри на неё. Уклонись от зла и сотвори благо. Взыщи мир с Богом и людьми, тем уготовляй путь Господень в твоем сердце; и Он возьмет на Себя твои грехи, Он ждет твоего покаяния, Он А́гнец Бо́жии, взе́мляи грехи́ ми́ра! (Ин. 1, 29)».

Мы живем в благодатное время, поскольку Христос Спаситель дал власть Своим ученикам — апостолам, а через них и последующим епископам и священникам — разрешать от грехов истинно кающихся. Потому будем просить помощи у проповедника покаяния в нелёгком деле противления греховной проказе. «После своего рождения он подвергся преследованию детоубийцы Ирода, желавшего его убить по причине своей ненависти ко Христу, — пишет святитель Григорий Палама, — и на нас после нашего духовного рождения нападает духовный Ирод, и он преследует в нас Христа; посему и мы бежали от мира в места, посвященные Богу… Таким образом, будем убегать от его жестоких копьеносцев и меченосцев, то есть возбудителей страстей, отделяющих человека от Бога. Это та смерть, которая через наши «окна», то есть через органы чувств, входит в нас… через страстные виды и зрелища, многословные и постыдные рассказы и беседы и ранит и причиняет тяжкий вред нашему внутреннему человеку».

Святой пророк Иоанн жил, не имея крыши над головой, будем и мы довольствоваться скромным жилищем. Он довольствовался скудной пищей пустыни, имел только одну одежду, будем и мы, так же как и он, нестяжательны, неприхотливы и терпеливы ко всем лишениям. Избегая греховных чувственных наслаждений, будем хранить душевную и телесную чистоту, скромность и стыдливость. Будем в мире и любви сохранять благословленные Господом семейные отношения, избегать соблазнов и прелюбодеяний, чтобы не уподобиться развратным беззаконникам Ироду и Иродиаде.

Будем, подобно Иоанну Крестителю, стараться жить по Божьему закону, боясь больше суда Божия и своей совести, нежели суда людского, угождая Богу, а не людям. Будем, подобно невинному страдальцу Иоанну Предотече, любить правду и не убоимся, если будет необходимо пострадать за нее. Будем с сокрушением о наших грехах молить проповедника покаяния Иоанна, чтобы он своей молитвой перед Богом помогал нам на пути в Царство Небесное, где да приимет Спаситель наши обновленные покаянием души, ибо Он Бог кающихся! Богу нашему слава, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь!