Мф. зач. 70, гл. 17, 1–9
Дорогие братие и сестры!
Человеку свойственно стремиться к счастью. Однако часто мы не знаем, в чем оно состоит, и ищем его там, где его нет и не может быть. Своим Преображением на Фаворской горе Господь Исус Христос показал, что истинное, непоколебимое и вечное счастье состоит в познании Его славы, в соединении с Его Божественным светом. В этом соединении всё существо человеческое изменяется, преображается, в душе водворяются неизреченный мир и радость, ум просвещается, душа исполняется Божественной благодати и делается богоподобной, и Царство Божие входит в сердце человека.
Святая Церковь ныне празднует святое боголепное Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на горе Фаворской, явившее славу Его Божественного естества. Незадолго до Своих страданий и крестной смерти Господь поведал Своим ученикам, что настанет время, когда приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего воздать каждому по делам его, и присовокупил: Нецыи от зде стоящих… не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческого грядуща во Царствии Своем (Мф. 16, 27), называя Царствием Своим свет Своего Преображения. Событие Преображения Господня произошло на горе Фавор, куда Господь привел Своих ближайших и довереннейших учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Когда они пришли на вершину горы, Христос стал молиться. Пока Он молился, ученики от утомления уснули. Проснувшись же, увидели, что Исус Христос преобразился, воссияв в Своей небесной славе: лицо Его светилось как солнце, а одежда была бела как снег. Апостолы увидели, что ко Христу явились в сиянии славы пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в скором времени. Когда Исус Христос беседовал с Моисеем и Илией, Петр в радости неописуемой воскликнул: Господи! Хорошо нам здесь: сделаем три палатки – одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Когда он это ещё говорил, вдруг светлое облако осенило их, и они услышали голос из облака: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! (Мф. 17, 5). Ученики, услышав этот глас, в страхе упали на землю. Но Исус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: Встаньте и не бойтесь. Встав, они никого не увидели, кроме Исуса в Его обычном облике. Сходя с горы, Исус повелел им: Никому не говорите о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17, 1).
Чудесное Преображение было явлено Господом избранным ученикам для полного уверения их в Его Божественной сущности, в том, что Он есть действительно Спаситель – Мессия. Но Господь запретил ученикам рассказывать о чуде, так как всему еврейскому народу говорить о Преображении было преждевременно, это могло вызвать в нём представления о Мессии как о чудотворце и могущественном земном завоевателе.
Апостолы Петр, Иаков и Иоанн явились не только свидетелями, но и соучастниками великого события Преображения, ибо благодать Божия проникла в их сердца. Об этом свидетельствуют слова апостола Петра: Господи! Хорошо нам здесь быть. Они хотели продлить этот миг чуда, остаться в этом блаженстве полноты благодати и счастья общения с Богом, которое в момент Преображения вселило в их души удивительное чувство мира и покоя. Но Господь не позволил апостолам остаться на горе Фаворской, сказав им: Пойдем отсюда, хотя ученики не хотели возвращаться в дольний мир злобы и коварства, угрожающий страданием и смертью Учителю. Но все же они послушно пошли по слову Христа в долину и застали там горевавших родителей неизлечимо больного ребенка, увидели скорбь отца о том, что ученики Христовы, к которым он обращался, не могли ничем помочь. Помог только Христос, пришедший с Фавора, чтобы поделиться Своим Божественным светом и Своей славой. Христос пришел, чтобы наполнить этот скорбный, темный, осиротелый мир Своей силой и славой, чтобы люди пребывали в общении с живым Богом, который есть Свет, и Радость, и Жизнь.
В кондаке на Преображение мы читаем такие слова: Да егда́ Тя у́зрят распина́ема, стра́сть у́бо разуме́ют во́льную. Господь являет Свою Божественную славу, дабы укрепить в учениках веру в Него как в Сына Божия. Это было необходимо, так как Спасителю предстояло пройти путём унижения и скорби, претерпеть поношения и истязания и, наконец, принять крестную муку и смерть. То есть Преображение Господне совершилось для того, чтобы ученики, когда увидят Христа, страдающего на кресте, не впали в уныние и маловерие от крестного поругания над Христом, а поняли, что страдание Христа – добровольно, утвердились и уверились в Его воскресении. Чудо Преображения было дано апостолам, чтобы в страшные дни страданий Христа они сохранили присутствие духа и веру и поняли, что их Учитель не просто человек из Назарета, а истинный и возлюбленный Сын Божий, Владыка живых и мертвых.
Своим Божественным Преображением Господь показал апостолам, что Он есть Бог и Господь, Отчее сияние и Царь славы. И хотя Он по Своему смирению пребывал в видимом естестве – Человеком, но одновременно был и Богом по естеству. Прежде апостолы видели славу Христову в чудесных делах Его, здесь же, перед избранными учениками, просветилось Его Божественное лицо и явилась Его Божественная слава, насколько они могли вместить, поэтому апостол говорит: И видехом славу Его, славу яко единородного от Отца (Ин. 1, 14). В сиянии этой славы Господь показал, что Бог, Который над всеми есть и слову и мановению Которого все повинуются, добровольно идет на страдания, о которых беседовал с пророками Илией и Моисеем. Только любовь и милосердие к падшим и грешным людям, подвигли Христа на страдания, дабы от этой страсти вольной получил спасение погибающий род человеческий.
Славное Преображение Господа нашего Исуса Христа совершилось в то время, когда душа Его была занята мыслью о страданиях и крестной смерти. Эта беседа Господа с пророками соединяла величайшее прославление Его – Преображение с близким уничижением Его в крестных страданиях. Как из мрачной тучи исходит яркая молния, как из-за туч появляется во всем блеске солнце, так за мыслью Господа о Кресте естественно последовало Преображение Христово. От этого сочетания света и мрака, радости и скорби естественно просветилось лицо Христа, как солнце, когда Он, обрекше Себя на крестную смерть, помышлял о том подвиге послушания Богу Отцу, самоотверженной любви к человечеству, который готовился совершить, явив в Себе любовь и силу Богочеловека. Крестная страсть Христа и Его Преображение близки между собой, поэтому апостол говорит: Исус Христос, будучи Богом… приняв образ раба, соделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, был послушлив даже до смерти и смерти крестной. Посему Его Бог превознес и даровал Ему Имя выше всякого имени (Фил. 2, 6). Незадолго до Преображения Господь сказал: Если кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется себя, и возьмёт крест свой и следует за Мной (Мф. 16, 24). Вот почему, братие и сестры, если мы хотим сподобиться увидеть райский свет Царства Божия, то должны постоянно помнить о безропотном несении креста, которое слагается из тяжелых трудов самоисправления и самосовершенствования через распятие плоти со страстьми и похотьми. Из этих крестных трудов происходят плоды духовные – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Такое твердое несение креста сопровождается благодатным преображением человека, приуготовляя душу его к устроению Царства Божия, которое внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
Преображение Господа нашего Исуса Христа совершилось во время молитвенного единения Его с Небесным Отцом, тогда Божественный свет пролился на тело Исусово, просиял в лице, распространился на пророков Илию и Моисея, объял души апостолов и подвигнул любовь Отца Небесного к торжественному свидетельству: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Вот какова преображающая сила молитвы. Нашему душевному преображению необходима молитва покаяния, которая очистит нашу душу для приятия Божественного света. Этот путь молитвы, путь восхождения на духовную гору мы должны проделать своими усилиями. Господь может помочь, подвести нас к этой горе, указать тропу, подсказать, какие могут встретиться препятствия и опасности на этом пути. И если у нас есть жажда идти к свету, есть жажда истины, то, когда мы пойдем горе, Господь благодатно наполнит душу Божественным светом, лишь бы мы не ленились. Церковь призывает преодолеть приверженность к мирскому, к угождению плоти в расслабленной воле и греховной наклонности. И если мы это преодолеем с Божией помощью, то поднимемся на гору, где нас ждет слава Божия и блаженство, ради которого нас создал Господь. Любящий Бога всегда стремится к Нему, чтобы соединиться с Ним, познать Его славу. И если мы этого не сделаем здесь, живя на земле, если при нашей жизни не познаем Бога, то там, в неземной жизни, мы не сможем соединиться с Господом во всей полноте, не сможем жить Божественной жизнью вечности в сиянии Его славы. И посему нам в печали и в радости нужна, по слову апостола, постоянная молитва, глубокая и сосредоточенная, которая устремит нас к Богу, к свету, к истине и к вечной жизни. Конечно, для этого нам надо собраться, побороть свою рассеянность и лень, вспомнив призыв: Восстаньте, ленивые, да видим славу Бога нашего.
Чтобы человек не возгордился, ему не даётся при жизни видеть Бога, потому радость полноты общения с Богом в Его свете и славе – это награда будущего века.
Однако усердному христианину иногда Господь дает, по Своей милости, почувствовать Божественный свет через особую радость созерцания красоты мира. «Красота, – пишет св. Григорий Палама, – может быть зримой только для очистившегося ума», поскольку она относится к Божественному естеству, когда мы воспринимаем нечто от неё, мы как бы впитываем своим зрением некий Божественный свет. Благодатный свет не есть удел только избранных, он вселяется в христианина в таинстве крещения и с тех пор неотлучно пребывает в нём. Он усиливается по мере христианского совершенствования, в особенности после святого Причастия. В житиях святых можно найти свидетельства проявления этого Божественного света. Так, в житии преподобного Сергия Ра́донежского повествуется, что чудесный Божественный огонь, горевший в преподобном, привлекал к нему всех, кто хотя бы однажды его видел. В житии преподобного повествуется: во время Божественной литургии присутствующие видели, как «огонь упал как бы с неба и ходил по престолу, объемля окрест весь алтарь и окружая преподобного Сергия», а при причастии святых Даров – Божественный огонь как бы свился и вошел внутрь потира, и преподобный причастился им.
Иногда при встрече с человеком думаешь – какой светлый человек! Но бывает, что видишь в лице закосневшего в грехе человека отблеск адского огня, темную бездну. Когда Божественная благодать вселяется в душу человека, он преображается и внешне, лицо его излучает любовь и радость, и все существо его становится светоносным. Божественный свет таинственно подается каждому искренне верующему православному христианину, однако святые отцы предостерегают от попыток искусственно вызывать духовное видение Божественного света, потому что здесь кроется опасность попасть под обольщение гордого дьявола. Христианину достаточно в этой жизни желать узкого пути покаяния, смирения, исправления себя в молитве и посте, а наши временные земные труды Господь обязательно вознаградит вечным дарованием райского блаженного света. Как уверяет Евангелие: Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их (Мф. 13, 43).
В Священном Писании слово «свет» нередко применяется к Богу, и то, что происходит от приближения к Богу, это всегда доброе, живительное, что просвещает наш разум, дает духовное познание, согревает сердце любовью, направляет нашу жизнь к благой цели, а удаляясь от Бога, наша душа погружается во мрак и гибнет. Пророки говорят об общении с Богом: От Тебя – источник жизни, во Свете Твоем мы увидим Свет (Пс. 35); народ, ходящий во тьме, увидит Свет великий, на живущих в стране тени смертной – Свет воссияет (Ис. 9, 2). Сам Христос говорит: Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни… (Ин. 8, 12); доколе свет с вами, веруйте во Свет, да сынами Света будете (Ин. 12, 36). Подобным образом святой Иоанн Богослов чтение Святого Писания и дела любви называет пребыванием во Свете.
Свет есть проявление Божественной сущности Творца, как воспевает пророк: Ты одеваешься светом яко ризою (Пс. 103), а апостол Иаков называет Бога Отцом светов (Иак. 1, 17). Хотя Бог в своей сущности непостижим, но Его воздействие, будучи неотделимым от Него, постижимо людьми, созданными по Его образу и подобию. Для того Сын Божий и стал человеком, чтобы приобщить нас к Своей Божественной природе, обоготворить нас. Святой Григорий Палама объясняет, что способность видеть Божественный свет, который он называет «несотворенной Божественной энергией», подаётся человеку Святым Духом. Он пишет также, что на Фаворской горе «Христос приоткрыл перед апостолами Свое Божественное лицо и показал обитающего в Нём Бога, потому что от вечности Он – Свет». Лицо пророка Моисея некогда просветилось при встрече с Богом на горе Синайской, отражая Божий свет, так что, когда он сошёл с горы, народ не мог терпеть яркость этого света. Господь Исус Христос имел внутри Себя это сияние, которое Он явил апостолам во время молитвы, «дабы научить нас, каким образом будет оно приходить святым людям», – пишет святитель (Омилия 34, 35).
Весьма важны для нашего духовного преображения наши собственные усилия, но они ничтожны без участия в этом Бога, без всесильной Его помощи. Какую пользу принесли бы человеку усилия исправить свое сердце и волю, очиститься от грехов, если бы Сам Господь не очистил избранных людей банею водною (Ефес. 5, 26), если бы не очищал постоянно кровию Христовою совесть нашу от мертвых дел (Евр. 9, 14)? Так Бог является главным источником нашего благодатного преображения, и тот, кто вступает с Ним в живое общение через веру и молитву, преобразуется душевно и телесно. В Преображении нам открыто, что всё сотворенное Богом призвано стать местом вселения Божией благодати и в конце времен воссиять этой славой. И нам, людям, дано не только знать об этом, но и быть сотрудниками Божиими в освящении себя и всего сотворенного Богом. Сегодня мы совершаем освящение плодов, также ранее общей молитвой освящали воду и мёд. Всё это происходит в Церкви как начало чуда Преображения Господня и Богоявления, когда верой преображается и отделяется вещество этого мира от тления и смерти.
Братие и сестры, будучи научены Господом в Божественном Преображении обретать радость и счастье в познании сияния Его славы, очистим ум и душу от греховных скверн, непрестанно взывая к Нему: Да зна́менается на на́с све́т лица́ Твоего́, Го́споди! Отложим, братие, дела тёмные и станем творить дела света, чтобы стать сынами Света. Примкнем к Его славе, насколько возможно подражая Ему, воспевая с пророком: Го́споди, посли́ све́т Тво́й и и́стину Твою́, та́ мя наста́виста и введо́ста мя во святу́ю го́ру Твою́ (Пс. 42)! Богу нашему слава, ныне и при́сно и во́ веки веко́м, аминь!